Бабушкин сундук
проект (старшая, подготовительная группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babushkin_sunduk.docx795.67 КБ
Файл proekt_babushkin_sunduk.docx795.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Новочурашевский детский сад «Колосок»

Ибресинского района Чувашской Республики

ПРОЕКТ

 «Внедрение в дошкольную среду национальных          культурных традиций»

   «Бабушкин сундук»

                                                       

        

                                                       

                                                                              Руководитель проекта:

                                                 Петрова Галина Васильевна,

                                                 воспитатель

                                 

с. Новое Чурашево

2019

Содержание проекта

                      Без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры,

                   без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без

                   духовности – нет личности, без личности – нет народа (исторической личности)

                                                                         из формулы, условно названной «золотая»

Что такое воспитание?

Любовь и пример – больше ничего!  Сущность воспитания в представлении чувашских крестьян состоит в уходе за детьми с целью обеспечения нормального физического развития, в постоянной заботе о здоровье подрастающего поколения, в приучении к труду, в целенаправленном наставлении детей для обогащения их ума сведениями о природе и жизни, о хорошем и плохом, красивом и безобразном, добре и зле, в наставлении и контроле с целью выработки направления ума, убеждения, мировоззрения и характера.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

         Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном селе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

         Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

         Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.

На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями был создан мини-музей, целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков.

Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.

Цель:

Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.

Задачи:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам  чувашской  культуры.

3. Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к  чувашской  культуре

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого  чувашского  народа:

 - формирование представлений о традиционной семье  чувашского  народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

 - знакомство детей с понятием «киль» – дом, изба - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

 - ознакомление с основными занятиями чувашского народа: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства; показать роль природы в жизни  чувашского  народа;

 - знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел –ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

 - знакомство детей с  фольклором   чувашского  народа. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

 - освоение старинных  детских  игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

 - через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

 - ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

 Проект  представлен взаимосвязанными тематическими блоками.

“ Чувашская  изба”

Цель: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища простого народа.

Задачи:

- научить изготавливать различные украшения для дома;

- научить к чистоте и опрятности;

“ Фольклор ”

Цель: знакомство с устным народным творчеством  чувашского  народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки.

Задачи:

- раннее приобщение детей к народному песенному творчеству;

- прививать им любовь к родным мелодиям;

- разучивание колыбельных песен;

- встречи с знатоками лучших народных песен;

- знакомство музыкальными инструментами

 “Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство”: знакомство с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.

“Природа родного края”

Цель: показать детям, как  чувашский  народ берег и сохранял природу - источник своего существования.

Задачи:

- человек есть часть природы;

- слово çутçанталăк (мир, согласие, природа) в такой форме бытует только в чувашском языке;

- изучать окружающую природу, ее изменения: рост и развитие растений и животных.

- изучение человеческой природы, проникновение в нее – дело серьезное и чрезвычайно трудное.

“Истоки ”

Цель: рассказы детям об истории родного края.

«Чувашия день за днем»:

ознакомление детей с республикой современной, с достижениями и героями нашего времени.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧУВАШСКИМ КОСТЮМОМ

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУКОЛ

        Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традиции своего народа с раннего возраста. Именно в этом возрасте как отмечает Б.Н.Неменский "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа.

 Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Костюм, содержащий в себе древние представления о красоте, небосводе со светилами, модели Вселенной, предстает перед нами как памятник, как человеческая ценность.

Анализ ситуации

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Исследования, посвещенные проблемам приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, в том числе декоративно - прикладному искусству проведены на материале образцов как русского (А.П.Усова, Е.И.Васильева, Ю.В.Максимова, А.А.Грибовская, Н.Б.Халезова, Е.С.Бабунова, И.А.Старкова, Н.С.Александрова), так и других народов.

 Имеется ряд исследований по вопросу ознакомления детей с декоративным искусством чувашского народа (Э. Г.Скворцова, Г. А. Никитин, Е. П. Кондратьева.).

