Главные вкладки

    КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание» тема: «Курай»
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

        Цель: Продолжать знакомить детей с башкирским национальным  музыкальным  инструментом «Курай».

     Коррекционно-образовательные задачи:  обобщать знания детей о Республики Башкортостан; расширять представление детей о башкирском национальном музыкальном инструменте «Курае»; обогащать словарь детей существительными обозначающими профессии:

                        (на баяне – баянист)

                        (на гитаре – гитарист)

                        ( на курае  - кураист)

                                    и т. д.

    упражнять в образовании относительных прилагательных.

    Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки речевого общения, связную речь, мышление, тонкую моторику рук, координацию речи с движениями, зрительное и слуховое внимание и восприятие.

    Коррекционно–воспитательные задачи: воспитывать интерес к башкирскому фольклору и национальному инструменту «Курай»; воспитывать через национальную музыку любовь к родному краю; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kuray.docx29.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 6 с. Субханкулово муниципального района

    Туймазинский район Республики Башкортостан

    КОНСПЕКТ
    организованной образовательной деятельности

    образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

    Раздел: «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»

    тема: «Курай»

    возрастная группа:  подготовительная

    логопедическая группа

    Выполнила:

    воспитатель

    Калимуллина А.М.

    категория: первая

    Стаж в данной должности:

    24 года

                                                           

    2018г.

        Цель: Продолжать знакомить детей с башкирским национальным  музыкальным  инструментом «Курай».

     Коррекционно-образовательные задачи:  обобщать знания детей о Республики Башкортостан; расширять представление детей о башкирском национальном музыкальном инструменте «Курае»; обогащать словарь детей существительными обозначающими профессии:

                       (на баяне – баянист)

                       (на гитаре – гитарист)

                        ( на курае  - кураист)

                                    и т. д.

    упражнять в образовании относительных прилагательных.

    Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки речевого общения, связную речь, мышление, тонкую моторику рук, координацию речи с движениями, зрительное и слуховое внимание и восприятие.

    Коррекционно–воспитательные задачи: воспитывать интерес к башкирскому фольклору и национальному инструменту «Курай»; воспитывать через национальную музыку любовь к родному краю; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

    Интеграции ОО: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие».

    Средства реализации: музыкальный инструмент «Курай», серии демонстрационных картин «музыкальные инструменты», фломастеры, дидактическое пособие  «Игровизор» , экран, проектор, слайды по сказке «О Курае», мелодии «Курая».

    Предварительная работа: посещение национального музея, разучивание народных башкирских национальных игр, чтение стихов, легенд, сказок, пословиц, разучивание стихов о курае.

     Методические приемы:                  

    1.  Организационный  момент

    2.  Беседа.

    3.  Загадывание загадки

    4.  Рассказывание сказки.

    5.  Чтение стихотворений.

    6.  Хороводная игра: «Курай».

    7.  Прослушивание мелодии курая в исполнение кураиста.

    8.  Пальчиковая гимнастика.

    9.  Вопросы.

    10. Словесная игра.

    11. Дидактическое пособие.

    12. Использование ИКТ.

    Ход   занятия

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: (дети стоят в кругу)

    - Доброе утро, улыбнись скорее,

    И сегодня целый день, будет веселее,

    Мы погладим лобик, носики и щечки,

    Будем мы красивыми, как в саду цветочки.

    Разотрем  ладошки сильнее, сильнее,

    А  теперь похлопаем дружнее, дружнее,

    Ушки мы теперь потрем и здоровье бережем

    Улыбнитесь  снова, будьте все здоровы!!!

    Воспитатель: дети, мы с вами живем в очень красивой богатой республике.

    Как называется наша республика?

    Дети:  республика Башкортостан.

    Воспитатель: в Республике Башкортостан много городов и сел, рек и озер.

    Какие  города вы знаете, перечислите?

    Дети: Туймазы, Уфа, Стерлитамак, Салават, Мелеуз, Кумертау, Ишимбай, Бирск, Белебей, Учалы, Дюртюли, Нефтекамск. Янаул. Белорецк. Межгорье. Октябрьский.  Агидель. Баймак. Благовещенск. Давлеканово. Сибай.

    Воспитатель: а какой город является столицей нашей республики?

    Дети:  город Уфа.

    Воспитатель:  а как называется наше село?

    Дети: село Субханкулово.

    Воспитатель: верно, Субханкулово. Наше  Субханкулово – небольшое, рабочее село. У нас есть свои достопримечательности, есть места, где жители отдыхают, занимаются спортом, учатся.

    Назовите, какие достопримечательности есть в селе Субханкулово?

    Дети: школа, детские сады, аллея Славы, Дом Культуры, спортивный комплекс, больница и пр.

    Воспитатель: вы все правильно назвали.

    А самым главным богатством нашего села, нашей республики являются люди.

    В республике Башкортостан живут люди разных национальностей и все они дружат между собой. Давайте вспомним и назовем их.

    Дети: татары, башкиры, русские, чуваши, марийцы.

    Воспитатель: молодцы, вы хорошо знаете национальности людей, проживающих в республике Башкортостан. Дети, у каждой национальности есть свои традиции, праздники. А какие башкирские праздники вы знаете?

    Дети: «День Республики», «Сабантуй», «Кукушкин чай», «Воронья каша»,….

    Воспитатель: дети «Сабантуй» празднуется после посевных работ весной. Атнабаева Каролина прочтет нам сейчас стихотворение об этом празднике.

