Перспективное планирование по региональному компоненту
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Насырова Светлана Шамилевна

Перспективное планирование 

по региональному компоненту

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 «Ромашка»

                                                                                                               

Перспективное планирование  

по региональному компоненту

Воспитатель: С.Ш. Насырова

Средняя группа

месяц

Наблюдение

беседа

Художественное творчество

 Игры

Чтение художественной литературы

Проектная деятельность

Тематические мероприятия

Конкурсы выставки

Тема месяца: «Город, в котором я живу»

                      Сентябрь

Где мы живём?

Цель: расширять представления детей о доме, дворе, городе, где они живут.

Рисование.

«Моя улица»

Цель:  продолжаем расширять знания детей о городе.

Сюжетно- ролевая игра «Дом»

Цель: расширяем знания детей о доме, кто живёт в доме.

«Наш адрес – не дом и не улица»

Цель: формировать у ребёнка представления о том, что дом есть не только у человека .

Фото-выставка «Любимые уголки города»

Цель: воспитывать любовь к родному городу.

Целевые прогулки в парк в разное время дня.

Цель: показать детям как прекрасен парк в любое время дня

Выставка рисунков: «Моя улица»

Тема месяца: «Витамины Югры»

                         Октябрь

Дары природы.

Цель: расширять представления детей о дарах которыми одаривает нас природа- это грибы и ягоды.

.

Лепка.  «Полное лукошко»

Цель: расширять представления детей о строении внешнем виде грибов и ягод.

Настольная игра

«Лукошко».

Цель: расширять знания детей о грибах и ягодах, находить в них отличия.

Загадки о грибах и ягодах.

Цель: расширять представления, умение узнавать по описанию.

Подготовить иллюстрации, картинки о грибах и ягодах которые растут  в нашем крае.

Прогулка в ближайший парк где расту грибы.

Цель: предоставить детям самим определить какие грибы им попались.

Конкурс поделок из рябины.

Тема месяца: «Климат нашего края»

                             Ноябрь

Климат нашего края.

Цель: расширять представления детей о климате севера.78

Рисование.

«Дует, дует ветерок».

Цель: уметь передавать в рисунке изменения которые происходят в погоде.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о временах года, об одежде в которой одеты люди.

«Почему бывают туманы».

М. Гумилевская.

Цель: расширять знания детей о природных явления.

Мини- проект, составление записей «Погода по приметам».

Экскурсия в ближайший парк.

Цель: наблюдение за погодой.

Выставка рисунков «У природы нет плохой погоды».

Тема месяца: «Хвойные красавицы»

                                         Декабрь

Хвойные растения нашего края.

Цель: расширять представления о хвойных деревьях, которые растут на территории округа.

Аппликация .

«Еловый хоровод».

Цель: расширяем умение пользоваться ножницами, умение передавать особенности внешнего вида.

Дидактическая игра «Гуляй да запоминай»

Цель: расширять знания детей о внешнем виде. Строении, особенности каждого хвойного дерева.

Родной край.

«Новый год старой доброй ели» Н. Абрамцева

Цель: расширять знания детей о жизни хвойных растений.

Растительный мир.

Мини – проект «В народе говорят». Сбор пословиц и поговорок.

Рассматривание хвойного дерева в ближайшем парке.

Выставка детских работ «Наша ёлка просто чудо».

Тема месяца: «Сохраним природу края»

                           Январь

Как сохранить природу.

Цель: формировать представления детей о природе. О том как люди заботятся о ней, какие меры они принимают, чтобы её сохранить.

Рисование

«Пожар в лесу»

Цель: расширять знания детей о том, какой вред может нанести природе пожар.

Рассматривание плаката «Чего нельзя делать в лесу»

Цель: продолжаем формировать знания детей о правилах поведения в лесу.

Чтение стихотворения «Рубка леса».

Цель: продолжаем развивать знания о том, какую пользу и какой вред причиняет человек природе.

Газета для родителей

«Полюби природу сердцем».

Цель: продолжаем формировать знания детей об отношении людей к природе.

«Запомни правила»

Цель: составить совместно с детьми правила поведения в природе.

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Животные нашего края»

                                         Февраль

Животные нашего края.

Цель: формировать знания детей о животных которые обитают в лесах нашего края.

Лепка.

Озорница белочка.

Цель: расширять знания детей о строении белки, её внешнем виде, повадках, чем питается.

Дидактическая игра «Двойняшки».

