Педсовет "Знатоки алтайской культуры"
методическая разработка

Скареднова Ирина Самсоновна

Педсовет разработан с учетом регионального компонента

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак

Педсовет

«Знатоки алтайской культуры»

Автор: Скареднова И.С.,

старший воспитатель

«Нельзя любить Родину, народ,

Не зная его языка и культуры»

А.М.Горький

Педсовет проходит в форме викторины

Выбор жюри (ст. воспитатель, зав. дет./садом, один из педагогов).

Представление команд (педагоги делятся на две команды)

Выбор капитанов команд

Задание. За две минуты придумать название, девиз, эмблему с использованием национально-регионального компонента.

За правильные ответы команды получают жетоны. Побеждает та команда, которая наберет большее количество жетонов.

  1. «Разминка»

На столах у команд - карточки с заданиями. Команды по очереди отвечают на вопросы.

1 вопрос - Назовите элементы алтайского орнамента.

2 вопрос - Назовите малые фольклорные формы устного народного творчества алтайского народа?

3 вопрос - Каковы основные направления в работе по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев?

4 вопрос - Назовите методы и средства приобщения детей к изучению алтайской культуры?

  1. «Ваше мнение»

(Обсуждение открытых мероприятий по группам)

Педагоги отмечают наиболее эффективные методы, приемы работы с детьми, а так же трудности, возникшие в ходе проведения открытых мероприятий (НОД, игры) по изучению и использованию национально-регионального компонента. Обмен опытом между педагогами по созданию методической копилки.

  1. «Конкурс капитанов»

Задание. На обратной стороне предметов быта алтайского народа прочтите программные задачи, назовите возрастную группу, обоснуйте свой выбор.

(Условие: можно взять программные требования по использованию национально-региональному компоненту для младшего и старшего дошкольного возраста детей, капитану можно советоваться с членами команды).

  1. «Стенка на стенку» (Домашнее задание)

Задание № 1

Сообщение по теме «Воспитание детей в игре»

Задание № 2

Сообщение по теме «Обучение умению составлять узоры на алтайские мотивы»

Один педагог из команды готовит сообщение по данной теме. Участники команды - соперницы, используя метод моделирования, должны в краткой форме «законспектировать» это сообщение

  1. «Каждый за себя, а не все за одного»

Каждый участник педсовета выбирает карточку с алтайским названием (аналог игры «Лото»), дает перевод слова.

  • Чегедек – Безрукавная одежда замужней женщины
  • Талкан - Алтайское национальное блюдо
  • Улала - Старое название города Горно-Алтайска
  • Теертпек - Лепешка, замешанная на сметане и выпеченная в золе
  • Чегень - Молочный продукт
  • Тажуур – Кожаный сосуд
  • Кай - Горловое пение
  • Алтын-Кель - Озеро в Турочакском районе
  • Топшур - Национальный музыкальный инструмент
  • Чага-Байрам - Новый год по лунному (восточному) календарю. Праздник у алтайского коренного населения

  1. «Творческий отдел»
  1. Конкурс чтецов стихотворений алтайских поэтов.

(по выбору 1-2 члена из каждой команды).

  1. Конкурс сказителей.

В сказке «Верная сестра» девушка превращается в кукушку.

Возможно ли такое в жизни? (ответы)

Задание: придумать легенду, сказку, былину про:

  • Щуку, которая играла на комысе
  • Белку, которая жила в холодильнике

  1. «Блиц- турнир»

Командам предлагается ответить на вопросы; учитываются скорость и правильность ответов.

  1. Назовите автора региональной программы «Росточек»           (Е.Н. Тобоева)
  2. Назовите жилища коренных алтайцев.                         (Юрта, аил)
  3. С какого возраста можно использовать элемент орнамента «Птица в полете»

(Со старшего, в средней группе рекомендуется использовать «Высокие горы Алтая», «Лабиринт»)

  1. Верный друг и неразлучный спутник богатырей в алтайских сказках…»  (Конь)
  2. Назовите автора картины «Озеро горных духов»        (Г. И. Чорос - Гуркин)
  3. Самая высокая гора на Алтае?                       (Белуха)
  4. Назовите исток реки Бия?                     (Телецкое озеро)
  5. Самая большая, быстрая и многоводная река Горного Алтая?         (Катунь)
  6. Какие деревья растут в тайге, где живет «Чертышке»?          (Ели, березы, кедры)
  7.  Как называется самая высокая гора в Турочаке?             (Салоп)

8. Подведение итогов, проект решения педсовета.

