Кружковая работа по региональному компоненту в средней группе "Наследие"
рабочая программа (средняя группа)
ПРОГРАММА
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Наследие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
с. Субханкулово муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
детского сада №6
с. Субханкулово
___________Г.Р.Абунагимова
ПРОГРАММА
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Наследие»
Автор составитель:
Воспитатель: Латыпова Л.М.
Принято на педагогическом совете
Протокол №__ от_______20__г.
с.Субханкулово
Список детей
- Абзалетдинов Вадим
- Гарипова Эмилия
- Гафиятуллина Алан
- Гафуров Данил
- Загитова Лилия
- Зайдуллина Алина
- Ибатуллин Карим
- Каюмов Богдан
- Колесова Софья
- Лазарев Максим
- Минигулов Ролан
- Никонорова Надежда
- Нурхаметов Булат
- Пересыпкина Валерия
- Прокопьев Тимур
- Романов Даниэль
- Сабирова Амалия
- Самигуллина Милана
- Свиридов Тимур
- Ситдикова Эльвина
- Султанова Лилия
- Сыромятников Максим
- Фазлыева Зарина
- Хабирова Вилена
Название программы: «Наследие»
Для детей среднего дошкольного возраста
Направленность программы: национально-региональный компонент
Название организации: МАДОУ детский сад №6 с.Субханкулово
Сроки реализации программы: один год
Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Актуальность данной программы заключается в том, что расширяя возможности по национальному компоненту, ребенок учится познавать мир, и осозновать себя и свое место в нем.
Цель программы: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
Задачи:
Образовательные:
-расширение представления об окружающем мире;
-способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;
-повышать этнографическую грамотность детей;
- обогащение активного словаря
Развивающие:
- развивать интерес к национальной культуре;
- развивать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
- развивать мышление, воображение ребенка
Воспитательные:
-воспитание интереса к родному языку, культуре, обычаям и т.д.
Формы и режим занятий: подгрупповые занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 минут.
Предполагаемые результаты:
- расширение представлений об окружающем мире
-обогащение активного словаря
Учебно- тематический план
№ занятия | Месяц,неделя | Тема | Содержание | Цель | Материал |
1-2 | Сентябрь3-я,4-я недели | «Я познаю» | Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов. | Формировать у детей представления. Знания краеведческого характера о различных республиках ( Башкортостан, Татарстан, и др.) | Наглядный материал: гербы, флаги, игрушки, посуда и т.д. |
3-4 | Октябрь 1-я, 2-я неделя | «Мы играем» | Знакомство с башкирской народной игрой «Юрта», «Курай» | Познакомить детей с башкирскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. | платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула;мяч |
5 | Октябрь 3-я неделя | Башкирская народная сказка «Ленивый сын» | Рассказывание башкирской народной сказки «Ленивый сын» | Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Ленивый сын». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам башкирского народа | Башкирская литература |
6 | Октябрь 4-я неделя | «Мы играем» | Дидактическая игра: «Собери башкирский ковер» | Развивать интерес к дидактическим играм, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. знакомить детей с башкирской посудой; учить правильно называть ее; развивать логику, мышление. | 18 карточек, 9 из них разрезаны на части, которые надо соединить, чтобы получилось целое. |
7-8 | Ноябрь 1-я,2-я неделя | Башкирские узоры «Украсим фартук Айгуль» | Использование башкирской народной культуры в аппликации | Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходные материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к башкирскому орнаменту | Готовая форма из картона. Ножницы, цветные самоклеющие обои, трафареты |
9 | Ноябрь3-я неделя | «Кумыс» | Беседа о целебных напитках «Кумыс» | Познакомить детей с национальным напитком башкир. Воспитывать интерес к башкирской народной кухне. | Иллюстрации |
10 | Ноябрь 4-я неделя | Башкирская сказка «Ленивый сын» | Рассказывание башкирской сказки «Ленивый сын» | Познакомить детей с башкирской сказкой «Ленивый сын». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам башкирского народа | Башкирская литература |
11 | Декабрь 1-я неделя | «Хлеб всему голова» | Беседа с детьми на тему: «Хлеб всему голова» | Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб, формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий | Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай; |
12 | Декабрь 2-я неделя | «Путешествие в Башкирию» | Рисование памятника Салавата Юлаева | Учить детей передавать в рисунках достопримечательности Башкортостана. Воспитывать гордость за поэта | Альбомные листы, краски, цв. карандаши |
13-14 | Декабрь 3-я,4-я неделя | «Чак-чак» | Приготовление башкирских национальны блюд из теста (чак-чак,вак-бэлиш, кыстыбый) | Познакомить детей с национальной кухней башкир. Учить готовить из теста чак-чак,вак-бэлиш,кыстыбый. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам. | Ингридиенты, разделочная доска. |
