"Певец родной земли"
план-конспект занятия

Янгирова Рита Рамиловна

конспект организованной деятельности о Ринате Хайри

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_rinat_hayri.docx986.7 КБ

Предварительный просмотр:

https://pp.vk.me/c1222/u4910233/11457408/x_5eb0f75f.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               основная общеобразовательная школа с. Урметово

Конспект   организованной образовательной    деятельности  на  тему:

«Певец родной земли»

Разработала

Янгирова Рита Рамиловна,

воспитатель дошкольной группы

Верхнеяркеево-2017г

Пояснительная записка

    Актуальность.  В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

         Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, березовой рощи и речки, расположенных рядом. Нельзя воспитать патриота без чувства любви к своей малой родине. Если знать историю малой Родины (своего села, района), то появится чувство ответственности за местное наследие, которое пришло к нам от наших предков. Знакомство с достижениями земляков воспитывает гордость за землю, на которой живешь. В связи с этим детям важно изучать культуру своего родного края.

          Чтобы вызвать интерес к родному краю, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставляя яркие впечатления. Именно поэтому в своей работе я часто использую стихи своего земляка, поэта Рината Хайри.  Свое творчество он посвятил родному краю, восхваляет его природу, детям увлекательно рассказывает о тайнах и загадках окружающего мира.

     Цель: формирование представления о биографии  и творчестве поэта-земляка Рината   Хайри.

     Задачи:  - продолжать развивать интерес и любовь к чтению;

                     -прививать  чуткость к поэтическому слову;

                     -продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

                   -воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к своей Малой Родине, чувство гордости   своим  знаменитым земляком.

      Материалы и оборудование: слайд-презентация «Певец родного края», ноутбук,  детские книги Р.Хайри, сундучок с игрушками.

      Предварительная работа: разучивание песни «Ап-ак калач куя Илешем», стихотворений из книги «Минең уйынсыҡтарым».

        Планируемый результат: активный, инициативный, любознательный, стремящийся получить новые знания, эмоционально отзывчивый ребенок с положительным отношением к родному краю, его культуре.

План ОД:

  1. Вводная часть (3 мин.)

а) получение и чтение пригласительной открытки;

б ) отгадывание загадки.

  1. Основная часть (20 мин.)

а ) актуализация знаний;

б) знакомство с помощью слайда-презентации с биографией поэта;

в ) решение ребусов;

г ) чтение стихотворений «Бәхәс», «Минеӊ тыуған  ауылым»;

д) рассматривание детских книг «Тылсымлы һандыҡ», «Минеӊ уйынсыҡтарым», «Ҡанаттар ҡайҙа үҫә?»;

е) игра «Волшебный сундучок»;

ж) исполнение песни «Ап-ак калач куя Илешем».

     3.  Заключительная часть (2 мин.)

 Ход образовательной деятельности:

     - Ребята, я только что получила открытку-приглашение! Давайте откроем и прочитаем её.   Воспитатель читает: Дорогие ребята! Приглашаю вас 19 января на день рождения. Адрес узнаете, если отгадаете загадку:

Снаружи смотришь – дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай...

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай!                (библиотека)

       - Кто из вас знает, на чей день рождения нас приглашают? (ответы детей)

       -Тогда пойдем в библиотеку и все там узнаем.

(Дети вместе с воспитателем идут в библиотеку. На самом видном месте висит портрет Рината Хайри, украшенный цветами).

      -Ребята, а кто узнал этого красивого дядю, который на нас смотрит?

      -Молодцы! Правильно, это Ринат Хайри. А почему же его портрет сюда повесили, кто догадался?

       -Конечно! Мы пришли на необычный день рождения.  Вместо привычных конфет, торта, мы будем угощаться стихотворениями и песнями. Сегодня, 19 января - день рождения Рината Хайри!  Если бы он был жив, ему бы сегодня исполнилось 67 лет. Он был ровесником ваших дедушек.

       -Ребята, а кто он Ринат Хайри, что вы о нем знаете? (ответы детей)

      -Ринат Хайри родился в нашей деревне  в семье колхозника. В школе учился хорошо. Еще в 4 классе, написал свое первое стихотворение, которое было напечатано в газете «Башкортостан пионеры». Рано оставшись без отца, Ринат был вынужден всю мужскую работу взвалить на себя, помогать матери растить младшего брата Абузара. Был скотником, затем завклубом, работал в газете «Маяк».  (слайд 1-5)

       Он очень любил нашу деревню, ее природу.  (слайд № 7-8)

        Послушайте, пожалуйста,  стихотворение «Бәхәс», а потом мне скажете, о чем спорили мальчики и к какому выводу они пришли? (ответы детей)

     -Конечно, ребята для каждого человека нет ничего дороже, красивее, чем его родной дом, улица, деревня, где он вырос.

