Консультация для педагогов "Взгляни на глобус"
консультация (подготовительная группа)

Нургалиева Гузель Наильевна

Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это — опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_vzglyani_a_globus.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Взгляни на глобус: Вот он шар земной,

На нем Башкирия с березовый листок величиной.

Всего лишь на всего не больше обыкновенного листка,

Береза же великая Россия так зелена, так высока

                                                                                   МУСТАЙ КАРИМ

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение это своеобразный «родительский сундучок». Это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Наша республика сегодня является уникальным регионом, по многообразию представленных в ней этносов, культур, языков. Каждый из нас называет Башкортостан своей Родиной, Но этого мало. Свою республику надо ещё уметь любить от всей души. А это значит, что какой бы национальности мы не были, мы должны знать историю, культуру своей Родины, своего народа.

Изучение, знание культуры и истории облагораживает человека, обогащает духовно.

В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо, родного  края, беречь и умножать его богатство.

По мнению Л.С.Выготского, мы должны познакомить детей с историей и культурой Родины, привить замечательные духовные качества, которыми всегда по праву гордился многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до поисковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной, культуры Человечества.

Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.

Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом.

Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические ведения краеведческого содержания и многое другое.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении , вызвать интерес к жизни наших земляков, дать элементарное представление об истории родного города;

дать представления о размерах нашей республики и её природных богатствах; вызвать интерес к жизни родного края;

познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

познакомить с бытом и традициями башкирского народа, народными праздниками.

Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране.

Началом нашей работы по краеведению стала беседа 1-го сентября на тему: "Моя малая Родина".

Огромное внимание в течение года отводили знакомству детей с национальной    символикой, картой Башкортостана, ее ресурсами, богатствами и достижениями родного края, ее достопримечательностями. Рассматривали и сравнивали современную и старинную башкирскую национальную одежду. Описывали куклу в башкирской национальной одежде/        

На протяжении года ребята узнали имена знаменитых башкирских художников, впервые увидели их работы, учились рассматривать картины и оценивать. Узнали многое о жизни и творчестве великих башкирских художников. Во время НОД по развитию художественного творчества знакомились с башкирским орнаментом, украшая им рисунки- фартуки, ковры, полотенца, одежду. Учились применять башкирский орнамент и в аппликации, лепке.

    Интересно и очень познавательно прошла беседа о космосе, где ребята познакомились с космонавтами. Приятно были удивлены дети, когда узнали, что Урал Султанов летчик - испытатель является нашим односельчаном.

   В течение года ребята окунулись в творчество башкирских поэтов и писателей. У детей появились любимые башкирские произведения и их писатели. На конкурсе чтецов  стихотворений башкирских поэтов наши ребята Аюпова Эндже и Рустямова Лия оказались самыми лучшими.      

Важное место в воспитании подрастающего поколения принадлежит фольклору, устно-поэтическим традициям родного края, которые мы используем в своей работе с воспитанниками.

В народно - поэтическом творчестве всех этносов почетное место занимают сказки. Они отражают исторические судьбы, народную жизнь, народное сознание и играют большую познавательную, воспитательную и развлекательную роль.

В сказках о животных раскрывается социальное неравенство и социальное наказание (например, «Медведь и лиса»). Проблема добра и зла, проблема вины и наказания, проблема любви, семьи, смелости и трусости проблемы, которые решаются в волшебных сказках, могут стать важными жизненными ориентирами для подрастающего поколения.

Исходя из этого, в работе мы часто используем чтение народных сказок, легенд детям. После чтения, как итог, проводим с ними беседы, обсуждения, дискуссии. Побуждаем воспитанников к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, учились рассуждать, высказывать свое личное мнение.                          

В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки это живая история народа, В них получили закрепление исторические оценки явлений и событий, взаимоотношения людей.

А также духовные ценности, которые являются общими для всех народов. Это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.

Чтению поговорок, пословиц, а также их заучиванию, загадкам уделяем в работе с детьми немаловажную роль.

Велика роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения народных традиций и обычаев. У каждого народа их множество. Они связаны с образом жизни того или иного народа. Большая часть всех этих обрядов это модели поведения человека в определенных условиях.

