Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Касенова Гульдаурен Койшыбаевна
Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa.docx24.11 КБ
Файл starshaya_gr.docx23.3 КБ
Файл kartinki_muz._instrumentov_dlya_skachivaya.docx330.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкальная культура алтайского народа»

Цель: знакомство с музыкальным фольклором народов РА 

Задачи:

1.Познакомить детей с алтайским музыкальным инструментом – топшуром, его внешним видом и звучанием.

2.Расширять кругозор детей, вызывать интерес к культуре алтайского народа, его традициям.

3.Развивать слуховое внимание, тембровый слух, закрепить знание детских музыкальных инструментов – колокольчик, погремушка, металлофон, бубен, ложки, трещотка, умение узнавать на слух данные музыкальные инструменты.

4.Развивать мелкую моторику рук, тренировать в умении рисовать, соединяя точки линиями.

5. Развивать мышление детей.

6. Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Оборудование:

1.Музыкальные инструменты (колокольчик, погремушка, металлофон, ложки, бубен, трещотка), столик с небольшой ширмой.

2.Топшуур- картинка

3.Столы у центральной стены по количеству детей.

4.Карточки с точечным изображением топшура (по числу детей).

5.Фломастеры.

6.Аудиозаписи с алтайской музыкой

Ход занятия.

  1. Организационный момент: 
  1. Минутка вхождения:

Дети стоят в кругу.

 «Заглянуло солнышко

Прямо к нам в окошко,

И упало солнышко

Нам с тобой в ладошку.

- Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!

- Какое настроение у вас возникло после моих слов? Да, недаром у алтайского народа есть пословица – «Доброе слово - пол коня стОит».

II. Основная часть: 

 1. Беседа о Горном Алтае.

- Дети, кто знает, как называется наша малая родина?   (дети отвечают).

- А как называется столица нашей республики? (ответы детей)

- Правильно, все мы живем в Горном Алтае. Нашу республику населяют разные народы – азербайджанцы, русские, армяне, украинцы, алтайцы. Алтайский народ имеет богатую культуру, множество легенд, сказаний, сказок, прекрасные песни и интересные танцы. У алтайского народа имеется много разных музыкальных инструментов.

2. Рассматривание картины: Алтайские музыкальные инструменты:

- Этническая музыка Горного Алтая родилась из звуков горных ручьев, грохочущих водопадов, щебетания птиц и рева марала. Она пропитана жизнью дикой природы и является ее частью. Этнические музыкальные инструменты Горного Алтая - это звуки свистящего кнута наездника, бубна камлающего шамана, воя дикого волка и крика самки кабарги. Музыка создается на струнных, смычковых, духовых, щипковых, ударных инструментах, к ним относятся: тошуур, амыргы, комыс, икили, шоор, шатра, тӱҥур (бубен) и јадаган (арфа).

Амыргы - это манок, подражающий зову марала, широко известен среди охотников на крупную дичь. Амыргы и в настоящее время применяется охотниками. Он изготовлялся из полого рога животного или древесины.

Тӱҥӱр (бубен) - ударный инструмент круглой формы. На коже бубна, при помощи острого орудия, выцарапываются рисунки: животных, зверей, птиц и человека. Раньше использовали только шаманы при камлании (когда отгоняли злых духов, болезнь). В качестве ударного инструмента был впервые использован композитором А.Анохиным.

Икили - народный музыкальный смычковый инструмент, изготовленный из куска дерева, как топшуур. Имеет четыре струны. На икили играют лукообразным смычком, сделанным из ивового прута, на который натягивался волос. В народе иногда встречается двойной инструмент, то есть с одной стороны икили, с другой – топшуур.

Шоор представляет собой тип продольной флейты. До сих пор шоор изготавливается из высохшего ровного стебля пучки. Обычная длина 50-80 см., с обеих сторон открыт. Более широкий конец дудки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании в него воздуха, образуется свистящий звук, который регулируется указательным пальцем на другом конце. У жителей Горного Алтая шоор сохранился в первозданном виде. Шоор считается одним из инструментов, игру на котором любит слушать сам «хозяин» Алтая.

