Методическая разработка Проект "Подвиг Ленинграда в музыке живет..."
проект (подготовительная группа)

Шагалова Анна Анатольевна

Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда. Память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве, настоящем патриотизме простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда живет не только в сердцах потомков, она увековечена и в музыке наших советских композиторов. Слушая ее, мы отдаем дань памяти героям блокадного Ленинграда. А пока жива память, наша Родина Россия всегда будет великой и непобедимой державой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Подвиг Ленинграда в музыке живет»

Подготовила

Шагалова Анна Анатольевна

музыкальный руководитель

Паспорт проекта

Тема проекта - «Подвиг Ленинграда в музыке живет»

Автор: Шагалова Анна Анатольевна музыкальный руководитель

Вид - Информационно - творческий проект

Продолжительность – краткосрочный (с 17 по 30 января 2019 года)

Участники – музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительных  групп, их родители.

Интеграция образовательных областей - Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Актуальность

27 января 2019 года будет отмечаться знаменательная для нашего города дата – 75 лет полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашистской блокады. Этот день  навсегда останется в памяти ленинградцев и их потомков. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы,  и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Цель - Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи

Для детей:

- расширить свои представления о блокаде Ленинграда, о жизни в осажденном городе, о героях, перенесших жесточайшее испытание;

- познакомиться с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда;

- совершенствовать умения использовать полученные знания для решения познавательных задач;

Для воспитателей:

- расширять представление детей о блокаде Ленинграда;

- познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей путем оформления развивающей предметно – пространственной среды, выставки, мини – музея;

- познакомить воспитанников с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда;

- формировать у детей патриотические чувства и представления о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов;

- воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну, в том числе блокаду, или погибших на полях сражений.

Для родителей:

- способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач;

- принимать активное участие в реализации проекта, способствовать росту познавательной активности своих детей, поддерживать интерес к теме проекта.

Ожидаемый результат

Для детей: умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые блокаде, составление небольших описательных рассказов по иллюстрациям, повышение уровня практических умений в художественном творчестве, сформированный интерес к истории отечества в годы Великой Отечественной войны, понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

Для воспитателей: пополнение методической “копилки” тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, наглядно – дидактическими методическими материалами.

Для родителей: установление социально-коммуникативных контактов с воспитателями и детьми.

Продукт проектной деятельности

- Изготовление открыток ветеранам и жителям блокадного Ленинграда (см. Приложение 2);

- Оформление выставки (мини – музей) «И жизнью смерть была побеждена…» (см. Приложение 1);

- Оформление папки-передвижки в приемной «Расскажите детям о Блокаде»;

- Участие в концертах для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда, организованных на базе ГБОУ №202;

- Постановка творческой композиции «Дени войны» (см. Приложение 4);

- Участие в районном конкурсе чтецов к 75–летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Слушай страна, говорит Ленинград!» (см. Приложение 3).

Содержание проекта

1 этап. Аналитический. Подготовительный

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. 27 января 2019 года будет отмечаться знаменательная для нашего города дата – 75 лет полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашистской блокады. Это великая дата.

К сожалению, с каждым годом все сложнее рассказывать воспитанникам о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Проведя беседу с детьми, было выявлено, что данная тема очень интересна нашим воспитанникам, они заинтересованы историей и подвигом города героя – Ленинграда.

2 этап.  Организационный.  Разработка проекта

Воспитатели:

- разработка содержания проекта, составление плана работы;

- подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет);

- ознакомление детей и родителей с целью проекта и его значимости и важности для них;

- оснащение развивающей предметно - пространственной среды наглядно – дидактическими пособиями, материалами, иллюстрациями, атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику и пр.;

- подбор материалов для НОД.

Родители и дети:

- предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января:

*площадь Победы, где сооружен Мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, М. Московская;

*музей памяти “Улица жизни” под открытым небом на улице Итальянской посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда;

*музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д.9;

*музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44.

