Педагогическая разработка «Коллаж в работе с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка

Коллаж это техника саморегуляции и гармонизации  

 В коллаже  всё имеет смысл.  Наше подсознание говорит нашими руками. Это чудесная и живая техника  для улучшения эмоционального состояния,  для поиска  новых ресурсных возможностей. Есть множество статей и материалов  об искусстве коллажа. Я очень люблю эту чудесную и простую технику и часто применяю её в своей практике. Коллаж привлекает своей лёгкостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_razrabotka.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего  вида № 46 «Жемчужина» города Южно-Сахалинска расположен по адресу: 6930023, Россия, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Алексея Максимовича Горького 54 , тел 8 (4242) 312-766, 312-765 адрес электронной почты: dou46@yuzhno-sakh.ru

Название номинации: Педагогическая разработка 

«Коллаж в работе с детьми дошкольного возраста.

Конкурсная работа

«Мир глазами ребенка»

Выполнила:

Медюкова Евгения Николаевна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

№ 46  «Жемчужина» г. Южно - Сахалинск

Адрес: ул. Горького 54

Тел./факс 8(4242) 312765

Контактная информация: 8-962-152-05-46

E-mail: emedyukova@mail.ru

г. Южно - Сахалинск

2018

Аннотация.

Коллаж это техника саморегуляции и гармонизации  

 В коллаже  всё имеет смысл.  Наше подсознание говорит нашими руками. Это чудесная и живая техника  для улучшения эмоционального состояния,  для поиска  новых ресурсных возможностей. Есть множество статей и материалов  об искусстве коллажа. Я очень люблю эту чудесную и простую технику и часто применяю её в своей практике. Коллаж привлекает своей лёгкостью.

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4

ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………7

1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном

возрасте………………………………………………………………………7

1.2.Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте………………………………………………………………………9

ГЛАВА II. Коллаж, как средство художественно-эстетического

воспитания………………………………………………………………….11

2.1.Эстетическая сущность работ, выполненных в технике коллажа……………………………………………………………………..14

2.2.Общие правила изготовления коллажа……………………………………………………………………..15

2.3.Основные художественно – композиционные приемы…………………...............................................................................16

2.4. Практическое освоение техники коллажа старшими дошкольниками…………………………………………………………….17

2.5 Анализ и результативность проведённой работы…………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………….23 

Введение.

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Коллаж в работе с детьми дошкольного возраста».

Исходя из актуальности данной темы, определяется цель работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках занятий по изготовлению коллажей. 

Коллаж это всегда ритуал. Создавая коллаж нам надо понимать и чувствовать, что  это ритуалСоответственно нам важен  настрой на ритуал.  Давайте попробуем понять, Что это такое?  Во - первых то есть  тема  должна быть для нас  эмоционально  значима. Важно создать коллаж из симпатичных воодушевляющих нас картинок и образов. Ведь только тогда  он будет работать на нашу внутреннюю  гармонизацию. Так же нам  важен  процесс сотворения   коллажа, важна сопутствующая  приятная расслабляющая атмосфера. Для каждого она своя , возможно это  свечи или любимые ароматы и запахи. Возможно  приятная, релаксирующая музыка. А главное тишина! Важно  чтобы нас никто не отвлекал от процесса творчества,  и мы могли комфортно  побыть наедине с собой.  В дальнейшем наш коллаж можно вывесить на стену, и он будет помогать нам в самогармонизации.

Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – программа обучения ручному творчеству.

Задачи: 1) дать понятие о коллаже.

2) Устанавливать последовательность работы;

3) Развивать мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с бумагой;

4) Развивать внимание, мышление, воображение, творческую активность.

Оборудование: бумага А4, клей, вырезки из газет и журналов, ножницы.

Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский, Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А.Мирошкина и др.). 

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале занятий по изготовлению работ в технике коллажа; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания. 

Практическая значимость работы заключается в разработке дидактического оснащения занятий по ручному творчеству при использовании техники коллажа. 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания 
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед детскими садами и школой. Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Существует различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.  Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.

1.2.Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте 
Формирование личности ребенка, воспитание 
у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

ГЛАВА II. КОЛЛАЖ, КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО \ВОСПИТАНИЯ 
2.1.Эстетическая сущность работ, выполненных в технике коллажа.

Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу предметов и материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Трудно сказать, где находятся истоки этого увлечения. Однако известно, что во времена А.С.Пушкина девушки коротали долгие зимние вечера, составляя букеты из сухих листьев и цветов, которые затем наклеивали на картон. Это забытое занятие стало постепенно возрождаться в начале 60-х годов ХХ века. Постоянно экспериментируя, люди научились выполнять работы, соединяя разные материалы. В такие работы добавляли соломку, перья, кору деревьев, камушки, ткань и т.д. Вот так, расширилась тематика композиций – от панно из цветов и листьев до натюрмортов, поэтичных пейзажей портретов, аранжировок для оформления интерьеров социально бытового назначения.

Техника коллажа, столь популярная в конце 19 – начале 20 века, сегодня становится одной из основных пропедевтических практик, позволяющих включать ребенка в самостоятельный творческий процесс.

КОЛЛАЖ – это своеобразный конструктор, тренажер, необходимый для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа развития креативного мышления, поиска парадоксальных решений, неожиданных визуальных и смысловых ассоциаций.

В чем прелесть коллажа для детей?

Во-первых, он позволяет создать рельефное изображение. А это всегда интересно: рельефная поверхность представляет глазу и руке более богатую информацию, чем гладкая.

Во-вторых, изготовление коллажа требует гораздо большего разнообразия действий, чем обычное рисование. 
Задачами занятий по ручному творчеству в технике коллажа являются: 

  1. Осознание художественно-эстетического вкуса. 
  2. Развитие образного мышления. 
  3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции. 
  4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, тканью, ножницами, пластилином, клеем и другими материалами. 
  5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества. 


Дошкольный возраст - это период, когда работа над коллажем может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и творческие способности. 

Коллажи бывают

1. Коллаж из скотча (скотчевая техника).

2. Флористический коллаж 
3. Рисуночный коллаж 
4. Коллаж из древесного спила. 
5. Цветы и геометрия (поэзия вазы) 
6. Коллаж из сушенных фруктов и ягод 
7. Коллаж из цветной бумаги (конструктивная техника) 
8. Коллаж из бумаги (папье-маше) 
9. Коллаж из шпатлевки 
10. Коллаж из монтажной пены.

11. Коллаж из рваной бумаги, журналов, газет.

2.2.Общие правила изготовления коллажа. 

Материалы и инструменты.

Клеи: ПВА, карандашный, «Момент», двусторонний скотч.

Бумага: цветная, акварельная, бархатная, обойная, флористическая, картон, калька, ватман.

Материалы: природный материал, пуговицы, бусины, тесьма, ткань, нитки, ракушки, камушки, бросовый материал, акварель, гуашь, кожа, металл.

Инструменты: пинцет, ножницы, кисточка, пресс, палитра, валик, трафареты, губка. 

Порядок изготовления работы.

1. Формирование замысла - на этом этапе включается воображение,

весь жизненный опыт, все, что хранит паять. Замысел - это

представление результата работы и способа его получения.

Выбирается стиль коллажа, продумывается композиция, при

необходимости делается эскиз будущей работы.

2. Исполнение замысла - превращение представляемого образа в реальное изделие.

- Подготовить фон.

- Наклеить сначала крупные элементы, затем мелкие.

- Изготовить паспарту.

- Вставить работу в раму.


2.3. Основные художественно - композиционные приёмы. 

1. Принцип триединства как выражение идеальной гармонии. Этот принцип может распространяться на количество групп или видов растений, присутствие трёх размеров (большого, среднего, малого), гармонии трёх цветов. 

2. Отсутствие банальной симметрии придаёт композиции непредсказуемость, динамизм. 

3. Взаимосвязь элементов и отсутствие лишних деталей. 

  1. Выразительны не только яркие цветы, но и лаконичные линии. 
  2. Соблюдение баланса между центром и периферией. 

    6. Контраст - эффектное соединение разных, подчёркивающих красоту друг друга элементов. 

    7. Акцент - обычно делается один, но в крупных работах может быть 2 фокуса внимания. 

    8. Незаполненное пространство – фон. 

2.4. Практическое освоение техники коллажа старшими дошкольниками

     В ходе беседы с детьми был выяснен уровень технических знаний, умений и навыков. С техникой коллажа дети были не знакомы, это для них новый способ проявления творчества.

В плане практической деятельности мною была разработана серия занятий и запланированы задачи.