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении ежегодно проводятся народные праздники, такие как «День рождение республики», «День матери», "Шежере - байрам" детский «Сабантуй», «Грачиная каша», в которых принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют мини-музеи. В нашем детском саду существует  мини-музей «Башкортостан-земля моя!». А также в группе, в течение года, активно пополнялся уже существующий  уголок краеведения, где родители приняли огромное участие в изготовлении  различных атрибутов, с удовольствием пополняли уголок различными экспонатами: башкирскими блюдами, изготовленными из соленого теста, башкирскими сувенирами, изделиями (посуды, одежды, и т.д.) расписанными башкирским орнаментом , памятными книгами и красочно иллюстрированными  журналами предприятий города.                

Экскурсии, проводимые в нашем мини-музее, имеют многоцелевой характер, предусматривающий решение многих задач образования, воспитания и развития личности.          

Мы согласны с Я.А.Коменским, который одним из самых больших мест в нравственном воспитании детей отводит семье, роли матери и отца.

Поэтому неотъемлемой частью в нашей работе отводим сотрудничеству с родителями. Считаем одной из важных задач сотрудничества с родителями повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Главное, на что обращаем внимание вовлечь родителей в воспитательно образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Для организации сотрудничества используем разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Как говорилось выше, родители принимают участие в организации мини-музеев, проводим совместные детско-родительские собрания, развлечения, круглые столы, беседы, выпуск газет: «Была война. Была Победа!», «Внимание улица!», «Шежере- байрам», «День смеха», "По сказкам А.С.Пушкина"   «Мамочка  моя ! »  и т. д.,  выставки: «Умелые руки мамочки», «Осенний калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «Была война! Была Победа!; «Умелые руки не знают скуки», конкурсы семейных рисунков, также родители принимают участие в озеленении и оформлении участков детского сада.                  

Культура народной духовной памяти развивается в ребенке при общении со старшим поколением. Необходимо оживить поэтическое наследие, которое находится в памяти бабушек и дедушек, и превратить его в подлинное духовное достояние подрастающего поколения.

Для достижения этой цели проводим встречи «Танцы народов мира», где ребята знакомятся с танцами различных национальностей,  игрой на национальных инструментах, башкирскими национальными играми, и даже поют вместе с артистами песни. А также, организуем в детском саду встречи с башкирскими артистами театров г. Уфы, и показываем детские спектакли. Рассматривали иллюстрации заслуженного ансамбля Р. Башкортостан .

Традиционными в нашей работе стали экскурсии с детьми. В этом году мы побывали в  музее боевой и трудовой славы Уфимского района, расположенного в нашем селе Михайловка; сельской библиотеке; в школе. Осуществляли экскурсии к памятникам и достопримечательным местам родного села. Побывали на Судоремонтном заводе в Затоне (Ленинского района) и в Речном училище.          

Совершали целевые экскурсии-прогулки в природу. За несколько дней до экскурсии с детьми проводится небольшая беседа, с тем, чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии, сообщается её цель дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят.

Исследования ученых, выполненных в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.              

Ознакомление дошкольников с окружающим первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.

Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательные, воспитательные задачи, а также экологическое, нравственно-патриотическое воспитание.

Не маловажную роль отводим игровой деятельности: с-р игры, а также подвижные, н-п, д/и и словесные игры.                          

В дальнейшем, мы будем продолжать работу по краеведению. Стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее. Приобщать их к истинным ценностям; направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра; воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональный, интерактивный макет - «Глобус»

Многофункциональный, интерактивный макет - «Глобус» был создан мной  с целью: развивать интерес детей к изучению окружающего мира,  сформировать  реалистические представления о пр...

План-конспект НОД (познание,старшая группа) Тема: «Глобус и карта»

Развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни....

декоративное творчество из бумаги " Глобус"

Изысканное искусство – создание декоративных  композиций – в принципе доступно каждому, кто имеет вкус, фантазию и хорошие руки. Но, как и во многом другом, здесь важно желание....

Конспект занятия "Глобус - уменьшенная модель Земли"

Конмпек занятия "Глобус - уменьшенная модель Земли"Цель: Подвести детей к пониманию того, что глобус является уменьшенной моделью Земли. Формировать у детей осознанное отношение к экосистеме....

Физкультурный досуг для детей подготовительной группы "Волшебный глобус"

Сценарий физкультурного досуга с подробным описанием игр и эстафет....

Конспект НООД "Знакомство с глобусом - моделью Земли, картой мира"

Знакомство с глобусом - моделью Земли, картой мира...