Программа "Становление молодого педагога"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Ирина Артуровна Афанасьева

 

 

Главная цель комплексно-целевой программы – оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной адаптации.

Данная  цель  реализуется  через следующие задачи:

  • развивать профессиональные навыки молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения с детьми и их родителями;
  • формировать у начинающих педагогов потребность в непрерывном самообразованию;
  • добиваться повышения качества знаний по психологии дошкольника, умения их использовать в работе;
  • воспитывать у начинающих педагогов чувства сопереживания, коллективизма, внимательного отношения к коллегам, обучать навыкам воспитания сознательной дисциплины.
  • формировать способность к овладению новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания воспитаннико

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stanovlenie_molodogo_pedagoga.doc982.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Школа молодого педагога» – эффективная форма методической помощи начинающим педагогам

 «Повысить квалификацию – это,
значит, приобрести новое состояние,
степень годности к какому-либо виду труда,
стать достойным, деятельным, молодым, успешным».
В.И. Даль, С.И. Ожегов.

Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию.

Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны, которые заключаются затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач, не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. В результате она распадается для них на ряд слабосвязанных друг с другом функций. Все это мешает профессиональной адаптации молодого воспитателя.

Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда воспитателя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности.

Организация работы с молодыми специалистами предполагает следующие этапы:

- диагностика, выявление состояния проблемы;

- анализ целевых установок при создании программы развития; разработка стратегии основных направлений работы;

- формирование плана действий по реализации стратегии;

- апробация комплексно-целевой программы; корректировка отдельных составных элементов работы.

Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым педагогом  навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности воспитателя.

Овладение навыком самодиагностики позволяет воспитателю  самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом педагог  выходит на новый уровень самоорганизации - в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.

Как показывает анализ дошкольной  действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно.

Для планирования деятельности по программе “Становление молодого воспитателя” были выявлены доминирующие затруднения: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемому предмету; отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к детям; воспитательная работа.

Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества; выявляются противоречия между профессиональной направленностью и выбранной специальностью, происходит переоценка собственных сил и идеализация выбранной профессии. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых педагогов, не нашедших себя в выбранной специальности.

Реализация программы работы с молодыми педагогами  «Становление молодого воспитателя» строится с учетом трех аспектов деятельности педагога:

«Молодой специалист  коллега» – обеспечение молодого специалиста необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечат прохождение адаптации молодого специалиста в профессии в лёгкой степени; обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками успешного взаимодействия в коллективе.

«Молодой специалист  ребенок» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста.

«Молодой специалист  родители» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками; необходимыми для выстраивания конструктивного бесконфликтного взаимодействия с родителями;

Главная цель комплексно-целевой программы – оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной адаптации.

Данная  цель  реализуется  через следующие задачи:

  • развивать профессиональные навыки молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения с детьми и их родителями;
  • формировать у начинающих педагогов потребность в непрерывном самообразованию;
  • добиваться повышения качества знаний по психологии дошкольника, умения их использовать в работе;
  • воспитывать у начинающих педагогов чувства сопереживания, коллективизма, внимательного отношения к коллегам, обучать навыкам воспитания сознательной дисциплины.
  • формировать способность к овладению новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания воспитанников;

Формы работы:

  • теоретические выступления;
  • встречи с опытными  педагогами;
  • открытые уроки;
  • деловые игры;
  • тренинги и семинары;
  • анкетирования
  • защита проектов.

Реализация Программы работы с молодыми воспитателями  строится с учетом трех аспектов деятельности педагога:

«Молодой специалист  коллега» – обеспечение молодого специалиста необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечат прохождение адаптации молодого специалиста в профессии в лёгкой степени; обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками успешного взаимодействия в коллективе.

«Молодой специалист  ребенок» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста.

«Молодой специалист  родители» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками; необходимыми для выстраивания конструктивного бесконфликтного взаимодействия с родителями;

Учебно-тематический план
(
1-й учебный год)

№ п/п

Темы

Количество занятий

Теоретических

Практических

Всего

1.

Диагностика молодых педагогов

-

1

1

2.

Нормативные документы в дошкольном образовании

2

1

3

3.

Проблемы адаптации детей в ДОУ

1

2

2

4.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

3

2

5

5.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

3

2

5

6.

Педагогическая диагностика в ДОУ

3

2

5

7.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

2

1

3

8.

Инновационная деятельность в ДОУ

5

5

10

9.

Итоговое обследование педагогов

-

1

1

        

        Учебно-тематический план
(
2-й учебный год)

№ п/п

Темы

Количество занятий

Теоретических

Практических

Всего

1.

Диагностика молодых педагогов

-

1

1

2.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании

2

1

3

3.

