РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ.
статья на тему

Процесс общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми имеет большое значение для воспитания и образования.Предметно-развивающая среда ДОУ может оптимизировать взаимодействие, общение и совместную деятельность педагога и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_matveeva.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ.

Аннотация: Процесс общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми имеет большое значение для воспитания и образования.Предметно-развивающая среда ДОУ может оптимизировать взаимодействие, общение и совместную деятельность педагога и детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, педагог, дошкольники, предметно-пространственная развивающая образовательная среда.

Дошкольное образование России  перестраивается для работы по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание[4]:

  • условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личности развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Созданная для ребенка образовательная среда должна побуждать его к самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности. Она должна стимулировать внутреннюю активность ребенка, побуждать использовать все ресурсы и гармонизирует его представления о мире.

Перед педагогом стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому[1].

Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
  • создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности[4].

Понятие «развивающая педметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организация и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.

Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми.

Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно-пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединенияܖ иܖ пр.),ܖ разнообразныхܖ материалов,ܖ игр,ܖ игрушекܖ иܖ оборудовании,ܖ обеспечивающихܖ свободныйܖ выборܖ детей;ܖ периодическуюܖ сменяемостьܖ игровогоܖ материала,ܖ появлениеܖ новыхܖ предметов,ܖ стимулирующихܖ игровую,ܖ двигательную,ܖ познавательнуюܖ иܖ исследовательскуюܖ активностьܖ детей.[2].

Вܖ условияхܖ дошкольногоܖ образованияܖ этоܖ проявляетсяܖ вܖ том,ܖ чтоܖ средаܖ вܖ разныхܖ группахܖ должна,ܖ сܖ однойܖ стороны,ܖ иметьܖ собственноеܖ наполнениеܖ иܖ пространственнуюܖ организациюܖ вܖ силуܖ спецификиܖ каждогоܖ этапаܖ дошкольногоܖ детства,ܖ аܖ сܖ другойܖ –ܖ постепенноܖ дополнятьсяܖ новымиܖ элементами,ܖ обеспечиваяܖ зонуܖ ближайшегоܖ развитияܖ иܖ последовательностиܖ воспитанияܖ иܖ обучения.

Вариативностьܖ развивающейܖ средыܖ можетܖ бытьܖ обеспеченаܖ заܖ счетܖ включенияܖ вܖ «традиционнуюܖ предметнуюܖ среду»ܖ дополнительныхܖ элементовܖ илиܖ схемܖ ееܖ организации,ܖ получившихܖ мировоеܖ признаниеܖ иܖ многолетнююܖ апробациюܖ вܖ практикеܖ дошкольногоܖ образования.ܖ Подобныеܖ системыܖ представленыܖ педагогическимиܖ зарубежнымиܖ концепциями,ܖ напримерܖ М.ܖ Монтессори,ܖ Ф.ܖ Фребеля,ܖ Р.ܖ Штайнера,ܖ аܖ такжеܖ отечественнымиܖ –ܖ М.Н.ܖ Поляковой,ܖ Н.М.ܖ Крыловой,ܖ Н.А.ܖ Коротковой,ܖ Т.Н.ܖ Дороновойܖ иܖ др.[3].

Ещеܖ однимܖ важнымܖ требованиемܖ вܖ отношенииܖ образовательнойܖ среды,ܖ котороеܖ влияетܖ наܖ положительноеܖ взаимодействиеܖ детейܖ иܖ педагоговܖ вܖ ДОУ,ܖ ܖ психологическаяܖ безопасность.

Психологическаяܖ безопасностьܖ средыܖ обеспечиваетсяܖ путемܖ формированияܖ положительной,ܖ доброжелательнойܖ обстановки,ܖ вܖ которойܖ ребенокܖ чувствуетܖ себяܖ уверенно,ܖ спокойно,ܖ неܖ испытываетܖ враждебногоܖ воздействия.

Социальныеܖ отношенияܖ какܖ компонентܖ образовательнойܖ средыܖ строятсяܖ наܖ следующихܖ способахܖ ܖ ܖ взаимодействия:ܖ сотрудничество,ܖ признаниеܖ правܖ ребенкаܖ иܖ егоܖ свобод,ܖ обсуждение,ܖ сопереживание,ܖ поддержка,ܖ гибкоеܖ введениеܖ ограничений,ܖ стимулирующаяܖ системаܖ требований.ܖ Вܖ условияхܖ такойܖ системыܖ социальныхܖ отношенийܖ ребенокܖ испытываетܖ чувстваܖ психологическойܖ защищенности,ܖ принятияܖ своейܖ индивидуальности,ܖ верыܖ вܖ справедливыйܖ мир[1].

