"Роль развивающей среды в определении талантливости детей"
методическая разработка по теме
Методическая разработка "Роль развивающей среды в определении талантливости детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль развивающей среды
в определении талантливости детей
Каждый ребёнок приходит в этот мир уникальным и неповторимым, со своими задатками и способностями.
Психологи утверждают, что неповторимость человека проявляется в темпераменте, качествах психологических процессов.
Также специалисты утверждают, что талант, способности у ребёнка дошкольного возраста определить невозможно, а вот наклонности, интересы можно наблюдать с раннего возраста.
Не безосновательно считают, что талант проявляется из интереса, в процессе которого человек просто развивает себя в соответствующем направлении.
Для првильного подхода к ребёнку и понимания его, надо знать такие понятия, как способности, задатки, склонности.
Способности – психические особенности к успешности одного или нескольких видов деятельности.
Задатки обуславливают возможности для развития способностей, чем раньше выявить задатки, тем целенаправленней можно формировать способности.
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождения способностей. Он проявляется в тяготении, стремлении ребёнка к определённой деятельности, то есть – интересе.
Ребёнок может любить слушать музыку, но если он начинает подбирать мелодию – это уже задатки. Если их развивать, то и способности будут развиваться.
Чтобы выявить и определить будущую талантливость очень важно обратить внимание на стиль общения. Ребенок с задатками логического мышления может стремиться к уединению, играм в центре познания, в уголке уединения, так как решение сложных логических заданий требует огромной концентрации, способности отключится от окружающего мира.
Общительный ребёнок наоборот, противится, если его уединяют, не любит концентрироваться и, как правило, в будущем не любит физику и математику. Даже если у такого ребёнка и есть математические задатки, мало вероятно, что он станет великим математиком, а ребёнок, умеющий концентриковаться, может развивать в себе математические способности наиболее высокого уровня.
Если мы замечаем, что ребёнок постоянно увлечён конструированием, строительством, это значит провляются технические наклонности.
Схожим образом можно выявить артистические и художественные задатки в центре творчества. У спортивного ребёнка хорошая координация движений, много энергии, которую он может реализовать в спортивном уголке.
Какую же роль в развитии талантливости ребёнка может сыграть воспитатель?
Первый шаг в определении талантливости ребёнка – это готовность принять его таким, какой он есть. Воспитатель должен не только смотреть, но и видеть ребёнка в перспективе. Он должен понимать: интересы и способности развиваются только в любимой деятельности ребёнка.
Деятельность должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость. В дошкольном возросте – это игра, продуктивная деятельность.
Для проявления интереса и развития способностей необходима достаточная свобода, зона неопределённости, в которой ребёёнок имел бы возможность следовать своим мотивам, потребностям, целям, самостоятельно выбранным средствам и способам действия.
Если у ребёнка есть изобразительные способности, интерес к изобразительной деятельности, он может их реализовать используя все доступные ему материалы и средства развивающей среды в центре творчества. В этот момент ребёнок является не прямым приёмником образцов, которые нужно сохранить и условно воспроизвести, а творцом, который самовыражается, созидая свою продуктивную деятельность. В этот мосент самое главное – с пониманием отнестись к результату творческой деятельности ребёнка. Необходимо доброжелательно задавать вопросы, подробно расспрашивать о том, что он изобразил, тем самым проявляя интерес к его деятельности и всегда давая только положительную оценку. Таким образом, мы поддерживаем в нм уверенность в своих шагах, удовлетворение от результата, желание творить. Что бы ребёнок не изобразил, все имеет смысл быть в этой фантазии и на листе.
По моим наблюдениям, огромное значение имеет оценка деятельности ребёнка свестниками. Если это пение, декламация стихов или театрализация, обращаем внимания сверстников на самые яркие и удачные моменты и одариваем выступающих аплодисментами. Ребёнок становится более уверенным, открытым для новых возможностей.
Чтобы познавать и искать источники для возникновения желания проявлять своё творчество и талант воспитателю необходимо:
- расширять горизонты развивающей среды, насыщать центры активности;
- обеспечивать множественность источников и способов для удовлетворения природной активности и любопытства;
- обогащать эмоционально-чувствительный опыт детей, увеличивать объем представлений об окружающей действительности.
Для развития интеллектуального потенциала необходимо использовать проблемные ситуации, метод проектов, творческие игры, упражения на развитие исследовательской активности.
Использованные источники
- Юркевич В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность», Москва, 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой предметной развивающей среды в полноценном развитии детей
Доклад на родительском собрании...
Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"
Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организов...
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ.
Процесс общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми имеет большое значение для воспитания и образования.Предметно-развивающая среда ДОУ может оптимизировать взаимодействие, общение и совместную ...
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (из опыта работы)...
«Роль развивающей среды при ознакомлении детей с историей родного города и обогащение словаря детей »
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образо...
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...