         Произведения декоративного - прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют такую существенную особенность как украшение в виде орнамента. Искусствоведы Герчук Ю.А., Каган М.С., Салтыков А.Б. утверждают, что орнамент не существует вне предмета, а поэтому не может рассматриваться в отрыве от него.

Знакомство с чувашским народным орнаментальным искусством через куклы наиболее доступно детям, в силу их возрастных особенностей. Куклы в развитии народа, сохранении преемственных связей поколений, национального духа занимает особое место, и выполняют большие этические, воспитательные и эстетические функции. Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой чувашского народа. В нашем детском саду для насыщения развивающего пространства дошкольного учреждения национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народа и для организации разных форм работы с детьми была создана чувашская гостиная. Здесь представлена фотогалерея "Моя столица-прошлое и настоящее", государственная символика республики. Кроме того, в чувашской гостиной представлены предметы народно-прикладного искусства, которые позволяют детям ощутить многогранность и многоцветие чувашской культуры. В чувашской гостиной собран богатый этнографический материал для работы с детьми.

 Работая в тесном сотрудничестве с мастерицей З.И.Вороновой, на каждую группу были приобретены куклы в национальных костюмах.

Проблематика

 Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем:

• отсутствие устойчивого интереса детей к чувашской национальной культуре.

• отсутствие разработанных занятий по ознакомлению с чувашским национальным костюмом через использование кукол.

• недостаточно развивающая среда.

 Данные проблемы выявили следующую ключевую проблему: - отсутствие условий для эффективного ознакомления детей с чувашским костюмом через использование национальных кукол.

 Данная проблематика позволила определить цель проекта.

Цель проекта:  создание условий для эффективной организации занятий по ознакомлению детей с чувашским костюмом через использование национальных кукол.

Задачи:

• Разработать серию занятий по ознакомлению с чувашским костюмом через использование национальных кукол.

• Обогатить развивающую среду группы национальным компонентом.

• Создать медиатеку в данном направлении.

Ожидаемые результаты:

• Серия занятий по ознакомления с чувашским костюмом через использование национальных кукол.

• Развивающая среда группы с использованием национального компонента.

• Положительная динамика в изменении уровня знаний детей по ознакомлению с чувашским костюмом.

• Медиатека по данному направлению.

Целевые группы

 В случае если данный проект будет реализован в детском саду, то:• дети приобретут интерес к занятиям по ознакомлению с чувашским костюмом.

• родители получат информацию об истории чувашского костюма, о традициях чувашского народа.

• педагоги ДОУ получат возможность использовать информацию по ознакомлению детей с чувашским костюмом, используя национальные куклы.

За время работы над проектом разработаны:

• перспективные планы занятий по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом через использование национальных кукол для старших и выпускных групп;

• конспекты занятий по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом через использование национальных кукол для детей старших, выпускных групп;

• опросник по определению уровня знаний детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом.

 На занятиях знакомили детей с чувашским национальным костюмом, головным убором тухья, головным убором масмак, хушпу и т. д. Кроме того, дошкольники наглядно изучали, рассматривали изделия декоративно-прикладного искусства на национальных куклах, получали информацию о чувашских традициях, праздниках, посиделках, обрядах.

 Сделать занятия интересным и понятным помогли игры. Ребёнок с большим удовольствием играет с взрослым и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал. Для обогащения игр детей были приобретены и изготовлены развивающие и дидактические игры с национальным содержанием, где главными действующими героями были куклы. В дидактических играх уточнялись и закреплялись, приобретались новые знания и представления. Например: «Наряди куклу», «Подбери кукле наряд», «Домино», «Дополни элемент» и др.

В сюжетно-ролевых играх дети с помощью национальных кукол моделировали реальные жизненные ситуации, знакомились с национальными костюмами, традициями чуваш. Кроме того, для педагогов ДОУ и для родителей ДОУ были показаны открытые занятия с детьми по ознакомлению детей с чувашским костюмом с использованием национальных кукол.