Процессܖ общенияܖ иܖ взаимодействияܖ дошкольникаܖ соܖ взрослымиܖ имеетܖ большоеܖ значениеܖ дляܖ воспитанияܖ иܖ образованияܖ наܖ основеܖ личностно-ориентированногоܖ подхода,ܖ которыйܖ предполагаетܖ понимание,ܖ принятиеܖ иܖ признаниеܖ интересовܖ иܖ потребностейܖ ребенка,ܖ построениеܖ сܖ нимܖ партнерскихܖ отношений,ܖ диалога.

Реализацияܖ личностно-ориентированногоܖ подходаܖ становитсяܖ возможнойܖ наܖ основеܖ построенияܖ субъект-субъективныхܖ связейܖ вܖ ходеܖ педагогическогоܖ взаимодействия.ܖ Приܖ такомܖ подходеܖ проявляютсяܖ активностьܖ иܖ самостоятельность,ܖ которыеܖ приܖ устойчивомܖ укрепленииܖ субъектнойܖ позицииܖ могутܖ статьܖ личностнымиܖ качествамиܖ ребенка.

Согласноܖ Стандартуܖ предметно-пространственнаяܖ средаܖ должнаܖ обеспечиватьܖ возможностьܖ общенияܖ иܖ совместнойܖ деятельностиܖ детейܖ иܖ взрослых.

Предметно-развивающаяܖ средаܖ можетܖ оптимизироватьܖ взаимодействие,ܖ общение,ܖ совместнуюܖ деятельность,ܖ еслиܖ отвечаетܖ рядуܖ следующихܖ критериев,ܖ отражающихܖ ееܖ потенциал:

-ܖ направленностьܖ –ܖ соответствиеܖ актуальнымܖ интересамܖ иܖ потребностямܖ детей;

-ܖ многофункциональностьܖ –ܖ условиеܖ дляܖ организацииܖ разнообразныхܖ видовܖ деятельности,ܖ вܖ томܖ числеܖ совместной;

-ܖ неоднородностьܖ –ܖ разнообразиеܖ игрушек,ܖ материалов,ܖ предметовܖ мебели;

-ܖ динамичностьܖ –ܖ возможностьܖ внесенияܖ изменений,ܖ дополненийܖ вܖ среду,ܖ вܖ томܖ числеܖ совместнойдеятельностиܖ иܖ пр.[3].

Вܖ условияхܖ современногоܖ дошкольногоܖ образованияܖ процессܖ взаимодействияܖ педагогаܖ иܖ воспитанниковܖ наܖ основеܖ использованияܖ потенциалаܖ предметно-развивающейܖ средыܖ можетܖ бытьܖ реализованܖ поܖ следующимܖ линиям:

  • организацияܖ общенияܖ междуܖ педагогомܖ иܖ детьми,ܖ котороеܖ можетܖ носитьܖ разныйܖ характер:

-ܖ ситуативно-познавательныйܖ –ܖ демонстрацияܖ возможныхܖ способовܖ действийܖ сܖ игрушкамиܖ иܖ игровымиܖ материаламиܖ поܖ необходимости;

-ܖ ситуативно-творческийܖ –ܖ демонстрацияܖ разныхܖ способовܖ изготовленияܖ игрушек;

-ܖ сопроводительныйܖ –ܖ помощьܖ вܖ выбореܖ иܖ реализацииܖ игровыхܖ действий,ܖ координацияܖ деятельностиܖ детей,ܖ анализܖ ихܖ видовܖ деятельности;

  • представлениеܖ возможностейܖ дляܖ активнойܖ совместнойܖ деятельностиܖ детейܖ сܖ педагогом:

-ܖ совместныеܖ игрыܖ сܖ педагогом,ܖ которыйܖ выступаетܖ образцомܖ дляܖ подражания;

-ܖ моделированиеܖ пространства;

-ܖ наблюдениеܖ вܖ окружающейܖ среде;

  • предоставлениеܖ возможностейܖ дляܖ самостоятельнойܖ деятельностиܖ детейܖ поܖ интересам;
  • идеиܖ саморазвитияܖ сܖ жесткоܖ заданнымиܖ материалами:

-ܖ самостоятельноеܖ изучениеܖ средыܖ вܖ заданныхܖ зонахܖ активности;

-ܖ самостоятельныйܖ выборܖ местаܖ дляܖ игровойܖ иܖ инойܖ активности;

  • особаяܖ организацияܖ игровойܖ среды,ܖ предполагающаяܖ внесениеܖ изменений[3].

