«Жизнь. Судьба. Бессмертие К.В. Иванова»
материал (старшая группа)

Жолобова Галина Валерьевна

Викторина направлена на знакомство дошкольников с  литературным наследием чувашского поэта Константина Иванов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k.v.ivanov.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина в средней и старшей группе

Вопрос –ответ:

«Жизнь. Судьба. Бессмертие К.В.Иванова»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Знакомить детей с известными людьми Чувашии, дать начальные представления детям о жителях, прославивших наш край. Формировать начальные чувства патриотизма. Прививать мотивационно - ценностные отношения и любовь к родному краю, к родному языку. Организовать начальное введение ребенка в родную культуру, приобщение его к основополагающим ценностям национального искусства, являющегося базисом национального развития.  Привлечь к литературному наследию чувашского поэта Константина Иванова, вызвать интерес и чувство уважения к сыну чувашского народа, желание слушать другие произведения автора. Знакомить детей с жизнью и творчеством известного чувашского поэта.

Развивающие задачи:

Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка, навыки устной связной речи, умение пересказать содержание прочитанного текста, обогащать словарный запас, расширять кругозор детей и творческую активность.

Расширять представления родителей о чувашской литературе и приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.

Воспитательные:

Воспитывать начальное чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ и за выдающиеся достижения знаменитых земляков.

Словарная работа:

Мировая известность, жизнедеятельность, Нарспи, Сетнер, чувашские слова.

Пособия используемые на занятии: Магнитофон, проектор для просмотров аудио фильмов, магнитофон, варежка, изделия декоративно-прикладного искусства, салфетки украшенные узорами чувашской вышивки.

Предшествующая работа:

1.Тематическое занятие, посвященные жизнедеятельности Константинович Васильевича Иванова.

(Помочь детям осознать значения творчества Константина Васильевича Иванова и величие его личности).

2. Беседы с воспитателем в свободное от занятий время о жизни и деятельности

Константин Васильевича Иванова.

3.Просмотр слайд фильмов о жизни и деятельности Константин Васильевича Иванова.

4.Рассматривание книг, журналов.

5. Пополнить библиотеку группы книгами о К.В. Иванове и его произведениями: 

                      * Иванов К. В. Сентти : сăвăсем / Константин Иванов ; В. А. Арапов ÿк. – Шупашкар :

                       Чăв. кĕн. изд-ви, 1990. - 32 с. : ил. (В книге собраны лучшие стихотворения К. Иванова  

                        для детей младшего возраста. Стихи пронизаны любовью к родной стороне, красоте    

                        окружающей природы.

                        *Иванов, К. В. Килчẻ ырă çуркунне : поэма / Константин Иванов ; сост. Ваалем Ахун ;  

                         худож. В. И. Агеев. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1980 – 181 с. : ил. Иванов, К. В.

                         Сказки / Константин Иванов ; пер. с чуваш. Б. Иринина - Чебоксары : Чувашгосиздат,      

                         1954. –70 с. : ил. (Издание сочинений классика чувашской литературы К. В. Иванова с    

                         параллельными текстами на чувашском и русском языках подготовлено к 100-летию

                         со дня рождения. Собрание сочинений включает в себя все тексты первого издания и

                         вновь выявленные материалы. Собраны наиболее известные стихотворения.

6.Беседа с работником библиотеки Шелкуновой А.П. просмотр слайдфильма «Детство К.В. Иванова». (Вызвать положительные эмоции от увиденного и услышанного).

7. Занятия с преподавателем чувашского языка МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Максимовой С.А..    

                         *Знакомство с чувашскими словами и языком.

                          *Знакомство со стихотворениями «Çумăр», «Килсе çитрĕ кĕркунне...» Константина        

                          Васильевича Иванова на русском и чувашском языках. (Помочь детям понять  

                         содержание и суть стихотворения).

8. Беседы с учителем школы №3. Краеведом Пушковой О.Н. Просмотр слайд фильма «Путешествие».

9. Знакомство с картинами Константина Васильевича Иванова. (Портреты родителей, «Дочь И.Я. Яковлева», «Вышивальщица»).