         С целью информатизации педагогического процесса было апробировано и проведено занятие «Волшебная сила тухьи» с мультимедийным сопровождением.

 В процессе работы над проблемой дети получили более углубленные знания о чувашском национальном костюме, а использование национальных кукол способствовало повышению интереса детей, развитию их внимания, сосредоточенности, способности воспринимать и понимать красоту чувашского узора.

Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к  национальному  возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего  национального  своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре,  традициях , искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях  национальной   традиции . Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств влияния.

            В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство,  традиции  и обычаи.

 Цель: помочь ребенку раскрыть мир  национальных  культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих  Чувашскую республику; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому,  нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

  Программные задачи:

 - способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;

 - формировать интерес к  национальной  культуре;

 - повышать этнографическую грамотность детей;

 - стимулировать  детскую  активность, сочетаться с практической деятельностью;

 - развивать мышление, воображение ребенка.

Мини - музей

 является предметной развивающей средой для детей “ Детского   сада  “Колосок”. Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея  реализуется одна из основных идей  проекта  – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.

Данный  проект  мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с  этнографическим музеем п. Ибреси.

         Неотъемлемой частью реализации  проекта  является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в  этнографический музей п.Ибреси .

Приобщение дошкольников к истокам культуры и традициям  чувашского  народа. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения»

         Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием?

        Это наша многовековая история и культура.

 Одним из направлений в работе  детского   сада   “Колосок” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.

 Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций  чувашского  народа:

 - доступность знаний, достоверность и научность;

 - соответствие сложности материала возрасту детей;

 - культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

 - краеведческий опыт;

 - экологическое воспитание.

 Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре  чувашского  народа во все виды  детской  деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Содержание представляемого материала по блокам:

 “ Чувашская  изба”

- Изба. Жилище.

 - Бытовой уклад.

«Народные ремёсла и декоративно-прикладное искусство

 - Хозяйственные занятия.

- Орнаментальное искусство.

 - Ткачество и вышивка в быту.

 - Изделия из дерева и бересты

- Музыкальные инструменты

 - Глиняные изделия

 - Народная игрушка

 - Женские головные украшения

 “Фольклор”

 -  Фольклор   чувашского  народа (произведения устного народного творчества).

 - Обрядовый фольклор (Обычаи и обряды).

 - Музыкальное искусство (старинные народные песни).

 - Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, народные игры)

 “Истоки ”

- История земли  чувашской .

- “Древо жизни” - связь человека с его родом.

 “Природа родного края”

 - Большие и малые реки нашей республики.

 -  Чувашские  дубравы (лесные богатства).

«Чувашия день за днем»

- Чувашия современная.

 - Города нашей республики.

 - «Ими гордится Чувашия» (Люди, прославившие нашу республику)

 - Исторические и этнографические музеи района.

 - Художественное и музыкальное искусство.

 - Промышленные предприятия республики

 Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью в течение реального времени.

 Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом “народные промыслы и ремесла” происходит раньше знакомства с разделом “хозяйственные постройки”, так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство – весной, а ремесленные занятия – зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.

Формы, методы и приёмы работы.

 Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.

 Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры.

 Учитывая возраст детей, все занятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер и переносится в историческое пространство. В течение всего занятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание.

Методика “погружения” предполагает использование детьми и воспитателем подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.),  а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:

 ролевые игры (дети играют, пребывают в роли и т.д.);

игра-поиск (найти предмет, указать его, рассмотреть, высказать собственное мнение);

 игра фантазирование (например, в блоке “Ремёсла” дети представляют себя мастерицами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит мастерская, какими инструментами они работают и т.д.):

 игра-реконструкция  (“В гостях у бабушки Урине, сказительницы  чувашских  сказок и легенд ”);

 игра-путешествие (в древний город – крепость Чебоксары);

 подвижные игры (старинные игры, сопровождающие все занятия  проекта ):

 дидактические игры (“Собери орнамент”, “Составь картину” и т.д.).