- проект решения;

- слово жюри, поощрения участников педсовета.


Приложение 1

Требования (задачи), предъявляемые «Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой» и «Программой развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек»

 по использованию национально-регионального компонента в ДОУ

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста.

В младших группах детского сада стоят следующие задачи:

- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства;

- дать представление о местности, в которой он живет. Показать ребенку, что местность, в которой он родился и проживает - Родина.  Подвести ребенка к пониманию, что Родина - это его дом, детский сад, горы и реки, которые окружают село (город);

- называть свое село (город), свой домашний адрес. Любоваться своим селом (городом), его улицами;

-познакомить с предметами национального быта, сделанными руками человека, с предметами народно-декоративного искусства (русская матрешка или алтайская деревянная кукла - наадай);

- передавать элементы декоративного узора: точки, круги, мазки, пятна. Учить изображать предметы быта и одежды. Например, посуду (узор на пиале), одежду (украшение элементом орнамента русского или алтайского чегедека);

- узнавать национальную одежду (русский сарафан, алтайское платье), по форме, цвету, узору;

- вызвать интерес к обычаю приема гостей. Продолжать учить вежливому обращению к старшим на «Вы»;

- формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края;

- воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.

В старших группах задачи усложняются:

- продолжать формировать интерес к «малой Родине» рассказывать детям о достопримечательностях родного села, республики. На основе расширения знаний об окружающем  воспитывать патриотические и интернациональные чувства;

- закреплять представление о том, что в нашей республике мирно живут люди разных национальностей. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к людям и сверстникам разных национальностей;

- расширять представления о государственных и народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями;

- продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству. Воспитывать интерес к искусству родного села, республики, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.


Приложение 2

Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей

Ныне перед образовательными учреждениями стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учетом полиэтнического характера среды. Успешная социализация в такого рода среде включает знание основ культуры других народов, иначе говоря - этнокультурную осведомленность, и уважение к различным ее проявлениям.

Этнокультурная осведомленность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.

Предпочтение при выборе форм организации следует отдавать тем, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности их самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.

К таким формам относятся следующие формы:

  1. Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобретательную, музыкальную, игровую др.- на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия мы определяем доминирующий вид деятельности: в одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом - музыкальная, в третьем - познавательная. Вместе с тем есть темы, где разные виды деятельности являются равнозначными. Например, на познавательном занятии по теме «Алтайские национальные праздники» дети узнают, какие праздники есть у алтайского народа и как они их отмечают. На занятии по рисованию по той же теме учатся изготавливать и украшать праздничные песенки. На физкультурном занятии разучивают национальные игры и участвуют в спортивно - развлекательных соревнованиях, которые обычно устраиваются во время народных праздников. Кроме этого, в дошкольном учреждении можно провести какой-нибудь национальный праздник.

Циклы занятий позволяют педагогу использовать межпредметные связи и различные методы, формы и виды деятельности, сохраняя смысловое единство тематического содержания, что позволяет детям познавать этнокультурный мир во всем его многообразии.

  1. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми. Различные беседы (познавательные, этические, эвристические) могут проводится не только на занятиях, но и в свободной деятельности (например, во время утреннего приема детей или прогулок).
  2.  Видеопросмотры, могут использоваться и на занятиях, и в свободное время (чаще - во вторую половину дня). Видеопросмотры позволяют создать у детей наглядные образы жизни и деятельности народа, расширить кругозор и непосредственно воспринимать: об исторических актах, о быте и архитектуре народа, о труде взрослых и т.д.
  3. Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой. Непосредственными участниками данных мероприятий являются дети. Они получают не только колоссальный эмоциональный заряд, но и у детей развивается наблюдательность, восприятие, обогащается чувственный опыт и формируется неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
  4. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Данные формы работы могут организовываться как с участием педагогов, детей и их родителей, так и путем привлечения любительских и профессиональных художественных коллективов района, республики. Можно смело утверждать, что именно в концертно-театральной деятельности находят свое отражение быт, искусство и культура народа, их специфика.
  5. Целевые прогулки, экскурсии. Среда местности (достопримечательности, культурные объекты, такие как, библиотеки, музеи, выставки, природа и др.), а также повседневное общение со взрослыми и сверстниками в ходе прогулок, экскурсий, наблюдений, посещений общественных, производственных и культурных заведений обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного села, республики, края.
  6. Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной осведомленности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Не только педагоги могут знакомить дошкольников с этнокультурным разнообразием. В решении данного вопроса огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам, без чего этнокультурная осведомленность дошкольников так и останется на уровне теории.

