"Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"
проект (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

Проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1  г.Вязьмы Смоленской области

Проект

«Гражданско - патриотическое воспитание в условиях

современного дошкольного образовательного учреждения»

               Разработала Леонова Елена Александровна, воспитатель высшей категории

2019

Содержание проекта:

Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях

1.1.Аннотация………………………………………………………………….....

1.2.Актуальность…………………………………………………………….....

1.3.Паспорт проекта………………………………………………………….…..

1.4.Цели и задачи проекта…………………………………………………….....

1.5.Основное содержание проекта………………………………………….…

1.6. Условия реализации проекта……………………………………….......

1.7.Мероприятия с педагогами и родителями по реализации проекта…...

Глава 2. Практическая часть проекта……………………………….…..…

2.1.Этапы развития проекта………………………………………….……...

2.2. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель

2.3. Перспектива дальнейшего развития проекта……………..........................

Литература………………………………………………………………….......

Приложение……………………………………………………………………

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою

национальную и духовную идентичность, не растерять себя как

нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с

уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего,

служить обществу и стране»

                                                                             Президент Российской Федерации В.В.Путин

Глава 1. Значение гражданско - патриотического воспитания в современных условиях

1.1Аннотация.

Проект разработан для работы с детьми среднего – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Мероприятия апробируются и внедряются в практику ДОУ.

         Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.  Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

    Федеральный закон  РФ «Об образовании»  говорит о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий   социализации  ребенка на основе   духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.   

       В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

 Но, прежде чем приступать к воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей, я поставила перед собой цель – научиться разбираться в основах терминологии и знать, на каких приоритетах будет базироваться  моя работа. Итак, среди многообразия существующих классификаций видов патриотического воспитания за основу  приняла следующую классификацию:

1. Патриотизм исторический. Этот вид патриотизма основан на славном и героическом прошлом нашей Родины. Используя этот вид патриотизма в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, мы прежде всего знакомим их с героями нашего прошлого, со знаковыми событиями в истории нашей Родины, с фольклором. То есть, решаем, в основном, образовательные задачи.

2. Патриотизм духовный. Это особый вид патриотизма. Это те глубинные нравственные корни, которые ребенок начинает всасывать с молоком матери, это наши вековые традиции, наши духовные ценности, это та основа, которая неразрывно связывает каждого человека с его народом. Научить такому патриотизму невозможно, этот росток есть в душе каждого гражданина нашей страны, независимо от возраста. И наша задача – развить то, что уже заложено в душе каждого ребенка, проследить за тем, чтобы этот росток рос в правильном направлении. То есть, в данном случае мы с вами в основном решаем развивающие задачи.

3. Патриотизм проектный. Это способность человека ощущать себя частью общества и трудиться на его благо. Ян Амос Коменский отмечал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». В ходе воспитания проектного патриотизма решаются в основном воспитательные задачи.

С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма  начинаем с самого близкого и самого дорогого сердцу каждого ребенка.

 Затем, с развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов семьи, детского сада, друзей, воспитателей, окружающей его природы и так далее.

 Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира.

Именно поэтому от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями о природе, культуре, истории родной страны и о ее духовных основах. 

Субъектами  взаимодействия в воспитании патриотических чувств являются ребенок, педагоги, родители и социум.

Воспитание  нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому моя работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка.

Сегодня мне бы хотелось рассказать  о  моей работе  в рамках проекта «Гражданско - патриотическое воспитание в условиях

современного дошкольного образовательного учреждения»

1.2.Актуальность

В настоящее время гражданско - патриотическое и правовое воспитание одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому цели и задачи патриотического воспитания дошкольников требуют переосмысления.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины. Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания. Чрезвычайно важно в аспекте воспитания гражданско –патриотических чувств то, что процесс воспитания необходимо начинать как можно раньше, еще в возрасте дошкольного детства. И это совершенно справедливо, ведь именно в этот период происходит активное формирование духовно-нравственной основы ребенка, его социализации в обществе, осознание себя частью целого. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России.
Таким образом, гражданско - патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы правового сознания жизни в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитаем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа.

Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданско – патриотического и правового воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию РФ.
Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно – правовыми документами. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является: закон  РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», закон «О днях  воинской славы (победных днях) России», закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.», закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Национальная доктрина образования в  РФ.
       Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине. Актуальность проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о родном городе, республике, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Самое существенное в воспитании нравственных и гражданско - патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, свою работу построила в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.  

  Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

 

1.3. Паспорт проекта

Сроки проекта:  Январь 2016г.- декабрь 2019г. (долгосрочный)

Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 4-6 лет.

Участники проекта:  дети среднего – старшего возраста, воспитатели, родители (законные представители)

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Смоленске, Вязьме, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно  организованной  образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких  видов деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

1.4.Цели и задачи проекта:

Цель проекта:

Содействовать  формированию  у  дошкольника   активной  социальной позиции   участника  и  созидателя  общественной  жизни. Формирование у детей потребности совершать хорошие поступки, развитие способности чувствовать ответственность за судьбу своей страны, воспитание таких личностных качества, как сострадание, милосердие, дружелюбие.

Объединение ДОУ и сетевых партнеров  в целостный образовательно-воспитательный процесс  в системе гражданско-патриотического воспитания для  позитивной социализации дошкольника в ДОУ.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-пространственной развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:

Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию культурных традиций через творческую,    

           познавательно – исследовательскую деятельность;

  • стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса,    

          выражать свою собственную субкультуру;

  • воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России,  
  • своего города.
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение  

         государственной символики России, города Смоленска, Вязьмы.

Формировать у детей:

  • чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе

          приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • представление о России как о родной стране;
  • умение анализировать различные социальные явления и события,

          сопоставлять их, обобщать;

  • стимулировать детскую активность через национальные подвижные

          игры.

Развивать у детей:

  • познавательные процессы (восприятие, память, внимание,    
  • воображение,  мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез,
  • сравнение,  обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
  • представления о национальной культуре, об образе жизни  

          людей, населяющих  нашу страну и наш город.

  •   развивать у детей начало исторического и гражданского самосознания,  

        ощущение причастности   к культуре и истории родного города, края,  

       страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат: 

1.Создание системы непосредственной образовательной деятельности (НОД) по  гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности  (картотека материалов).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области  гражданско-патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области  гражданско – патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение пространственной предметно – пространственной развивающей среды ДОУ по    гражданско – патриотическому развитию детей.

5. Создание банка данных об оценке качества   гражданско - патриотического развития детей в  группе.

Предполагаемый результат

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: улица, город, район, республика; предприятия родного   города  и их значимость; символику  страны,  герб города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города; крупные города   страны ;
  • свою национальность, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;
  • пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

1.5. Основное содержание проекта.

Главные принципы работы по гражданско-патриотическому воспитанию  и условия работы по реализации проекта.

  • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
  • Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

В воспитательном процессе нашего ДОУ гражданско патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое,  краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом   города  и др.

Для реализации этих направлений была  мною проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» и Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация система воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.

1.6. Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.

  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

  • Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;
  • Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

  • Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

  • Единые требования к предметно-пространственной  развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда  структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно- пространственной развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
  • Использование системы мониторинга (психолого- педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

В   группе  организован выставочный стенд «Наши шедевры», где регулярно проводятся выставки детских работ в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей. В музыкальном зале выставляются на отдельных столиках творческие работы детей и родителей к праздникам «День Матери», «День Защитников Отечества», «День Победы», «Герои нашей Вязьмы» и др. , где проводятся экскурсии для детей младшего, среднего возраста. Для создания и просмотра презентаций в музыкальном зале имеется мультимедийный проект, также имеется  телевизор, видео и фотоаппаратура, музыкальный центр.

Для реализации данного проекта;

- использовала  художественно-развивающую среду  в детском саду;

- разработала  календарно- тематический план деятельности детей;

-изучила учебно -  методические пособия;

-подобрала материалы и оборудование, необходимое для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии,  тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки.

Следует продумать и средства патриотического воспитания. Организовала мини- музеи игрушки. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, легендарные корабли «Аврора», «Потемкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой  и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, как мне кажется, любовь к стране не воспитывает. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание: это  тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, тематический набор «Москва —столица нашей Родины», «Город герой Смоленск», город Воинской Славы Вязьма и др. Подобные наборы  интересны детям, ненавязчиво формируют  у детей патриотические чувства.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными музыкальными проектами, оказала  разрушительное влияние  на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за привидениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходимо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.

