программа по развитию речи с применением регионального компонента
рабочая программа (старшая группа)

Абайдулина Оксана Владимировна

Цель программы: развитие связной речи; воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦА № 1

Воспитанник должен

Основной компонент

Национально – региональный компонент

Коррекционный компонент

Знать

Авторов литературно – художественных произведений; художников; Правила поведения в природе;

Новые слова (словарная работа)

Национальную одежду, обувь и посуду; пословицы и загадки; Первые весенние цветы, Виды птиц своей местности

Лексический материал по темам; Психоречевые гимнастики

Уметь

Зарисовывать эпизоды рассказов; яркие фрагменты сюжетных картин, схемы

Составлять простые распространенные предложения, объединять их в единый рассказ; Составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин с элементами усложнения и рассказа - описания; Пересказ;

Правильно употреблять в самостоятельной речи грамматические категории

Иметь представление

О сезонных изменениях;

О редких ядовитых грибах

Об уникальности природы Ямала; О Красной книге ЯНАО; животные, растения записанные в ней;

 О заповедниках и заказниках Ямала; О многообразии народов Ямала

О навыке словообразования (сложные слова); О родственных словах; О многообразии растений и животных и их связи со средой обитания; О многообразии профессий



Предварительный просмотр:

развитие связной речи у детей с онр с региональным компонентом программа

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

В рабочей программе («Программа воспитание и обучение в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С.)) задачам патриотического воспитания, приобщения детей к культурно-историческому наследию малой Родины отведено место в разделе регионального компонента, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы Ямала, как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Любой край, неповторим в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями народов Севера и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.

К числу важнейших задач воспитательной работы детей с общим недоразвитием речи относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки к школьному обучению дошкольников.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.

Настоящая программа разработана на основе коррекционной программы Т. Филичевой, Г. Чиркиной. Основными формами являются фронтальные и подгрупповыми занятий, которые проводятся 1 раз в неделю – воспитателем.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 72 занятия,  в год – 36 часов:

Составление рассказа по серии сюжетных картин – 7 часов.

Формирование простого описательного рассказа по схеме – 5 часов.

Пересказ литературно – художественного произведения – 15 часов.

Изобразительная деятельность – 9 часов.

Диагностика проводится по разработанным методикам обследования связной речи.

Р.И. Лалаевой, Т.А. Фотековой два раза в год: вводная – сентябрь, октябрь и итоговая – май.

Цель программы: развитие связной речи; воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев.

Задачи:

образовательные:

– обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на наглядность;

– обучение детей приемам планирования собственного рассказа;

– совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических категорий, активизация и обогащение словарным запасом детей, творческие задания;

знакомить с национальными традициями народов Севера;

развивающие:

– формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль над составлением самостоятельного высказывания; 

– развитие диалогической формы речи; 

обогащать и развивать знания детей о литературе и искусстве на основе культурного наследия народов Севера;

воспитательные:

– воспитание нравственно – патриотических чувств.

– воспитывать доброжелательное отношение к живой природе Ямала её природным памятникам и животным на основе легенд, поэзии и прозы;

Формы организации регионального компонента:

  • совместная деятельность с детьми;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • интегрированная деятельность;
  • экскурсии, видеоэкскурсии;
  • выставки работ.

Содержание программы

Для удобства восприятия темы, освещаемые в программе, представлены в виде текстовых таблиц. (Приложение 1.)

Структура занятий

Структура занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В., но с учетом коррекционной направленности и с обязательным включением национально-регионального компонента.

1. Вводная часть.

Цель: настроить детей на восприятие произведения (картины, серии картин, схем) и на активную познавательную деятельность. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты.

2. Введение в тему.

Цель: активизировать знания детей, установить объем имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грамматический уровень. Продолжительность – 3–5 минут.

3. Лексико-грамматический анализ предъявленного произведения (чтение текста педагогом, разбор картины, серии картин, объяснение описательных схем).

Цель: научить воспринимать красоту, поэтичность, чувствовать нравственный смысл произведения, картины, особенности языка, художественной насыщенности, реалистичности событий, которыми пользуются авторы и художники; Продолжительность – 5 минут.

4. Моделирование связного рассказа детей с помощью наглядности.

Цель: целенаправленное воздействие на способность составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Это способствует адекватному воспроизведению текста рассказа и понятию картин и серий картин. Необходимо применять методику моделирования сюжета с помощью условно-наглядной схемы. Это блоки– квадраты, фланелеграф предметные картины с условными символами, картины – схемы, мнемотаблицы, коллажи, иллюстрированное панно. Продолжительность – 2–3 минуты.

5. Физкультурная минутка.

Должна быть насыщенна лексическим материалом и соответствовать теме проводимого занятия

6. Актуализация знаний – Продолжительность – 2-3 минуты.

7. Составление устного связного монологического высказывания детьми.

Продолжительность – 10 минут

8. Анализ и обсуждение детских пересказов.

При анализе отмечать такие качества составленного связного рассказа, как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту, картине и серии картин. Особенно обращать внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества.

В ходе коллективного обсуждения рассказов дети вносят свои дополнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом, создавать дополнительные возможности для упражнения детей с патологией речи в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.  Продолжительность – 2–3 минуты.

9. Рисование.

Цель: способствовать лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания, уметь записывать художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка.

Основные требования к уровню подготовки воспитанников

Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по развитию связной речи представлены в таблице № 1 (приложение 1).

Способы проверки знаний умений и навыков

Смотри таблицу № 2 (приложение 2)

Список литературы

  1. Казова Н.А. Мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Учитель, 2003.
  3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 1999.
  4. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., ЛитвинаА.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
  6. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет). – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  7. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2004.
  8. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – 2-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005.
  9. Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов, – М.: Новая школа, 1997.
  10. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М.: ГНОМ и Д, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

План работы с родителями и педагогами по применению регионального компонента.

Перспективный план работы со взрослыми по привитию знаний о малой родине у детей....

Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе

В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....

Применение регионального компонента в режимных моментах

Нельзя добиться высоких результатов только усилиями одного воспитателя татарского языка, ведь всё основное время ребёнок проводит с воспитателями в группе. Поэтому  участвуя в жизни детей, я...

занятие по развитию речи (с использованием регионального компонента) Псковская сказка "Ивашка".

Многообразие и самобытность сказок формирует у детей уважение и любовь к родине, истории своего народа. Русские народные сказки способствуют развитию нравсвенного, патриотического и этического в...