Особенности в разработке регионального компонента ( в процессе ознакомления с родным краем)
план-конспект занятия (младшая группа)

Мальнева Елизавета Анатольевна

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национальными особенностями Челябинской области (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Челябинска).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности в разработке регионального компонента ( в процессе ознакомления с родным краем) Вторая младшая группа

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума»не бывает, он бывает только от «сердца». В связи с введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Во все времена основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национальными особенностями Челябинской области (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Челябинска).

Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты названий улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, музеев. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения. 

Основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями родного края.

Основной целью работы по ознакомлению с родным краем является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной культуры родного края.

Окружающая социальная среда содействует развитию познавательной деятельности, формирует определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, удовлетворяет интеллектуальные, эмоциональные, эстетические запросы, потребности в физическом развитии и дает возможность приобщать детей к истории и традициям родного города (края).

При реализации регионального компонента Программы работа в ДОУ строится по направлениям:

- Воспитание чувства любви и гордости к родному краю.

- Приобщение к культурным ценностям, традициям родного края.

- Развитие умения самостоятельно применять полученные знания в разных видах

деятельности.

Содержание направлено на достижение целей формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

формирование любви к своему городу и краю, чувства гордости за него;

формирование общих представлений об окружающей природной среде и своеобразии

природы (климата, экологии, растительном и животном мире данной природной полосы);

воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе родного края;

расширение и углубление детской компетентности о духовном и научном наследии

родного края;

формирование эмоционально-положительное отношение к культурному наследию региона;

приобщение к народным промыслам Челябинской области и знакомство с лучшими традициями и достопримечательностями города Челябинск;

развитие умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Младшая группа 3 - 4 года

Задачи образовательной работы:

1. Приобщать к народному прикладному творчеству.

2. Стимулировать желание рассказывать об увиденном, пережитом общении с искусством, передавать свои впечатления в изобразительной деятельности по мотивам народных промыслов.

3. Познакомить с народными играми.

4. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание:

народные игры 

Образовательная область «Социально-коммуникативное е развитие»

Содержание:

традиции, праздники, знаменательные даты, учреждения культуры,

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание:

природа области: климат, растительный и животный мир, охранные зоны, природные ископаемые, отрасли (профессии, знакомство внародными промыслами 

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание:

произведения устного народного творчества, детских поэтов -земляков

Образовательная область «Художественно-этетическое развитие»

Содержание:

продуктивная деятельность по мотивам народных промыслов области: Семеновская, Хохломская, Полхов-Майданская, Городецкая, росписи, Дымковская игрушка 

Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем:

Октябрь

1. "Моя улица, мои соседи. "

Цель: Формирование представлений об улице, ознакомление с различными видами улиц. 2. Рассматривание иллюстраций.

3."Нас окружают разные дома. "

Цель: Дать детям представление о больших и маленьких постройках (домах различных конструкций.

4. Сюжетно-ролевая игра " Дом".

Цель: развивать умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. д.)

5. Выставка фотографий "Улица на которой я живу"

Цель: развит. Ком-х навыков, беседа с детьми по фотографии

Продолжать знакомить детей с таким понятием как улица,

6. Составление альбома " Дом, в котором я живу. "

(Фотографии детей у себя дома, во дворе.)

Ноябрь

1. "Мой детский сад. "

ЦельПознакомить детей с некоторыми помещениями детского сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в детском саду, учить ценить их труд и заботу.

2. "Мой домашний адрес. "

Беседа о необходимости знания домашнего адреса, а также адреса детского сада: в городе много улиц у каждой есть свое название, у каждого дома свой номер.

3. Прогулка "Двор детского сада. "

Цель: Знакомить детей с участками детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относится к оборудованию участков, труд на участке

4. Сюжетно-ролевая игра "Детский сад. "

Цель: Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

5. Создание коллажа:"Домик –сад" (с фотографиями воспитанников.)

Цель: Воспитание дружеских отношений между детьми, а также благоприятной социально-эмоциональной обстановки.

Декабрь

1. "Кто живет в городе. "

Цель: Объяснить детям, что люди которые живут в городе называются "горожане",

… которым необходимо следить за чистотой и красотой нашего города.

2. Экскурсия " Природа зимой. "

Цель: Учить детей видеть красоту природы зимой. Знакомить с растительным миром зимой.

3. Беседа " Праздничное украшение города. "

Цель: Беседа о том, как выглядит город в праздничные дни, как он украшен, кт, куда ездил на новогоднее представление.

4."Зимние забавы"

Цель: Организовывать вместе с детьми подвижные игры с правилами на зимнюю тему. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Развивать умение надевать и снимать лыжи, ходить на них. Продолжать расширять представления о зиме, о характерных особенностях зимы. "Наш город зимой"

5. Создание коллажа.

Цель: На основе наиболее ярких впечатлений детей, закрепить представления о городе в зимнее время года.