Цель: продолжаем расширять знания детей о строении, внешнем  виде, повадках, чем питаются животные нашего края

Отгадывание загадок .

Цель: продолжаем расширять знания детей о строении, внешнем  виде, повадках, чем питаются животные нашего края

Серия снимков

«Посмотри какой Я!».

Цель: показать детям разнообразие животного мира нашего края.

Как люди помогают животным.

Цель: создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время.

Выставка поделок.

Тема месяца: «Пернаты - наши друзья»

                                                   Март

Птицы нашего края.

Цель: формировать знания детей о птицах которые обитают в лесах нашего края.

Поделка из природного материала.

Сова.

Цель: формирование знаний о сове, её внешнем виде, умение передавать её образ с помощью красок.

Игра «Птичка и кот» действия по сигналу.

Игра- звукоподражание

«Кто как кричит»

Цель: развивать умение передавать голоса птиц, узнавать их по звучанию.

Заучивание стихотворения «Кедровка».

Цель:  показать с помощью худ. Литературы красоту птички.

.

Подбор пословиц и поговорок о птицах.

Цель: продолжаем расширять знания детей о птицах нашего края, об умении птиц предсказывать погоду.

Показ презентации «Пернатые друзья»

Цель: продолжаем расширять знания детей о птицах нашего края их красоте и многообразии.

Выставка работ

Тема месяца: «Растительный мир Югры»

                          Апрель

Растения нашего края.

Цель: формирование знаний детей о растительном мире округа.

Аппликация.

Верба.

Цель: учимся передавать в работе внешний вид вербы, закрепляем умение пользоваться ножницами.

Игра – имитация «мы листочки» сочетание слов с действиями.

Игра «С какого дерева листок»

Действия по сигналу.

Л. Толстой Как ходят деревья»

Цель:  продолжаем расширять знания детей о деревьях.

Мини- проект «Гуляй да присматривай».

Цель: расширения знаний об особенностях растительного мира.

Экскурсия в ближайший парк.

Цель:  наблюдение за красотой и разнообразием растительного мира.

Выставка работ.

Тема месяца: «Водное царство Югры»

                                    Май

Кому нужна вода.

Цель: способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимание ценности значимости воды.

Коллективная работа.

Аквариум

Цель: расширение знаний о том, кому нужна вода, умение передавать в работе  задуманное.

Игра «Где в природе есть вода».

Цель: продолжаем расширять знания детей о значимости воды, её особенностях.

А. Онегов «На берегу озера».

Цель: продолжаем способствовать развитию представлений о ценности воды.

Фото- выставка

«Берег левый- берег правый».

Цель: показать детям красоту водоёмов, рек, озёр.

Проведение опытов с водой.

Цель: продолжаем расширять знание  детей о свойствах воды.

Выставка работы.

Старшая  группа

месяц

НОД

Художественное творчество

Игры

Чтение художественной литературы

Проектная деятельность

Тематические мероприятия

Конкурсы выставки

Тема месяца: «Мой любимый край»

                              Сентябрь

Где мы живём?

Цель: расширяем представления о родном городе, почему он так называется, какие знаменитые люди здесь живут.

«Моё  любимое место в городе»

Цель: воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, которые содержат город в порядке.

Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по городу»

Цель: закреплять знания детей о улицах, о достопримечательностях.

«Чей дом лучше»

Цель: расширять знания детей о том, что дома бывают разные.

Мини- проект:

«Юный урайчонок»

Экскурсия по город.

Цель: любование городом.

Выставка детских рисунков «Я живу в Урае».

Цель: расширять знания детей о городе.

Тема месяца: «Витамины Югры»

4 октября - всемирный день животных

10 октября - всемирный день леса

            Октябрь

Дары природы.

Цель: расширять представления детей о дарах которыми одаривает нас природа- это грибы и ягоды. Уметь определять по внешнему виду.

Лепка. «Я полезный, я опасный»

Цель: расширять представления детей о том, что в нашем крае много полезных грибов, но есть и ядовиты.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: расширять знания детей о ягодах нашего края.

Серия рассказов о ягодах.

Цель: расширять знания детей о годах которые растут на болоте, отличать по внешнему виду.

Составление альбома: «Мы такие разные»

Цель: уметь определять полезные и ядовитые грибы, по внешнему виду.

Предложить родителям сходить со своим ребёнком в лес.

Конкурс рассказов «Мой первый гриб» с использованием иллюстраций.

