Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка «Мордовская радуга»
план-конспект занятия (старшая группа)

Синицына Любовь Николаевна

Цели и задачи:  вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке; учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;  продолжить формирование об особенностях национальной женской одежды мордвы, о народных промыслах мордовского края; знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству.

Ход занятия

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.                                                                                                        

  Воспитатель: Шумбратада шабат!                                                                         

  Дети: Шумбратада! (дети присаживаются на стульчики, слушают рассказ воспитателя).                                                                                     

 Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как называется наша страна? (ответы детей: наша страна называется Россия)                                                                                                   Воспитатель: Правильно ребята, но у каждого из нас ребята, есть ещё малая родина – это место, где человек родился, вырос. Кто назовёт, как называется наша малая родина? (ответы детей Республика Мордовия).                                                                        

Воспитатель: Россия  - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, традиции и, конечно же, язык.  Мы можем услышать русский, мордовский, татарский и другие языки. А мы с вами живём в Мордовии. Мордва – это народ, с которым связано имя нашей республики. Мордва состоит из двух групп - эрзя и мокша (воспитатель показывает слайд девушки эрзянки и мокшанки). Наши предки жили в небольших деревнях, которые окружали леса, реки и поля. Они ловили рыбу, охотились, разводили скот, занимались пчеловодством, выращивали хлеб. И конечно, разговаривали на своих мордовских языках, пели красивые песни. Я знаю ребята, что в нашей группе, есть тоже дети родители которых, мокша, и разговаривают на мокшанском языке. Давайте мы с вами вспомним слова на мокшанском языке.                                                                             

Воспитатель: Какие слова вы боле всего вам запомнились? (дети называют слова, тядя, аляй, бабай, ятяй,шаба, шубрат, ава, васедемозонк)    Максим, кода тядяцень лемоц?                    

Ребёнок: Монь тядязень лемоц Катя.                                                 

Воспитатель: Света, кода лемоц бабацень?                                                              

Ребёнок: Бабазень лемоц Любовь Александровна, сон мокшава.                                                                                                                                                                                                                 Воспитатель: Андрей, кода лемоц атяцень?                                                   

 Ребёнок: Атязень лемоц Виктор Николаевич.                                                                    

Воспитатель: Сон мокша?                                                                                       

Ребёнок: Сон мокша.                                                                                   

Воспитатель: Варя, а кода аляцень лемоц?                                              

Ребёнок: Алязень лемоц Сергей.                                                            

 Воспитатель: Молодцы ребята. А вам интересно узнать, как зарождался мордовский народ? (ответы детей: да). Тогда мы сейчас  с вами послушаем видео ролик «Легенда о рождении мордовского народа». (Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный. И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской.

Воспитатель: Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой, своими  песнями, танцами, играми. Мы с вами отдохнём и поиграем в мордовскую игру «Шаромня» (Карусель)  

Физкультминутка  Шаромня

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

1.Савор, савор, саворне,
Шары, шары, шоромнесь.
 Меле, меле, сиденяста,

Шары, шары, шаромнесь

 2.Сате, сате ласькозня,

Лоткак, лоткак, шаромня.

 Фкя-кафта, фкя-кафта,

Лоткась шаромсь шарома.

Пробежав 2  круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру. (дети присаживаются на стульчики).                                                                          Воспитатель: Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, рубхой - панар вышивкой, украшениями.  Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшенийИх великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из  металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими  подвесками соседи—русские говорили  так:  «Мордовку сначала услышишь, а  потом  увидишь. (Воспитатель с детьми рассматривают мордовские национальные костюмы) слайды.                                                                                                                                                                                                                                              Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла в гости мордовская матрёшка Маруня,  подойдите к столу, рассмотрим какой у неё костюм,  и посмотрите на свои костюмы, вы тоже очень нарядные, как и наша гостья Маруня.                                                                                                                                                                                                                                                                   Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких сложных элементов состоит мордовский орнамент.                                                                                                                                                                  Воспитатель: Дети, сейчас мы соберём из пазла красивый орнамент. (дети совместно собирают из пазла мордовский орнамент, и выставляют на доске.)                                                         Воспитатель: Таня, из каких геометрических фигур собран этот орнамент?         