- предложить выучить стихотворения о блокаде Ленинграда или любой другой военной тематики для участия в районном конкурсе чтецов к 75–летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Слушай страна, говорит Ленинград!», организованном на базе центральной детской библиотеки им. Чехова.

Воспитатели и родители:

- подбор материала в информационную папку «900 дней» для родителей;

- оформление папки-передвижки «Расскажите детям о Блокаде».

3 этап. Практический. Реализация  проекта

Совместная и самостоятельная деятельность:

- просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде;

- рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ;

- рассматривание детской художественной литературы: Крестинский А.А. «Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)»; Еремеев А.И. «В осажденном городе»; Миксон И.Л. «Жила-была» (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза «Дорога жизни» Н. Алексеевой «Дети Ленинграда»;

- рассматривание иллюстраций «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Дорога жизни», «Разорванное кольцо блокады» на фоне прослушивание песен и музыки военных лет;

- проведение бесед об истории города на тему «Блокада Ленинграда», «Трудности осажденного города», «Дети Ленинграда»;

Игровая деятельность:

- дидактические игры: «Рода войск», «Собери картинку» (разрезные картинки с изображением «Разорванное кольцо», «Цветок жизни»);

- конструирование (из крупных частей конструктора «Строитель»): здания, мосты, дороги.

- Игровые упражнения «Мы солдаты».

Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять построение в колонну по двое, по трое, равнение в затылок. Учить выполнять размыкание в колонне на вытянутые руки вперед, повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

- Подвижные игры: «Перейди на другой берег». Задачи: развивать основные движения – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.

- Военная эстафета «Разведчики и моряки».

Задачи: упражнять в беге наперегонки; закреплять знания о военных профессиях (разведчик, моряк); активизировать в речи названия военной атрибутики «Снайперы» Задача: развивать меткость. «Передай снаряды» Задача: развивать ловкость, быстроту реакции, умение работать в команде.

Непрерывная образовательная деятельность:

НОД по ФЦКМ в подготовительной группе

Тема: «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ

Задачи:

- знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга, обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде;

- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений;

- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;

- пробуждать нравственные качества личности;

- способствовать развитию памяти, логического мышления.

Тема: «Дорога Жизни»

Задачи:

- расширить представление детей о блокадном городе. Познакомить с понятием «Дорога жизни»;

- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность.

Тема: «Прорыв блокады Ленинграда. 1943. Художники: В. Серов, И. Серебряный». Составление рассказов по картине.

Задачи:

- учить детей рассматривать картину, испытывать эстетические чувства;

- учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений;

- развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.

Чтение художественной литературы:

Чтение и разучивание стихотворений Н. Радченко «Чёрное дуло блокадной ночи», Н. Самоний «Звучит все реже слово «Ветеран»…», Ю. Воронов «Горят дома» для участия в районном конкурсе чтецов к 75–летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Слушай страна, говорит Ленинград!», организованном на базе центральной детской библиотеки им. Чехова.

Н. Радченко

Чёрное дуло блокадной ночи.

Холодно,

холодно,

холодно очень.

Вставлена вместо стекла

картонка.

Вместо соседнего дома -

воронка.

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то.

Еле живая ушла на работу.

Есть очень хочется.

Страшно.

Темно.

Умер братишка мой.

Утром.

Давно.

Вышла вода.

Не дойти до реки.

Очень устал.

Сил уже никаких.

Ниточка жизни натянута тонко.

А на столе -

на отца похоронка.

***

Н. Самоний

Звучит всё реже слово "Ветеран"...              

Звучит так гордо – ветеран!

Но в сердце боль от прошлых ран.

И клонит голову печаль,

И тяжек скорбных слёз хрусталь.

Звучит так сильно – воевал,

Отчизну жизнью защищал.

Но боль в глазах, её не скрыть:

Друзей погибших – не забыть.

Звучит победно – ветеран!

По бедам шёл он, на таран –

Не украшение медаль,

А славных доблестей скрижаль.

Звучит всё реже – ветеран!

Но память – вечный океан...

