"В гости к бабушке Аграфене"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кутузова Татьяна Павловна

Методическая разработка занятия для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kutuzova_materialy.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости к бабушке Аграфене»

Цель: формировать представления детей о мокшанском костюме; обогащать и активизировать мокшанский словарь.

Задачи: продолжать формировать у детей представление о растительном и животном мире республики Мордовия;

развивать у детей интерес к национальному костюму мордовского народа;

воспитывать интерес и уважение к национальным традициям.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости приехала девочка по имени Анжелика. Она живет в Москве. Однажды на картинке она увидела девочку в мокшанском национальном костюме и он ей очень понравился. Я предлагаю вам всем вместе отправиться в гости к бабушке Аграфене, которая подробно расскажет нам об элементах мокшанского костюма и покажет нам его. Вы готовы отправиться в путь?

Дети: Да.

Воспитатель: Дорога к бабушке проходит через лес, поэтому давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети: ( Нельзя шуметь, ломать ветки, разорять птичьи гнезда, разводить костер, мусорить).

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы! Тогда – в путь.

(Дети выстраиваются за воспитателем, идут. Звучит аудиозапись «Звуки леса»).

Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Посмотрите, кто это нас встречает?

Вирява: Шумбратада, дети. Я Вирява – хозяйка леса.

Дети: Шумбрат, Вирява.

Вирява: Я знаю, что вы идете к бабушке Аграфене. Но прежде, я хочу проверить, знаете ли вы свой родной (мокшанский) язык? Если справитесь с моими заданиями, то я пропущу вас. Согласны на мое условие?

Дети: Да.

Вирява: Вот мое первое задание. На этой поляне растут прекрасные цветы. Нужно сосчитать на мокшанском языке, сколько их.

«Сосчитай, сколько цветочков на поляне».

Дети: Фкя, кафта, колма, ниле, вете, кота, сисем, кафкса, вейхкса, кемонь.

Вирява: Молодцы, ребята. Вот вам мое следующее задание. «Назовите животных, которые спрятались в моей корзине».

Дети: (офта - медведь, нумол – заяц, келазь – лиса, врьгаз – волк, сеель – ежик).

Вирява: И с этим заданием вы справились. Молодцы!

Следующее задание «Назови деревья». (Макеты деревьев)

Дети: Келу – береза, тума – дуб, марлю – яблоня, пою – осина, пизелкс – рябина.

Вирява: Какие же вы молодцы, дети. За то, что вы справились со всеми моими заданиями, я научу вас мордовской игре «Карусель» - «Шаромня».

Игра «Карусель»

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает Вирява:

Еле - еле, еле – еле закружились карусели,  

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два… Вот и кончилась игра.      

Савор, савор, саворне,
Шары, шары, шоромнесь.
 Меле, меле, сиденяста,

Шары, шары, шаромнесь

 Сите, сите ласькозня,

Лоткак, лоткак, шаромня.

 Фкя-кафта, фкя-кафта,

Лоткась шаромсь шарома.

(Игру повторить 2-3 раза)

Вирява: До свидания, ребята. Няемозонк.

Дети: Няемозонк, Вирява.

Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поприветствуем бабушку.

Дети: Шумбрат, бабушка Аграфена.

Бабушка Аграфена: Шумбратада, шабат! Я так рада вас видеть! Проходите, присаживайтесь. (Встречает их в национальном костюме).

Воспитатель: Бабушка Аграфена, наша гостья – девочка Анжелика и дети очень хотят узнать подробности о национальном костюме женщин-мокшанок.

Ты можешь нам о нем рассказать?

Бабушка Аграфена: Конечно, мои дорогие!

Чтят мордва обычаи предков

И традиции свято хранят.

А взгляните, как ярок и редок

У мордовочек наших наряд!

Бусы, ленточки, бисер, монеты

И атлас, и шёлк, и капрон.

А на ножках сапожки одеты.

Загляденье - со всех сторон.

Женский мокшанский костюм очень наряден и красочен. Все элементы костюма щедро украшены монетками, вышивкой, бисером. Про мокшанку говорили: «Ее сначала услышишь, а потом увидишь».

(Демонстрирует элементы костюма).

Основным элементом мокшанской одежды является рубаха – панар. Она белого цвета, низ рубахи вышит. Рубаху подвязывали набедренным украшением – каркс пет. Поверх рубахи надевали передник – сапоня. В праздники мокшанки носили сапоги-гармошки – сърмафкя мархта кямот. На голову завязывали платок - руця. Поверх платка - головные украшения-коняфкс.

Воспитатель: Спасибо, бабушка Аграфена. Ребята узнали много нового о национальном костюме мокшанок. Анжелика обязательно поделиться этой информацией со своими друзьями. До свидания! Няемозонк!

Бабушка Аграфена: Няемозонк, шабат!

Итог.

Воспитатель: Кто был у нас в гостях? Кого мы встретили в лесу? В какую игру мы играли с Вирявой? У кого в гостях мы были? Что вы узнали о национальном костюме мокшанок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.   Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчес...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» ...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областе...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»ЛепкаЕдем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.Интеграция образовательных областей: &laq...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

"Едем в Гости к бабушке, к бабушке - Забавушке"

Развитие ассоциативного мышления у ребёнка...

Развлечение "Едем в гости к бабушке, бабушке Загадушке".

Доставить детям радость, снять эмоциональное напряжение.Побуждать детей совместно разыгрывать  сценки, использовать русский поэтический фольклор, ориентироваться на слова взрослого и действия све...