Январь

1. "Транспорт в городе. "

Цель: Знакомить детей с видами транспорта. Наблюдение на прогулке за транспортом в городе. Как можно добраться с одного конца города до другого (показ фотографий) автобусами, маршрутными такси. Фотографии транспорта в городе.

2. Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательным местам города.

3."Мой родной город. "Беседа о родном городе, о любимых местах своего города.

4. Проигрывание и рассматривании ситуации "Мы в городе. "

5. Рассматривание альбома - «Я в городе».Фотовыставка " Мое любимое место в городе. "

Цель: Воспитание у детей любви к родному городу, чувства гордости за его красоту.

Февраль

1. "День защитника Отечества. "

Цель: Воспитывать любовь к Родине, знакомить с военными профессиями.

2. Экскурсия в комнату-музей ДОУ.

Цель: Развитие познавательных интересов детей, знакомство с видами военной одежды.

3. Целевая прогулка по близлежащей улице. - "Экскурсия по микрорайону. "

ЦельПознакомить детей с микрорайоном, его объектами.

4."Улица, улица родная. " "Игры со строительным материаломЦель: Развитие фантазии и творческих способностей детей, конструктивных способностей. Расширить и уточнить некоторые представления детей о расположении улиц. (Построить улицу, украсить ее, дать название.)

5. Коллаж "Мой папа (дедушка) служил в армии"

Цель: Учить узнавать членов семьи на разных фотографиях. Заучивание стихотворений о папе.

Март

1. "Мамина мама-бабушка"

Цель: Продолжать учить называть членов семьи и ближайших родственников.

2. "Мы идем в гости. "

ЦельПознакомить с понятием "этикет. " Активизировать в речи различные формы вежливости, обогащать и активизировать словарный запас детей. Вызвать у детей симпатию к другим людям, с которыми им предстоит общаться. Расширение возможностей диалога.

3. Посещение комнаты музей ДОУ.

"Вещи из бабушкиного сундука"

ЦельПознакомить детей с одеждой, утварью и бытом русской семьи.

4."Чаепитие "

Цель: Создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки; расширять кругозор детей, формировать доброжелательные отношения к своим сверстникам.

Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками.

5. Подарок маме:" Ваза с орхидеями"

Цель: Воспитание заботы и любви к своей маме (бабушке). Развитие творческих способностей, формирование практических навыков работы с бумагой и бросовым материалом.

Апрель

1. " При солнышке -тепло, при матушке добро. "

Цель: Воспитывать уважение к членам семьи, проявлять заботу о близких; знакомить с устным народным творчеством. Формировать первичные гендерные представления. Заучивание потешек.

2. "Русская матрешка"

Цель: Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, дать представление о русской народной игрушке-матрешке, ее свойствах и элементах декора, воспитывать у детей любовь к своему городу, к своему народу и его традициям.

3. Беседа о русских народных сказках: вспомнить, какие русские народные сказки известны детям. Рассматривание сказочных иллюстраций.

4. У нас в гостях музей«Чудо- матрешка»

Цель: Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством; формировать патриотические чувства, интерес к деревянным игрушкам, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки,

5.«Собери матрешку.»

Совершенствовать умение правильно собирать матрешку. Продолжать расширять представление о народных игрушках. Развитие мелкой моторики.

6."Веселые шумелки"

Цель: Знакомство с музыкальными инструментами, и игрой на них.

Коллективное изготовление бумажных матрешек для игры.

Цель: Создание положительных эмоций через знакомство с народным творчеством. Развитие конструктивных способностей у детей. Пробуждать у ребенка желание сделать матрешку своими руками, помочь обрести уверенность в своих силах, а также получить удовольствие от результата своей работы.

Май

1. "В городе День Победы. "

Цель: Рассказать детям о нашей стране, о ее название. О том, что наш народ отмечает День Победы. Рассмотреть изображения страны, родного города.

2. "Растительный мир весной"

Цель: Знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезнувшими видами растений. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. "Реки нашего города"

Цель: Дать представление о реках города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения возле реки.

4. Экскурсия в комнату-музей ДОУ

"Вечный огонь "

Цель: Воспитание патриотических чувств у детей, памяти

5. Беседа о

"Правилах поведения на природе. "

Цель: Учить детей соблюдать правила поведения на природе.

6. Целевая прогулка на огород и цветник расположенных на территории ДОУ.

Цель: Наблюдение и уход за растениями.

Дидактическая игра "От какого дерева листок. "

Закрепить и расширить представления детей о деревьях родного края.

7. Создание альбома "Реки нашего города"

Цель: Закрепить знания детей о реках города, их обитателях.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...

Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»

Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...

«Формирование любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем»

Ведь понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия – родина для многих народов и народностей. Но для ...

Чемоданчик «Знайки» Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем.

Чемоданчик «Знайки» Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем....

Современные аспекты воспитания у ребенка чувства уважения к себе и окружающим в процессе ознакомления с родным краем.

Современные аспекты воспитания у ребенка чувства уважения к себе и окружающим в процессе ознакомления с родным краем....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...