Ребёнок: Орнамент состоит их треугольника, ромба.                                                                                                  

Воспитатель: Правильно, Варя, ты что  видишь здесь?                                       

  Ребёнок: Треугольник, круг, звёздочка.                                                                              

Воспитатель:  Звёздочка, обратите внимание, восьмиконечная.                                                                              

Воспитатель:  Света, какие цвета здесь ты увидела?

Ребёнок: Цвета красный и чёрный.                                                                      

 Воспитатель: В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего красный и чёрной.                                                                                                      

 Воспитатель: А сейчас, я хочу с вами поиграть в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку». (Рассматривают на слайде кукол в костюме мокшаночки и зрзяночки).                 

Воспитатель:  Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?                                    

Дети:  Рубахи шьют из холста, вышивают одинаковыми шерстяными нитям

Воспитатель: Как выполнена вышивка на костюмах?                                                

Дети: Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки - кокошник.                                                                                                                  

Воспитатель: Ребята, пройдем в свою мастерскую, выполним аппликацию. Присаживаемся за стол и будем украшать орнаментом мордовскую рубаху – панар. Дети, приступайте к работе.          Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают на шаблон рубахи. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.                                         

Воспитатель: Заканчивайте работу.  Подойдите поближе, полюбуйтесь на рубахи – панар.                                                                                                     

Воспитатель: Какие цвета вы использовали?                                                                    

Дети: Красный, чёрные, зелёный, жёлтый.                                                             

Воспитатель: Практически все цвета радуги. Мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. Я думаю,  нашей гостье ваши работы очень понравились.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinitsyna_materialymordovskaya_raduga.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка  «Мордовская радуга»

Цели и задачи:  вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке; учить воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;  продолжить формирование об особенностях национальной женской одежды мордвы, о народных промыслах мордовского края; знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа, развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству.

Ход занятия

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.                                                                                                          Воспитатель: Шумбратада шабат!                                                                           Дети: Шумбратада! (дети присаживаются на стульчики, слушают рассказ воспитателя).                                                                                      Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как называется наша страна? (ответы детей: наша страна называется Россия)                       Воспитатель: Правильно ребята, но у каждого из нас ребята, есть ещё малая родина – это место, где человек родился, вырос. Кто назовёт, как называется наша малая родина? (ответы детей Республика Мордовия).                                                                         Воспитатель: Россия  - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, традиции и, конечно же, язык.  Мы можем услышать русский, мордовский, татарский и другие языки. А мы с вами живём в Мордовии. Мордва – это народ, с которым связано имя нашей республики. Мордва состоит из двух групп - эрзя и мокша (воспитатель показывает слайд девушки эрзянки и мокшанки). Наши предки жили в небольших деревнях, которые окружали леса, реки и поля. Они ловили рыбу, охотились, разводили скот, занимались пчеловодством, выращивали хлеб. И конечно, разговаривали на своих мордовских языках, пели красивые песни. Я знаю ребята, что в нашей группе, есть тоже дети родители которых, мокша, и разговаривают на мокшанском языке. Давайте мы с вами вспомним слова на мокшанском языке.                                                                              Воспитатель: Какие слова вы боле всего вам запомнились? (дети называют слова, тядя, аляй, бабай, ятяй,шаба, шубрат, ава, васедемозонк)                                 Максим, кода тядяцень лемоц?                                                                  Ребёнок: Монь тядязень лемоц Катя.                                                 Воспитатель: Света, кода лемоц бабацень?                                                              Ребёнок: Бабазень лемоц Любовь Александровна, сон мокшава.                                             Воспитатель: Андрей, кода лемоц атяцень?                                                    Ребёнок: Атязень лемоц Виктор Николаевич.                                                                    Воспитатель: Сон мокша?                                                                                       Ребёнок: Сон мокша.                                                                                   Воспитатель: Варя, а кода аляцень лемоц?                                               Ребёнок: Алязень лемоц Сергей.                                                             Воспитатель: Молодцы ребята. А вам интересно узнать, как зарождался мордовский народ? (ответы детей: да). Тогда мы сейчас  с вами послушаем видео ролик «Легенда о рождении мордовского народа».                       (Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный. И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской.
Воспитатель: Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой, своими  песнями, танцами, играми. Мы с вами отдохнём и поиграем в мордовскую игру «Шаромня» (Карусель)  

Физкультминутка  Шаромня

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

1.Савор, савор, саворне,
Шары, шары, шоромнесь.
 Меле, меле, сиденяста,

Шары, шары, шаромнесь

 2.Сате, сате ласькозня,

Лоткак, лоткак, шаромня.