 Основополагающее место в методике данного  проекта  занимают специфические приемы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры: (рассматривание и определение предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в действии, воспроизведение действий предмета, изображение предмета ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).

 “Погружение” ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством голосов общения, диалогов, ответов, вопросов, поэтому диалог является основным метолом педагогической деятельности и общения в  проекте  (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, воспитателем и ребёнком и т.д.) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.

         Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-методического материала, который выступает как вспомогательный, но необходимая составная часть  проекта  и методики - фотографии, схемы, рисунки, муляжи (грибы, рыба, животные и т.д.), копии предметов быта  чувашского  народа и т.д.),  национальные  костюмы, сшитые по этнографически точным образцам, аудиовидеозаписи “старинные  чувашские  песни ”, “шум леса, голоса птиц” и.т.д.

         Особое внимание уделяется методической разработке занятий, массовых мероприятий к датам народного календаря. В основе этих занятий лежит подлинный, местный, региональный материал и строгое соответствие дат проведения занятий по национальному календарю, вычленение и использование традиционных форм с участием детей в этих праздниках и взрослых.

 Предпочтение при выборе форм преподнесения краеведческого материала отдаем тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:

  1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей села, края проводятся в мини - музее, иногда в группе.

 2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: «Почему  болеют растения?», «Как узнать, что человек любит свое село?», «Что бы ты сделал, если был бы главой села?» и др.

 

 3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием села.

P1030223.JPG

4. Праздники, развлечения – народные, обрядовые, посиделки, традиции села, республики. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, села.

        

 5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка – эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

         Особое место в  проекте , в раскрытии содержания и игровой методике проведения занятий отводится куклам, которые специально задуманы как часть  проекта  и выполнены авторами  проекта .

         Куклы в  национальных   чувашских  нарядах  – это своеобразные, близкие восприятию ребёнка “образы  национальной  культуры”, представители  чувашского  народа. Куклы имеют своё место в  проекте  и на протяжении его играют свои роли, связывая воедино весь  проект .

                                                                        

Реализация  проекта  по созданию и организации деятельности

Что имеем?

Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.

Наличие технологий «Путешествие с куклами» и «Во благо Земли  чувашской ».

Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.

                                       

 Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с селом и краем.

 Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в этнографический музей п. Ибреси.

                         

Что планируем сделать?

 Установление и поддержание взаимоотношений с Домом  детского  творчества и т.д.

Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми.

Участие в праздниках единения, обновления и экологических акциях, проводимых в районе и в городе.

Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.

 Посещение культурных учреждений села и праздников, проводимых администрацией села.

Организация встреч с интересными людьми.

Организация уголков родного края в группах.

Пополнение фонда музея новыми экспонатами.

Организация библиотеки книг  чувашского  издательства художественного и краеведческого содержания.

Оформление тематических стендов.

Изготовление дидактических игр и пособий.

 Разработка перспективных планов работы по данному направлению.

Организация кружковой работы.

Организация выставок работ детей и родителей.

Выявление лучшего семейного опыта воспитания.

 Ознакомление детей с изделиями народных умельцев.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:

Понимание национальных ценностей.

Посещение краеведческих музеев детьми с педагогами и с родителями.

Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.

Повышение уровня этнокультурных знаний:

Знание устройства старинной  чувашской  избы

Знание произведений  чувашского   фольклора

Знание о труде  чувашской  семьи

Знание народных праздников

Знание  чувашских  народных игр

Знание  чувашских  названий домашних животных

Эмоционально-эстетическое развитие ребенка:

Видение красоты изделий ДПИ Чувашии, поэтического, песенного, танцевального, художественного творчества  чувашского  народа

Умение использовать знания народных праздников и традиций в процессе занятий по рисованию.

