Кружковая работа по региональному компоненту в средней группе "Наследие"
рабочая программа (средняя группа)

Латыпова Ляйсан Мизхатовна

ПРОГРАММА

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Наследие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                                                               Утверждаю

                                                                                                               Заведующий МАДОУ

                                                                                                          детского сада №6

                                                                                                        с. Субханкулово

                                                                                                                 ___________Г.Р.Абунагимова

ПРОГРАММА

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Наследие»

Автор составитель:

Воспитатель: Латыпова Л.М.

Принято на педагогическом совете

Протокол №__ от_______20__г.

с.Субханкулово

Список детей

  1.  Абзалетдинов Вадим
  2. Гарипова Эмилия
  3. Гафиятуллина Алан
  4. Гафуров Данил
  5. Загитова Лилия
  6. Зайдуллина Алина
  7. Ибатуллин Карим
  8. Каюмов Богдан
  9. Колесова Софья
  10. Лазарев Максим
  11. Минигулов Ролан
  12. Никонорова Надежда
  13. Нурхаметов Булат
  14. Пересыпкина Валерия
  15. Прокопьев Тимур
  16. Романов Даниэль
  17. Сабирова Амалия
  18. Самигуллина Милана
  19. Свиридов Тимур
  20. Ситдикова Эльвина
  21. Султанова Лилия
  22. Сыромятников Максим
  23. Фазлыева Зарина
  24. Хабирова Вилена

Название программы: «Наследие»

Для детей среднего дошкольного возраста

Направленность программы: национально-региональный компонент

Название организации: МАДОУ детский сад №6 с.Субханкулово

Сроки реализации программы: один год

Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Актуальность данной программы заключается в том, что расширяя возможности по национальному компоненту, ребенок учится познавать мир, и осозновать себя и свое место в нем.

Цель программы: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

Задачи:

Образовательные:

-расширение представления об окружающем мире;

-способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;

-повышать этнографическую грамотность детей;

- обогащение активного словаря

Развивающие:

- развивать интерес к национальной культуре;

- развивать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

- развивать мышление, воображение ребенка

Воспитательные:

-воспитание интереса к родному языку, культуре, обычаям и т.д.

Формы и режим занятий: подгрупповые занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 минут.

Предполагаемые результаты:

- расширение представлений об окружающем мире

-обогащение активного словаря

Учебно- тематический план

№ занятия

Месяц,неделя

Тема

Содержание

Цель

Материал

1-2

Сентябрь3-я,4-я недели

«Я познаю»

Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.

Формировать у детей представления. Знания краеведческого характера о различных республиках              ( Башкортостан, Татарстан, и др.)

Наглядный материал: гербы, флаги, игрушки, посуда и т.д.

3-4

Октябрь 1-я, 2-я неделя

«Мы играем»

Знакомство с башкирской народной игрой «Юрта», «Курай»

Познакомить детей с башкирскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула;мяч

5

Октябрь 3-я неделя

Башкирская народная сказка «Ленивый сын»

Рассказывание башкирской народной сказки «Ленивый сын»

Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Ленивый сын». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам башкирского народа

Башкирская литература

6

Октябрь 4-я неделя

«Мы играем»

Дидактическая игра: «Собери башкирский ковер»

Развивать интерес к дидактическим играм, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. знакомить детей с башкирской посудой; учить правильно называть ее; развивать логику, мышление. 

18 карточек, 9 из них разрезаны на части, которые надо соединить, чтобы получилось целое.

7-8

Ноябрь 1-я,2-я неделя

Башкирские узоры «Украсим фартук Айгуль»

Использование башкирской народной культуры в аппликации

Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходные материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к башкирскому орнаменту

Готовая форма из картона. Ножницы, цветные                самоклеющие обои, трафареты

9

Ноябрь3-я неделя

«Кумыс»

Беседа о целебных напитках «Кумыс»

Познакомить детей с национальным напитком башкир.  Воспитывать интерес к башкирской народной кухне.

Иллюстрации

10

Ноябрь 4-я неделя

Башкирская сказка «Ленивый сын»

Рассказывание башкирской сказки «Ленивый сын»

Познакомить детей с башкирской сказкой «Ленивый сын». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам башкирского народа

Башкирская литература

11

Декабрь 1-я неделя

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми на тему: «Хлеб всему голова»

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб, формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий

 Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;

12

Декабрь 2-я неделя

«Путешествие в Башкирию»

Рисование памятника Салавата Юлаева

Учить детей передавать в рисунках достопримечательности Башкортостана. Воспитывать гордость за поэта

Альбомные листы, краски, цв. карандаши

13-14

Декабрь 3-я,4-я неделя

«Чак-чак»

Приготовление башкирских национальны блюд из теста (чак-чак,вак-бэлиш, кыстыбый)

Познакомить детей с национальной кухней башкир. Учить готовить из теста чак-чак,вак-бэлиш,кыстыбый. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам.

Ингридиенты, разделочная доска.

