"Роль развивающей среды в определении талантливости детей"
методическая разработка по теме

Андрианова Алевтина Леонидовна

Методическая разработка "Роль развивающей среды в определении талантливости детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль развивающей среды

 в определении талантливости детей

Каждый ребёнок приходит в этот мир уникальным и неповторимым, со своими задатками и способностями.

Психологи утверждают, что неповторимость человека проявляется в темпераменте, качествах психологических процессов.

Также специалисты утверждают, что талант, способности у ребёнка дошкольного возраста определить невозможно, а вот наклонности, интересы можно наблюдать с раннего возраста.

Не безосновательно считают, что талант проявляется из интереса, в процессе которого человек просто развивает себя в соответствующем направлении.

Для првильного подхода к ребёнку и понимания его, надо знать такие понятия, как способности, задатки, склонности.

Способности – психические особенности к успешности одного или нескольких видов деятельности.

Задатки обуславливают возможности для развития способностей, чем раньше выявить задатки, тем целенаправленней можно формировать способности.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождения способностей. Он проявляется в тяготении, стремлении ребёнка к определённой деятельности, то есть – интересе.

Ребёнок может любить слушать музыку, но если он начинает подбирать мелодию – это уже задатки. Если их развивать, то и способности будут развиваться.

Чтобы выявить и определить будущую талантливость очень важно обратить внимание на стиль общения. Ребенок с задатками логического мышления может стремиться к уединению, играм в центре познания, в уголке уединения, так как решение сложных логических заданий требует огромной концентрации, способности отключится от окружающего мира.

Общительный ребёнок наоборот, противится, если его уединяют, не любит концентрироваться и, как правило, в будущем не любит физику и математику. Даже если у такого ребёнка и есть математические задатки, мало вероятно, что он станет великим математиком, а ребёнок, умеющий концентриковаться, может развивать в себе математические способности наиболее высокого уровня.

Если мы замечаем, что ребёнок постоянно увлечён конструированием, строительством, это значит провляются технические наклонности.

Схожим образом можно выявить артистические и художественные задатки в центре творчества. У спортивного ребёнка хорошая координация движений, много энергии, которую он может реализовать в спортивном уголке.

Какую же роль в развитии талантливости ребёнка может сыграть воспитатель?

Первый шаг в определении талантливости ребёнка – это готовность принять его таким, какой он есть. Воспитатель должен не только смотреть, но и видеть ребёнка в перспективе. Он должен понимать: интересы и способности развиваются только в любимой деятельности ребёнка.

Деятельность должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость. В дошкольном возросте – это игра, продуктивная деятельность.

Для проявления интереса и развития способностей необходима достаточная свобода, зона неопределённости, в которой ребёёнок имел бы возможность следовать своим мотивам, потребностям, целям, самостоятельно выбранным средствам и способам действия.

Если у ребёнка есть изобразительные способности, интерес к изобразительной деятельности, он может их реализовать используя все доступные ему материалы и средства развивающей среды в центре творчества. В этот момент ребёнок является не прямым приёмником образцов, которые нужно сохранить и условно воспроизвести, а творцом, который самовыражается, созидая свою продуктивную деятельность. В этот мосент самое главное – с пониманием отнестись к результату творческой деятельности ребёнка. Необходимо доброжелательно задавать вопросы, подробно расспрашивать о том, что он изобразил, тем самым проявляя интерес к его деятельности и всегда давая только положительную оценку. Таким образом, мы поддерживаем в нм уверенность в своих шагах, удовлетворение от результата, желание творить. Что бы ребёнок не изобразил, все имеет смысл быть в этой фантазии и на листе.

По моим наблюдениям, огромное значение имеет оценка деятельности ребёнка свестниками. Если это пение, декламация стихов или театрализация, обращаем внимания сверстников на самые яркие и удачные моменты и одариваем выступающих аплодисментами. Ребёнок становится более уверенным, открытым для новых возможностей.

Чтобы познавать и искать источники для возникновения желания проявлять своё творчество и талант воспитателю необходимо:

  • расширять горизонты развивающей среды, насыщать центры активности;
  • обеспечивать множественность источников и способов для удовлетворения природной активности и любопытства;
  • обогащать эмоционально-чувствительный опыт детей, увеличивать объем представлений об окружающей действительности.

Для развития интеллектуального потенциала необходимо использовать проблемные ситуации, метод проектов, творческие игры, упражения на развитие исследовательской активности.

Использованные источники

  1. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность», Москва, 2001 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей"

Немаловажную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, играет создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, кабинете логопеда и дома. Правильно организов...

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ.

Процесс общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми имеет большое значение для воспитания и образования.Предметно-развивающая среда ДОУ может оптимизировать взаимодействие, общение и совместную ...

Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....

«Роль развивающей среды при ознакомлении детей с историей родного города и обогащение словаря детей »

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...