Конспект образовательной деятельности "Знакомство с семейским комплексом"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Орлова Надежда Андреевна

Конспект предназначена для детей подготовительной  группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_sunduchka.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное образование «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Подснежник»

Конспект организованной образовательной деятельности

«Жилищный комплекс семейских»

                                                                 Авторы:

                                                                                  Орлова. Н.А. воспитатель

                                                                                   

 

с. Бичура

                                                             2019г

Форма организации: фронтальная

Форма проведения: Организовано образовательная деятельность

Образовательная деятельность: Познавательное развитие

Интеграция:

Возраст: 6 – 7 лет 

Материалы и оборудование: виды  жилищного комплекса семейских  ( слайды) о строительстве дома и его двора .  

                                       

Задачи:

  •  Формировать представления о жилищном комплексе  семейских.
  • Воспитывать патриотические чувства.

      .     Развивать внимание, зрительную память.

     

Обогащение словаря: изба,  плотник,  сруб, наличники, ставни, сени ,казёнка, горница, амбар, тепляк зимовьё, баня по-чёрному., колодец журавль.

Ход:

Ребята, посмотрите, что у меня за фотография на экране.  (Бичура) Семейские

Из далёкой Польше, с Украины

В тысяча семисотые года

Сюда, в Сибирь, царица Катерина

Сослала наших предков навсегда

Семьями за много километров

Шли в Сибирь, ни дома, ни двора

Красивую они облюбовали местность

И  её назвали – Бичура.

Ребята а вы хотели бы узнать, как жили люди в старину, какие у них были жилища,  и как они устраивали свой быт.(слайд 1)

 Мы поедем по улицам нашим

И не видно им даже конца,

А кругом разноцветные ставни

И семейские наши дома.

Как называется самая длинная улица Бичуры? (Коммунистическая) 

И резной наличник белый, голубой,

Наш народ семейский, очень трудовой,

Дом себе построит, и раскрасит в цвет,

И милее дома в этом мире нет.

Деревянные дома строят мастера - плотники. (слайд 4)  

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу.(слайд 5)

Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между  бревнами укладывали мох для утепления. (Показ слайда 6) Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба.  (Показ слайда 7) 

Избы  были четырёхстенные и пятистенные. Пятистенка была разделена  на две равные или неравные части. В одной половине ставилась  русская печка ,где жили зимой, а в другой — чистое помещение — горница, не предназначенная для постоянного жилья, так как зимой без печки там было холодно(показ слайд 8)

Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные (как пирамиды). А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите:

Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье.

О коньке говорили:

«Выше всех сидит,

На весь мир глядит,

На красно солнышко,

На ясный месяц».(показ слайда 9)

 Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Некоторые наличники украшались резьбой.(показ слайда 10)  

Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от  недобрых людей. Утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон.
Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.(показ слайда 11)

 Верхняя часть наличников называлась – кудрями.(показ слайда 12)

 В ограду вели высокие ворота. Ворота « под кабаном»(крытые под крышей)

 свидетельствуют о зажиточности хозяев или ворота расписанные домашней росписью с причудливыми украшениями в виде животных, зверей, птиц, цветов и иных изображений.(показ слайда 13)

Изба начиналась с высоких ступенек крыльца, которое «зазывало »гостей войти внутрь дома. Пол покрашен ярко коричневой краской (жаркой). В сенях находилась казёнка, место для хранения сундуков с имуществом и разной утварью.(показ слайда 14) 

Двор семейских. Где находились: (слайд 15)

Баня по – чёрному(слайд 16)

Амбары для хранения зерна. Разные сараи для хранения инвентаря(слайд 17)

Тепляк(зимовьё) где люди жили начиная с пасхи и до самого покрова (слайд 18)

Задний двор был предназначен для скота: лошадей, овец, коров и свиней. Скотский  двор иногда был крытым, разные животные были отгорожены друг от друга изгородями. Тут же были расположены хлев для свиней, стайка для коров и овчарни для овец. В хлев клались «мерлоги», то есть кучи соломы, в которую зарывались свиньи. В стойле были «комяги» – большие долбленые колоды наподобие корыта, в которых кормили и поили скот.(слайд 19)

Почти у каждого хозяина был свой колодец с журавль.

 К журавцу была прикреплена цепня (длинный шест),к которой привязывалась бадья (деревянное окованное ведро),недалеко от колодца находились огороды с широкими грядами, на которых выращивали капусту, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, укроп, в парниках – огурцы, сеяли множество цветов (мяту, мак, ромашку, гвоздику и другие). ( слайд 20).

Вот мы познакомились с жилищным комплексом семейских.

Давайте проверим наши знания , что мы сегодня узнали.

Ответим на вопросы, рассматривая слайды.

  1.  Что делали этим инструментом?

2 . Как называли дом ,построенный из деревянных брёвен?

3 . Где находится изба ? Почему вы так решили?

4.  Как называются такие ворота?

5.   Как называлась эта изба? Почему?  

6.   Как называется верхняя часть наличника?

7.   Для, чего нужны ставни?

8.   Где хранилось зерно?

9 .  Как называется колодец?

 Молодцы. Справились с заданием всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"

Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так,  как составлен  в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Физическое развитие". Комплекс подвижных игр для детей от 2 до 3 лет

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Для подвижных игр характерно нравственно ценн...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Комплекс дидактических игр по театральной деятельности.

Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка...

Конспект образовательной деятельности с детьми 6 – 7лет с использованием программно – дидактического комплекса «Логомер 2»

 Воспитать правильное произношение звука [л] на основе применения электронного образовательного ресурса «Логомер 2»....

Комплекс разработок конспектов образовательной деятельности по патриотическому воспитанию.

Данный комплекс непосредственно образовательной деятельности поможет воспитателям легко и интересно познакомить детей с большой и малой Родиной; воспитывать интерес к познанию истории нашего государст...