«Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде»
консультация по теме

Фатхуллина Лейла Валериевна

«Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» с.Аскарово МР Абзелиловский район РБ

Доклад на тему:

«Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде»

Подготовила старший воспитатель

Фатхуллина Лейла Валериевна

с.Аскарово-2017г.

Взаимодействие ребенка и воспитателя в развивающей среде

Важным компонентом образовательной среды в современных реалиях является взаимодействие ребенка и воспитателя в детском саду, влияющее на процесс воспитания, передачи моральных ценностей. Характер такого взаимодействия определяется условиями, которые созданы в дошкольной образовательной организации для реализации основных образовательных программ ДО, а также личностными отношениями между педагогическим работником, воспитанником и его родителями, формами организации группового общения с дошкольниками.

ФГОС дошкольного образования предусматривает основные виды деятельности дошкольника, в том числе общение со сверстниками и взрослыми. Эти процессы имеют большое значение в условиях применения личностно ориентированного подхода, предусматривающего принятие интересов и потребностей детей на основе построения партнерского диалога.  Взаимодействие ребенка и воспитателя в детском саду должно строиться с учетом детских интересов, уровня развития, что предусмотрено ФГОС. Если диалог воспитателя с воспитанником определяется не только требованиями программы, но и потребностью дошкольника в общении, его характером и активностью, то личностный потенциал детей в группе будет постоянно расти. Дети будут стараться проявить самостоятельность, инициативность, способность к сотрудничеству, умение решать конфликты при помощи диалога, и эти качества при условии поощрения со стороны педагога станут личностными качествами характера. 

Реализация личностно ориентированного взаимодействия предусматривает возможность выбора стиля общения при взаимодействии ребенка и воспитателя детского сада в разных ситуациях, взаимную активность в предметно-развивающей среды с целью достижения совместных результатов. При этом важно, чтобы развивающая предметно-пространственная среда обеспечивала возможность общения и совместной деятельности дошкольников (в том числе разного возраста) и взрослых, взаимодействие педагога с детьми.

Критерии развивающей среды для улучшения взаимодействия ребенка и воспитателя 

Предметно-развивающая среда может оптимизировать взаимодействие ребенка и воспитателя при условии, что она отвечает ряду критериев: соответствует возрастным потребностям детей; позволяет реализовать различные виды познавательной и игровой активности; характеризуется неоднородностью (в ней присутствует большое количество разнообразных игрушек и дидактических материалов) и динамичностью (предусмотрена возможность внесения изменений).  Оптимизировать взаимодействие ребенка и воспитателя в предметно-развивающей среде возможно только в случае, если обе стороны имеют определенные знания, проявляют активную позицию.

Структуру процесса оптимизации можно представить в виде трех компонентов – познавательного, деятельностного, эмоционально-личностного. Воспитатель детского сада должен знать особенности взаимодействия с дошкольниками в условиях предметно-развивающей среды, а также возможности изменения последней для достижения поставленных педагогических задач. В свою очередь малышам также следует донести возможности изменения предметно-развивающей среды, которые можно применять при совместной деятельности с педагогом.  Для детского сада должна быть характерна атмосфера всестороннего взаимодействия ребенка и воспитателя, которая проявляется в совместной познавательной деятельности, сотворчестве, достижении общего педагогического результата, построении партнерских отношений на всех этапах воспитательной деятельности. Эти характеристики отражают условий реализации программ дошкольного образования согласно ФГОС, а именно: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия, ориентированного на интересы и возможности каждого дошкольника и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения дошкольников друг к другу при реализации разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников в специфических для них видах деятельности; возможность выбора дошкольниками материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Для организации системного изучения процесса взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательной среде можно использовать показатели, соответствующие компонентам данного процесса (приложение). Планирование работы для улучшения взаимодействия воспитателя и ребенка 

Обеспечить пополнение знаний педагогического коллектива ДОО в области взаимодействия ребенка и воспитателя можно в ходе методических мероприятий: мастер-классов, педагогических семинаров, конференций. Такие виды активности следует предусмотреть при планировании годового плана методического работы в ДОО. 