Умение воспроизводить характерные признаки предметов  чувашского  народа в продуктивных видах деятельности.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Новочурашевский детский сад «Колосок»

Ибресинского района Чувашской Республики

ПРОЕКТ

 «Внедрение в дошкольную среду национальных          культурных традиций»

   «Бабушкин сундук»

                                                       

        

                                                       

                                                                              Руководитель проекта:

                                                 Петрова Галина Васильевна,

                                                 воспитатель

                                 

с. Новое Чурашево

2019

Содержание проекта

                      Без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры,

                   без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без

                   духовности – нет личности, без личности – нет народа (исторической личности)

                                                                         из формулы, условно названной «золотая»

Что такое воспитание?

Любовь и пример – больше ничего!  Сущность воспитания в представлении чувашских крестьян состоит в уходе за детьми с целью обеспечения нормального физического развития, в постоянной заботе о здоровье подрастающего поколения, в приучении к труду, в целенаправленном наставлении детей для обогащения их ума сведениями о природе и жизни, о хорошем и плохом, красивом и безобразном, добре и зле, в наставлении и контроле с целью выработки направления ума, убеждения, мировоззрения и характера.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

         Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном селе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

         Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

         Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.

На основе народной культуры в детском саду совместно с родителями был создан мини-музей, целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков.

Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.

Цель:

Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.

Задачи:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам  чувашской  культуры.

3. Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к  чувашской  культуре

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого  чувашского  народа:

 - формирование представлений о традиционной семье  чувашского  народа; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

 - знакомство детей с понятием «киль» – дом, изба - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

 - ознакомление с основными занятиями чувашского народа: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства; показать роль природы в жизни  чувашского  народа;

 - знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел –ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

 - знакомство детей с  фольклором   чувашского  народа. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

 - освоение старинных  детских  игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

 - через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

 - ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

 Проект  представлен взаимосвязанными тематическими блоками.

“ Чувашская  изба”

Цель: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища простого народа.

Задачи:

- научить изготавливать различные украшения для дома;

- научить к чистоте и опрятности;

“ Фольклор ”

Цель: знакомство с устным народным творчеством  чувашского  народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки.

Задачи:

- раннее приобщение детей к народному песенному творчеству;

- прививать им любовь к родным мелодиям;

- разучивание колыбельных песен;

- встречи с знатоками лучших народных песен;

- знакомство музыкальными инструментами

 “Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство”: знакомство с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.

“Природа родного края”

Цель: показать детям, как  чувашский  народ берег и сохранял природу - источник своего существования.

Задачи:

- человек есть часть природы;

- слово çутçанталăк (мир, согласие, природа) в такой форме бытует только в чувашском языке;

- изучать окружающую природу, ее изменения: рост и развитие растений и животных.

- изучение человеческой природы, проникновение в нее – дело серьезное и чрезвычайно трудное.

“Истоки ”

Цель: рассказы детям об истории родного края.

«Чувашия день за днем»:

ознакомление детей с республикой современной, с достижениями и героями нашего времени.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧУВАШСКИМ КОСТЮМОМ

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУКОЛ

        Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традиции своего народа с раннего возраста. Именно в этом возрасте как отмечает Б.Н.Неменский "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа.

 Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Костюм, содержащий в себе древние представления о красоте, небосводе со светилами, модели Вселенной, предстает перед нами как памятник, как человеческая ценность.

Анализ ситуации

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Исследования, посвещенные проблемам приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, в том числе декоративно - прикладному искусству проведены на материале образцов как русского (А.П.Усова, Е.И.Васильева, Ю.В.Максимова, А.А.Грибовская, Н.Б.Халезова, Е.С.Бабунова, И.А.Старкова, Н.С.Александрова), так и других народов.

 Имеется ряд исследований по вопросу ознакомления детей с декоративным искусством чувашского народа (Э. Г.Скворцова, Г. А. Никитин, Е. П. Кондратьева.).

         Произведения декоративного - прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют такую существенную особенность как украшение в виде орнамента. Искусствоведы Герчук Ю.А., Каган М.С., Салтыков А.Б. утверждают, что орнамент не существует вне предмета, а поэтому не может рассматриваться в отрыве от него.