15-16 | Январь 3-я,4-я неделя | «Жизнь замечательной пчелы» | Беседа о пчеле,строение тела, чем питается,жилище домашних пчел, | Дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком). | Картинки с пчелами,пасекой,улей |
17-18 | Февраль 1-я,2-я неделя | «Мед чудесный дар природы» | Беседа о меде,о ее целебных свойствах. Дидактическая игра «Путь изготовления меда» | Дать детям представление о меде (вкус, цвет). Объяснить детям, что мед бывает разный(липовый, мед белой акации, донниковый, гречишный, каменный идр.) Рассказать детям о целебных свойствах меда «Кто мед пьет, того хворь не берет» | Картинки с изображением последовательности изготовления меда |
19-20 | Февраль 3-я,4-я неделя | «Башкирские народные музыкальные инструменты» | Знакомство с башкирскими народными инструментами: курай, кубыз | Знакомить детей с музыкальными башкирскими инструментами. (курай,кубыз) Развивать музыкальные способности детей через восприятие звучания башкирских инструментов (курай,кубыз) Закрепить музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический,тембровый,динамический слух ;эмоциональную отзывчивость итворческую активность, продолжать развивать навыки исполнения хороводов,пение с выразительным показом движений. | Башкирская народная музыка. Курай - Баяс, мелодии Урала – Кубыз, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, Ногайдын-Кубыз.Домбра. Барабаны, танец «Цветущий курай», А. Зиннурова «Курай», А. Имаева «Курай», А. Кубагушев. «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ, «Башкортостан-судьба моя» проектор, компьютер, иллюстрации с изображением башкирских музыкальных инструментов |
21-22 | Март 1-я ,2-я неделя | Праздник: «День матери» | Беседа с детьми об истории происхождения праздника. | Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери, стремления ей помогать, радовать её. | Стихотворени, портреты мам |
23 | Март 3-я неделя | «Мой -Башкортостан» | Просмотр видеозаписей о Башкортостане | Расширять представления детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом, мелодией гимна, национальным костюмом. Рассказать о национальных героях, прославивших Башкирию. | Видеозаписи о Башкортостане |
24 | Март 4-я неделя | Мир малого фольклора | Знакомство с башкирскими пословицами | Познакомить с малым фольклором башкир, рассказать мудрость пословиц | Пословицы башкирского народа |
25 | Апрель 1- неделя | «Мой край родной» | Рисование на тему: «Мой край родной» | Воспитывать чувство любви к природе малой Родины. Воспитывать и прививать чувства эстетической красоты. Развивать воображение, чувства цвета, творческих способностей, глазомера | Краски, кисти, карандаши, листы формата А4 |
26-27 | Апрель 2-я,3-я неделя | «Мир национальных узоров» | Организация выставки детских рисунков | Развивать у детей умение передавать узоры народов Поволжья в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность. | Листы альбомные, кисточки краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры |
28 | Апрель 4-я неделя | «Здороваемся на разных языках» | Овладение приветствиями на языках народов Поволжья. | Развивать интрес к языкам народов Поволжья, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам. | _ |
29-30 | Май 1-я,2-я неделя | «Угадай мелодию» | Знакомство детей узнавать мелодиями народов Поволжья | Учить детей узнавать мелодии народов. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов. | Диск «Мелодии народов Поволжья» |
30-31 | Май 3-я,4-я неделя | «Сабантуй» (итоговое занятие) | Подготовка и проведение праздника | Закрепить у детей знания о башкирском народе, об их традициях, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес к башкирскому народу. Воспитывать уважение к национальной культуре. | Атрибуты для развлечения, национ. Одежды. |
Список используемой литературы
- Р.Ураксиной «Стихи об именах»
- Ф.Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана » стр.9)
- Х.Гиляжева «Воспитанный Айдар»(Под ред. Р.Х.Гасановой
- Р.Х.Гасанова «Я Родину свою познать хочу», стр.81)
- Р.Х.Гасанова «Я Родину свою познать хочу», стр.119)
- Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.
Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении; закреплять навыки иг...
План кружковой работы по региональному компоненту
Разработали план кружка " Тыл баайын фольклор көмөтүнэн сайыннарыы " с целью развить нравственное становление личности и развитие художественно- творческих способностей ребенка средствами &l...
Перспективный план работы по региональному компоненту Ставропольского края в средней группе
Перспективный план работы по региональному компоненту Ставропольского края в средней группе на 2019-2020 учебный год ...
Кружковая работа по региональному компоненту. Тема : «Дон тихий, а берега песенные» !
Кружковая работа по региональному компоненту. Тема : «Дон тихий, а берега песенные» !Автор : Галактионова Е.В. Музыкальный руко...
Работа с детьми по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи через региональный компонент в средней группе
О региональном компоненте...