     -А теперь закройте, пожалуйста, глаза. Я вам прочитаю отрывок еще из одного стихотворения, а вы внимательно слушайте и попробуйте мысленно нарисовать картину. (Чтение стихотворения «Минеӊ тыуған ауылым») 

     -Красивые у вас картины получились? Что вы нарисовали? О чем говорится в стихотворении? Как бы вы назвали его? (ответы детей)

       -Во время учебы в Уфе Ринат Хайри встретил свою будущую жену. Потом они долгое время вместе работали в нашей районной газете «Маяк». У них родилась дочь. (слайд №9)Если мы решим эти ребусы, то узнаем как зовут жену и дочку поэта. (слайд № 10-11)

     ̓   http://www.designtos.com/postpic/2011/07/tea-cup-cartoon_16244.jpg              http://www.coders-library.ru/uploads/news/news-MEfegUtTeV-0.gif ̓        http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3830000/3829232-7eb2c1d7e77f4025.png̓  

                                                        (Айсылу) 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/948/129948479_CO_ladybug_regador2.png̓̓ ̓     https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f24b9d9d2e6f7703bef984a54050fc80&n=33&h=215&w=378 ̓

(Лейсан)

Много стихов Ринат посвятил своей дочери. Изданы сборники его стихов для детей «Минеӊ уйынсыҡтарым» («Мои игрушки»), «Хәрефтәр парады» («Парад букв») , «Ҡанаттар ҡайҙа үҫә?» («Где растут крылья?»), «Уҡырға өйрәнәбеҙ» («Учимся читать»), «Тылсымлы һандыҡ» («Волшебный сундучок»).(слайд 12)

          -Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Волшебный сундучок». У меня есть волшебный сундучок. Я из него буду доставать предметы, а вам предлагаю вспомнить стихотворение Рината Хайри  про эту вещь. (Дети рассказывают стихотворения «Туп», «Куян», «Курчак», «Әтәч-командир», «Ташбака», «Ак аю», «Өебездәге кояш»).

           -Несмотря на то, что он рано ушел из жизни вот такие замечательные стихи он оставил нам. В нашей деревне улица, где он родился и вырос, играл с мальчишками, носит его имя.  На здании редакции газеты «Маяк», где он проработал больше 20 лет, установлена мемориальная доска.  (слайд 13-15)

А песня «Ап-ак калач куя Илешем» стала настоящим гимном нашего района. Я предлагаю нам вместе исполнить её.

        - Ребята, пришло время нам возвращаться в группу. Вам понравилась наша экскурсия? На чей день рождения мы ходили? Какие стихотворения вам запомнились? После возвращения в группу я вам предлагаю нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. И мы сделаем свою маленькую книжку.

Приложение

C:\Users\1\Pictures\2017-01-17 ринат хайри\2017-01-20 ринат хайри\ринат хайри 001.jpg

C:\Users\1\Pictures\2017-01-17 ринат хайри\ринат хайри 004.jpg

Использованная литература:

  1. Агишева Р.Л. Я-башкортостанец:Программа-руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста.-Уфа, БИРО,2003.
  2. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан»: учебно-практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов/авт.-сост.Р.Л.Агишева.-Уфа,БИРО,2005.
  3. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до     школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Москва, Мозаика-Синтез, 2015 .
  4. Педагогические советы: профессиональное мастерство: совершенствование методического мастерства/авт.-сост. А.И. Колобанова и др.-Волгоград: Учитель,2013
  5. Ринат Хәйри.Тылсымлы һандык:шигырҙар.-Өфө:Китап,2010.
  6. Хәйри Ринат. Канаттар кайҙа үҫә? Шиғырҙар.-Башкортостан «Китап» нәшриәте,1993
  7. Әйтелмәгән васыят: Шиғырҙар, поэмалар, робағиҙар, сонеттар.-Өфө: Башкортостан «Китап» нәшриәте,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия – родная Земля». Сценарий музыкального развлечения в подготовительной группе.

Цель.Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.Задачи.Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру че...

картотека стихов о родной земле

Стихи о любви и бережном отношении к земле...

Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»

Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо  - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...

НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»

Цель: Прививать чувство   любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...