Знакомство с чувашским народным орнаментальным искусством через куклы наиболее доступно детям, в силу их возрастных особенностей. Куклы в развитии народа, сохранении преемственных связей поколений, национального духа занимает особое место, и выполняют большие этические, воспитательные и эстетические функции. Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой чувашского народа. В нашем детском саду для насыщения развивающего пространства дошкольного учреждения национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народа и для организации разных форм работы с детьми была создана чувашская гостиная. Здесь представлена фотогалерея "Моя столица-прошлое и настоящее", государственная символика республики. Кроме того, в чувашской гостиной представлены предметы народно-прикладного искусства, которые позволяют детям ощутить многогранность и многоцветие чувашской культуры. В чувашской гостиной собран богатый этнографический материал для работы с детьми.

 Работая в тесном сотрудничестве с мастерицей З.И.Вороновой, на каждую группу были приобретены куклы в национальных костюмах.

Проблематика

 Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем:

• отсутствие устойчивого интереса детей к чувашской национальной культуре.

• отсутствие разработанных занятий по ознакомлению с чувашским национальным костюмом через использование кукол.

• недостаточно развивающая среда.

 Данные проблемы выявили следующую ключевую проблему: - отсутствие условий для эффективного ознакомления детей с чувашским костюмом через использование национальных кукол.

 Данная проблематика позволила определить цель проекта.

Цель проекта:  создание условий для эффективной организации занятий по ознакомлению детей с чувашским костюмом через использование национальных кукол.

Задачи:

• Разработать серию занятий по ознакомлению с чувашским костюмом через использование национальных кукол.

• Обогатить развивающую среду группы национальным компонентом.

• Создать медиатеку в данном направлении.

Ожидаемые результаты:

• Серия занятий по ознакомления с чувашским костюмом через использование национальных кукол.

• Развивающая среда группы с использованием национального компонента.

• Положительная динамика в изменении уровня знаний детей по ознакомлению с чувашским костюмом.

• Медиатека по данному направлению.

Целевые группы

 В случае если данный проект будет реализован в детском саду, то:• дети приобретут интерес к занятиям по ознакомлению с чувашским костюмом.

• родители получат информацию об истории чувашского костюма, о традициях чувашского народа.

• педагоги ДОУ получат возможность использовать информацию по ознакомлению детей с чувашским костюмом, используя национальные куклы.

За время работы над проектом разработаны:

• перспективные планы занятий по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом через использование национальных кукол для старших и выпускных групп;

• конспекты занятий по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом через использование национальных кукол для детей старших, выпускных групп;

• опросник по определению уровня знаний детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом.

 На занятиях знакомили детей с чувашским национальным костюмом, головным убором тухья, головным убором масмак, хушпу и т. д. Кроме того, дошкольники наглядно изучали, рассматривали изделия декоративно-прикладного искусства на национальных куклах, получали информацию о чувашских традициях, праздниках, посиделках, обрядах.

 Сделать занятия интересным и понятным помогли игры. Ребёнок с большим удовольствием играет с взрослым и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал. Для обогащения игр детей были приобретены и изготовлены развивающие и дидактические игры с национальным содержанием, где главными действующими героями были куклы. В дидактических играх уточнялись и закреплялись, приобретались новые знания и представления. Например: «Наряди куклу», «Подбери кукле наряд», «Домино», «Дополни элемент» и др.

В сюжетно-ролевых играх дети с помощью национальных кукол моделировали реальные жизненные ситуации, знакомились с национальными костюмами, традициями чуваш. Кроме того, для педагогов ДОУ и для родителей ДОУ были показаны открытые занятия с детьми по ознакомлению детей с чувашским костюмом с использованием национальных кукол.

         С целью информатизации педагогического процесса было апробировано и проведено занятие «Волшебная сила тухьи» с мультимедийным сопровождением.