 У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

        Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства  формирую у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.

1.7. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации  задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.

  • Создание проблемной ситуации.
  • Мини – музей.
  • Гостиная.    
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Театрализация.
  • Природоохранная деятельность.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные,  

           игры-сотрудничества).

  • Сказки.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Инсценировки, театрализации.
  • Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не

           нужно!».

  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций .
  • Проектная деятельность детей.
  • Акции Подарок ветерану
  • Акция «Бессмертный полк»

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

  • Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
  • Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер»,  «Готовим вместе с бабушкой» и др.
  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
  • Фотовыставки   «Моя семья», «Самое красивое место в нашем   городе», «Наследники Победы», «Наши Защитники Отечества»,  «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.
  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).
  • Оформление информационного стенда:  рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков». «Наши земляки-герои ВОВ» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
  • Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
  • «Встреча с интересными людьми».
  • Акции

Глава 2. Практическая часть проекта.

2.1. Этапы развития проекта

План работы

I

2016-2017

Учебный  год

Информационно – аналитический (подготовительный)

  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагога;
  • Определение объема материала для детей;
  • Планирование системы работы  

II

2017-2018

Учебный год

Творческий (основной)

  • Оформление стендов по теме проекта;
  • Консультации для воспитателей и родителей;
  • Проведение мероприятий по теме проекта

III

2018-2019

Учебный  год

Заключительный

  • Подведение итогов.

На информационно – аналитическом этапе осуществила  анализ целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, оценила  и интерпретировала   результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение)  начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определила направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проект, а также был определен ожидаемый социально-значимый результат.

В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включила образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.

2.2. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель

1.«Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы»

Воспитание уважения к труду

Темы недели: «Город мастеров»,  «Праздник весны и труда»

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт»

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» 

Формирование элементарных знаний о правах человека

Темы недели: «Я- человек», «Моя семья»

Расширение представлений о городах России

Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции»

План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников

1.Круглый стол «Мероприятия по внедрению и реализации проекта »  (Январь)

2.Анкетирование

 «Каков ваш ребенок?»

(Февраль)

3.Консультации «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура уральского народа»; «Богатства  Вязьмы, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир»; «Символика России,  города Вязьмы, Вяземского  района и их исторические корни»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Система работы по патриотическому воспитанию в современном детском саду».

 (1 раз в квартал)

4.Консультация «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»

(Март)

5.Рекомендации  родителям про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей 

(по плану)

6.Консультация

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»

(Апрель)

8.Рекомендации для родителей и воспитателей

«Как воспитать защитника?» (февраль)

9.Семинар - практикум

 «Как воспитать патриота»

(май)

10.Районное методическое объединение «Гражданско – патриотическое воспитание в свете реализации ФГОС»

11.Педсовет «Создание условий для самореализации дошкольников в образовательном процессе» Консультация «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (май )

12.Районное методическое объединение для педагогов района

Представление опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

Показ праздника «Защитники Отечества»

(октябрь )

Презентация 

13.«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»  (май)

14.Выставка совместных работ с родителями  «Нашим Защитникам Отечества посвящается», «Наследники Победы»( май - июнь)

15.Проведение праздника с детьми «День Победы»

  (май)

16.Для родителей выставка  детских работ  «Миру – мир, войны не нужно!» «Салют Победы»

( май)

17.Семинар – практикум с педагогами ДОУ Распространение опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду»

Творческий  этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по   патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

На этом этапе работа будет проведена в  нескольких направлениях:

- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);

- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;

- работа с социумом   города  по реализации задач патриотического воспитания: Музыкальная школа, Дом творчества, Дом культуры, музеи, детская библиотека.

- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.

