Проект "Удмуртия край родниковый"
проект (подготовительная группа)

Утробина Ольга Валерьевна

У каждого народа есть своя неповторимая богатая сокровищница истории, знаний, умений, обычаев, традиций, которая пополнялась веками и тысячелетиями.

Знакомство с ними должно проходить для дошкольников в увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udmurtiya_kray_rodnikovyy.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе на тему  «Удмуртия – край родниковый»

Введение

Актуальность

В современном обществе присутствуют люди разных национальностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

Дошкольники должны понимать, что не зависимо от того, какой у людей цвет кожи, разрез глаз, на каком языке они говорят, все должны жить в мире и согласии. Должно быть взаимопонимание и взаимоуважение к людям любых национальностей. Необходимо уважать их обычаи и традиции, мировосприятие и культурные ценности.

Проблема

У каждого народа есть своя неповторимая богатая сокровищница истории, знаний, умений, обычаев, традиций, которая пополнялась веками и тысячелетиями.

Знакомство с ними должно проходить для дошкольников в увлекательной форме.  А что, если нам не просто познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России?

Я рассказала детям о том, что много лет работала в другом детском саду, который находится в Удмуртии. И могу многое рассказать про удмуртов.

По телефонной связи мы связались с детьми подготовительной группы детского сада «Теремок» села Селты Удмуртской республики. ….  

Детей заинтересовало… где находится Удмуртия?

Объект, предмет и база:

Объект: республика Удмуртия

Предмет: история Удмуртии, ее символика, столица, достопримечательности, быт, национальная кухня, одежда, праздники и развлечения, фольклор и художественная литература.

 Через презентации познакомить детей с удмуртскими сказками и легендами, как одним из видов литературного творчества удмуртского народа.

Участники проекта: дети подготовительной  группы «Василек» ДОУ «Солнышко», педагоги ДОУ «Солнышко», родители воспитанников.

База: внутри МБДОУ «Солнышко»

Тип проекта: познавательно-творческий

По продолжительности: краткосрочный (одна неделя)

Основное содержание:

Цель проекта: введение ребенка в мир культуры удмуртского народа.

Задачи проекта:

  • Дать детям знания о республике Удмуртия: (познакомить с географическим положением, символикой, столицей - городом Ижевском, с его достопримечательностями, промышленными объектами);
  • Познакомить с прошлым и настоящим республики, с именами, тех, кто основал и прославил ее;
  • Учить работать с картой республики. Определять по условным знакам реки, леса находить города - Ижевск, Сарапул, Воткинск, Можга, Глазов;
  • Познакомить детей с национальным костюмом, культурой, народным творчеством, традициями коренных жителей – удмуртов;
  • Воспитывать толерантные отношения к представителям других национальностей;
  • Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ознакомлению детей с культурой Удмуртии;
  • Привлечь родителей к работе по ознакомлению детей с Удмуртией.

Предполагаемый результат:

Дети заинтересуются историей Удмуртии, будут иметь представления о символике, об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни малого народа республики Удмуртия,сумеют принимать участие в беседе по данной проблеме.У детей появится желание выражать себя творчески.Будет налажена систематическая работа по общению с детьми из детских садов Удмуртии.

Методы и приемы:

  1. Словесные: беседы, рассказы об истории, традициях удмуртов, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы.
  2. Наглядные: рассматривание иллюстраций о кухне, одежде, музыкальных инструментах; просмотр видео – удмуртские танцы, игра на музыкальных инструментах; презентации – «Край родниковый», «Удмуртская изба», «Удмуртские сказочные персонажи», оформление РППС, уголка по Удмуртии.
  3. Практические – аппликация, рисунок, лепка, совместная работа с родителями по изготовлению удмуртских национальных костюмов для кукол.
  4. Игровые: инсценировка сценок из сказок, словесные игры, дидактические игры, разучивание удмуртских подвижных игр(«Солнышко и туча», «Игра с платочком» и т.д).

Новизна:

Дети незнакомы с республикой Удмуртия.

Сбор информации:

Ресурсы:

  • книги;
  • открытки;
  • альбом;
  • интернет;
  • презентация;
  • видеосвязь по телефону.

 Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • Определение цели и задач проекта
  • Составление перспективного плана по реализации данного проекта
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме
  • Создание развивающей среды в группе

Практический этап

  • Разработка конспектов занятий, бесед по теме проекта
  • Создание мультимедийных презентаций по теме проекта
  • Подбор удмуртских подвижных игр для детей
  • Сбор и оформление наглядного материала
  • Создание медиа библиотеки
  • Сбор и оформление аудиосборников удмуртских сказок и музыки
  • Сбор и оформление сборника с мультипликационными фильмами по удмуртским сказкам.

Итоговый этап

Обобщение результатов работы, подготовка отчета по проекту, выступление  и защита проекта на семинаре ДОУ, публикации статьи на сайте ДОУ на страничке  подготовительной группы «Василек».

Практическая работа.

«Изюминкой» данного проекта будет встреча детей со сказочным героем ЛопшоПедунем, Вумуртом, Анной Апа.