 В процессе работы над проблемой дети получили более углубленные знания о чувашском национальном костюме, а использование национальных кукол способствовало повышению интереса детей, развитию их внимания, сосредоточенности, способности воспринимать и понимать красоту чувашского узора.

Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к  национальному  возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего  национального  своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре,  традициях , искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях  национальной   традиции . Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных  средств влияния.

            В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство,  традиции  и обычаи.

 Цель: помочь ребенку раскрыть мир  национальных  культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих  Чувашскую республику; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому,  нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

  Программные задачи:

 - способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;

 - формировать интерес к  национальной  культуре;

 - повышать этнографическую грамотность детей;

 - стимулировать  детскую  активность, сочетаться с практической деятельностью;

 - развивать мышление, воображение ребенка.

Мини - музей

 является предметной развивающей средой для детей “ Детского   сада  “Колосок”. Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея  реализуется одна из основных идей  проекта  – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.

Данный  проект  мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с  этнографическим музеем п. Ибреси.

         Неотъемлемой частью реализации  проекта  является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в  этнографический музей п.Ибреси .

Приобщение дошкольников к истокам культуры и традициям  чувашского  народа. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения»

         Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием?

        Это наша многовековая история и культура.

 Одним из направлений в работе  детского   сада   “Колосок” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.

 Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций  чувашского  народа:

 - доступность знаний, достоверность и научность;

 - соответствие сложности материала возрасту детей;

 - культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

 - краеведческий опыт;

 - экологическое воспитание.

 Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре  чувашского  народа во все виды  детской  деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Содержание представляемого материала по блокам:

 “ Чувашская  изба”

- Изба. Жилище.

 - Бытовой уклад.

«Народные ремёсла и декоративно-прикладное искусство

 - Хозяйственные занятия.

- Орнаментальное искусство.

 - Ткачество и вышивка в быту.

 - Изделия из дерева и бересты

- Музыкальные инструменты

 - Глиняные изделия

 - Народная игрушка

 - Женские головные украшения

 “Фольклор”

 -  Фольклор   чувашского  народа (произведения устного народного творчества).

 - Обрядовый фольклор (Обычаи и обряды).

 - Музыкальное искусство (старинные народные песни).

 - Культурно-массовые мероприятия (национальные праздники, народные игры)

 “Истоки ”

- История земли  чувашской .

- “Древо жизни” - связь человека с его родом.

 “Природа родного края”

 - Большие и малые реки нашей республики.

 -  Чувашские  дубравы (лесные богатства).

«Чувашия день за днем»

- Чувашия современная.

 - Города нашей республики.

 - «Ими гордится Чувашия» (Люди, прославившие нашу республику)

 - Исторические и этнографические музеи района.

 - Художественное и музыкальное искусство.

 - Промышленные предприятия республики

 Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью в течение реального времени.

 Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом “народные промыслы и ремесла” происходит раньше знакомства с разделом “хозяйственные постройки”, так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство – весной, а ремесленные занятия – зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.

Формы, методы и приёмы работы.

 Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.

 Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры.

 Учитывая возраст детей, все занятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер и переносится в историческое пространство. В течение всего занятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание.

Методика “погружения” предполагает использование детьми и воспитателем подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.),  а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:

 ролевые игры (дети играют, пребывают в роли и т.д.);

игра-поиск (найти предмет, указать его, рассмотреть, высказать собственное мнение);

 игра фантазирование (например, в блоке “Ремёсла” дети представляют себя мастерицами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит мастерская, какими инструментами они работают и т.д.):

 игра-реконструкция  (“В гостях у бабушки Урине, сказительницы  чувашских  сказок и легенд ”);

 игра-путешествие (в древний город – крепость Чебоксары);

 подвижные игры (старинные игры, сопровождающие все занятия  проекта ):

 дидактические игры (“Собери орнамент”, “Составь картину” и т.д.).