Использование потенциала семьи осуществляется путем:

-привлечения родителей к проведению занятий;

-участие родителей в выставках семейного творчества;

-устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

-предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье и передаваемых из поколения к поколению;

-создание мини-музея семейных коллекций в групповой комнате;

-совместное проведение прогулок, экскурсий, походов и участие в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;

-ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.

Методы и приемы активизации процесса формирования

этнокультурной осведомленности детей.

Наиболее эффективными являются методы и приемы, направленные на повышение познавательной и эмоциональной активности дошкольников.

  1. Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов в развитии личности. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.), воспитатель органично и целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, этике, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием и дидактического, и развлекательного характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает народные, фольклорные прибаутки, считалки, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
  2. Большое значение для повышения активности и эмоциональности детей имеют такие игровые приемы, как сюрпризные моменты, выполнение различных игровых действий, разыгрывание ролей.
  3. Ценным методом, или методическим приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов, причины этих сходств и различий. Сравнение возможно использовать как прием на занятии. Так детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну – все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта, сказочные герои), а в другую - все относящееся к алтайской культуре».
  4. Не менее важной является возможность сопровождение познавательной деятельности этнокультурного содержания эвристической беседой. В основе которой лежат как метод сравнения, так и метод вопросов. В ходе такой беседы воспитатель ставит вопросы, побуждает детей - на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний- сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.
  5. Особый интерес представляет метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию.
  6. Значимым методом в ознакомлении дошкольников с миром этнической культуры является метод проектов, предполагающий организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей, направленный на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства народа. В основе проектной деятельности лежит активация ее познавательной и практической составляющих, в результате чего производится продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Все перечисленные методы используются педагогами в разных организационных формах и видах деятельности. Они повышают уровень и качество сформированности этнокультурной осведомленности дошкольников, а искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.


Приложение 3

Использование алтайского орнамента на занятиях

по изобразительной деятельности

Обучение умению составлять узоры на алтайские мотивы

Алтайский народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимании е красоты. Люди занимались охотой, скотоводством. Поэтому различные формы орнамента складывались в связи со своеобразием жизни, быта, труда, окружающей природы, климатических условий. За долгие века сформировались национальные традиции орнамента, были созданы способы обработки узоров, их цвет и композиция.

Существенным в алтайском орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику человека. Алтайцы отдают предпочтение красному цвету. С красным цветом связывается представление тепла, радости, счастья. Это цвет огня, которому поклонялись алтайцы. Красный, оранжевый и золотисто - желтый цвета вызывают в нашем состоянии сходство с солнцем - источником всего живого на Земле. Голубой, синий, зеленый и белые цвета вызывают ассоциации с небом, озерами, реками Горного Алтая. Недаром Горный Алтай называют голубым, солнечным, золотым.

Сохранились древние формы аппликаций на кожаных сосудах для кумыса, тажуурах, подушках, кожаной обуви, коврах, сумочках. Также было развито искусство меховой мозаики. Из лапок рыси, горного козла, лисы шьют шапки, обувь, украшая их мозаикой и цветными вставками. Кайма шубы у алтайцев имеет орнамент с острыми углами, напоминающие высокие горы Алая, украшается также мозаикой и дополняется шитьем, бисером, пуговицами, индийскими раковинами. Платья и чегедеки обильно украшались аппликациями, вышивками по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола. Различные вариации мотива «бараньего рога» искусно располагаются и как бордюр ковра, и попарно с различными разветвлениями. Такие парные рогообразные завитки обычно располагаются по принципу зеркальной симметрии. У алтайцев любой орнамент накладывается на цветной фон, что усиливает его звучание. Каждый узор в орнаменте, его линии, точки, геометрические и роговидные фигуры, завитки имеют свое слово, свою неповторимую легенду.