День 1.     День истории.

1. РППС – карта Удмуртии, иллюстрации удмуртских художников, картинный материал.

2.Виртуальная экскурсия по памятным местам, музеям Удмуртии Презентация «Удмуртия край родниковый» (достопримечательности, символика республики)

3. прослушивание гимна Удмуртии и России.

4. Рассматривание тематических альбомов «Удмуртия», «Ижевск- столицаУдмуртии»

5. Презентация «Известные люди республики»

6.Удмуртская народная подвижная игра «Слепой баран»

7. Участие на открытии «Фестиваля дружбы»

День 2.  День фольклора

1.Чтение удмуртских легенд и былин. Прослушивание одной из них на удмуртском языке.

2.Чтение стихотворения Ф. Васильева «Хватает Волге широты и сини…», О. Поскребышев сборник стихов «Ребятам о бобрятах», стихотворение В.Романова «Упрямое полено»

3.Иллюстрации произведений удмуртских писателей, художников.

4.Знакомство с удмуртскими считалками, дразнилками

5. Беседа «Старинная удмуртская изба»

6.Создание макета родителями «Удмуртская изба»

7.Просмотр мультфильма  по мотивам удмуртских народных сказок  «Селта», обсуждение нравственной стороны мультфильма его главной мысли.

День 3. День национальной одежды

1.Рассматривание и сравнение костюмов удмуртского и русского народов

2.Просмотр презентации «Удмуртский костюм»

3.Аппликация из геометрических фигур «Удмуртское полотенце»

4.Рисование на темы « Удмуртский костюм»

5. Сюжетно-ролевая игра: "На каникулы в Удмуртию"

6. Просмотр мультфильмов Удмуртская легенда «Идна батыр»

День 4. День национальной удмуртской кухни

1.Презентация блюд национальной кухни Удмуртии

2.Изготовление блюд удмуртской кухни на занятии по лепке «Угощение для кукол» – шекера, перепечи, кокроки.

3. Удмуртская народная подвижная игра «Ручейки»,«Серый зайка»

4. Настольная игра «Угадай флаг и герб», «Кто узнает?»

День 5. Закрытие фестиваля Дружбы. Литературный день.

1.Викторина «Удмуртия»

2. «Письмо другу», дети рисовали рисунки, чтобы послать друзьям из Удмуртии.

3. Рассказывание удмуртской сказки «Сёлты».

Заключение.

Вывод:

  1. Дети научились работать с картой, находить географическое расположение республики Удмуртия. Определять по условным знакам реки.
  2. Узнавать символику, значение цветов и солярных знаков на символах Удмуртии и России, научились отличать символы УР и символы РФ,столицу-город Ижевск,его достопримечательности;
  3. Познакомились со знаменитыми людьми, прославивших Удмуртию: с конструктором стрелкового оружия М.Т. Калашниковым и организовали сюжетно - ролевую игру «Оружейный завод».Познакомить с домом музеем П. И. Чайковского в г. Воткинске. Узнали о знаменитой лыжнице Г.А. Кулаковой, о фигуристке Алине Загитовой, И. Черезов (чемпион мира по биатлону, М. Вылегжанин).
  4. Дети узнали о сказочных героях: ЛопшоПедунь, Вумурт, Анна Апа.
  5. Узнали отличительные особенности национального костюма удмуртов,удмуртского орнамента, что означают цвета в орнаменте, украшения (маниста, налобная повязка)
  6. Познакомились с новыми блюдами – костыбеи, кисель (калиновый, овсяный),пельмени, перепечи, табани.
  7. В группе создан патриотический уголок, способствующей ознакомлению детей с культурой Удмуртии;народным творчеством, традициями коренных жителей – удмуртов;
  8. К работе по ознакомлению детей с Удмуртией привлечены родители. Главный персонаж Анна Апа, ее костюм был сшит родителями. Семья Зощенко подготовили ребенка к участию в Литературном дне. Заранее вылепив персонажей из удмуртской сказки и смонтировав сказку в специальной программе. Сказка получилась мультипликационной.
  9. Творческая деятельность детей, знания о республике Удмуртия, сподвиглиих к дальнейшему общению с детьми из детского сада «Теремок» села Селты Удмуртской республики.

Таким образом, благодаря данному проекту, дети узнали, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции,  и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками. Любовь к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности независимо от цвета кожи и вероисповедания. В конечном итоге данный вид работы способствует созданию толерантной среды и приятию ребенком мира во всем его многообразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»

Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

«Мой край родниковый»,

Автор: Лисавцова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» г. Бирюча Мой край родниковый Название и форма проведения: «Мой край родниковый», беседа в старшей группе. Задачи. Развива...

Конспект занятия "Мой край родниковый"

Накопление ребенком  культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослым....

Конспект комплексной непосредственной деятельности на тему: "Легенда родникового края" для детей старшей группы .

Цель данного занятия - формирование представлений детей об Удмуртской культуре. Задачи: Формировать знания детей об удмуртских легендах, удмуртской культуре. Закрепление представлений "символ", "знак...

«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»

laquo;Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»...