Шатра – шумовой инструмент-трещетка, который изготавливается из дерева. Обычно применялся во время охоты для выгона животных из берлоги или зарослей, а также чабанами для загона овец, коз. Шатра  используется в различных народных ансамблях и оркестрах.

Јадаган - многострунный музыкальный инструмент, сделанный из куска дерева. Это один из древнейших музыкальных инструментов, найденный в Пазырыкских курганах. Напоминает арфу.

Комыс - алтайский музыкальный язычковый щипковый инструмент. Состоит из удлиненного металлического корпуса, к которому прикреплен язычок. Согласно легенде, охотник, идущий по лесу, услышал прекрасные и диковинные звуки, которые были ему незнакомы. Подойдя поближе к источнику звука, он увидел медведя, залезшего на дерево и дергающего лапой щепку. При подергивании деревянного сучка и образовывались странная, но очень завораживающая мелодия. Охотника посетила мысль: а не смастерить ли музыкальный инструмент, способного издавать такие пленительные звуки. Так и появился смычковый губной инструмент.

- Сегодня мы познакомимся с алтайским народным инструментом, который называется топшур.

3.Знакомство с топшуром:  

- Дети, топшур – это струнный щипковый инструмент. Он имеет деревянный долбленый кузов овальной формы, закрытый сверху кожаной или деревянной декой. (Дека-это деталь струнного инструмента, которая передает колебания от струн воздуху, делая звук намного громче.) У топшура длинный гриф, две струны, которые сделаны из конского волоса, свитого в тоненькую веревочку. Общая длина его 75-77 см.

- Ребята, игрой на топшуре алтайские сказители (исполнители горлового пения) сопровождали легенды, песни о могучих богатырях, высоких алтайских горах, бурных полноводных реках. Такие сказания исполняются своеобразным горловым пением, которое называется «кай» и представляет собой низкий горловой речитатив (пение). Кай требует большого вокального искусства сказителя.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео, где алтайский сказитель играет на топшуре и исполняет кай.

 - Алтайский народ очень любит лошадей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Лошадка»

4. Физминутка «Лошадка» (звучит алтайская мелодия «Аргымак»)

Цок, цок, цок, цок! (поочередно топают ножками)

Я лошадка – серый бок! (повороты, ручки на поясе)

Я копытцем постучу, (ходьба на месте)

Если хочешь – прокачу! (легкий бег на месте)

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива. (взмахи руками в одну и в другую сторону)

Я лошадка – серый бок! (кружатся на месте).

Цок, цок, цок, цок! (прыжки на месте)

5.Чтение легенды.

- Ребята, вы хотите узнать, как у алтайского народа появился топшур?

Существует красивая легенда.

«Давным-давно жили на Алтай два богатыря. Жили они на двух высоких горах, отделенных друг от друга быстрой рекой. Сначала жили богатыри дружно, а потом зависть разрушила их дружбу. Одна гора была лучше, каждому из богатырей хотелось обладать ею. Тогда богатыри решили: Построим через реку мост. А кто первым заговорит в это время о женщине, лишается права на лучшую гору…» Начали строить мост, и в одно прекрасное летнее утро богатыри услышали из густой чащи дивное пение женского голоса и бряцание инструмента. Обаятельное пение женщины поразило богатырей. Один из них, позабыв об условии, в восторге закричал: «О, уй кижи!» (О, женщина!). В этот момент засверкала молния, раздался подземный гул и гром, а за ним оглушительный треск. Мост и река провалились и образовали глубокую впадину. На том месте образовалось Телецкое озеро. Увлеченный видением, богатырь кинулся туда, откуда раздавались звуки. Он увидел на cкале женщину, которая на его глазах ударила по камню инструментом и исчезла. От удара на камне остался отпечаток инструмента. По форме того отпечатка алтайцы и стали делать топшуур».

6. Рисование топшуура.