10. Знакомство с фотографиями Константина Васильевича Иванова. (Друзья К.В.Иванова).

 10. Знакомство с фольклором чувашского народа. (Игры, танцы, заклички, считалки).

11. Беседа с сотрудником Дом-музея имени Н.И. Лобачевского Диной Нурмухаметовой «Многогранный талант К. В. Ивановым - живописец, графике, скульптор, фотограф, декоративно-прикладном искусстве, музыке».

                           *Слушание музыки и знакомство.

                           *Учитель, участвовал в составлении букварей и учебных пособий для чувашских

                            школ.

12.Рисование после прослушивания песен «Чибис», «Лист березовый». Предавать в рисунках свое отношение к содержанию и поступкам героев

13.Лепка по стихотворению К. В. Ивановым «Думы старого леса».

14.Аппликация по стихотворению К. В. Ивановым «Осень».

15.Дидактические игры:

                        * Игра-путешествие «Где это?». 

                        *Игры-поручения «Собери портрет» (разрезная картинка); «Чего не стало?»,   

                               «Выбери нужное», «Кто что слышит?» «Эхо».

                         *Игры-предположения: «Что сначала-что потом?», «Это когда?» «Отгадай, кто   это?».

                         *Игра-загадка «Когда это было?».

                         *Игра-беседа «Вопрос-ответ».

                         * Игра-диалог «Давай поговорим?»

16.Оформление выставки детских работ по художественно эстетическому творчеству по произведениям поэта и музыканта Константина Васильевича Иванова.

17.Встреча с первым букварём для чувашских детей.

18.Знакомство с переведенными К. В. Ивановым произведениями Лермонтова, Пушкина, М.Лермонтова, Н.Огарева, А.Кольцова, Н.Некрасова, А.Майкова, рассказы К.Ушинского, Л.Толстого.

4.Выполнение домашнего задания.

1. Познакомиться со стихотворением К. В. Ивановым «Думы старого леса», «Осень» и др..

2. Познакомиться с музыкой из сборника «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним, II часть» записанных К. В. Ивановым «Лист березовый», «Черная коровушка», «Чибис», «На горе крутой».

3. Просмотреть и познакомиться с книгой о К,В. Иванове. «Зотов И. А. Живое наследие Константина Иванова».

Работа с родителями:

1.Оформление родительского уголка «Жизнь. Судьба. Бессмертие Константина Васильевича Иванова чувашского поэта».

2.Консультация «Готовимся ко дню рождения Константина Васильевича Иванова» вызвать интерес к творчеству чувашского поэта Константина Васильевича Иванова, помочь родителям открыть перед ребенком мир поэзии, воспитывать трудолюбие.

3.Изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.

4. Выпуск папки передвижки, помочь осознать значение творчества Константина Васильевича Иванова «Величие его личности»

5.Беседа за круглым столом о жизни деятельности поэта.

6.Походы в детскую и взрослую библиотеку.

7.Рассматривание книг, журналов

8.Просмотр видео презентаций.

9.Выпуск альбомов.

10. Посещение памятных мест, связанные с именем основоположника чувашской поэзии Константина Васильевича Иванова?

                Музей К.В.Иванова в Чебоксарах

                Улица, бульвар и театр имени К.В.Иванова в Чебоксарах

                Памятник К.В.Иванову в Чебоксарах

11.Участие родителей в празднике, посвященном юбилею поэта.