 Педагогическим работникам сферы дошкольного образования важно понимать, что взаимодействие ребенка и воспитателя в условиях предметно-развивающей среды может реализоваться по таким основным линиям:

- организация общения между воспитателем и детьми, которое может носить разный характер: – ситуативно-познавательный – демонстрация возможных способов действий с игрушками и игровыми материалами по необходимости; – ситуативно-творческий – демонстрация разных способов изготовления игрушек; – сопроводительный – помощь в выборе и реализации игровых действий, координация деятельности детей, анализ их видов деятельности;  – помощь в разграничении зон активности; предоставление возможностей для активного взаимодействия ребенка и воспитателя: – совместные игры с педагогом, который выступает образцом для подражания; – моделирование пространства; – наблюдения в окружающей среде; предоставление возможностей для самостоятельной деятельности детей по интересам: – идеи саморазвития с жестко заданными материалами; – самостоятельное изучение среды в заданных зонах активности; – самостоятельный выбор места для игровой и иной активности; – особая организация предметно-игровой среды, предполагающая внесение изменений.

Ключевые положения для улучшения взаимодействия ребенка и воспитателя

Российские и зарубежные специалисты в сфере педагогики в различные временные рамки предлагали подходить к созданию предметно-развивающей среды различными способами. Знакомство с этими концепциями поможет спрогнозировать разные варианты взаимодействия ребенка и воспитателя и выбрать наиболее удачные приемы педагогической работы для собственной практики.  Из концепций прошлого наиболее известны и востребованы в практике дошкольного образования педагогические системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, Р. Штайнера. Так, в рамках педагогической системы Ф. Фребеля было предложено создавать среду, в которой предусмотрена возможность выбора действий при наличии неизменных стандартов окружения и жестко заданного материала («Дары Фребеля», максимально упрощенные предметы, например мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина и т. п.). Взаимодействие ребенка и воспитателя в таких условиях будет строиться на приеме активного участия педагога в детских играх. Воспитатель обязан постоянно демонстрировать действия с игрушками, строго отбирать игровой материал для наполнения предметно-развивающей среды. При этом в основе концепции главенствующей остается идея саморазвития ребенка, а вмешательство педагога должно быть ситуативным.  В видении итальянского педагога М. Монтессори предметно-развивающая среда также связана с возможностью взаимодействия ребенка и воспитателя. Согласно концепции М. Монтессори многократные манипуляции дошкольников с игровыми материалами способствуют к углублению полученных знаний, выработке навыков практической деятельности и уверенности в собственных силах. Взаимодействие ребенка и воспитателя в данном случае строится по принципу направления воспитанников педагогом для достижения поставленных педагогических задач. При этом предметно-развивающая среда формируется с учетом интересов и потребностей детей при наличии жестко закрепленных зон, существование которых может приводить к неполному удовлетворению некоторых детских пожеланий.  Сторонники Вальдорфской педагогики (автор – Р. Штайнер) разделяют идею активного взаимодействия воспитателя с ребенком при условии создания творческой атмосферы в детском коллективе. По мнению специалистов, дошкольникам следует предложить большое разнообразие игровой деятельности, самостоятельной и с участием педагогических работников. При этом наполнение предметно-развивающей среды остается лишь частично ограниченным, но имеет свои особенности: воспитанникам разрешается предлагать только самодельные игрушки, выполненные из эко-материалов и стимулирующие развитие творческого потенциала. Сторонники Вальдорфской педагогики поддерживают идею самостоятельного изготовления игрушек дошкольниками при активной помощи воспитателя.  Современные педагогические концепции также отражают потенциал идеи активного взаимодействия ребенка и воспитателя через оптимизацию возможностей предметно-развивающей сферы.  Так, организация игрового пространства в группах детского сада согласно примерной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой предполагает активную совместную работу педагога и воспитанников. Но сторонники программы считают, что небольшое количество игровых материалов может тормозить взаимодействие сторон, поскольку интересы дошкольников не будут удовлетворяться в полной мере. Поэтому групповое пространство следует делать максимально открытым, динамичным с целью быстрого создания условий для реализации педагогических задач любого масштаба.  Предложенная Н.А. Коротковой, Т.Н. Дороновой рамочная конструкция целостной полифункциональной предметно-пространственной сферы групп старшего дошкольного возраста ДОО, включающая в себя трансформируемые, подвижные зоны (для спокойной и активной деятельности; рабочая (учебная) зона) предоставляет широкие возможности для взаимодействия сторон образовательных отношений. Авторы предлагают отказаться от многофункционального дробления пространства, разделения его на различные неподвижные уголки, зоны, что является принципиальным отличием от традиционного построения среды в ДОО.  Положения программы «Сообщество» (адаптированный вариант американского проекта Step by Step) для взаимодействия педагога с детьми основаны на теории свободного воспитания, согласно которой педагог следует за интересами воспитанников, направляет их, но жестко не регламентирует и т. п., а также на идеях индивидуализации развития – при построении среды учитываются детские интересы и потребности. Согласно данной программе взаимодействие сторон образовательного процесса проходит в рамках созданных центров активности (имеют похожее содержание с зонами, уголками в группах ДОО). При этом педагог занимает активную позицию в организации работы таких центров: создает условия для игровой деятельности; моделирует среду, которая способствует активизации интересов ребенка; помогает детям в выборе и реализации игровых действий, координирует их деятельность в центрах; помогает решать возникающие проблемы; отслеживает и анализирует, какие виды деятельности выбирают дети; подбирает оборудование и пр. Современным автором М.Н. Поляковой разработана концептуальная модель предметно-развивающей среды ДОО, которая включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. Автор предлагает размещать предметное содержание в пространстве таким образом, чтобы обеспечить активное его использование детьми. Педагог играет важную роль в обеспечении разнообразной активности воспитанников, создании и оформлении среды, подборе материалов, ориентировке на игровой сюжет с помощью элементов среды, ее «одушевлении», обеспечении доступности и понятности для ребенка.