 Фкя-кафта, фкя-кафта,

Лоткась шаромсь шарома.

Пробежав 2  круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру. (дети присаживаются на стульчики).                                                                                     Воспитатель: Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, рубхой - панар вышивкой, украшениями.  Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшенийИх великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из  металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими  подвесками соседи—русские говорили  так:  «Мордовку сначала услышишь, а  потом  увидишь. (Воспитатель с детьми рассматривают мордовские национальные костюмы) слайды.                                                                                       Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла в гости мордовская матрёшка Маруня,  подойдите к столу, рассмотрим какой у неё костюм,  и посмотрите на свои костюмы, вы тоже очень нарядные, как и наша гостья Маруня. Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких сложных элементов состоит мордовский орнамент.                                                                                          Воспитатель: Дети, сейчас мы соберём из пазла красивый орнамент. (дети совместно собирают из пазла мордовский орнамент, и выставляют на доске.)                                                                                                                Воспитатель: Таня, из каких геометрических фигур собран этот орнамент? Ребёнок: Орнамент состоит их треугольника, ромба.                                  Воспитатель: Правильно, Варя, ты что  видишь здесь?                                         Ребёнок: Треугольник, круг, звёздочка.                                                                              Воспитатель:  Звёздочка, обратите внимание, восьмиконечная.                                                                               Воспитатель:  Света, какие цвета здесь ты увидела?

Ребёнок: Цвета красный и чёрный.                                                                       Воспитатель: В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего красный и чёрной.                                                                                                       Воспитатель: А сейчас, я хочу с вами поиграть в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку». (Рассматривают на слайде кукол в костюме мокшаночки и зрзяночки).                                                                                                                           Воспитатель:  Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?                                     Дети:  Рубахи шьют из холста, вышивают одинаковыми шерстяными нитям

Воспитатель: Как выполнена вышивка на костюмах?                                                Дети: Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки - кокошник.                                                                                                                   Воспитатель: Ребята, пройдем в свою мастерскую, выполним аппликацию. Присаживаемся за стол и будем украшать орнаментом мордовскую рубаху – панар. Дети, приступайте к работе.                                                                                                                                    Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают на шаблон рубахи. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.                                          Воспитатель: Заканчивайте работу.  Подойдите поближе, полюбуйтесь на рубахи – панар.                                                                                                      Воспитатель: Какие цвета вы использовали?                                                                    Дети: Красный, чёрные, зелёный, жёлтый.                                                              Воспитатель: Практически все цвета радуги. Мне понравились все ваши работы: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. Я думаю,  нашей гостье ваши работы очень понравились.

Литература:

1.Артюхова И.С., Антонова М.В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия: книга для первоклассника Республики Мордовия М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.                                                                                                            2. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983.                                                                                                                                   3. Прохоров А.А. Полотенце Вирявы. Саранск. Мордовское книжное издательство.1994.                                                                                                      4. Валдоня: Программа и методические  рекомендации. - Саранск, 2001.                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие и презентация на мордовском языке. мордовские сказки. фольклор

Мероприятие на мордовском языке Фольклор "Мокшэрзянь народнай ёфксне". Мордовские сказки. Занятие с детьми по мордовскому фольклору. Изучение мордовских сказок....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока» с детьми подготовительной группы

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Задачи:Образовательные·        Учить детей вырезать новые элемен...

Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ "Что такое радуга?"

Интегрированная ОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "Что такое радуга?"Цель: Развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Знакомимся с профессиями» с использованием мифического персонажа мордовской сказки с одноименным названием «Куйгорож»

Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Знакомимся с профессиями» с использованием мифического персонажа мордовской сказк...

Конспект образовательной деятельности по изучению космоса в группе-студии для детей 6-7 лет

Конспект занятия по познавательному развитию в группе-студии для детей 5-6 и 6-7 лет на тему "Космос"...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».Цель: воспитывать духовно-нравстве...