Методические приёмы по структуре мероприятия:

  1. Сюрпризный момент: приход Нарспи и Сетнера.
  2. Две команды и группа поддержки родители. (Чувашские название) готовиться заранее.
  3. Вопросы-ответы на вопросы
  4. Использование монитора.
  5. Вопросы- ответы на вопросы
  6. Вопросы для родителей команды Сетнер и Нарспи.
  7. Динамическая пауза, игра чувашская.
  8. Вопросы - ответы на вопросы.
  9. Вопрос для обеих команд.
  10. Чтение стихов К.В. Иванова на русском и чувашском языках.
  11. Вопросы для родителей команды Сетнер и Нарспи.
  12. Вопросы - ответы на вопросы.
  13. Танец чувашский.
  14. Вопросы - ответы на вопросы.
  15. Вопросы для родителей команды Сетнер и Нарспи.
  16. Слушание песни «Чибис»
  17. Вопросы для родителей команды Сетнер и Нарспи.
  18. Вопросы - ответы на вопросы.
  19. Вопрос для обеих команд.
  20. Подведение итогов жюри.
  21. Вручение медалей «Знатоков».
  22. Сюрприз для детей – сладости.
  23. Подарок ко дню рождения К.В.Иванова (Салфетки украшенные узорами из чувашской вышивки).
  24. Посещение выставки детских работ по художественно эстетическому творчеству по произведениям поэта и музыканта Константина Васильевича Иванова.

В группу приходят Сетнер и Нарспи, кланяются и приветствуют.

Сетнер: Добрый день, друзья! Мы знаем, что вы настоящие патриоты своей Республики и пусть вы ещё не так и взрослые, вам всем только по 5-6лет, но вы уже умеете гордиться теми известными людьми, которые прославили свой чувашский народ и имеют мировую известность.

Нарспи. Сегодня вас ждёт интересные путешествие по дороге жизни и творчества известного чувашского поэта. Наша викторина поможет выявить самых лучших знатоков в этом. Ох не лёгком путешествии. А в путешествие мы отправимся вот на этих необычных машинах. (Дети садятся за столы).

Сетнер: Для этого мы разделились на две команды: в наших командах вы дети и ваши родители. Это команда моя и называется она «Сетнер» и команда «Нарспи». Если вы ребята не сможете ответить на услышанный вопрос, вам могут помочь ваши родители. А также приветствуется помощь команды соперников.

Нарспи. А как вы думаете, какими качествами должна обладать команда, чтобы выиграть? (Ловкими, умными, сообразительными, дружными).

Сетнер: Правильно, дружба нам поможет.

Нарспи: Мероприятие у нас серьёзное, поэтому у нас есть жюри. А работать мы будем так, вопрос-ответ. За каждый правильный ответ вам будет даваться маленькая медалька, которая в конце нашего путешествия превратиться в большую медаль и конечно нас ждут вкусные призы.

 

Сетнер: И так начинаем…

1.В какой мы живём республике?

2.Люди какой национальности проживают в нашей республике Чувашия?

3.А людей какой национальности в республике больше, как вы думаете?

4А на каком языке разговаривают люди чувашской национальности?

Нарспи:   А сейчас внимание на манитор….

1.Кто изображён на картине?

2.Кто такой К.В. Иванов?

3.Где он родился? (В Башкирии в селе Слакбаш)

4.Почему мы должны К.В. Иванова считать нашем достоянием и гордится им? (Потому что он был по национальности чуваш и очень хотел помочь чувашскому народу быть умными, образованными, много знать и чтобы они жили хорошо).

5.В какой он семье родился? (В богатой семье).

6.Какой был маленький Костя? (Умный и любознательный)

Вопрос для родителей команды Сетнер:

10.Сколько языков знал маленький Костя? (Чувашский, русский, башкирский и татарский язык)

Вопрос для родителей команды Нарспи:

11.Почему маленький Костя знал так много языков? (Потому что папа Кости был образованным волевым, любознательным человеком, много читал книг, журналов и тоже знал много языков свободно говорил на русском, башкирском и татарском языках и учил всему сына, его тётя была учительницей).

Вопрос для родителей команды Сетнер:

12.Где учился К.В.Иванов? (Восьмилетним мальчиком был отдан в сельскую начальную школу Белебеевское городское училище, чувашской учительской школы И.Я. Яковлева - единственным в имперской России учебным заведением с программой учительской семинарии для чувашей).

Вопрос для родителей команды Нарспи:

13.Что К.В.Иванов умел делать с детских лет? (Мальчик полюбил столярное дело, подолгу не выходил из школьной мастерской, занимаясь резьбой по дереву, а также живописью, а также писал портреты и оформлял декорации к спектаклям Зарождение чувашского фотоискусства также связано с именем Константина Иванова.

