Главные вкладки

    Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»
    рабочая программа (старшая группа)

    Колмакова Мария Серафимовна

         Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у старших дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл regionalnyy_komponent.docx17.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад №1 «Аленушка»

    Программа

    нравственно-патриотического воспитания дошкольников

    в процессе ознакомления с родным городом

    «Жердевка – город, что сердцу дорог»

    Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз,

    свою горушку или речонку, не бойтесь, что мала

     эта горушка и река, ведь из малого вырастает большое.

    А. Ферсман

    Пояснительная записка

    Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в каком городе он живёт, чем он интересен, какова его история и достопримечательности.

    Коллектив нашего детского сада создал собственную систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом. Представление о  малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»).

    Интеграция краеведческого содержания с другими разделами состоит в следующем:

    ·        участие детей в экскурсиях и целевых прогулках по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

    ·        обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например, «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;

    ·        участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;

    ·        развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;

    ·        рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к памятникам воинам, погибших во время военных действий, украшение города к праздникам;

    ·        участие в проектной деятельности, продуктом которой является создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу;

    ·        обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;

    участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, субботники по уборке города и прочее.

    Цель: формирование у детей целостного представления о малой родине, развитие нравственно-патриотических чувств.

    Шестой год жизни

     

    Задачи воспитания и развития детей:

    1.           Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

    2.           Познакомить детей с названиями улиц города Жердевка. Дать знания о том, как улицы получили своё название. Познакомить с историей некоторых центральных улиц города.

    3.           Дать детям знания о боевом подвиге Жердевцев в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с людьми, которым присвоено звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

    4.           Познакомить детей с жизнью и деятельностью некоторых знаменитых горожан. Воспитывать гордость за свой город, за людей, прославивших его.

    5.           Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё.

    6.           Развивать бережное отношение к родному городу. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.

    7.           Прививать детям интерес к дальнейшему знакомству с историей своего города.

    Ориентация ребёнка в образовательной области:

    О чём узнают дети:

    У родного города есть название, оно рассказывает о человеке – основателе города. В городе много улиц, их названия рассказывают о природе города, знаменитых людях. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, природа.

    Малая родина хранит память о знаменитых горожанах – защитниках Отечества, учёных, врачах.

    В городе трудятся родители.

    Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

    Ориентация опыта освоения содержания:

    Что осваивают дети:

    Воспитатель привлекает дошкольников к рассматриванию фотографий, иллюстративного материала, отображающих сооружения архитектуры и скульптуры, промышленных объектов, а также природы города.

    Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывает дошкольникам сюжетные истории об истории получения названий улиц, о жизни города, об архитектурных сооружениях, о знаменитых земляках.

    Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).

    Педагог вовлекает детей в экскурсии и целевые прогулки по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию. Организует поездки в краеведческий музей города.

    Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда.

    Организует участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках; содействует эмоциональной и практической вовлечённости детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городском празднике Масленицы, Дне города; в субботниках по уборке города.

    Итоги освоения содержания:

    Достижения ребёнка (Что нас радует):

    - У ребёнка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне. В правилах поведения в городе.

    - Ребёнок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребёнок обращает внимание на эстетическую среду города.

    - С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины.

    - Ребёнок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

    - Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

    Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

    - Для ребёнка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.

    - Не задаёт вопросов.

    - Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.

    - Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.

    современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю....

    ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ .

    В последнее время в условиях реформирования современного российского общества проблема гражданского и патриотического воспитания   чрезвычайно актуальна. Важнейший период становле...

    Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

    Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

    Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...