Методическая разработка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

 Антипина Елена Михайловна

Формирование целостного представления  о Чувашии, через эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интереса к его прошлому и настоящему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_-_igra_po_stantsiyam_chuvashii.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятий с детьми, имеющими нарушения речи 5 – 7 лет

Тема: «Квест – игра по станциям Чувашии»

        

Учитель-логопед

Антипина Елена Михайловна

Ядрин, 2020

«Квест – игра по станциям Чувашии»

 Цель: Формирование целостного представления  о Чувашии, через эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интереса к его прошлому и настоящему

Задачи: продолжать приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям; сохранять преемственность культурных традиций Чувашии; воспитывать любовь к Родине, развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников; формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи. 

Участники:  дети 5-7 летнего возраста; воспитатели;  учитель-логопед;  воспитатели.

 Актуальность

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности.  «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.

Оборудование:  мультемидийный комплект, видеоклип о Чувашии, презентация,  разрезные картинки, чувашские вышивки.

                                         Ход мероприятия: 

Добрый вечер, ребята! Добрый вечер уважаемые гости.

Я предлагаю вашему вниманию видеоклип.

- Ребята о чем этот ролик? (О Чувашии)

-Правильно, о Чувашии.

В:  Чувашия!
     О, край ста тысяч песен,
    Не зря в тебя поэты влюблены!
    Я без тебя, как путница без зренья,
    Ты жизнь моя, тревога, озаренье,
    Ты — Родина любимая моя. (Аркадий Лукин).

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Чувашии. Запрягаем лошадей и поехали (дети имитируют, что запрягают упряжку, встают друг за другом и двигаются по кругу).

В. Трррр. Приехали. Станция «Моя Чувашия».  

На экране карта республики Чувашии, флаг Чувашской Республики, звучит гимн Республики.

В : Это наша Чувашия.

Что за произведение прозвучало сейчас?(ответы).

-Правильно гимн Чувашии. А это флаг и герб Чувашии.

  Флаг жёлтого цвета. В центре находятся гербовые эмблемы «Древо жизни» (символ Возрождения) и «Три солнца». По старинным чувашским преданиям раньше было 3 солнца.

Государственный герб представляет собой золотой  щит,  в середине-  так же «Древо Жизни», лента с надписью «Чаваш Республики – Чувашская Республика»,   изображение  листьев и шишек хмеля,  «Три солнца».

   Цвета  – желтый   и  красный - традиционные цвета чувашского народа. Желтый считается самым красивым цветом,  олицетворяющий все самое прекрасное и светлое,  богатство, справедливость, милосердие.   Красный означает – достоинство, могущество, мужество, сила.

Как выглядит Чувашия  на карте?  Давайте посмотрим . Вот она наша республика.  Чувашская Республика расположена на востоке Русской равнины, в правобережье р. Волги. Ребята, а с кем граничит Чувашия? (Ответы детей)

с Нижегородской областью, с Республикой Марий Эл , с Татарстаном, с Мордовией и Ульяновской областью .(Показ границы Чувашии на карте)

В: Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Умельцы». Встречает у домика детей Илемби: Сывлах сунатап! Здраствуйте! Эпе –Илемби! Салам! Керер, керер, килер, иртер, тархасшан! Заходите гости дорогие, проходите, пожалуйста! Ыра сунса кететпер! Я вас ждала!

(читает отрывок стихотворения П.Хузангая ).

 Знаете  ли  Вы  такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен

   И сто тысяч вышивок цветет?

 Чувашия - ее называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Многие гости, которые приезжают в Чувашскую Республику удивляются, восхищаются красотой чувашских  вышивок, стараются приобрести вещи, предметы одежды и быта с чувашской вышивкой  на память.

- Ребята, какие вы знаете  вещи, украшенные чувашской вышивкой? (ответы детей).

-Маттурсем! Молодцы, правильно! Вышивкой украшены  многие предметы одежды и быта чувашей: занавески, салфетки, постельные предметы, ковры,  шторы. Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный костюм -  мужской, женский, детский.

- Сегодня я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки,  в мир чувашских узоров.

-Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой. Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец! Есть и платья и рубашки (кепесем).

 -А кто вышивает такие красивые салфетки, полотенца, платья (ответы детей).