 Основополагающее место в методике данного  проекта  занимают специфические приемы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры: (рассматривание и определение предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в действии, воспроизведение действий предмета, изображение предмета ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).

 “Погружение” ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством голосов общения, диалогов, ответов, вопросов, поэтому диалог является основным метолом педагогической деятельности и общения в  проекте  (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, воспитателем и ребёнком и т.д.) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.

         Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-методического материала, который выступает как вспомогательный, но необходимая составная часть  проекта  и методики - фотографии, схемы, рисунки, муляжи (грибы, рыба, животные и т.д.), копии предметов быта  чувашского  народа и т.д.),  национальные  костюмы, сшитые по этнографически точным образцам, аудиовидеозаписи “старинные  чувашские  песни ”, “шум леса, голоса птиц” и.т.д.

         Особое внимание уделяется методической разработке занятий, массовых мероприятий к датам народного календаря. В основе этих занятий лежит подлинный, местный, региональный материал и строгое соответствие дат проведения занятий по национальному календарю, вычленение и использование традиционных форм с участием детей в этих праздниках и взрослых.

 Предпочтение при выборе форм преподнесения краеведческого материала отдаем тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:

  1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей села, края проводятся в мини - музее, иногда в группе.

 2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: «Почему  болеют растения?», «Как узнать, что человек любит свое село?», «Что бы ты сделал, если был бы главой села?» и др.

 

 3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием села.

P1030223.JPG

4. Праздники, развлечения – народные, обрядовые, посиделки, традиции села, республики. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, села.

        

 5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка – эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

         Особое место в  проекте , в раскрытии содержания и игровой методике проведения занятий отводится куклам, которые специально задуманы как часть  проекта  и выполнены авторами  проекта .

         Куклы в  национальных   чувашских  нарядах  – это своеобразные, близкие восприятию ребёнка “образы  национальной  культуры”, представители  чувашского  народа. Куклы имеют своё место в  проекте  и на протяжении его играют свои роли, связывая воедино весь  проект .

                                                                        

Реализация  проекта  по созданию и организации деятельности

Что имеем?

Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.

Наличие технологий «Путешествие с куклами» и «Во благо Земли  чувашской ».

Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.

                                       

 Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с селом и краем.

 Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в этнографический музей п. Ибреси.

                         

Что планируем сделать?

 Установление и поддержание взаимоотношений с Домом  детского  творчества и т.д.

Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми.

Участие в праздниках единения, обновления и экологических акциях, проводимых в районе и в городе.

Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.

 Посещение культурных учреждений села и праздников, проводимых администрацией села.

Организация встреч с интересными людьми.

Организация уголков родного края в группах.

Пополнение фонда музея новыми экспонатами.

Организация библиотеки книг  чувашского  издательства художественного и краеведческого содержания.

Оформление тематических стендов.

Изготовление дидактических игр и пособий.

 Разработка перспективных планов работы по данному направлению.

Организация кружковой работы.

Организация выставок работ детей и родителей.

Выявление лучшего семейного опыта воспитания.

 Ознакомление детей с изделиями народных умельцев.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:

Понимание национальных ценностей.

Посещение краеведческих музеев детьми с педагогами и с родителями.

Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.

Повышение уровня этнокультурных знаний:

Знание устройства старинной  чувашской  избы

Знание произведений  чувашского   фольклора

Знание о труде  чувашской  семьи

Знание народных праздников

Знание  чувашских  народных игр

Знание  чувашских  названий домашних животных

Эмоционально-эстетическое развитие ребенка:

Видение красоты изделий ДПИ Чувашии, поэтического, песенного, танцевального, художественного творчества  чувашского  народа

Умение использовать знания народных праздников и традиций в процессе занятий по рисованию.

Умение воспроизводить характерные признаки предметов  чувашского  народа в продуктивных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте  отображ...

фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"

фольклорное развлечение для детей старшего возраста....

"Секреты бабушкиного сундука"

Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

Проект "Секреты бабушкиного сундука"

Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"

В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....