Психологическое здоровье детей

2

1

3

4.

Взаимодействие с семьей

3

1

4

5.

Организация и проведение родительских собраний в ДОУ

2

1

3

6.

Принципы организации сюжетной игры в ДОУ

3

2

5

7.

Психическое развитие детей дошкольного возраста

6

2

8

8.

Проектная деятельность в детском саду

5

5

10

9.

Подведение итогов работы, анкетирование

1

1

Содержание
(
1-й учебный год)

№ п/п

Темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Сроки проведения

1.

Диагностика молодых педагогов

--------

Анкетирование “Профессионально-значимые качества педагога”; экспресс-диагностика педагогической направленности педагога Юсупова;

Октябрь

2.

Нормативные документы в дошкольном образовании

Закон “Об образовании РФ”; Конвенция о правах ребенка;

Задание 1: найти основные определения из “Закона об образовании РФ”, приемлемые дошкольному образованию

Задание 2: разработать памятку для родителей о правах ребенка дошкольного возраста

Октябрь

3.

Проблемы адаптации детей в ДОУ

Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ

Задание 1: разработать “День легкой адаптации” для детей своей группы

Задание 2: Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё»

Ноябрь

4.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Задание 1: составить психологический портрет 2 детей своей группы с учетом выделения ярких психических особенностей данного возраста дошкольников

Задание 2: составить психологический портрет своей возрастной группы

Ноябрь

5.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Понятие “предметно-развивающая среда”; Содержание предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы

Задание 1: разработать и сделать предметы развивающей среды для своей возрастной группы в количестве 3-5 наименований

Декабрь

6.

Педагогическая диагностика в ДОУ

Понятие “диагностика”; Задачи и направления педагогической диагностики; Этапы педагогической диагностики

Задание 1: разработать таблицу для занесения результатов диагностики детей на начало и конец учебного года

Задание 2: выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы с помощью дневника наблюдений

Задание 3: просмотр и анализ документации по педагогической диагностике

Январь

7.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ

Творческое задание: написание плана работы по теме самообразования на месяц

Задание 2: просмотр и анализ документации по планированию воспитательно-образовательного процесса в группах детей ДОУ;

Февраль

8.

Инновационная деятельность в ДОУ

Понятие инновации. Этапы инновационной деятельности. Создание условий для внедрения инноваций.

Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

Март

9.

Итоговое обследование педагогов

--------

 Подведение итогов работы, анкетирование

Апрель

Учебно-тематический план
(2-й учебный год)

№ п/п

Темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Сроки проведения

1.

Диагностика молодых педагогов

--------

 Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии»

Сентябрь

2.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании

Понятие “личностно-ориентированный подход”; Особенности внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ;

Задание 1: составить вопросы к беседе, игре с учетом личностно-ориентированного подхода

Сентябрь

3.

Психологическое здоровье детей

Понятие психологическое здоровье детей.

Рассмотрение ситуаций влияющих на психологическое здоровье детей. Игры и упражнения в работе педагога

Ноябрь

4.

Взаимодействие с семьей

Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультация);

Роль педагога в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (обмен мнениями);

Формы и методы изучения условий семейного воспитания ребенка (сообщение);

Задание 1: Практикум: разработка тестов и анкет для родителей воспитанников, обработка результатов анкетирования и тестирования;

Задание 2: алгоритм разработки рекомендаций для родителей;

 

Декабрь

5.

Организация и проведение родительских собраний в ДОУ

Структура родительских собраний; Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

Задание 1: презентация новых форм работы с родителями.

Январь

6.

Принципы организации сюжетной игры в ДОУ

Актуальность сюжетной игры в дошкольном возрасте; Принципы и особенности организации сюжетной игры с дошкольниками

Задание 1: разработать памятку для воспитателя по особенностям организации сюжетной игры

Февраль

7.

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей второго, третьего, четвертого, пятого, шестого года жизни; Учет особенностей физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста в работе воспитателя детского сада (обмен мнениями).

Задание 1: составить психологический портрет 2 детей своей группы с учетом выделения ярких психических особенностей данного возраста дошкольников

Задание 2: составить психологический портрет своей возрастной группы

Март

8.

Проектная деятельность в детском саду

Проектная деятельность в детском саду. Типология проектов.  Классификация  проектов, используемых в работе ДОУ.

Задание 1: Составление примерного плана работы воспитателя  по подготовке проекта

Задание 2: Составить проект - рассказ

Апрель

9.

Подведение итогов работы, анкетирование

 

-

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога  в коллективе

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Проект "Молодой педагог" с молодыми педагогами.

Проект направлен на вхождение начинающего педагога в профессию, позволяет в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Наставничество заслужив...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....