Таким образом, взаимодействие педагогов с дошкольниками в развивающей сфере ДОО должно выстраиваться на основе положений ФГОС дошкольного образования, с учетом положений примерных образовательных программ дошкольного образования, а также получивших признание концепций создания благоприятного развивающего пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагоги - родители - дети в развивающей среде сенсорной комнаты

Педагоги – родители – дети в развивающей среде сенсорной комнаты. О.А. МарченкоМуниципальное бюджетное дошкольное учреждениецентр развития ребенка – детский сад №14 «Росинка»  г. Ставр...

Консультация для педагогов на тему: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»

Консультация для педагогов  на тему: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию детей в группе с ОВЗ»...

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ.

Процесс общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми имеет большое значение для воспитания и образования.Предметно-развивающая среда ДОУ может оптимизировать взаимодействие, общение и совместную ...

Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия с взрослыми и другими детьми в процессе, которого обеспечиваются развитие личности, передача ...

Психологические модели, отражающие процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОУ

В соответствии с пунктом 3.2.5. ФГОС мы, педагоги ДОУ обязаны создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, то есть:1) о...

Презентация "Психологические модели, отражающие процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОУ"

В соответствии с пунктом 3.2.5. ФГОС мы, педагоги ДОУ обязаны создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, то есть:1) о...

Доклад "Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде "

Важно, чтобы развивающая предметно-пространственная среда обеспечивала возможность общения и совместной деятельности дошкольников (в том числе разного возраста) и взрослых, взаимодействие педагога с д...