Сетнер: А сейчас дети, мы отдохнём и поиграем в чувашскую игру (Алшиш) (Варежка):

Нарспи: А сейчас продолжим…

1.Во сколько лет начал писать стихи? (Все произведения Константина Иванова были созданы в течение полутора-двух лет - в 1906-1908 годах. Тогда ему было всего 17-18 лет).

2.Какие вы стихи знаете? «Железная мялка», «Две дочери», «Голодные», отрывок легенды «Думы старого леса» и много других.

Вопрос для обеих команд:

3.Расскажите какое - нибудь стихотворение К.В. Иванова.  (стихотворения загадки «Времена года»).

Тает снежок

Ожил лужок.

День прибывает,-

Когда это бывает?

Дети отвечают, на экране появляется слайд, изображающий весну. "Правильно, ребята, это - весна.". Дальше читает.

Солнце печёт,

Липа цветёт.

Рожь поспевает, -

Когда это бывает?

На экране -слайд, изображающий лето. - Правильно, это бывает летом.

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает, -

Когда это бывает?

(На экране слайд). Дети отвечают. Правильно, осень.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга завывает, -

Когда это бывает? (А это зима).

1.Çумăр    

2.Килсе çитрĕ кĕркунне...

Вопрос для родителей команды Сетнер:

4.Стихи каких знаменитых поэтов перевёл К.В. Иванов?  (По-новому зазвучали в его переводах стихи и поэмы М. Лермонтова, Н. Огарева, А.Кольцова, Н. Некрасова, А. Майкова, рассказы К. Ушинского, Л. Толстого). Перевел стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник», «Волны и

Люди», «Парус», «Горные вершины», «Утес», «Ангел», «Чаша

Жизни» и «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова», а также стихотворения А. Н.

Майкова, К. Д. Бальмонта, отрывки из стихотворений Н. П. Огарева,

А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, рассказ Л. Н. Толстого «Море». переводы стихотворения в прозе «Ласточка», сказки «Репка» и стихотворной загадки «Времена года».

Вопрос для родителей команды Нарспи:

5.Что кроме как писать стихи умел делать К.В. Иванов? Дети о чём говорит этот кластер: Художник-живописец, фотограф, иллюстратор, декоратор, конструктор, мастер.

 

6..Какие картины К.В. Иванова вы знаете? (Портреты отца и матери Вышивальщица Написаны декорации к отдельным сценам из оперы «Иван Сусанина»,

7..Какие фото К.В. Иванова вы знаете? (Фотографии с друзьями).

Вопрос для обеих команд:

8. Почему не сохранились картины, фотография и изделия декоративно-прикладного искусства сделанные руками К.В. Иванова? (Был пожар и всё сгорело).

Сетнер: К.В. Иванова собирал фольклор чувашского народа и мы с вами давайте попляшем чувашский танец «Перепляс»

Вопрос для родителей команды Сетнер:

21.Чем помог К.В. Иванов маленьким чувашам? (Иллюстрировал и редактировал первый букварь для маленьких чуваш с И.Я. Яковлевым, переводил стихи русских поэтов на чувашский язык).

Вопрос для родителей команды Нарспи:

22.Кем работал в гимназии К.В. Иванов? (Учителем рисования и чистописания, вёл кружок фотолюбителей.).

Нарспи: А ещё мне хочется вам сказать о ещё очень интересном умение К.В. Иванова.

Он помогал своему другу фольклористу Петру Пазухину в подготовке сборника «Образцы чувашских народных песен и текстов к ним», тексты песен, записанных К. В. Ивановым

«Лист березовый», «Черная коровушка», «Чибис», «На горе крутой». В букварь включены песни «Телега» и «Дождь».