- Ребята, а сейчас мы с вами будем рисовать открытки. И не просто рисовать, а соединять точки. И в результате узнаем, что спрятано за этими точками. А во время работы вас будет сопровождать звучание топшура и прекрасная музыка нашего алтайского композитора В.Кончева. Пройдите за столы. Звучит музыка.

-Ребята, скажите, что получилось у вас? (Изображение топшура).

Свои работы помещают на мольберты, получается целая выставка.

 III. Итог.

- Ребята, вам понравилось занятие?

– С каким алтайским народным музыкальным инструментом вы познакомились?



Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкальная культура алтайского народа»

Цель: знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа. 

Задачи:

1.Познакомить детей с алтайским музыкальным инструментом – топшуром, его внешним видом и звучанием.

2.Расширять кругозор детей, вызывать интерес к культуре алтайского народа, его традициям.

3.Развивать слуховое внимание, тембровый слух, закрепить знание детских музыкальных инструментов – колокольчик, погремушка, металлофон, бубен, ложки, трещотка, умение узнавать на слух данные музыкальные инструменты.

4.Развивать мелкую моторику рук, тренировать в умении рисовать, соединяя точки линиями.

5. Развивать мышление детей.

6. Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Оборудование:

1.Музыкальные инструменты (колокольчик, погремушка, металлофон, ложки, бубен, трещотка), столик с небольшой ширмой.

2.Топшуур- картинка

3.Столы у центральной стены по количеству детей.

4.Карточки с точечным изображением топшура (по числу детей).

5.Фломастеры.

6.Аудиозаписи с алтайской музыкой

Ход занятия.

  1. Организационный момент: 
  1. Минутка вхождения:

Дети стоят в кругу.

 «Заглянуло солнышко

Прямо к нам в окошко,

И упало солнышко

Нам с тобой в ладошку.

- Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!

- Какое настроение у вас возникло после моих слов? Да, недаром у алтайского народа есть пословица – «Доброе слово - пол коня стОит».

II. Основная часть: 

 1. Беседа о Горном Алтае.

- Дети, кто знает, как называется наша малая родина?   (дети отвечают).

- А как называется столица нашей республики? (ответы детей)

- Правильно, все мы живем в Горном Алтае. Нашу республику населяют разные народы – азербайджанцы, русские, армяне, украинцы, алтайцы. Алтайский народ имеет богатую культуру, множество легенд, сказаний, сказок, прекрасные песни и интересные танцы. У алтайского народа имеется много разных музыкальных инструментов.

2. Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, какой инструмент звучит»

- У меня за ширмой лежит несколько музыкальных инструментов. Я буду играть на каком-нибудь из них, а вы должны отгадать, на каком инструменте я играю.

Воспитатель играет за ширмой на бубне, маракасе, дудочке, колокольчике. Дети хором отгадывают.

Последний инструмент – топшур.

 - Сегодня мы познакомимся с алтайским народным инструментом, который называется топшур.

3.Знакомство с топшуром:  

- Дети, топшур – это струнный щипковый инструмент. Он имеет деревянный долбленый кузов овальной формы, закрытый сверху кожаной или деревянной декой. (Дека-это деталь струнного инструмента, которая передает колебания от струн воздуху, делая звук намного громче.) У топшура длинный гриф, две струны, которые сделаны из конского волоса, свитого в тоненькую веревочку. Общая длина его 75-77 см.

- Ребята, игрой на топшуре алтайские сказители (исполнители горлового пения) сопровождали легенды, песни о могучих богатырях, высоких алтайских горах, бурных полноводных реках. Такие сказания исполняются своеобразным горловым пением, которое называется «кай» и представляет собой низкий горловой речитатив (пение). Кай требует большого вокального искусства сказителя.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео, где алтайский сказитель играет на топшуре и исполняет кай.

 - Алтайский народ очень любит лошадей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Лошадка»

4. Физминутка «Лошадка» (звучит алтайская мелодия «Аргымак»)

Цок, цок, цок, цок! (поочередно топают ножками)

Я лошадка – серый бок! (повороты, ручки на поясе)

Я копытцем постучу, (ходьба на месте)

Если хочешь – прокачу! (легкий бег на месте)

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива. (взмахи руками в одну и в другую сторону)

Я лошадка – серый бок! (кружатся на месте).

