Конкурс. Конспект образовательного события в старшей группе "Чудо-прялка".
план-конспект занятия (старшая группа)

Дудко Ирина Владимировна

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Чудо-прялка". Проводя данное занятие, мы знакомим детей с народными видами женского рукоделия-прядением., формируем представления об особенностях рукоделия, ткачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательного события в старшей группе  

Тема: «Чудо-прялка»

Цель: создание социальной ситуации развития детей  в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

 -обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие);

-обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);

-создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

-создать условия для развития навыков взаимодействия  со сверстниками и людьми старшего возраста (социально-коммуникативное развитие);

-обеспечить условия для расширения представлений детей о быте людей, живших в прежние времена (познавательное развитие);

- обеспечить зону успешности воспитаннице и ее бабушке для презентации семейного мини-проекта по теме «Чудо-прялка»(социально-коммуникативное развитие);

- создать условия для установления  преемственной связи среди воспитанников старшей  группы и их родственниками разных возрастных групп (социально-коммуникативное развитие);

-способствовать приобщению детей к общечеловеческим  и семейным ценностям (социально-коммуникативное развитие).

Предварительная работа:  работа с семьей воспитанницы старшей группы по созданию  и презентации мини-проекта по теме «Чудо-прялка». Беседа с детьми о том, как жили раньше бабушки, прабабушки воспитанников без благ цивилизации.

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Условия для создания соц. ситуации развития

На столах лежат  сюжетные картинки на тему «Путешествие»

Воспитатель садится, рассматривает картинки, выражает свои мысли примерного содержания: интересно, куда это отправились в путешествие дети на этой картинке, наверное… в лес. А на этой картинке собираются, наверное, в гости и т.д.

Воспитатель, дождавшись момента, когда присоединится большая часть детей, говорит мечтательно:

Как бы я хотела тоже отправиться в путешествие… Взяла бы я Волшебный клубочек, пусть бы он мне показал дорогу…. (Задумчиво) А  куда бы я хотела отправиться с клубочком…?

Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие? А с Волшебным клубочком? Где же у нас Волшебный клубочек?

Дети свободно по желанию  присоединяются  к рассматриванию картинок, к рассуждениям

Ответы  и предположения детей.

Волшебный клубочек

размещен в уголке театрализованной деятельности  

Воспитатель: Отправимся за клубочком? Не знаем куда отправимся в путешествие. А что, если мы, покатим клубочек, пусть клубочек нам покажет дорогу.  

Воспитатель делает движение, похожее на то, как отпускает клубочек из рук в дверь из группы (на самом деле клубочек прячет в рукав).

Дети находят в группе Волшебный клубочек, отдают воспитателю, отвечают на его вопросы, следуют за воспитателем

Условия для поисковых действий.

 Условия для поддержки речевой активности.

За дверью группы лежит такой же клубочек, но с привязанной к нему леской, которую будет тянуть по условному сигналу из музыкального зала  взрослый.

Клубочек  приводит детей в музыкальный зал

Воспитатель: ребята, а Волшебный клубок покатился. Куда же он покатился? Пойдем за ним?

Предположения детей. Дети следуют за Волшебным клубочком

Музыкальный зал оформлен в виде горницы, где кроме прочего убранства,  стоит прялка, за которой сидит Хозяйка (бабушка воспитанницы группы).

 Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети  выражают приветствие, рассаживаются вокруг Хозяйки, отвечают на вопрос.

Условия для поддержки речевой активности.

 Хозяйка: Правильно, я шерсть пряду. На чем пряду? (Обращает внимание на прялку). 

Предположения детей.

Помогать овладевать названиями предметов.

Хозяйка: Я вам подскажу. Это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились. А пряду шерсть в нитку я на веретено. Посмотрите как я это делаю (показывает процесс прядения шерсти).

Дети наблюдают за работой взрослого

Условия для поддержки речевой активности.

Хозяйка: Я, например, родом из села Июс. Все женщины нашего села прядут шерсть и получают из шерсти нити, чтобы потом связать из них тёплые вещи. А в каких сёлах живут ваши бабушки и дедушки?

Дети перечисляют названия сёл.

Условия для диалогового общения

На экране телевизора появляется презентация.

Хозяйка: Может кто-то из вас уже знает, что такое шерсть? Как ее получают и как шерсть превращается в нитку, как получаются тёплые вещи: рукавички, носочки, шарфики, свитера.

Молодцы, вы уже многое знаете, а давайте посмотрим как это на самом деле происходит.

Шерсть растет на овцах, она как шуба их согревает зимой. А как вы думаете, как себя чувствуют овцы летом, когда наступают очень жаркие дни? Верно, овцам жарко становится, шерсть им мешает.

