История возникновения электрической лампочки
методическая разработка (подготовительная группа)

Емтыль Зарима Зулимовна

Материал содержит интересные факты появления элетрической лампочки с древних времен до наших дней для детей старшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_lampochki.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

 -  познакомить с историей появления электрической лампочки.

Задачи:

- расширять представление детей о целостной картины мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того,  что человек преобразует предметы для себя и других людей;

-расширять представления о жизни и  быте   людей  на малой Родине с историей появления электрической лампочки;

-уточнить представление о значении электричества для человека (на малой Родине);

-развивать интерес к прошлому  лампочки, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас детей посредством знакомства  с новыми словами : «лучина», «светец», «фитиль», керосиновая лампа» «остэгъ», «керосин», «фэтэжэн», « пхъакъо»;

-развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, творчество; фантазию;

-воспитывать познавательную детскую активность, любознательность, любовь к истории;

-прививать у детей навыки правильного обращения с электричеством.

               

                                               Ход  мероприятия:

В: Добрый день,  мои помощники! Как у вас настроение? Готовы к новым свершениям? Сегодня у нас с вами  гости. Давайте с ними поздороваемся.

В: А у меня для вас сюрприз.

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

 Нам долго выбирать не нужно место-

Мы дружно отправляемся в музей.

    Воспитатель :Проходите в наш зал. И для начала, как уже взрослые дети, напомните мне как себя нужно вести в музее? (не шуметь, громко не разговаривать, не бегать, экспонаты без разрешения руками не трогать, внимательно слушать). Молодцы, ребята! Знаете как себя вести. Сегодня у нас с вами не просто экскурсия в музее. Нам доверили оформить зал, посвященный истории электрической лампочки. А начнем мы знакомство с нашей электрической лампочкой, отправившись далеко назад в прошлое.  Давным-давно люди жили в пещерах. Ребята, чем древний человек освещал свою пещеру? (огнем, костром). Правильно, ребята, они научились добывать  и сохранять огонь. Костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он  служил защитой от хищников. Его берегли  от ветра и дождя, поддерживали,  чтобы он не погас. Ребята, как вы думаете тяжело было древним людям добывать огонь? (ответы детей). Как они это делали? (высекали из камня или вставляли палочку в углубление бревна с сухим мхом  и быстро крутили между ладоней). Давайте мы тоже поработаем ладошками. Сложите их и представьте, что вы добываете огонь. Что чувствуете? (тепло)  От тепла мох начинал тлеть и загорался. Так добывали огонь. Хотите представить себя на месте древних людей и погреться у костра?

-игра «Костер» (Русская народная игра, инструктор по физ.воспитанию рассказывает о правилах игры.)

Инструктор по физ.воспитанию: Ребята, скажите, а прыгать через костер опасно? (ответы детей). Мы с вами будем соблюдать меры предосторожности и ни в коем случае не станем прыгать через костер. Но сделаем большой круг вокруг нашего костра и повторим слова русской народной игры.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

 Воспитатель: Молодцы! А мы с вами сделаем первую экспозицию. Что разместим здесь ребята? ( Камни, прутик, мох, дрова, иллюстрации).

Воспитатель: Ребята, костер, конечно, согревал и освещал пещеру, но если нужно было отойти от пещеры, то человек снова попадал в темноту. Как вы думаете, что придумал человек, чтобы освещать себе путь? (ответы детей).Со временем люди догадались, что , если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит  свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. (повторить). С ними ходили по дорогам и укрепляли на стенах жилищ.  Адыги тоже долгое время пользовались факелами. Кто из вас вспомнит, на чем изображен факел у адыгов? (на гербе) Кто его держит?(нарт Саусаруко). Называли факел  «пхъакъо».(повторить с детьми).Подойдите к столу. Здесь все для изготовления факела. Сделаем пару штук  для музея?(изготавливаем факелы) .Молодцы, с вами в темноте не останешься.  Оформляем следующие экспонаты?(факелы, исходные материалы, иллюстрации).

Воспитатель: Отправляемся дальше за интересными экспонатами? Люди улучшали свои жилища, облагораживали и украшали их. И факелы, которые сильно чадили, уже не вписывались в дома людей. Как вы думаете,чем стал пользоваться человек для освящения жилища? (ответы детей). Люди стали  пользоваться лучинами(повторить). Лучина - это обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево горит лучше других. Один конец  лучины зажигали, а другой вставляли в специальную подставку, которая называлась –светец. . (повторить) Ребята, как вы думаете, лучина  была удобней факела?(ответы). Света она давала мало, могла упасть  и поэтому под нее ставили сосуд с водой, а еще она  быстро гасла от любого дуновения воздуха. Хотите поиграть? (представим, что перышки – это зажженная лучина и нам нужно потушить ее пламя)

- Дыхательное упражнение на адыгейском языке с перышками.

Молодцы! Что выставляем на стенд? (лучину, светцы, иллюстрации, сосуд с водой).