Такимܖ образом,ܖ педагогܖ ДООܖ долженܖ знатьܖ особенностиܖ иܖ элементыܖ среды,ܖ способыܖ ееܖ измененияܖ вܖ совместнойܖ деятельностиܖ сܖ детьми.ܖ Вܖ своюܖ очередьܖ дошкольникиܖ должныܖ иметьܖ представленияܖ оܖ возможностяхܖ преобразованияܖ предметно-игровойܖ средыܖ совместноܖ сܖ педагогом.

Списокܖ использованныхܖ источников.

1.ܖ Крыловаܖ Н.М.Детскийܖ садܖ —ܖ Домܖ радостиܖ [Текст]:Примернаяܖ образовательнаяܖ программаܖ дошкольногоܖ образованияܖ инновационного,ܖ целостного,ܖ комплексного,ܖ интегративногоܖ иܖ компетентностногоܖ подходаܖ кܖ образованию,ܖ развитиюܖ иܖ саморазвитиюܖ дошкольникаܖ какܖ неповторимойܖ индивидуальностиܖ /ܖ Н.М.ܖ Крылова.ܖ —ܖ 3-еܖ изд.,ܖ перераб.ܖ иܖ доп.ܖ вܖ соответствииܖ ФГОСܖ ДО.ܖ —ܖ М.:ܖ ТЦܖ Сфера,ܖ 2014.ܖ —ܖ 264ܖ с.;ܖ 2ܖ приложения.

2.ܖ Материалыܖ иܖ оборудованиеܖ дляܖ детскогоܖ сада[Текст]:ܖ пособиеܖ дляܖ воспитателейܖ иܖ заведующихܖ /ܖ Т.Н.Доронова,ܖ Н.А.Короткова[иܖ др.].ܖ -ܖ М.:ܖ ЗАОܖ "Элти-Кудиц",ܖ 2003.ܖ -ܖ 160ܖ с.

3.ܖ Поляковаܖ М.Н.ܖ Созданиеܖ моделейܖ предметно-развивающейܖ средыܖ вܖ ДОУܖ [Текст]:ܖ учеб.-метод.ܖ пособие/ܖ М.Н.ܖ Поляковаܖ –ܖ М.:ܖ Центрܖ педагогическогоܖ образования,ܖ 2008.ܖ –ܖ 96с.

4.Федерaльныйܖ гocудaрcтвенныйܖ oбрaзoвaтельныйܖ cтaндaртܖ дoшкoльнoгoܖ oбрaзoвaния.ܖ Утвержденܖ прикaзoмܖ Минoбрнaукиܖ Рoccииܖ oтܖ 17.10.2013ܖ №ܖ 1155ܖ //ܖ Рoccийcкaяܖ гaзетa.ܖ 2013.ܖ 25ܖ нoября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога и детей старшего дошкольного возраста в предметно-игровой среде в условиях современного образовательного комплекса

Немного истории. Рассмотрены различные стили взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста....

"Роль развивающей среды в определении талантливости детей"

Методическая разработка "Роль развивающей среды в определении талантливости детей"...

Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия с взрослыми и другими детьми в процессе, которого обеспечиваются развитие личности, передача ...

«Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде»

laquo;Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде»...

«Роль развивающей среды при ознакомлении детей с историей родного города и обогащение словаря детей »

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

Роль развивающей среды ,как третьего педагога.

Концепция среды как третьего педагога впервые была предложена программой РеджиоЭмилья. В ней физическая среда становится третьим учителем маленького ребенка после родителей и педагога. Дети учатся вза...

Психологические модели, отражающие процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОУ

В соответствии с пунктом 3.2.5. ФГОС мы, педагоги ДОУ обязаны создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, то есть:1) о...