План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников

Название темы                                                                            

Ответственный

1-й этап - диагностический

Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме

Диагностирование детей

Анкетирование родителей

Воспитатель, педагог-психолог

2-й этап - организационный

Построение пространственной предметно – пространственной развивающей среды в группе, музыкальном зале, оформление материалов для родителей на  стендах

Разработка дидактических игр и пособий

Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед, проектов

Подбор материала  и  размещение   его в папку  Портфолио  по теме: "Патриотическое воспитание в современном мире", материалов к 70-летию Победы

Создание и обогащение мини-музея в детском саду: "История детского сада", «Куклы в народных костюмах», «История Дня Победы»

3-й этап практический

Проведение консультаций и семинаров для воспитателей

Обобщение передового опыта работы

Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, тематических папок – передвижек, картотек

Составление сценариев праздников, развлечений, досугов, театрализованных представлений

Совместно с музыкальным  руководителем

Составление положений о проведении конкурсов творческих работ детей и родителей, конкурсов чтецов

сСтар

Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности

Составление сценариев спортивных праздников, составление подборки народных игр

Совместно с инструктором по физ. культуре

План работы с детьми по подготовке и проведению

Дня защитника Отечества

Вид деятельности

Средняя  группа

Средняя - старшая - подготовительная группа

Старшая - подготовительная

Спартакиада "Мы сильные, смелые, ловкие"

Изобразительная деятельность:

Выставка детских изобразительных работ "Наши Защитники Отечества"

Выставка художественной детской литературы, военной техники, фотовыставки

Игровая  деятельность:

"Наша армия" — разрезные картинки, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Летчики",

"Пограничники"

"Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику.

Сюжетно-ролевые игры "Мы — моряки", "Будущие

космонавты"

"Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику.

Сюжетно-ролевая игра

"Мы — военные"

Изготовление  подарков

Изготовление открыток  для пап и дедушек

"Корабль"

Изготовление открыток

для пап и дедушек "Самолет"

Изготовление открыток для пап и дедушек "Вертолет"

Познавательное  развитие:

Тематические занятия.

Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины

Тематические занятия "Что такое героизм?"

Выпуск газеты "Защитники страны"

Работа с семьей:

Создание альбомов "Мой папа" с иллюстрациями и фотографиями

Музыкальная  деятельность:

Музыкальный праздник "Защитники Родины"

Конструкторская деятельность:

Конструирование самолета  из деревянных кубиков

Конструирование корабля

из напольного конструктора ЛЕГО

Изготовление военной техники из природного материала

План работы с детьми по подготовке и проведения  Дня Победы

Изобразительная  деятельность:

Выставка детских изобразительных работ "Салют Победы"

Выставка творческих работ детей и совместных работ с родителями «Этих дней не смолкнет слава!»

Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы

Спортивное развитие:

Спортивный досуг "У наших ребят — замечательный парад"

Спортивный досуг "Герои — защитники Отечества"

Познавательное развитие:

Тематические занятия. Беседы о войне.

Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины

Тематические занятия. Чтение рассказов о детях в годы войны

Работа с семьей:

Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) "Этих дней не смолкнет слава!"

Экскурсионная деятельность:

Экскурсия в подготовительную группу на выставку детских работ, посвященную Дню Победы

Экскурсия в городскую библиотеку; рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседа с библиотекарем

Целевая экскурсия к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов

Изготовление подарков для ветеранов

Аппликация "Цветы"

Скручивание "Гвоздика"

Оригами "Цветы"

Познавательное развитие:

Познавательный досуг по истории ВОВ совместный с сельской библиотекой

Конкурс:

Конкурс чтецов для детей «О доблестях, о подвиге, о славе»

Конкурс декоративно – прикладного и технического творчества дошкольников «Нашим Защитникам Великой Отечественной войны посвящается»

Акция «Подарок  ветерану»

Акция «Бессмертный полк»

План работы с педагогами ДОУ и социумом города  по подготовке празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

Разработка планов совместной работы с Детской библиотекой, домом пионеров и школьников.

Март

Круглый стол на тему: «Воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями в связи с подготовкой празднования 70-летия Победы в ВОВ»

Март

Участие в работе творческой группы по проведению празднования 75-летия Победы

Один раз в квартал

 Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, 70-летию Победы

Апрель

Совместно с музыкальным руководителем

Разработка планов спортивных соревнований среди детей и родителей, посвященных защитникам Отечества, дням воинской славы.

Апрель

Совместно с инструктором  по физ. культуре

Оформление тематических  папок для детей и рекомендаций для родителей рекомендациями и стихами, посвященными 75-летию Победы.

Апрель-май

Подготовка положений для проведения конкурсов: чтецов среди детей среднего, старшего, подготовительного к школе группы, конкурса творческих работ детей и совместных работ детей и родителей

Апрель-май

Организация встречи с воинами Российской армии и ветеранами войны

Апрель

Посещение школьного музея боевой славы

Апрель

Организация совместной с  детской библиотекой познавательного досуга по истории ВОВ

Апрель

Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов.