    Каролина: К нам пришел сегодня праздник

                       Весельчак ,батыр, проказник.

                       Сабантуй, Сабантуй                                                  

    Пой, скачи, борись ,танцуй!

    Воспитатель:   давайте вспомним, в какие башкирские игры мы с вами играли на празднике «Сабантуй».

     Дети: «Юрта», «Баня», «Медный пень» и т.д.

    Воспитатель: дети, вы молодцы, вспомнили башкирские народные праздники и игры, в которых все  народы живущие в нашей республике принимают активное участие. Все они живут дружно, в любви и согласии, сохраняя свои обычаи и традиции.  

    (Дети садятся за столы)

    Воспитатель: мы сегодня с вами продолжим знакомство с башкирскими народными инструментами. А  каким из них,  вы мне скажите сами, отгадав загадку.

    Загадка: Голос птиц, мелодии рассвета

                    Все передает тростинка

                    Он слов не говорит, наверняка

                    Хоть голос есть, да нету языка. ( Курай)

    Воспитатель: курай очень древний музыкальный инструмент башкирского народа. О нем сложено много сказок и легенд. Хотите узнать, как появился такой народный инструмент. Послушайте сказку «Курай». (чтение сказки)  

             Случилось это в давние времена. Жила на свете девушка, краше которой только луна в небе. Душа ее была чище воды в роднике, сердце нежное. Старики не могли нарадоваться на дочь; и лицом пригожа, и хозяюшка добрая, заботливая. Прознав про красавицу злой богач решил женить на ней своего глупого сына и заслал сватов. Поселилась в сердце родителей печаль, да делать нечего. Люди они были бедные, так и смерились со своим горем. А девушка, заливаясь слезами горючими, ушла на опушку леса, некому было ее горю помочь…  Долго шла, вдруг видит цветущий Курай, обхватила   она цветок нежными ладонями, и всю свою боль высказала. А в то время проходил мимо леса молодой батыр, увидел цветок Курая, срезал его стебель и сделал  дудочку. Запела  дудочка - Курай нежно, но так печально и рассказала о молодой красавице. Сердце у батыра было доброе и справедливое, решил он помочь девушке. И спасти ее от глупого жениха. Пошел он в селение, отыскал дом красавицы и предложил им свою помощь и защиту. Как увидел батыр девушку, так сразу понял, что искал ее всю свою жизнь, так она была хороша!

    Увез батыр стариков и девушку свои края, сыграли они пышную свадьбу, а злой богач с глупым сыном ни с чем остался. Вот так Курай помог добрым людям… И сейчас звучит его нежная песня над просторами Башкортостана, рассказывая людям о горе и радости, боли и счастье.

    (Вопросы по содержанию сказки)  

    1. Дети как называется сказка ?   

    2. Какой цветок нашла девушка на опушке леса?

    3. Что она сделала с этим цветком?

    4. Кто помог девушке?

    5. Откуда узнал батыр о красавице?

    6. Чем закончилась сказка?

    Воспитатель: и с тех пор курай является любимым национальным инструментом,  который настолько любим народом, что его изображение присутствует и на гербе, и на флаге Республики Башкортостан, символизируя дружбу и согласие.(слайды)

     Физкультминутка: Башкирская народная игра: «Курай» 

    Воспитатель: Дети, становитесь в хоровод,

    нас курай играть зовет.

    Услыхали наш курай -

    Собрались мы все сюда,

    Наигравшись с кураистом,

    Разбежались кто куда,

    Хай, хай, хай, хай,

    На зеленом, на лугу,

    Мы попляшем под курай,

    Ты курай задорный, веселей играй,

    Тех кто лучше пляшет выбирай!!!

    (дети садятся за столы)

    Воспитатель:  Игра: «Кто на чем играет?»(слайды)

    На баяне - баянист

    На гитаре - гитарист

    На пианино – пианист

    На домбре - домбрист

    На курае – кураист (хоровые и индивидуальные ответы)

    Воспитатель: Дети, у нас сегодня в гостях заслуженный…кураист Камиль…Послушайте мелодии курая в его исполнении.

    (слушание кураиста)

    Воспитатель: дети, вам понравились мелодии курая?

    Какое настроение у вас вызывала игра на курае?

    Дети.(ответы детей) радостное, веселое, грустное, задорное, печальное, задумчивое).

    Воспитатель: дети, курай,  является национальным башкирским инструментом. Раньше курай делали из тростника, а современный курай делают из разных материалов

    Д/и: «Какой?»

    Из тростника - тростниковый,         из металла- металлический,

    Из пластмассы - пластмассовый,     из дерева- деревянный

    Работа с дидактическим пособием  «Игровизор».

    Воспитатель совместно с детьми проводит анализ выполненной работы.

    Рефлексия.

    Воспитатель: дети, с каким национальным башкирским инструментом мы с вами сегодня познакомились?

    Дети: кураем.  

    Воспитатель: что нового вы узнали о курае?

    Воспитатель: и в завершении нашего занятия Давид расскажет стихотворение А. Игибаева «Курай».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности в области социально - коммуникативного развития по основам безопасности с детьми старшей логопедической группы Тема: "Дорожные знаки"

    Формировать знания детей от дорожных знаках и их назначении.Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте....

    Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие». Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Семья. Средний возраст (4 – 5 лет)

    перспективное планирование занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми: бесседы, игры, продуктивная деятельность, театральная деятельность. работа с родителями....