15-16

Январь 3-я,4-я неделя

«Жизнь замечательной пчелы»

Беседа о пчеле,строение тела, чем питается,жилище домашних пчел,

Дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком).

Картинки с пчелами,пасекой,улей

17-18

Февраль 1-я,2-я неделя

«Мед чудесный дар природы»

Беседа о меде,о ее целебных свойствах. Дидактическая игра «Путь изготовления меда»

Дать детям представление о меде (вкус, цвет). Объяснить детям, что мед бывает разный(липовый, мед белой акации, донниковый, гречишный, каменный идр.) Рассказать детям о целебных свойствах меда «Кто мед пьет, того хворь не берет»

Картинки с изображением последовательности изготовления меда

19-20

Февраль 3-я,4-я неделя

«Башкирские народные музыкальные инструменты»

Знакомство с башкирскими народными инструментами: курай, кубыз

Знакомить детей с музыкальными башкирскими инструментами(курай,кубыз)

Развивать музыкальные способности детей через восприятие звучания башкирских инструментов (курай,кубыз) Закрепить музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический,тембровый,динамический слух ;эмоциональную отзывчивость итворческую активность,  продолжать развивать навыки исполнения хороводов,пение с выразительным показом движений.

Башкирская народная музыка. Курай  - Баяс, мелодии Урала – Кубыз, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, Ногайдын-Кубыз.Домбра. Барабаны, танец «Цветущий курай», А. Зиннурова «Курай», А. Имаева «Курай», А. Кубагушев. «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ, «Башкортостан-судьба моя» проектор, компьютер, иллюстрации с изображением  башкирских музыкальных инструментов

21-22

Март 1-я ,2-я неделя

Праздник: «День матери»

Беседа с детьми об истории происхождения праздника.
Подбор литературного материала.
Разучивание стихотворений о профессиях и частушек о маме, изготовление портретов мам.
Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.

Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери, стремления ей помогать, радовать её.
Расширение представления детей о празднике «День Матери».  Воспитание смелости, открытости, коллективизма.
Побуждение детей и родителей к активному участию.

Стихотворени, портреты мам

23

Март 3-я неделя

«Мой -Башкортостан»

Просмотр видеозаписей о Башкортостане

Расширять представления детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом, мелодией гимна, национальным костюмом. Рассказать о национальных героях, прославивших Башкирию.

Видеозаписи о Башкортостане

24

Март 4-я неделя

Мир малого фольклора

Знакомство с башкирскими пословицами

Познакомить с малым фольклором башкир, рассказать мудрость пословиц

Пословицы башкирского народа

25

Апрель 1- неделя

«Мой край родной»

Рисование на тему: «Мой край родной»

Воспитывать чувство любви к природе малой Родины. Воспитывать и прививать чувства эстетической красоты. Развивать воображение, чувства цвета, творческих способностей, глазомера

Краски, кисти, карандаши, листы формата А4

26-27

Апрель 2-я,3-я неделя

«Мир национальных узоров»

Организация выставки детских рисунков

Развивать у детей умение передавать узоры народов Поволжья в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность.

Листы альбомные, кисточки краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры

28

Апрель 4-я неделя

«Здороваемся на разных языках»

Овладение приветствиями на языках народов Поволжья.

Развивать интрес к языкам народов Поволжья, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам.

_

29-30

Май 1-я,2-я неделя

«Угадай мелодию»

Знакомство детей узнавать мелодиями народов Поволжья

Учить детей узнавать мелодии народов. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов.

Диск «Мелодии народов Поволжья»

30-31

Май 3-я,4-я неделя

«Сабантуй»

(итоговое занятие)

Подготовка и проведение праздника

Закрепить у детей знания о башкирском народе, об их традициях, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес к башкирскому народу. Воспитывать уважение к национальной культуре.

Атрибуты для развлечения, национ. Одежды.

Список используемой литературы

  1. Р.Ураксиной «Стихи об именах»
  2. Ф.Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана » стр.9)
  3. Х.Гиляжева «Воспитанный Айдар»(Под ред. Р.Х.Гасановой
  4. Р.Х.Гасанова «Я Родину свою познать хочу», стр.81) 
  5.  Р.Х.Гасанова «Я Родину свою познать хочу», стр.119)
  6. Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.

Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении;  закреплять навыки иг...

План кружковой работы по региональному компоненту

Разработали план кружка " Тыл баайын фольклор көмөтүнэн сайыннарыы " с целью развить нравственное становление личности и развитие художественно- творческих способностей ребенка средствами &l...

Перспективный план работы по региональному компоненту Ставропольского края в средней группе

Перспективный план работы по региональному компоненту Ставропольского края в средней группе на 2019-2020 учебный год ...

Кружковая работа по региональному компоненту. Тема : «Дон тихий, а берега песенные» !

  Кружковая    работа по региональному компоненту.  Тема :   «Дон  тихий, а берега песенные» !Автор : Галактионова Е.В. Музыкальный руко...