     1 этап – предполагает теоретическое ознакомление старших дошкольников с техникой коллажа, как видом прикладной техники.

Цель – заинтересовать  данной техникой, формирование желания овладеть основными приёмами, дать сведения об истории появления данной техники и основных применяемых материалах.

Задачи:

- формировать понятие коллаж, знакомить с его содержанием, сравнивать данную технику с аппликацией;

- развивать познавательный интерес к новой технике; организована беседа, где раскрылась сущность понятия коллаж; дать знания, какие используют материалы, как их приклеивают на фон, каким бывает фон, как оформить работу в рамку;

     2 этап – овладение отдельными приёмами техники для дальнейшего их использования в практике создания коллажа.

Цель – знакомство с инструментами, используемыми в работе, формирование навыков свободного обращения с ними, обучение выполнению простейших технологических приёмов.

Задачи:

- учить детей технике выполнения отдельных элементов коллажа;

- формировать навыки коллективной работы;

- развивать самостоятельность и активность.

     3 этап – творческое применение полученных во время обучения знаний и приёмов для создания самостоятельных композиций в технике коллажа.

Цель – формирование эстетического вкуса, творческих способностей, самостоятельности в выборе материалов и средств выразительности, развитие психических процессов, мыслительных операций, мелкой моторики рук.

Задачи:

- формировать художественный вкус;

- активизировать творческое воображение при отборе материалов и средств выразительности;

- развивать умение намечать последовательность операций, использовать имеющиеся знания в выполнении работы.

 

                          

2.5 Анализ и результативность проведённой работы

      На 1 этапе мы познакомились с техникой коллаж. Была организованна беседа, где раскрывалась

сущность понятия «коллаж», когда он появился, как развивался. Даны знания, какие используют

материалы, как их приклеивают на фон, каким бывает фон, как оформить работу в рамку. Детям

разъяснялось, что коллаж – разновидность аппликации.

      На 2 этапе предлагается выполнить элементы коллажа. На первом занятии дети выполняли «скелетизирование» листьев (ажурная ткань). Они только выбивали зубными щётками мягкие ткани. На следующем занятии дошкольники будут создавать фон. Предлагаем белый картон.

Далее грунтуем фон с помощью кисти или губки. При наклеивании листьев на фон, ребята создавали разные композиции.

      На 3 этапе предлагается выполнить творческую работу на тему «Морские глубины».

Нужно выбрать необходимый материал, фон, инструменты и приступаем к работе. Дно выкладываем

разнообразными корягами (палочки, веточки), приклеиваем рыб. В конце проводим выставку всех работ.

     По результатам занятий видно, что проделанная работа дала свои результаты. Дети познакомились с новой техникой, получили сведения о технологических и эстетических свойствах бумаги, картона, ниток, тканей, природного материалов. Стали отличать природные и искусственные материалы. Выбирали материалы по их свойствам. Приобрели навыки работы с различными инструментами, стали лучше различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. При создании фона учились пользоваться гуашью, акварельными красками, закрепили знания о способах смешивания цветов на палитре.

     В течение занятий у детей формировались некоторые основы технологической культуры – трудолюбие, добросовестное отношение, наглядно-образное представление о технологическом мире, стала проявляться аккуратность, организованность детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что коллаж является одним из средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к работам в технике коллажа у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

 Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское  сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Использование техники коллажа в работе с детьми очень актуально. Детям это очень нравится. Фантазируя, они заменяют один материал на другой, содержание работ становится неповторимым и интересным. У воспитанников развивается фантазия, творчество, воображение, эстетическое чувство, навыки и умения, мелкая моторика, внимание, творческая активность.

     Очень важна роль педагога. От его творческого отношения к делу, умения заинтересовать детей, увлечь их и повести за собой зависит напрямую расположенность детей к данному виду рукоделия.

      Техника коллажа имеет широкие возможности для использования в практике. Создание работ в технике коллаж развивает пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся. Создание таких работ даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. И пусть поделки пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

Список литературы:

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999.

 3. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 410 с.

   4. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.

5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.

  1. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
  6. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 2006.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 2006.
  8. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 2005. - 128 с.
  9. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. - М.: 2001.
  10. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,2007. - 175 с.
  11. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2000. -94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Социально-педагогические функции сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерап...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Психолого-педагогический проект "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.И, конечно, это терапия средой-особой сказочно...

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...