Апрель-май

Проведение спортивного досуга совместно с папами

Февраль

Организация целевой экскурсии к памятнику павшим героям «Вечная слава героям», торжественное возложение цветов

Май

Оформление выставки детских рисунков "Салют Победы"  группе

Май

Проведение спортивных и музыкальных мероприятий, посвященных 75-летию Победы

Май

Организация в  группе выставки книг, картин, альбомов, папок – передвижек на данную тематику

В течение года

Обобщение опыта по  гражданско-патриотическому  воспитанию  дошкольников

Июнь

Оформление материалов проведения мероприятий

План работы с детьми по подготовке и проведению

Дня независимости России

Вид деятельности

Средняя – старшая группа

Старшая - подготовительная  группа

Изобразительная деятельность:

Создание мини – музея в группе – уголка по символике России: флаг, герб, фото президента, столицы.

Пополнение мини – музея патриотического воспитания  символикой  города и страны.

Выставка детских изобразительных работ "Миру – мир, войны не нужно"

Познавательное развитие:

Тематические занятия.

Беседы.

Просмотр иллюстраций о городах России, символике России.

Обсуждение о празднике России

Тематические занятия.

Просмотр видеофильма "Парад на Красной площади" во второй половине дня

Спортивное развитие:

Спортивная эстафета мира и "Пробег памяти"

Изготовление подарков

Изготовление открыток "Флаг России"

Рисование картины «Моя Родина»

Музыкальное развитие

"Что мы Родиной зовем?": чтение стихов и слушание гимна России,  песен о Родине

"День России" - праздничная программа

Игровая деятельность

Эстафета «Сильные, смелые, ловкие»

Игровая викторина "Что мы знаем о родном  городе"

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.  Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города. В детском саду во второй половине дня организованы кружки для детей старшей и подготовительной к школе группе; «Родник», «Краеведение», «Мастерица – золотые ручки»,   «Прикладное искусство».

2.3. Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

  • -создавать с детьми более объёмные модульные изделия.
  • -разработать методические рекомендации по организации работы,

          перспективное планирование, конспекты интегрированной  

           непосредственно - образовательной деятельности;

  • -подготовить консультации для родителей.
  • -разрабатывать проекты  с детьми  по  ознакомлению с историей города
  • -участвовать в международных проектах и интернет -конкурсах детского 

               творчества.

Художественная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в технике оригами из бумажного материала) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую). Материалов для художественного творчества можно использовать разной фактуры, разного размера и разного цвета, нужно только развитие фантазии, увлеченность, терпение и трудолюбие. Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Литература

Нормативные документы

  • Конвенция о правах ребенка
  • Декларация прав ребенка
  • Конституция РФ
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Концепция Духовно - нравственного воспитания
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493

            о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской    

           Федерации на 2016 - 2020 годы"

  • Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г.N2403-р «Стратегия государственной молодежной политики» на период до 2025 года
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.N996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
  • Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»
  • Программа развития ОУ. 

Литература:

  1. 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  2. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.
  3. 3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.
  4. 4. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  5. 5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
  6. 6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  7. 7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
  8.   8.Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.
  9.    9.Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,2000г
  10. 10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
  11. 11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Аргос, 1990. - 213с.
  12. 12. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.
  13. 13. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.
  14. 14. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 232 с.
  15. 15. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
  16. 16. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1946. - 450с.
  17. 17. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
  18. 18. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.
  19. 19. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
  20. 20. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
  21. 21. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
  22. 22. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
  23. 23. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.
  24. 24. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  25. 25. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.
  26. 26. В.И.Петрова, Т.Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» Мозаика-синтез, 2008г.
  27. 27. Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
  28. 28. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
  29. 29. Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004
  30. 30. 34. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.
  31. 31. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - 136 с.
  32. 32. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста Колпакова Н. // Дошкольное воспитание. - 1999, № 10.
  33. 33. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.
  34. 34. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
  35. 35. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
  36. 36. Сущность воспитания // [Электронный ресурс] // (http://spb-tei.ru/2005/09/16/sushhnost-vospitanija.html.
  37. 37. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, Л. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и ...

Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...

Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...

Проект Гражданско – патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Проект разработан для работы с детьми  – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому во...