 1. Потому и  стригут овец. Им боль это не приносит, наоборот,  они благодарны своим хозяевам за стрижку.   (Слайд 2).

2.Полученную шерсть вычёсывают, чтобы она была без мусора.   (Слайд 3).

3.На прялке: вытягивают шерсть и крутят из неё нитку, иногда нить называют пряжей,  наматывая на веретено.  (Слайд 4).

4.С веретена нить наматывают на специальные приспособления или вокруг спинки стула. (Слайд 5).

5.Завязывают с двух сторон и стирают в тазике с мылом, очень бережно, просушивают.  (Слайд 6).

6.После просушки можно нить покрасить или сразу не крашеную сматывают в клубок.  (Слайд 7).

7.Вяжут спицами тёплые вещи.  (Слайд 8).

Предположения  и ответы детей

.

Помогать овладевать названиями предметов и их свойствами.

Хозяйка достает из волшебного сундучка  шерсть, рулоны шерстяных нитей (пряжу)

Предварительно

Хозяйка: Кто-нибудь желает попробовать растянуть шерсть, смотать в клубочек или подержать в обеих руках большой рулон шерсти?

Дети распределяют по выбору  свои действия.

Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки речевой активности.

Хозяйка и воспитатель помогают выполнить каждому желающему свои действия по выбору.

Желающие дети растягивают шерсть, сматывают в клубочки нитки, а кто-то держит на обеих руках большой рулон шерсти.

Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для выполнения трудовых действий..

Воспитатель: Ребята, славно вы потрудились! Что больше всего вам понравилось делать?

Ответы детей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Хозяйка из волшебного сундучка достает

несколько видов спиц, много тёплых вещей: носочков, тапочек и др.

Хозяйка: Посмотрите, вот на таких вязальных спицах и специальным крючком,  сколько тёплых вещей я за зиму связала! Что я связала? (Присматривается к вещам)

Ох! Ах! Как же так! Вещи-то все перепутались! Пары растерялись! Ах, потеряшки мои потеряшки!

Ответы детей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Ребята, кто поможет разобрать вещи по парам?

Дети разбирают вещи по парам

Условия для развития мотивационной готовности  детей помогать

Хозяйка: Ох, ребятушки, помогли мне, спасибо вам большое!

Дети отвечают на благодарность Хозяйки

Условия для определения самооценки детей

 Воспитатель: Ребята,  видите, сколько труда и умения прикладывает наша Хозяйка, чтобы прясть нитки, вязать тёплые вещи. Как вы думаете, какие слова подойдут, чтобы об этом рассказать?

Хозяйка: Спасибо, мои дорогие. Как приятно, когда твой труд ценят!

Ответы детей. (Хозяйка трудолюбивая, гостеприимная, добрая, она рукодельница.)

Условия для выражения детьми своих мыслей.

 Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит.  Есть такие поговорки: Рабочие руки не знают скуки; дело мастера боится.

Засиделись мы, ребята, в детский сад нам пора! Попрощаемся мы?

Дети по желанию  проговаривают пословицы.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

 Хозяйка: Ребята, заходите ко мне ещё, всегда рада вас видеть!

Дети прощаются с Хозяйкой

Используемые интернет-ресурсы:

  1.  https://agronomwiki.ru/strizhka-ovec-goryachaya-pora-zhivotnovoda.html 
  2. https://fermoved.ru/ovtsyi/strizhka.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Конспект образовательного события "В поисках сокровищ"

Конспект образовательного события для детей подготовительной группы. Провожу в рамках коррекционно-развиващих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы и творческих способностей....

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

Конкурс. Конспект образовательного события в средней группе по Познавательному развитию «Путешествие с муравьишкой».

Цель: Создание условий для развития представлений  детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)Задачи:1.      Учить  различать и называть часто встр...

Конкурс. Конспект образовательного события в старшей группе "Как стирали бельё в старину"

Данное занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Как стирали бельё в старину". Проводя  данное занятие, мы знакомим детей с тем, как стирали бельё в старину. Зн...

Конкурс. Презентация к конспекту образовательного события в старшей группе "Чудо-прялка".

Дать детям наглядное представление о том, как пряли в старину....

Конспект образовательного события в старшей группе "Волшебное слово"

Конспект образовательного события в старшей группе в рамках проекта «Вежливость на каждый день» Тема: «Волшебное слово»...

Конспект образовательного события в старшей группе "Маленький Японский театр"

Конспект образовательного события в старшей группе в рамках проекта "Мир оригами" тема: "Маленький Японский театр"...