Для рисования и аппликации в детском саду желательно использовать доступные для воспроизведения узоры алтайского орнамента. Нужно изучить своеобразие орнамента, росписи узоров. Можно детям предложить описание некоторых элементов орнамента. Например: «Бурные реки Алтая», «Высокие горы Алтая», «Рога диких и домашних животных», «Птицы в полете», «Шкуры животных», «Солнце и Луна», «Лабиринт». Знакомя детей с элементами орнамента можно использовать устное народное творчество алтайского народа.

Планируя использование алтайского орнамента на занятиях, педагог должен, прежде всего, создать условия, учесть программные требования и уровень подготовленности детей своей группы к отображению данных образцов в изобретательной деятельности, наметить последовательность проведения занятий, разработать приемы рисования, вырезания элементов по мере постепенного усложнения, композиции и сочетания цветов. Умелое осуществление взаимосвязи разных видов работы - важное средство активизации художественного творчества детей. Для этого нужно установить очередность проведения занятий по аппликации и рисованию.

Рекомендуется проведение занятий по использованию алтайского орнамента начать со средней группы, так как именно со средней группы мы начинаем учить детей проводить прямые линии, делать ровные мазки, рисовать точки, кольца, круги, располагать узоры на круге, квадрате, полоске. Перечисленные элементы входят составной или самостоятельной частью в алтайский орнамент. Проводить не менее одного занятия в месяц.

В средней группе происходит обучение рисованию элемента «Высокие горы Алтая». Начинается оно с овладения техники разнонаправленного мазка без отрыва. В начале его следует обработать на прямоугольной форме, что легче выработать навык изображения ритмично повторяющегося элемента. При украшении платья, пояска, где элементы орнамента располагаются между двумя линиями, хорошо использовать технику разнонаправленного мазка.

Знакомя детей с элементом, следует назвать его «Высокие горы», затем показать его изображение на рисунке, открытке, где должно быть видно сходство стилизованной формы и реалистического изображения предмета. Важно подчеркнуть и цвет элемента. Фон может быть различный, но обязательно такой, на котором рисунок будет смотреться ярко, красочно.

В старшей группе продолжают знакомство детей со следующими элементами алтайского орнамента: «Лабиринт», «Бурные реки Алтая», «Птицы в полете», «Рога барана».

При введении каждого элемента орнамента следует назвать его, предложить детям подумать над названием, сказать в украшении каких предметов используется тот или иной элемент, какие цвета применяют для его изображения, как чередуются эти элементы в орнаменте, показать детям последовательность использования элемента. Если педагог знает, что детям нелегко построить орнамент композиционно, он может предложить несколько образцов (рисунок, иллюстрация, изделие), где используется данный элемент орнамента. Вводя новый элемент орнамента, лучше рассказать детям легенду, сказку.


Приложение 4

В помощь воспитателю.

Тезаурус.

Алтай - перевод с алтайского как «Золотые горы», «Пестрые горы».

После Октябрьской революции 1 июня 1922 года Постановлением ВЦИК Горный Алтай и его население были выделены в автономную область. До 1948 года Горно-Алтайская автономная область именовалась Ойротской.

3 июля 1992 года считается днем образования Республики Алтай.

Алтайцы - древний тюрский народ, вели кочевой образ жизни.

Главное занятие алтайцев - охота, скотоводство, овцеводство; кузнечное и ювелирное дело; ткачество, валяние войлока; устное народное творчество.

Кумыс - древнейший целебный напиток, вырабатываемый из молока кобылы.

Тажуур- кожаный сосуд. В нем напитки всегда остаются прохладными. А делают Тажуур из кожи. Сшивают сухожилиями. Сосуд наполняют глиной, чтобы выдавить на кожаных боках узор. Затем, вынув глину, моют и сушат, после чего пропитывают жиром и коптят. Сотни лет может прослужить такой тажуур человеку.