Тема месяца: «Водные просторы Югры»

        Ноябрь

Река. Обитатели реки.

Цель: познакомить детей с рекой Кондой , и её обитателями.

Коллективная работа «Тайны реки».

Цель: расширять знания детей о том, кто живет на дне реки.

Настольная игра «Собери из частей»

Цель: закреплять знания о рыбах, их внешнем виде, строении.

«Жила была река» Н. А. Рыжова

Цель: расширять знания детей о пользе рек.

Мини- проект «Самая большая рыба, которую мы поймали».

Цель: расширять знания детей об обитателях Конды.

Целевая прогулка к реке.

Цель: показать детям красоту которая  находится на берегах реки.

Конкурс рисунков о реке Конде.

Тема месяца: «Климат Югры»

                 Декабрь

Климат Ханты- Мансийского округа

Цель: расширять знания детей о климате, климатических изменениях в природе, природных явлениях.

Рисование «Разгулялась в поле непогода».

Цель: уметь передавать в рисунке изменения, которые происходят в природе.

Дидактическая игра «Какая сегодня погода»

Цель: учить детей обозначать условными знаками разные состояния погоды.

Конкурс загадок.

Цель: расширять знания детей об изменениях которые происходят в разное время года.

Мини- проект «Зимушка- зима»

Цель: расширять знания детей о зиме. Делать записи в календаре.

Конкурс рисунков «Зима такая разная»

Тема месяца: «Коренное население Югры»

       Январь

Ханты, Манси-коренное население Югры.

Цель: расширять знания детей о коренном населении Югры, занятиях, одежде, быте.

Лепка.

«На охоте»

Цель: учимся передавать  действия людей в процессе лепке.

Дидактическая игра «В таёжном краю»

Цель: расширять знания детей  о занятии жителей Севера.

Сказки Бабушки Аннэ.

Цель: знакомить детей со сказками народов Югры

Мини- проект выставка.

«Традиционные орнаменты»

Цель: расширять знания детей о орнаментах  на одежде коренных жителей.

Викторина «Вопросы и ответы»

Цель: систематизация знаний детей о жизни коренных жителях Севера.

Азбука

Выставка рисунков

Тема месяца: «Животные нашего края»

2 февраля – всемирный день водно-болотных угодий

       Февраль

Дикие звери.

Цель:  расширять представления  о диких животных, их внешнем виде, местах обитания, повадках, роли животных в природе.

Рисование.

«Животное на которое я похож».

Цель: учимся передовать в рисунке особенности животных, их внешний вид.

Настольная игра «Лото».

Цель:  расширение знаний детей о диких животных.

Чтение рассказов В. Флинта «Животные Севера».

Цель: расширение знаний о животных, с помощью художественной литературы.

Фото- выставка

«Жители нашего леса».

Цель: расширение знаний детей о животных которые обитают в леса Урая.

Решение кроссворда «Млекопитающие»

Цель: расширение знаний об особенностях животных.

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Растительный мир Югры»

        Март

Растения –живые существа.

Цель: способствовать развитию   и обобщению представлений о растениях как живых существах.

Рисование.

«Рябинушка»

Цель: расширяем умение передовать в рисунке  внешний образ рябины.

Дидактическая игра «Гуляй да запоминай».

Цель: расширять знания детей о растительном мире,  об особенностях, местах произрастания.

«В лесу ранней весной» по Ю. Дмитрееву.

Цель: расширять знания детей   о растениях ранней весной, об изменениях которые происходят в природе.

Серия снимков

«Ранняя весна в лесу».

Цель: показать детям красоту леса.

Экскурсия в лес.

Цель: способствовать ознакомлению детей  с лесом.

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Пернатые –наши друзья»

1 апреля -  всемирный день птиц

22 апреля - день земли

              Апрель

Птицы.

Цель: расширять знания детей о птицах, об их местах обитания, повадках, размножении, о роле птиц в природе.

Коллективная работа «Пернатые жители леса».

Цель: учимся передавать  внешний образ птиц их строение.

Настольная игра «Парочки»

Цель: расширение знаний о птицах.

Отгадывание загадок.

Цель:  расширение знай о птицах, о внешнем виде, строении, повадках.

 Работа по таблице «Причины гибели птиц»

Цель: расширять знания детей о том, что существует много причин, от которых гибнут птицы.

Работа по таблице «Условия для жизнедеятельности птиц».

Цель:  систематизация знаний детей о жизни птиц.