-Правильно, вышивальщицы, мастера - вышивальщицы.

Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, сверкающие звезды, реки и моря, растения и животных.  

- Ребята, скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской вышивке? (ответы детей).

- Правильно, красный цвет. Чуваши считали, что красный цвет – это символ огня, солнца. Цвет жизни, любви и храбрости.

Черный цвет – цвет земли, вместе  с красным цветом говорит о начале жизни.

Белый цвет чуваши считали признаком чистоты, мудрости и правдивости.

Зеленый цвет – цвет жизни. Цвет роста растений, травы, деревьев.

Еще в старину чуваши считали, что вышитая вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев и даже пищу от бед.

Разнообразие вышивок и элементы вышивок размещены на слайде. На столе разрезные картинки национальный костюм чувашей. Дети с Илемпи выполняют коллективную работу «Собери костюм», из частей.

-Вы молодцы! Маттурсем! Поблагодарим Илемпи, на чувашском языке – «Тавтапус!».

Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Знаменитые люди».

В:  Ребята посмотрите на слайд, здесь на слайде знаменитые люди нашей Республики и города. Давайте назовем их.

Дети называют: И. Я Яковлев.- это великий чувашский педагог – просветитель. И. Я. Яковлев написал первый чувашский букварь, открыл чувашскую школу. К. В. Иванов. - известный чувашский поэт. На Красной площади находится Чувашский академический драматический театр, который носит его имя. За свою короткую, но яркую жизнь поэт написал много стихов, в которых прославил чувашский народ.

Назовите известных космонавтов Чувашии

Ю.А.Гагарин  - первый космонавт в Чебоксарах улица, названная его именем,  А. Г. Николаев, в его честь названа улица.

А как зовут Актера, который снимался в театре и кино? Н.Д. Мордвинов

Назовите известного хирурга, который построил больницу в г. Ядрине? К.В. Волков.

В. Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Игровая - хороводная».

-Делу время, а потехе – час! Послушаем песню на чувашском языке «Асамат кепере» (девочки в чувашских костюмах исполняют песню. Слова В. Давыдова – Анатри,  музыка С. Никитиной).

- - Тавтапус, ачасем!

Чувашская народная игра «Отгадай имя (Ятне пел)»

 Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Игроки разбегаются. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.

«Мышеловка»

Цель: развивать быстроту и выносливость.

Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.
Оба хором говорят:- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.

В. Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « сказочная».

Из какой сказки эти слова отгадайте.

  1. За семь дней и ночей он сковал узорчатый, сверкающий семью цветами мост. Один конец моста упирался в горы Арамази, другой опускался на волжские луга. (Мост Азамата).
  2. – Я бы сплясала,  но у меня нет хорошего платья. А без платья – что это за пляска? (Лиса плясунья)
  3. – Не берусь сказать, правда это или неправда, я живу сапожным ремеслом. Но неделю назад над нашей деревней разразился сильнейший дождь. И как раз во время этого дождя через деревню проходил полк солдат. Так вот все они – а их небось больше трех тысяч было – укрылись от дождя одним капустным листом, и все остались сухими. (Бедный Илюш)
  4. Ночь была ясная, морозная. С неба светила полная луна, под ногой снег похрустывал.

Любуясь лунным сиянием, девушка спустилась к проруби. Сняла с коромысла ведра, наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, а когда выпрямилась – в ужасе отшатнулась: со всех сторон ее окружали страшные ведьмы. (Девушка на Луне)

  1. — А где же твой брат?
    — Брат в город уехал и, видать, не скоро вернется.
    — Ах, в город ехать у него деньги нашлись, — закричал лавочник, — а со мной рассчитаться да отработать за долг ни денег, ни времени нету! Я как сказал, так и сделаю. Собирайся живо! Поедешь ко мне и станешь работать до тех пор, пока брат тебя не выкупит!
    — Мне все равно, где ни жить, — проворчала пряха. — Кормить будешь так стану и у тебя жить.(Угандей и Селендей)

В. Вот и подошло к концу наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « наш Детский сад».

          На каких станциях мы были? О чем там говорили, что делали? Что вам понравилось?

Используемая литература

  1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
  2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
  3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
  4. Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
  5. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
  6. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  7. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
  8. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  9. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  10. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  11. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  12. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].  Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993.  351 с.
  13. Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...