ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ .
проект (старшая группа) на тему

Никитенко Марина Николаевна

 

В последнее время в условиях реформирования современного российского общества проблема гражданского и патриотического воспитания   чрезвычайно актуальна.

 Важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота, развиваются представления о человеке, обществе, культуре-  это дошкольный возраст. Именно в это время с любви к малой Родине, к родным местам,  гордости за свой народ,  начинается освоения первоначальных представлений социального характера, формируется любовь к Родине большой. Понимая это, решая задачи  социально- личностного развития дошкольников, проблему мы определили как- гражданско –патриотическое воспитание дошкольников  в процессе ознакомления с родным городом. За основу  реализации  взяли метод проекта. Участие в проектной деятельности даёт возможность  дошкольникам развивать внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

(информационно-практико-ориентированный

проект «Мы-Кировчане! Нам здесь жить»).

В последнее время в условиях реформирования современного российского общества проблема гражданского и патриотического воспитания   чрезвычайно актуальна.

 Важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота, развиваются представления о человеке, обществе, культуре-  это дошкольный возраст. Именно в это время с любви к малой Родине, к родным местам,  гордости за свой народ,  начинается освоения первоначальных представлений социального характера, формируется любовь к Родине большой. Понимая это, решая задачи  социально- личностного развития дошкольников, проблему мы определили как- гражданско –патриотическое воспитание дошкольников  в процессе ознакомления с родным городом. За основу  реализации  взяли метод проекта. Участие в проектной деятельности даёт возможность  дошкольникам развивать внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Цель проекта: формирование активной, нравственной личности,

обладающей качествами гражданина-патриота, на основе изучения исторического прошлого и настоящего своего города.

Задачи:

1.Воспитывать у дошкольников интерес, любовь к родному городу, его природе,  желание активно действовать и добиваться положительных результатов

2.Формировать у детей представления об историческом прошлом города, его современной жизни, достопримечательностях, стремление чувствовать и осознавать себя неотъемлемой частью  большого этноса

3.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;

4.Совершенствовать формы и методы включения родителей в деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

 Все задачи ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личностных качеств, которые входят в понятие «патриотизм».

За основу взяли родной город Кировск. Вопрос, на  который  решили найти ответ в ходе  информационно- практико- ориентированного проекта « Мы- Кировчане! Нам – здесь жить!», что мы можем сделать, чтобы город стал лучше.Мы шли от чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности!

Подготовительный этап начали с обогащения развивающей среды, разработки конспектов образовательной деятельности, совместного оформления альбомов, фотоматериалов, подборки литературы,  целевых прогулок  по городу, анкетирования родителей, диагностирования  детей .

В начале работы над проектом необходимо было заинтересовать всех участников проекта. Убедить родителей в необходимости патриотического воспитания, о котором, согласно анкетированию, родители имеют смутное представление, но понимают его необходимость; увлечь детей,  заинтересовать педагогов.

Ввести детей в проблему помогла игровая ситуация- в группу почтальон принёс  письмо, где один из жителей просит помочь дошкольников сделать город ещё лучше, ещё красивее , а что конкретно надо сделать неясно, вторая часть письма оказалась залита  водой .

Основной  этап работы: разработка  и выполнение проекта

Реализация этого этапа включала работу по нескольким направлениям: «Прошлое города», «Здоровье кировчан», «Кировск- город спорта», «Достопримечательности города», «Современный город!», « Родная природа».  Какое бы направление не рассматривали, всегда искали ответ на вопрос : что мы можем сделать, чтобы город стал лучше?»

Во время реализации основной части проекта основными  формами взаимодействия были:  детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность. Дети обогащали свои знания посредством образовательной деятельности познавательного цикла: «Кировск- город, где мы живём», « Прошлое  города», «Профессии моего города», бесед с людьми старшего поколения. Совершали экскурсии к достопримечательностям города, в выставочный зал ДК. Вместе с родителями и педагогами в субботние дни,  ходили музеи, в детскую библиотеку, где были организованы выставки  соответственно проблеме.  Пробуждая в детях познавательный интерес, мы старались :

1)дать возможность как можно полнее изучить объект (рассматривание на фотографиях, беседы с людьми, целевые экскурсии).

2)   вызвать, интерес,  доброе чувство к рассматриваемому объекту.

3)   наделить  объекты города  человеческими качествами.

4 )вводить элементы поэзии, фольклора, музыки

5)решать проблемные ситуации « А  если бы..»,

6) привлечь детей к собственному исследовательскому поиску.

 В этом  помогали игры:

«Познаём вместе».

Цель: найти как можно больше интересных объектов в городе, назвать их или описать, а если не знаешь их название, то попытаться найти  ответ в книгах.

«Копилка интересных вопросов».

Цель: составить интересный вопрос о городе, его улицах и задать в группе детям. На все вопросы старались вместе с детьми найти правильные ответы.

« Архитектор»

Цель: по макету, плану, рисунку рассказать о городе.

       Образовательная деятельность, объединённая одной темой, одной проблемой позволяла интегрировать содержание в различных видах деятельности: речевой, игровой, художественной, творческой, музыкально – театральной, практической и решать много взаимосвязанных задач.  Дети собирали коллекции магнитов, открыток о городе, спорте. Составляли творческие рассказы на тему: « Кировск- город необычный», « Я и мой город»,  оформляли альбом « Кировск вчера и сегодня». Отражали полученные знания в игре. Сюжеты игры о городе  стали более разнообразны, содержание включало реальные события.

Большую положительную роль в реализации проекта сыграло вовлечение  родителей. Взаимодействие с родителями в рамках проекта способствовало раскрытию индивидуальных возможностей детей, раскрытию творческого потенциала всех участников. В рамках проекта педагоги  пытались  напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, дать опыт сопереживания, восхищения красотами города, а значит  зародить действенную любовь к родному городу.

Заключительный этап проекта был представлен  в виде:

  1. праздника «День рождения города»,
  2.  участия в акциях: «Чистый город!», « Поможем растению пережить зиму»
  3. выставки рисунков «Мой город» (Сотворчество родителей и детей).
  4. совместной деятельности в форме игры: « Что? Где? Когда?»
  5. участия в детском фестивале опытно- исследовательской деятельности: « Хочу всё знать»
  1. презентации: «Мы-Кировчане! Нам – здесь жить!», где дети рассказали о том, что они могут сделать, чтобы город стал лучше. ( Из рассказов детей:«Знать прошлое своего города и делиться с людьми своими знаниями, охранять памятники; беречь и охранять северную природу, заботиться о птицах; стараться, чтобы город был чище; получить хорошие знания и сделать город ещё красивее; укреплять своё здоровье, заниматься спортом, здоровый человек может больше принести пользы; помогать пожилым людям).

Партнерство, соучастие и взаимодействие –были  приоритетными формами общения педагога с детьми на протяжении всего проекта.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. При ознакомлении детей с основными историческими сведениями, современной жизнью города, его достопримечательностями у них формировалось бережноеотношение к  истории и культуре родного города, интерес  к  родной природе. Дети не только получили множество разнообразной информации, но и научилисьгордиться своим городом, своей малой родиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.

современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю....

"Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, которая  включает в себя воспитание любви к близким людям,   к родному городу и природе родного...

Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

В данной работе отражены исследования, проведённые на базе нашего детского сада, по изучению и повышению уровня развития патриотических чувств у детей и их родителей....

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»

   Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города»

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского общества должна начинаться с дошкольной ступени...


 

Комментарии

Никитенко Марина Николаевна

Данный проект способствует гражданско- патриотическому воспитанию дошкольников.