Народная культура и традиции
проект

Огурцова Татьяна Павловна

познавательно-творческий проэкт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_kul_tura_i_tradicii_russkogo_naroda-1.docx46.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 80 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

Проект

"Народная культура и традиции русского народа"

Выполнила:

воспитатель высшей категории Огурцова Т.П.

Магнитогорск

2019 год

Тип проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: 3 недели.

Возраст детей: старшая группа.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Актуальность:

 в  настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к      истории нашего государства и общества в целом.

Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать  их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить  настоящих патриотов своей Родины.

Проблема: Малый интерес  к культурным традициям своего народа

Цель проекта:  

 Создать условия для воспитания  у детей патриотических чувств через  активное приобщение  их  к русской народной культуре.

Задачи проекта:

  1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре.
  2. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
  3. Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
  4. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначения и особенности: яркость, народность.
  5. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.

Продукт проекта:

Для детей:

Выставка детских работ:

•        «Веселые матрешки» (Рисование)

•        «Славянские узоры на платье» (Рисование штампами на ткани)

•        «Украшение доски» элементами городецкой росписи (Рисование)

•        «Изготовление атрибутов к празднику «Кузьминки» (Аппликация)

Совместная работа родителей с детьми.

  • Изготовление карты  «России -Народные промыслы»
  • Разучивание стихотворений к празднику Масленица.

Для педагога:

  • Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах истории и традициях народного промысла.
  • Качественное освоение педагогами народных обычаев и историей праздника «Кузьминки».

Ожидаемый результат:

1.Воспитание у детей патриотических чувств к родине, любви и уважения к народной культуре и традициям.

2. Формирование у детей интереса к предметам старины.

3. Появления интереса к русской культуре, к России, к ее национальным традициям.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный информационно – исследовательский.

  • Сбор и систематизация информации по теме «Народная культура и традиции».
  • Проведение опроса среди родителей «Оцените интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны»
  • Изучение методической литературы по теме «Народная культура и традиции России».
  • Сообщение на родительском собрании: «Роль родителей в организации праздника «Кузьминки».
  • Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
  • Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
  • Подбор художественной литературы по данной теме.

2 этап – основной

Социально-коммуникативное развитие:

Создание игровых ситуаций:

1.Подвижные игры: «Пчелы», «Ловишки с ленточками», «Горелки с платочками». «Горшки».

2.Дидактические игры: «Домашняя утварь», «Русские матрешки», «Народные промыслы», «Народное творчество», «Декоративное домино», «Герои русских былин».

3. Сюжетно – ролевые игры: «Семья: В гости к бабушке Варваре», «Русская ярмарка», «Путешествие в прошлое».

4. Драматизация народной сказки «Волк и лиса».

5. Постановка театрализованного представления «Кузьминки».

Познание:

1. Презентация: «Дымковская игрушка», «Обычаи и традиции русского народа», «Хохлома».

2. «Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

3. Загадывание загадок о народных праздниках России.

Речевое развитие:

 1. Беседа: «Русский народный костюм», «Игрушки наших бабушек», «Берегиня», «Ярмарка -вчера и сегодня», «Наши предки – славяне»,

 2. А.Твардовский «Начало осени». М.Исаковский «Осенние». Я.Аким «Моя родня».

3 Русские народные сказки «Золотые серны», «Кот, петух и лиса»

Разучивание потешек,  небылиц , дразнилок, закличек, пословиц.

Художественно-эстетическое развитие.

«Веселые матрешки» (Рисование)

•        «Славянские узоры на платье» (Рисование штампами на ткани)

•        «Украшение доски» элементами городецкой росписи (Рисование)

•        «Изготовление атрибутов к празднику «Кузьминки» (Аппликация)

            Физическое развитие.

1. Разучивание пальчиковой гимнастики «Этот пальчик хочет спать», «Едут бабка с дедом», «Братья лежебоки», «Пастушок».

2.  Релаксация «Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук».

3. Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей.

4. Физкультурные занятия.

Работа с родителями:

Информационная папка:

  • Консультация для родителей на тему «Роль родителей в приобщении к народным традициям».
  • Консультация для родителей «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей»
  • Консультация для родителей «Ярмарка –часть жизненного уклада на Руси»
  • «Народные праздники»
  • Альбом «Устаревшие и исчезнувшие профессии и забытые ремесла»
  • Помощь в подготовке к празднику «Кузьминки».

Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшений группы, изготовления пособий, поделок

  • 3 этап –  Развлечение с детьми «Кузьминки».

Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре

 «Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.

Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.

 

«Обведи и раскрась»

Цель: продолжать знакомить со славянскими буквами и цифрами; развивать мелкую моторику пальцев рук, учить украшать силуэт ; развивать эстетический вкус.

Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.

Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.

«Найди пару»

Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.

Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

«Что это?»

Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.

Материал: карточки с изображением предметов одежды.

Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.

Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.

«Герои русских былин»

Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.

Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части.

Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.

 Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

***

На зеленом кусту,

На дубовом мосту

По лебедю крылатому,

По волку лохматому.

Волк в лес бежит,

Лебедь за море летит!

***

Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

***

Стакан, лимон, выйди вон

Из окошка кувырком!

Лимон покатился,

Стакан разбился!

***

«Тили-тели», — птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

***

Чики-чики-чики-ща!

Не поймаешь ни леща,

Ни сейчас, ни через год!

Клюет!

 ***

Куба-куба-кубака,

Больно ямка глубока.

Там мышки сидят,

Все на солнышко глядят

И считают: раз, два, три –

В этот счет выходишь ты!

***

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек — пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

***

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

***

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет

   Русские народные дразнилки

* *
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.

* * *
Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис -перевернется.

* * *
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

* * *
Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
— Это, бабушка, не я!
Это — кошечка твоя.

* * *
Степанушка-Степан,
Наизнанку кафтан,
Шапка новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.

* * *
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.

* * *
Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.

* * *
Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.

* * *
Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.

* * *
Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.

* * *
Обманули простака —
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

* * *
Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.

Сказки-дразнилки

Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказке половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.

* * *
Стоит град пуст,
А во граде куст.
Под кустом сидит старец,
У него в руках косой заяц.
У зайца во рту сало.
Не начать ли сначала?..


Птичьи дразнилки


Ворон, ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.

* * *
Чили, чили,
Воробей!
Клюй, клюй —
Конопель!

* * *
Дрозд, дрозд,
Прост, прост,
Кованый нос,
Железный хвост.

* * *
Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.

* * *
Вьюр-вьюрок,
Кривлен носок,
Кривлен носок,
Ощипан бок.

* * *
Трещи-пищи,
Кодопель
Тащи!

Фольклор народов Южного Урала

Пестушки

* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

 С гуся вода –

С тебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

* * *

Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты...

(Учат осознанному движению руками.)

* * *

Потягунушки, порастунушки,

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в руки хвату ну шки,

А в роток говорок, а в голову разумок.

(Распеленав ребенка, пестуют.)

Тятеньке — сажень,

Маменьке — сажень,

Дедушке — сажень,

Бабушке — сажень,

Брату — сажень,

Сестрице — сажень,

А Колюшке — большую,

Набольшую.

(Учат осознанному движению руками.)

* * *

Ай, лады, лады, лады,

 Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся

.

* * *

Та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

(Учат ребенка ходить, прыгать.)

* * *

Потешки

Большаку дрова рубить

 (большой палец),

Тебе воды носить

(указательный палец),

 А тебе печь топить (безымянный),

 А малышке песни петь (мизинец), Песни петь да плясать,

 Родных братьев потешать.

* * *

— Ваня, Ванечка! Куда ходил?

— В лесочек!

— Что видел?

— Пенечек!

— Под пенечком что?

— Грибок!

Хвать, да в кузовок.

* * *

Ладушки, лады,

Не поливаны сады,

Недосуг поливать,

Надо в ладушки играть.

* * *

— Пальчик-мальчик, Где ты был?

— С этим братцем В лес ходил,

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел,

С этим братцем

Песни пел.

* * *

Сорока, сорока, Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке,

На попрядушке

Кашу варила,

На пары становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложку,

Другому — ложечку,

А третьему — целую поварешечку!

Небылицы

Из-за тучи, из-за гор

Ехал дедушка Егор,

Он на пегой на телеге,

На скрипучей лошади,

Топорищем подпоясан,

Сапоги нарастапашку,

На босу ногу зипун.