Воспитатель: Мы продолжаем свой путь. Прошли годы, и человек  придумал свечу. Как думаете, из чего делали свечи? (ответы детей). Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи  есть фитиль, сделанный из ниток. Скажите, удобна свеча и много ли света она дает? (ответы детей). Сейчас мы пользуемся свечками? (ответы детей) А много лет назад свечи горели в домах и во дворцах. Ребята, давайте и мы с вами зажжем свечу, которая подарит нам свет, тепло и уют (воспитатель зажигает свечу).

Ребята, во дворцах были красивые подсвечники, которые являлись символом богатства. Хотите нарисовать красивый подсвечник и свечу на нашем волшебном планшете?

-работа со световым планшетом (педагог дополнительного образования).

Воспитатель: Молодцы, очень здорово у вас получилось. А вместе мы оформим следующий уголок музея. Что там разместим? (свечи, подсвечники, иллюстрации).

Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда же появились керосиновые лампы. И я знаю, кто нам сможет о ней рассказать. Думаю, что если мы заглянем в гости к Муслимат Хамедовне,  она нам много интересного расскажет.

-оформленный уголок адыгэ  х1ак1эщ.

-Уимафэ ш1у,Муслимат Хамедовна!

-Шъуимафэ ш1у, к1элэц1ык1ухэр! Шъукъеблагъ!

Воспитатель: Муслимат Хамедовна, мы пришли с просьбой. Ребята оформляют музей электрической лампочки. Мы  хотели попросить, чтобы вы нам рассказали о керосиновой лампе.

Педагог-организатор: Ребята , керосиновые лампы появились когда люди научились делать из нефти керосин. Керосиновые лампы были удобнее свечей. В них можно было делать пламя сильнее или слабее, регулируя фитиль лампы. Это было  экономно и удобно. Адыги тоже пользовались керосиновыми лампами. Лампу называли  остэгъ, а керосин  фэтэжэн.(повторить с детьми) Вот так выглядел фэтэжэн остэгъ. Для того ,чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Керосин заливается в специальную емкость, над которой  находится горелка, а в горелке находится фитиль, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором. Керосиновая лампа не безопасна. Если ее нечаянно  роняли , то разбивалось стекло, которое может поранить , а от разлившегося керосина может вспыхнуть огонь.   Керосиновые лампы были настольные и настенные, крепились на стену.

Лампа давала не так много света, но была экономичней и удобней, чем  лучина и свечи.

-физминутка

-Ребята, дарю вам для музея керосиновую лампу.

-Тхьауегъэпсэу, Муслимат Хамедовна! Хъярк1э!

В: Дополним наш музей новыми экспонатами? Вот и завершается наше путешествие. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.(воспитатель показывает лампочку). Она и сейчас освещает наши дома и улицы. Долго ли горит лампочка, ребята? (пока не выключишь или не перегорит). Она удобнее, чем факел, лучина, свеча, керосиновая лампа? Чем? Любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно. Никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься. А сейчас, ребята, появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она. Она дает много света, а расходует электроэнергию  мало. Дома  у многих, наверное,  такая есть. Теперь в наших домах много  разных красивых светильников, люстр, бра, настольных ламп, торшеров.  Наши улицы ярко освящены. И в каждой включенной лампочке горит огонек, который все освещает. Мы даже свои праздники делаем яркими и красочными. Вот как танец к празднику.

-танец с свечками

 А сейчас давайте завершим оформление нашего музея. Что добавим к нашим экспозициям? (лампочки, портрет А. Н. Ладыгина , иллюстрации)

-Ребята, понравилось путешествие? Все запомнили? Чем освещали пещеру? Что потом придумал человек? Куда вставляли лучину? Что поджигают у свечи? Что наливают в керосиновую лампу? Как на  адыгейском языке называют керосин? Чем сейчас освещают дома и улицы?

Молодцы, все назвали, запомнили и оформили замечательный  зал музея электрической лампочки для своих друзей в саду.

Ребята, а что кроме лампочки может давать свет и тепло?(ответы)Я вам открою секрет. Много тепла и света дают еще наши с вами сердца, когда они наполнены любовью. Давайте повернемся друг к другу, приложим наши ладошки, поделимся теплом, а теперь повернемся  к нашим гостям, улыбнемся им, пошлем воздушный поцелуй, поделимся и с ними своим теплом и светом. А чтобы они вспоминали о нашем путешествии, подарим им свечи, которые с любовью декорировали воспитатели нашего сада. На них символ нашего сада – калина. Пусть она напоминает вам о сегодняшнем дне и что в «Калинке» ждут вас всегда с  теплом и светом в душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей с историей электрической лампочки....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

История электрической лампочки.

Конспект занятия по познавательному направлению для подготовительной к школе группы....

История создания электрической лампочки

Знакомство детей с историей электрической лампочки...

Презентация "История возникновения лампочки".

Презентация "История возникновения лампочки"...

Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки»...