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Сохраним природу края»

18 мая – Международный день музеев.

                                                                 май

Как сохранить природу.

Цель: расширять знания детей о природе. О том как люди заботятся о ней, какие меры они принимают , чтобы её сохранить.

Рисование запрещающих и природоохранных знаков о  правилах поведения людей в лесу.

Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, способах её сохранения.

Экологическая игра «В лесу».

Цель :  помочь детям определить поведение взрослых во время отдыха в лесу. Придумать правила.

Н. А. Рыжова «Природа –наше богатство»

Цель: расширение знаний детей о сохранении  и бережном отношении к природе.

Серия фотографий «Для природы мы враги».

Цель: показать детям ,как безразличное отношение взрослых приводит к экологическим катастрофам.

Экскурсия в лес или парк.

Цель: оценить состояние парка после отдыха людей.

Выставка рисунков.

5 июня - всемирный день охраны окружающей среды

Подготовительная группа

Месяц

НОД

Художественное творчество

Игры

Чтение художественной литературы

Проектная деятельность

Тематические мероприятия

Конкурсы выставки

Тема месяца: «Мой любимый край»

Сентябрь

Где мы живём?

Цель: формировать у детей представления, что мы живём в Ханты- Мансийском автономном округе, и какие ещё города есть в нашем крае.

Рисование.

«Герб моей семьи»

Цель: формировать представления детей о том, что герб есть не только у страны, но и у города и семьи.

Дидактическая игра «Собери из частей»

Цель: расширять представления о гербах и флагах городов.

На выбор

Подготовить альбом с фотографиями гербов и флагов городов ХМАО.

Целевая экскурсия в администрацию города Урай .

Цель: дать детям возможность посмотреть герб и флаг нашего города.

Конкурс рисунков.

Тема месяца: «Животные  нашего края»

4 октября - всемирный день животных

10 октября - всемирный день леса

                                        Октябрь

Обитатели таёжных лесов.

Цель: расширять представления детей о животных которые обитают в нашем округе, животных которые занесены в красную книгу.

Рисование.

«Сохатый»

Цель: формировать представление детей ободном из лесных обитателей наших лесов, его строении и внешнем виде.

Дидактическая игра «Кто больше».

Цель : уточнить представления детей о признаках сходства и различия двух животных.

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Цель: расширять знания детей о животных севера.

Знакомство с национальными сказками.

.

Составление списка животных, которые занесены в Красную книгу.

Цель: воспитывать желание у  детей беречь и охранять живую природу  

КВН

«Лес наше богатство»

Цель: посвященный празднику леса.

Конкурс рисунков

«Обитатели тайги»

Цель: расширять знания о животных нашего края.

Тема месяца: «Культура народ Севера»

                               Ноябрь

Беседа о народно –прикладном искусстве.

Цель: формировать знания детей, о том, что у каждого народа есть своё искусство.

Лепка .  «Узоры

в народных традициях»

Цель: знакомить детей с национальными узорами жителей Югры.

Подвижные игры на усмотрение педагогов.

Сказки Бабушки Аннэ.

Цель: знакомить детей со сказками народов Югры.

Мини- проект «Народная игрушка»

Цель: развивать у детей желание, изготавливать игрушки.

Экскурсия в «Анкли»

Цель: приобщение детей к наследию коренных жителей.

Выставка изделий с орнаментами Хантов и Манси.

Тема месяца: «Обычаи и традиции народ Севера»

                            Декабрь

Ханты, Манси, коренные жители севера.

Цель: формировать знания детей о людях которые являются коренными жителями севера.

Рисование.

«На рыбалке».

Цель: продолжать знакомить детей о занятиях коренного населения севера.

Игра – воображение «Мы попали на Север».

Цель: расширяем представления о особенностях Севера.

Сказки Бабушки Аннэ.

Цель: знакомить детей со сказками народов Югры.

Мини- проект

     «История в лицах» фотографии манси и хантов проживающих в Урае.

Экскурсия в библиотеку.

Выставка орудий труда Хантов и Манси.

Тема месяца: «Климат Югры»

                                 Январь

Климат.

Цель: расширять и обобщать знания детей о климате, климатических изменениях в природе, природных явлениях.

Коллективная работа «У природы нет плохой погоды».

Цель: расширять знания детей о климате нашего края, умении передавать его с помощью красок и карандашей.

Подвижная игра «Два мороза», пальчиковая игра     Дождик».

