Роль развивающей среды ,как третьего педагога.
статья

Скопова Людмила Владимировна

Концепция среды как третьего педагога впервые была предложена программой РеджиоЭмилья. В ней физическая среда становится третьим учителем маленького ребенка после родителей и педагога. Дети учатся взаимодействовать с другими,  регулировать свои собственные действия. Одно из важных условий для этого – определение, в том числе самим ребенком места в общем функциональном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrositi.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Чем больше активного пространства приходится на ребенка, тем больше свободы для творчества, меньше конфликтов, выше уверенность в себе»

Тигран Шмис

(руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка)

Концепция среды как третьего педагога впервые была предложена программой РеджиоЭмилья. В ней физическая среда становится третьим учителем маленького ребенка после родителей и педагога. Дети учатся взаимодействовать с другими,  регулировать свои собственные действия. Одно из важных условий для этого – определение, в том числе самим ребенком места в общем функциональном пространстве.

В рамках реализации инновационного проекта «Детский сад – Игропарк», направленного на раннюю профориентацию дошкольников через игровые технологии мы ориентировались на параметры развивающей предметно-пространственной среды:

1. Многообразие материалов и оборудования, их хранение и размещение, отсутствие ограничений в выборе видов деятельности;

2.  Маркировка игрового пространства;

3. Предоставление возможности  ребенку самостоятельно выбирать и  обустраивать среду для решения  собственных задач.

4.Возможность уединения.

        В  нашем дошкольном учреждении преобразовано образовательное пространство: внесены новые средовые решения, где с целью создания открытого игрового пространства в каждой групповой ДОУ оборудованы мобильные трансформируемые игровые центры детской активности, которые тематически соответствует одной из областей профессиональной деятельности человека, отремонтировано вспомогательное помещение и переоборудовано в «Игростудию», где  размещено современное игровое  развивающее оборудование:

Интерактивный сенсорный стол "Буратино"  -это компьютер, звуковая система и сенсорный экран в одном, который включает в себя развивающие и интерактивные игры.

Столы игровые многофункциональные – помогают  созданию и моделированию игровых ситуаций, навыками работы с конструктором, а это, в свою очередь, улучшают мелкую моторику.

Способствуют развитию творческого и пространственного мышления, повышению коммуникативных навыков за счет увеличения потребности к новым знаниям.  

Цифровая лаборатория "Наураша в стране Наурандии»- расширяет кругозор ребёнка, развивает любознательность, интерес  к науке и обучению, учит ставить перед собой задачи и находить самостоятельно пути их решения.

Световые столы для рисования на воде предоставляют ребенку  нестандартный и захватывающий способ для  развития творческих способностей и фантазии, идеален для снятия  напряжения.

Так же был приобретен базовый комплект STEM – образования,  в который входят модули:

  1. Дидактическая система Ф. Фребеля
    2. LEGO-конструирование
    3. Математическое развитие
    4. Робототехника
    5. Мультистудия «Я творю мир».

Игростудия служит в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для реализации программ социализации.

В Игростудии одновременно выстраивают собственные индивидуальные  образовательные маршруты до 20 воспитанников, сменный состав участников, разновозрастной принцип создания детских групп позволяет старшим дошкольникам выступать в роли волонтеров для малышей.

При наполнении игровых центров детской активности мы  соблюдаем принцип целостности образовательного процесса для качественной реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического).

- центрдетской активности для игр с песком, водой и  природными материалами позволяет не только знакомится с качеством материала, но дает возможность для социально – коммуникативного развития и способствует развитию познавательной деятельности .

- центр интеллектуальных игр все это многофункциональный стол, интерактивный стол с программным обеспечением, игровое  дидактическоеоборудование  направленно на развитие основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи…

«строительные»центрыпредставлены  конструкторами, строительными наборами из различных материалов разной степени сложности, обор.робототехника).Все это помогает ребенку осуществлять наиболее сложные действия: планирование, выбор материала, создание продукта, основы программирования.

центрдетской активности  для прикладной и  продуктивной деятельности дошкольников с использованием многообразного материала направлен не только на  формирование  худ.эс-х чувств, но и на развитие  мелкой моторики

Каждый воспитанник, основываясь на собственном выборе и собственной инициативе, посещая «Игростудию», имеет возможность погрузиться в мир игры, реализовать потребность во всех видах детской деятельности, принять участие в создании развивающей предметно-пространственной среды, дополняя ее своими идеями, необходимыми материалами, продуктами собственной деятельности, развивая сюжетные линии игры.

Организация открытого игрового пространства дает возможность общения воспитанников, способствует формированию основных компетенций, овладению культурными практиками.

В Игростудии педагог – игромастер создает условия для детей которые способствуют развитию самостоятельной игры и проявлению детской инициативы. Игромастер может быть наблюдателем, партнером по общению, партнером по игре, посредником, помощником.

Дети  посещаютИгростудию,  когда проявили желание туда отправится самостоятельно, либо во время проведения «Клубного часа».

Все перемещения  фиксируются на экране выбора.

 В теплый период времени оборудование Игростудии переносится на закрытые террасы и игростудия функционирует на открытом воздухе.

«Игростудия», на наш взгляд, способствует позитивной социализации и индивидуализации, развитию инициативы и творческих способностей каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развивающей среды при организации гендерного воспитания дошкольников

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...

"Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников" (для конкурса "Воспитатель года - 2015")

Текстовый документ к презентации "Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников"...

Статья "Роль развивающей среды для формирования деятельностной компетентности в процессе экспериментирования. ".

В статье представлены теоретическое обоснование становления деятельностной компетенции в процессе экспериментирования, условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности ...

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ.

Процесс общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми имеет большое значение для воспитания и образования.Предметно-развивающая среда ДОУ может оптимизировать взаимодействие, общение и совместную ...

Образовательная среда как третий педагог: зонирование и центры активности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28931394","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]] Концепция среды как третьего педагога впервые была пред...

Образовательная среда как третий педагог: зонирование и центры активности

На сегодняшний день вопрос создания предметно-развивающей среды продолжает оставаться актуальным. В построении среды педагоги учитывают следующие принципы: безопасности, информативности, вариативности...