В устном народном творчестве алтайского народа характерно то, что всегда фигурирует богатырь, который едет на коне, конь – это друг, неразлучный спутник. И обязательно спутником богатыря является песня. Она воссоздает в слове историю, обычаи, нравы, думы, переживания народа.

Поучительная и трогательна сказка «Ячменное зерно» в литературной обработке А. Коптелова, в которой рассказывается о складывающихся доброжелательных отношениях алтайцев и русских. Русский пахарь приходит на помощь алтайскому народу. В сказке побеждает доброта, дружба, любовь к человеку независимо от национальности, обычаев, взглядов.

Из коровьего молока готовили чегень, а также курут, быштак (сыр).

Из ячменя готовили талкан. Сначала его обжаривают в казане, помешивая специальной палочкой - булгууш (кургууш). Обжаривают до золотистого цвета. Чтобы зерна не полопались, не сгорели, огонь должен быть сильным, казан прокаленным. Затем обжаренный ячмень толкут в деревянной ступе – сокы. Потом просеивают на специальном подносе – эскине. Готовые зерна (чарак) перетирают между двумя камнями (баспаке). Чай с талканом подают в пиалах (айакты). Две столовые ложки сливок или топленого масла, пол стакана талкана заливают готовым свежим чаем с молоком или сливками, чуть подсаливая.

Теертпек – круглая лепешка, замешанная на сметане и испеченная в золе.

Артпак – высокий настил, сделанный из реек, для сушки и остывания продуктов.

Обращаясь с просьбой к Алтаю дать благополучие, удачу, плодородие, здоровье для себя и своей семьи, родным и близким, алтайцы читают молитвы и благопожелания огню, Алтаю – хозяину гор, привязывают кыйра – новые яркие ленты (белые, голубые, желтые, зеленые).

Один из существенных моментов обычая гостеприимства, когда гостю повязывали пояс (кушак) - кур (новую ткань в 3-4 метра). Если гостей было много, нужно было каждого обвязать поясом. Старшему или более уважаемому гостю повязывали шелковый или бархатный пояс.

Кайчы, чёрчёкчи - сказитель.

Кижи - человек.

Агас - горностай.

Койон - заяц.

Чертышке - медвежонок.

Тарал - кедровка.

Жылан - змея.

Топшуур, шоор, комыс - народные музыкальные инструменты.

Кай - горловое пение.

Чегедек - женская верхняя безрукавка распашная отрезная ниже линии талии одежда, которую шили из бархата, шелка или сукна. Чегедек украшался цветными нитками в цвете радуги. С правого бока на чегедек навешивалась бляшка - белдууш, к которой привязывались пуповины детей в кожаных мешочках. По ним всегда можно было узнать количество детей в семье.

Чекпен - легкое мужское и женское пальто однотонного цвета, которое шили из сукна.

Кынду бычак - нож в кожаных или деревянных ножнах.

Калта - кожаный или вышитый из ткани кисет, который мужчина носил в голенище обуви.

Ичиги, кисы - национальная алтайская обувь.

Сырмак - войлочный ковер, выполненный в технике мозаики.

Сартакпай - легендарный герой-богатырь, строитель, созидатель, незнающий устали, олицетворяющий собой народ, способный на подвиги.

Арчымак - сума, перекинутая через седло.

Сёок - родовое деление алтайцев.

Торко –Чачак - «шелковая кисточка».


Список использованной литературы

  1. Акунова Г.Н., Корхунова В.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев. (Пособие для воспитателей детских садов).- Горно- Алтайск, 2003 г.
  2. Вострикова Н.В. Национально - региональный компонент в планировании образовательного процесса в детском саду. (Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений).- Горно-Алтайск, 2008 г.
  3. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»№12, 2007г.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, М.:ИД «Воспитание дошкольника»,2004г.
  5. Тобоева Е.Н. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек». Горно-Алтайск, 2006


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Ст.воспитатель филиала №1 « Чебурашка » МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак Скареднова Ирина Самсоновна Педсовет Знатоки алтайской культуры