Давайте послушаем песню «Чибис» (включается аудиозапись)

Вопрос для родителей команды Сетнер:

1.Какое знаменитое произведение написал К.В. Иванов? (Нарспи)

Вопрос для родителей команды Нарспи:

2.О чём произведение К.В. Иванова «Нарспи»?  (О трудной жизни чувашского народа в те давние, далёкие времена).

Нарспи: Вот мы с другом Сетнером прибыли к вам на сегодняшнее мероприятие из произведения «Нарспи». Дорогие дети, когда вы вырастите научитесь читать, мы хотим, чтобы вы обязательно прочитали это произведение. Оно вам понравится, ведь его знают во всём мире.

3.Как люди, которые не знают чувашский язык знакомятся с произведениями К.В. Иванов? (Они читают переводы на русский язык).

4.Сколько лет прожил К.В.Иванов. (25 лет).

Вопрос для обеих команд:

5.Назовите памятные места, связанные с именем основоположника чувашской поэзии Константина Васильевича Иванова?

                Музей К.В.Иванова в Чебоксарах

                Мемориальный комплекс в Слакбашах (Республика Башкортостан)

                Улица, бульвар и театр имени К.В.Иванова в Чебоксарах

                Памятник К.В.Иванову в Чебоксарах

Сетнер: Слово предоставляется жюри.

Жюри: Вы все молодцы и вы все свои медальки поменяйте на медали, вы их достойны.

Попробуйте эти, очень интересные сладости, такие сахарные петушки и сдобные пряники ел маленький Костя Иванов.

Нарспи: Низкий поклон вам ребята, за то что вы такие молодцы. Ваши начальные знания о К.В. Иванове нас просто удивили. Занимаетесь таким благородным делом, приобщаетесь к основополагающим ценностям национального искусства чувашского народа, проявляете интерес и чувство уважения к сыну чувашского народа Константину Васильевичу Иванову и хотите о нём много знать.

Сетнер: И вам родители большое спасибо! За ваш труд и желание, чтобы ваши дети знали историю своего народа и его героев, познакомились с произведениями Константина Васильевича Иванова проникнутыми любовью к человеку, к родной земле, к древним традициям и жизненному укладу чувашского народа, его уникальной культуре.

Нарспи: А сейчас прошу внимание на доску. Спасибо вам дети и родители за подарок, который вы подготовили ко дню рождения Константина Васильевича Иванова- эти замечательные салфетки,

украшенные узорами из элементов чувашской вышивки.

Сетнер: А сейчас пройдёмте на выставку работ оформленную детьми, родителями и педагогами по художественно эстетическому творчеству по произведениям поэта Константина Васильевича Иванова.

Мама Насти Шумиловой: Посмотрите сюда! На все это действо смотрел на нас с портрета Константин Иванов, а эта драпировка из красной ткани над портретом как бы символизирует яркий огонь чувашской литературы, зажженный поэтом, пережившим время.
Он любил людей. Задумываясь о судьбе родного народа, о его настоящем и будущем, Константин Иванов, уже смертельно больной чахоткой, написал стихотворение “Наше время”, в котором призывает соплеменников к просвещению. С особой радостью он написал:

У чуваш глаза все шире
Открываются, и в мире
Видят многое они,
Что таилося от них.

Поэт верил, что счастье придет на землю его предков, и верил в человека просвещенного. Так оно и случилось.

Нарспи и Сетнер: До свидания и до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  средствами народной оздоровительной педагогики....

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  средствами народной оздоровительной педагогики....

СТАТЬЯ для родителей «Роль игры в жизни ребёнка». Воспитатель ИВАНОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Данная статья поможет родителям лучше понимать своих детей,подскажет какими способами можно вовлечь ребёнка в игру,какие предпочесть игры и грушки.И,главное,объяснит всю важность сюжетно-ролевой игры ...

Жизнь, судьба и творчество А.С.Пушкина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»...

Жизнь, судьба и творчество А.С.Пушкина.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»...

Буклет для родителей "Судьба природы-наша судьба, твоя судьба!"

Буклет носит информационный характер и несколько советов, как снижать свой экологический вред, завести полезные привычки и воспитать в детях бережное отношение к природе....