Цок, цок, цок, цок! (прыжки на месте)

5.Чтение легенды.

- Ребята, вы хотите узнать, как у алтайского народа появился топшур?

Существует красивая легенда.

«Давным-давно жили на Алтай два богатыря. Жили они на двух высоких горах, отделенных друг от друга быстрой рекой. Сначала жили богатыри дружно, а потом зависть разрушила их дружбу. Одна гора была лучше, каждому из богатырей хотелось обладать ею. Тогда богатыри решили: Построим через реку мост. А кто первым заговорит в это время о женщине, лишается права на лучшую гору…» Начали строить мост, и в одно прекрасное летнее утро богатыри услышали из густой чащи дивное пение женского голоса и бряцание инструмента. Обаятельное пение женщины поразило богатырей. Один из них, позабыв об условии, в восторге закричал: «О, уй кижи!» (О, женщина!). В этот момент засверкала молния, раздался подземный гул и гром, а за ним оглушительный треск. Мост и река провалились и образовали глубокую впадину. На том месте образовалось Телецкое озеро. Увлеченный видением, богатырь кинулся туда, откуда раздавались звуки. Он увидел на cкале женщину, которая на его глазах ударила по камню инструментом и исчезла. От удара на камне остался отпечаток инструмента. По форме того отпечатка алтайцы и стали делать топшуур».

6. Рисование топшуура.

- Ребята, а сейчас мы с вами будем рисовать открытки. И не просто рисовать, а соединять точки. И в результате узнаем, что спрятано за этими точками. А во время работы вас будет сопровождать звучание топшура и прекрасная музыка нашего алтайского композитора В.Кончева. Пройдите за столы. Звучит музыка.

-Ребята, скажите, что получилось у вас? (Изображение топшура).

Свои работы помещают на мольберты, получается целая выставка.

 III. Итог.

- Ребята, вам понравилось занятие?

– С каким алтайским народным музыкальным инструментом вы познакомились?



Предварительный просмотр:

G:\Муззыкальное искусство Алт.народа\i31847TDY.jpg

G:\Муззыкальное искусство Алт.народа\iC33HJ1AE.jpg

G:\Муззыкальное искусство Алт.народа\iCL0ZZKNI.jpg

G:\Муззыкальное искусство Алт.народа\iI5SSA832.jpg

G:\Муззыкальное искусство Алт.народа\iN3CSMZ5L.jpg

G:\Муззыкальное искусство Алт.народа\iH3R6VM3A.jpg

G:\Муззыкальное искусство Алт.народа\iZM4XNA70.jpg

G:\Муззыкальное искусство Алт.народа\iT2RY0EZ7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с национальной культурой Алтайских немцев в рамках организации кружковой деятельности в условиях ДОУ

Сохранение этнической идентичности российских немцев  через знакомство с национальным танцевальным искусством, развитие коммуникативной компетенции....

презентация "Ознакомление дошкольников с национальной культурой Алтайских немцев в рамках организации кружковой деятельности в условиях ДОУ"

Сохранение этнической идентичности российских немцев  через знакомство с национальным танцевальным искусством, развитие коммуникативной компетенции....

Конспект занятие "Музыкальная культура алтайского народа"

Комплексное занятие для детей дошкольного возраста, цель которого-знакомство с музыкальным фольклором алтайского народа, воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям....

Алтайский национальный костюм. Традиционные праздники алтайского народа.

Алтайский национальный костюм.Традиционные праздники алтайского народа....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Овощные культуры Алтайского края и традиционные блюда из них»

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые тра­диции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них це...

Презентация к проекту "Традиции алтайского народа""

Традиции и обычаи алтайского народа наполнены любовью к своей Земле.В детском саду мы рассказываем ребятам о традиционных праздниках, празднуемых  в разное время года и обычаях алтайского народа....

Развитие познавательных интересов к истории и культуре алтайского народа у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных интересов  к истории и культуре  алтайского народа у детей дошкольного возраста...