***

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала верхом

В нанковой карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул —

Там землетрясенье,

Отчего-то кот чихнул,  

             

* * *

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

•    Пошел я на лыко гору драть, увидал: на утках озеро плавает.

 Я срубил три палки: одну еловую, другую березовую, третью рябиновую. Бросил еловую — не добросил, бросил березовую — перебросил, бросил рябиновую — угодил.

Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались. Мужик серый, кафтан рослый, на босу ногу топоры, лапти за поясом, под носом румянец, а во всю щеку — что в носу.

Заклички, приговорки

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Кушают котлетки.

* * *

Жаворонки, прилетите,

Крынку масла принесите,

Яйцо красно,

Весну красну.

* * *

Бабочка, бабочка, сядь на лавочку,

Дам булавочку.

* * *

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду.

* * *

Солнышко - ведрышко,

Выгляни в окошко.

Посыплю горошку.

Бояре-то едут

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.

Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

* * *

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!

* * *

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

* * *

Мочи, мочи, дождь,

На нашу рожь,

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень,

Поливай весь день.

* * *

Дождик, дождик, дай воды,

По колено глубины!

Дождик, дождик, пуще,

Будет в поле гуще!

* * *

Месяц, посвети!

За плетень погляди,

Со мной погуляй,

Меня утешай.

* * *

Ветер-ветерок,

Дунь еще разок —

Бочком-теплячком,

Свежим воздушком.

Докучные сказки

Жили-были баран да овца,

Поставили они стожок сенца.

Не начать ли сказку с конца?

Жили-были баран да овца...

* * *

Пришел медведь к броду,

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду —

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

Встал на колоду —

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок...

* * *

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся!

* * *

Жил-был дед со старухою,

Была у них избушка,

А в избушке лохань,

А в лохани мочало.

Не сказать ли вам сказочку

Сначала?

* * *

   Был себе человек Яшка (Сашка),

на нем серая сермяжка, на поясе пряжка, на шее тряпка,

на голове шапка —

хороша ли моя сказка?

* * *

    Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца —

не сказать ли опять с конца?

* * *

  Накосил мужик сенца,

поставил середи польца —

не сказать ли опять с конца?

Русские пословицы и поговорки

Смех, шутка, веселье

•    Кто в радости живет, того и кручина неймет.

•   Шутку шутить — всех веселить.

•    Кто людей веселит, за того весь свет стоит.

•    Нет лучше шутки, как над собою.

•    Сердце веселится, и лицо цветет.

Труд, работа

•    Без дела жить — только небо коптить.

•    Где труд, там и счастье.

•   Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

•    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

•   Лентяй да шалопай — два родных брата.

•   Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

•    Глаза страшатся, а руки делают.

•   Труд человека кормит, а лень портит.

•    Без труда не вынешь и рыбу из пруда.

•   Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.

•    Работе время, а досугу час.

Хлебосольство, гостеприимство

•   Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим.

•    За хлеб и соль не платят, кроме спасибо.

•   Что есть в печи, все на стол мечи.

•    Принимают: за обе руки берут да в красный угол сажают.

•    Кипите, щи, чтобы гости шли.

Дом, хозяйство

•   Хозяин добр — и дом хорош.

•   Дом невелик, да лежать не велит.

•    Не красна изба углами — красна пирогами.

•   Дом красится хозяином.

•    Без хозяина дом сирота.

•   Дом, как полная чаша.

Семья, родственные отношения

•    На что и клад, коли в семье лад.

•    Нет такого дружка, как родная матушка.

•   Все купишь, а отца-матери не купишь.

•    Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

•   Корми сына до поры: придет пора — сын себя накормит.

•    Каков батюшка, таковы у него и детки.

•    Братская любовь лучше каменных стен.

Список использованной литературы:

  1. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10.
  2. Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. / М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.
  3. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
  4. Измайлов, А.Б. Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов. - Магнитогорск: Мир детства и образования, 2007.
  5. Е. Бабунова, Л. Градусова, Н. Левшина, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Турченко

Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для органи-заций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, 2014..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами  народной игрушки, самостоятельное и...

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...