Консультация для педагогов «Традиционная глиняная игрушка Орловского края»
методическая разработка

Филина Светлана Федоровна

Обзор игрушек плешковских и чернышенских мастеров Орловского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glinyanaya_igrushka.docx185.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагоговПромыслы Орловской области

«Традиционная глиняная игрушка Орловского края»

* * * * *

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной (1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990 гг.).

Продолжают традиции плешковского промысла единственные ученики А. М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов (1956 г. р.), Наталья Николаевна Фролова (1955 г. р.), подают надежды их дети Александр и Анна. Работы этих мастеров можно видеть в музеях, на выставках народного искусства, на фестивалях и фольклорных праздниках. Большим успехом плешковские игрушки пользовались на фестивалях в Германии, Франции, США и Италии.

Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов.Баран и поросенок

Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.Олень и Русская троица с оленями

Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.

Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.Коники

Птица-русалка — загадочная птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен — дух растительности. Она жила на деревьях и летала над полями. Вспомним у А. С. Пушкина: “...Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...”

Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.

Русалки

“Русская троица” — между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.

Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.

Ладья — разновидность “русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально “конников”). Главная функция — помощь людям.Козел и корова

Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности.

Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова.

Бабы

Баба — связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков — двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и назначении своем. Великая Богиня, “Мать Сыра Земля” — это земля, способная дать жизнь всеми живому.

* * * * *

Деревня Чернышино — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышино прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне чернышино лепили вплоть до конца пятидесятых годов.чернышинская игрушка 1

Живописная деревенька, расположенная не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) издавна славилась своими мастерицами—игрушечницами. В д. чернышино жили крепостные, барские крестьяне, и к своему основному доходу они добавляли заработок от какого либо промысла. По сложившейся традиции крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Это был женский промысел, мужчины никогда не делали игрушек.

Глина в этих местах необычная, вязкая. Брали ее ранней весной хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха. Продавали их только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.чернышинская игрушка 4

Сюжеты чернышинских игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчины встречаются редко, в основном как придаток к коню. Мастериц птиц называли "кукушками", за что в народе их прозвали "тетерошннками".

чернышинская игрушка 3.jpg (17052 bytes)

Образ кукушки тесно связан с обычаями и поверьями наших далеких предков. Кукушка — "божья" птица, вещая — предвещала сроки жизни смерти, а также судьбу не только человека, но и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что приводит изначально к культу бога Рода.

Сохранились в этих местах удивительный весенний обряд "Крещение и похороны кукушки". Девицы—молодицы в "кукушечье время" с Вознесения до Духова дня (Троицы) объединялись в тайный союз между собой и высшей силой в образе кукушки.

В начале мая месяца древние славяне—язычники поклонялись Великой Богине, испрашивали "долговременного и благополучного здравия".

Особенно приносились ей жертвы теми, которые слышали первое пение кукушки Думали, что величайший владыка вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни. Поэтому убиение кукушки считалось преступлением". (А. Афансьев)

Кукушка защищала скотину и покровительствовала хозяйственным занятиям. Крестьяне просили: "кукушка, прокукуй мою скотину!". Пчеловоды несли в жертву водяному первый рой, за что тот в награду давал им кукушку, которую надо было тайно посадить в отдельный улей. чтобы водились пчелы.

Трава "кукушкины слезы" участвовала в брачном обряде. Молодицы по корню этой травы гадали о будущем поле своего ребенка, пили отвар корней приговаривая заклинание: "кукушка роди мне сынушечку— дочушечку".

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Домашних птиц они не лепятся, сама роспись игрушек напоминает оперение живой кукушки. Возможно, культ кукушки оказал влияние на роспись остальных игрушек этого промысла — коньков — свистунъков, коровок, барашков, всадников, куклы — все они также обильно украшены чередующимися полосками.чернышинская игрушка 5

Форма коньков — свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.

Особенно хороши чернышинские куклы—барыни, кормилки. Головные уборы, роспись одежды напоминает костюмы XIX начала XX веков. Но несмотря на эти более поздние подробности, ей удалось сохранить, пронести сквозь тысячелетия древнейший символ, связанный с культом плодородия—четко выставленные питающие груди. Этот признак говорит опять-таки о языческом происхождении чернышинской игрушки, когда она была не предметом забавы, а предметом культа корни которого уходят в древний матриархат и в славянское родовое почитание Рожениц.

чернышинская игрушка 6

Весь мир животных и птиц сопровождал понятие "небо—солнце" и кормимльца земли Великой Матери. "Очевидно эту центральную фигуру славянского Олимпа изображала когда-то глиняная женская фигурка — богиня—покровительница в сопровождении коней, козлов, птиц" (В.В Харуздина). Все это в полной мере относится к чернышинской игрушке.

В музеях нашей страны и за рубежам хранятся работы чернышинских мастериц.

В самом начале нашего столетия этим промыслом было занято в деревне чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться. В тридцатые годы игрушку лепили женщины: Чумичева П.П, ее дочери — Фомина МЛ., Клинина П.П., Аленкина Т.П. После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Шеляева ЕД.до50—х годов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»

«Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»...

"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"

Представлена   опытно-эксперементальная работа по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками А...

Презентация на тему:"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"

Представлена презентация опытно-эксперементальной работы по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушк...

Консультация для педагогов "Традиционные тряпичные народные куклы."

У каждой национальности или народности всегда были, есть и будут свои особенные черты. Мы привыкли, что это относится, прежде всего, к цвету кожи, характерным особенностям черт лица, языку, правилам п...

Творческая работа РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Я посвятила свое исследование развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, так как с...

Консультация для педагогов «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Консультация для педагогов «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в детском саду»...