Цель: сочетание слов с действиями.

Чтение рассказа К. Ушинского «Проказы Старухи зимы».

Цель:  расширять и обобщать знания детей о климате своего края.

Мини- проект    «Бюро погоды»

Цель: составить совместно с детьми и родителями альбом о погоде по народным приметам.

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Болотные угодия»

2 февраля – всемирный день водно-болотных угодий

                               Февраль

Водно – болотные угодья.

Цель: формировать представления детей о болотах, их происхождении, растительном и животном мире болот.

Рисование

«Клюква»

Цель: продолжаем учиться передавать в своих рисунках,  растительный мир болот.

Решение кроссворда «Болото»

Цель: расширение  и систематизация знаний о болоте, растительном и животном мире.

Стр.37 (А.К.)

Чтение рассказа А. Тамбиева «Что растёт на болоте»

Цель: расширять знания детей о растительном мире болота с помощью худ.

Серия снимков о болоте.

Цель: показать детям красоту природы болот.

Выставка поделок из мха.

Тема месяца: «Водные просторы Югры»

22 марта - всемирный день воды

                                                              Март

Всемирный день воды.

Цель. Способствовать расширению знаний детей о реке как сообществе водных и и наземных растений и животных, об изменениях которые происходят в разное время года.

«Система экологического воспитания в ДОУ»

Рисование

Тема: «В речном царстве».

Цель: формировать эстетическое восприятие у детей видеть красоту реки.

Опыты с водой.

Цель: расширять знания детей о свойствах воды, о её способности принимать разное состояние.

Конкурс загадок о воде и её обитателях.

Цель: способствовать систематизации и обобщению представлений о водном царстве.

Изготовление макета

«Красавица Конда».

Цель: показать красоту нашей реки и природу вокруг неё.

Подготовка презентации

«Вода – источник жизни».

Цель: рассказать и показать детям, что вода источник жизни всего живого.

Выставки рисунков.

Тема месяца: «Пернатые – наши друзья»

1 апреля -  всемирный день птиц

22 апреля - день земли

                                                Апрель

Всемирный день птиц.

Цель: способствовать уточнению и систематизации представлений детей о птицах, добывании корма, выведении птенцов Забота о них. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

Лепка.

Тема: Сказочная птица.

Цель: расширять у детей фантазию в лепке необычных птиц, воспитывать самостоятельность.

Игра «Где чей домик», «Птицы строят домик».

Цель: расширять и обобщать знания детей о птицах.

Рассматривание энциклопедий о птицах.

Цель: познакомить детей с необычными птицами, птицами которые вымерли.

Поделки скворечников. Совместная работа родителей и детей.

Подготовить презентацию «Пернатые друзья» (птицы из Красной книги).

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Сохраним природу Югры»

18 мая – Международный день музеев.

                                                        Май

Как сохранить природу.

Цель: способствовать уточнению и расширению представлений детей  об охране окружающей среды и бережного к ней отношения.

Рисование запрещающих и природоохранных знаков о  правилах поведения людей в лесу.

Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, способах её сохранения.

Подвижная игра «Охотники звери», «Ловля олений».

Цель: действия по сигналу.

Заучивание стихотворения «Земля наш общий дом»

Цель: воспитывать понимание того, что человек должен бережно и гуманно относится к окружающему.

Презентация «Экологическая катастрофа».

Цель: познакомить  детей о варварском отношении к природе, о том, какая трагедия может случится.

Конкурс знатоков «Маленькие тайны природы»

Цель: обобщение знаний  детей о природе и её бережном использовании и секретах которые она нам открывает.

Выставка рисунков.

Июнь

5 июня - всемирный день охраны окружающей среды

Список литературы

  1. Край родной. Азбука краеведения/автор –составитель О.Н. Гаврилова.- Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001.-392с.
  2. Природа края в художественной литературе: Времена года / Сост. О. Н. Гаврилова.- Тюмень: «СофтДизайн». 1997.-272с.
  3. Природа края в художественной литературе: Растительный мир / Сост. О. Н. Гаврилова.- Тюмень: «СофтДизайн». 1997.-256с.
  4. Природа края в художественной литературе: Животный мир / Сост. О. Н. Гаврилова.- Тюмень: «СофтДизайн». 1997.- 480с.
  5. Природа Югры: Азбука- Екатеринбург: Магелан, 2008.-64с.
  6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждения  информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры/ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286с.
  7. Экология для малышей Гончарова