Пусть не иссякнет он вовек,

Ведь прошлым вечен человек!

***

Ю. Воронов

Горят дома –

Тушить их больше нечем.

Горят дома,

Неделями горят.

И зарево над ними каждый вечер

В полнеба,

Как расплавленный закат.

И черным пеплом

Белый снег ложиться

На город,

Погруженный в мерзлоту.

Мороз такой,

Что если б были птицы,

Они бы замерзли на лету.

И от домов промерзших, от заводов

На кладбища

Все новые следы

Ведь людям

Без огня и без воды

Еще трудней,

Чем сквозь огонь и воду.

Но город жив,

Он выйдет из бомбежек.

Из голода,

Из горя,

Из зимы.

И выстоит…

Иначе быть не может –

Ведь это говорю не я,

А мы!

Чтение стихотворений:

-Н. Ходза «Дорога жизни»,

- Л. Кассиля «Главное войско»,

- В. Карасевой «Маленькие ленинградцы»,

- С. Баруздин «Шел по улице солдат»;

- С. Могилевская «Сказка о громком барабане»;

- В. К. Дмитриева «Была война, была блокада»;

- Н. Алексеевой «Дети Ленинграда»

Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: «Герой - за Родину горой».

Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», «Баллада о ледовой трассе»; В. Толкунова «Дети Ленинграда»; звучание метронома; Д. Шостакович «Ленинградская симфония»; Л. Шербенг, П. Крауберг «Эх, Ладога».

Художественно-эстетическая деятельность:

Разучивание творческой композиции «Дени войны», выступление 28, 29, 30 января 2019 года с данным номером на концертах, организованных для ветеранов и жителей блокадного города.

Цель: развивать творческие способности детей, координацию движений, эмоциональность, учить ответственно и внимательно относиться к выступлению на сцене.

Совместная работа с родителями:

- подготовка костюмов для выступления с творческой композицией «Дети войны»;

- организация и оформление выставки творческих работ (мини – музея) «И жизнью смерть была побеждена…» (изготовление макетов блокады Ленинграда, поделок, рисунков, аппликаций)

Цель: развивать творческие способности  детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей.

4 этап. Итоговый. Продукт проектной деятельности

- Изготовление открыток ветеранам и жителям блокадного Ленинграда;

- Оформление выставки (мини – музей) «И жизнью смерть была побеждена…»;

- Оформление папки-передвижки в приемной «Расскажите детям о Блокаде»;

- Участие в концертах для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда, организованных на базе ГБОУ №202;

- Постановка творческой композиции «Дени войны»;

- Участие в районном конкурсе чтецов к 75–летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Слушай страна, говорит Ленинград!».

Заключение, выводы

В рамках реализации проекта «Непокоренный Ленинград» все поставленные задачи, как для детей, так и для воспитателей и родителей были успешно решены. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны, пополнили словарь новыми определениями и терминами.

Родители воспитанников приняли активное участие в проекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Музыка дождя"

Методическая разработка занятия на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе по ТЕМЕ: «Музыка дождя»...

Презентация "Методическая разработка интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе".

Представлен конспект интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе в форме презентации. В презентацию включены: используемые музыкальные композиции на занятии в виде гиперссыл...

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «КТО, ГДЕ ЖИВЕТ»

Использование пособия « Кто, где живет» в работе с дошкольниками. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7лет. Пособие «Кто, где живет» объединяет образовательные области: ОО ...

Методическая разработка "Блокада Ленинграда"

Чтоб сноваНа земной  планетеНе повторялось той зимы,Нам нужноЧтобы наши детиОб этом помнилиКак МЫ!...

Методическая разработка. Дидактическая игра «Кто где живет?» Для детей группы раннего возраста

Дидактическая игра для детей группы раннего возраста. "Кто где живет?"Цель:Формировать экологические знания. Формировать наблюдательность. Знает и умеет различать домашних и диких животных.У...

Методическая разработка. Презентация "Ленинград. Война глазами ребенка"

Методическая разработка. Презентация "Ленинград. Война глазами ребенка"...