Слайд 2

Нельзя любить Родину, народ, Не зная его языка и культуры А.М.Горький

Слайд 3

План проведения педсовета 1.Разминка 2. «Ваше мнение» 3.Конкурс капитанов 4. «Стенка на стенку» 5. «Каждый за себя, а не все за одного» 6. «Творческий отдел» 7. Блиц - турнир 8. Подведение итогов, проект решения педсовета

Слайд 4

Алтайский национальный костюм Чегедек

Слайд 6

Мотивы алтайских орнаментов Рога диких и домашних животных. (Олень, марал, архар, горный козёл ) Животные мотивы Шкуры животных Летящая птица Растительные мотивы Географические мотивы Священные горы Алтая Бурные реки Алтая

Слайд 7

Малые фольклорные формы Сказки Загадки Пословицы, поговорки Песенки Потешки Пестушки Легенды Мифы

Слайд 10

Формы, средства формирования этнокультурной осведомленности детей Ц иклы занятий Беседы Видеопросмотры Развлечения и праздники Концерты и театрализованные представления Целевые прогулки, экскурсии Взаимодействие с родителями

Слайд 12

М етоды и приемы формирования этнокультурной осведомленности детей Игровые методы и приемы Элементы неожиданности Игровые действия Разыгрывание ролей Метод сравнения Беседа Рассматривание иллюстраций и репродукций Моделирование, конструирование Метод проектов

Слайд 15

Программное содержание В младших группах детского сада стоят следующие задачи: - развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства; - дать представление о местности, в которой он живет. Показать ребенку, что местность, в которой он родился и проживает - Родина. Подвести ребенка к пониманию, что Родина - это его дом, детский сад, горы и реки, которые окружают село (город); - называть свое село (город), свой домашний адрес. Любоваться своим селом (городом), его улицами; -познакомить с предметами национального быта, сделанными руками человека, с предметами народно-декоративного искусства (русская матрешка или алтайская деревянная кукла - наадай ); - передавать элементы декоративного узора: точки, круги, мазки, пятна. Учить изображать предметы быта и одежды. Например, посуду (узор на пиале), одежду (украшение элементом орнамента русского или алтайского чегедека ); - узнавать национальную одежду (русский сарафан, алтайское платье), по форме, цвету, узору; - вызвать интерес к обычаю приема гостей. Продолжать учить вежливому обращению к старшим на «Вы»; - формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края; - воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.

Слайд 16

Программное содержание В старших группах задачи усложняются: - продолжать формировать интерес к «малой Родине» рассказывать детям о достопримечательностях родного села, республики. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства; - закреплять представление о том, что в нашей республике мирно живут люди разных национальностей. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к людям и сверстникам разных национальностей; - расширять представления о государственных и народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями; - продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству. Воспитывать интерес к искусству родного села, республики, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Слайд 17

Тезаурус Тажуур - кожаный сосуд . Теертпек – круглая лепешка, замешанная на сметане и испеченная в золе. Артпак – высокий настил, сделанный из реек, для сушки и остывания продуктов . Кумыс - древнейший целебный напиток, вырабатываемый из молока кобылы . Кижи - человек. Агас - горностай. Койон - заяц. Чертышке - медвежонок. Тарал - кедровка. Жылан - змея . Калта - кожаный или вышитый из ткани кисет, который мужчина носил в голенище обуви. Ичиги, кисы - национальная алтайская обувь. Сырмак - войлочный ковер, выполненный в технике мозаики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

Приобщение детей к истокам русской, алтайской культуры (анкетирование для родителей)

Приобщение детей к истокам русской, алтайской культуры (анкетирование для родителей)...

Ознакомление дошкольников с национальной культурой Алтайских немцев в рамках организации кружковой деятельности в условиях ДОУ

Сохранение этнической идентичности российских немцев  через знакомство с национальным танцевальным искусством, развитие коммуникативной компетенции....

презентация "Ознакомление дошкольников с национальной культурой Алтайских немцев в рамках организации кружковой деятельности в условиях ДОУ"

Сохранение этнической идентичности российских немцев  через знакомство с национальным танцевальным искусством, развитие коммуникативной компетенции....

Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"

Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям....

Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"

Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Овощные культуры Алтайского края и традиционные блюда из них»

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые тра­диции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них це...