"Ямал -удивительный край"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Очир-Горяева Наталья Владимировна

Музыкально-тематичекое занятие "Ямал - удивительный край".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yamal.docx230.1 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально -  тематическое занятие:

«Наш  удивительный северный  край»

 Актуальность: Север -  богатый край с удивительным народом. Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

В старину называли эти места «краем крещёного света». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала должна стать актуальной.

Цель: Приобщение детей старшего  дошкольного возраста к культуре,  обычаям и традициям народов Севера. Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.                                                    

Задачи:

  • Познакомить детей с музыкой ненецкого композитора  С.Н. Няруя.
  • Ознакомить с содержанием песен народа Севера.
  • Развивать познавательный интерес, познавательную активность.
  • Использование национальной игры в музыкально - ритмическом творчестве.
  • Упражнять дошкольников в различных танцевальных движениях , построениях, которые помог в последующем успешно освоить рисунок танца .
  • Развивать музыкальное восприятие , воображение ,память .
  • Воспитывать интерес и любовь к музыке, песням народов Крайнего Севера.
  • Активизировать словарь: ненцы, чум, стойбище , лесные люди.

                                                      Ход занятия:

Дети входят в зал под песню «Северный наш край» муз. Ю. Юнкерова

Педагог: С этой песенкой веселой,

                 Мы объехали весь свет

                 И вернулись в край суровый

                 Где сугробы, иней, снег

Педагог:  Как вы думаете, куда мы с вами попали?

Слайд №1

Ответы детей.

Педагог:  Правильно, мы с вами в стойбище. А теперь, дети садитесь удобней и послушайте:

Здесь среди снегов и кедров,

Посреди дождей и ветров,

Где метелицы метут,

Люди добрые живут.

Педагог:  Издавна на реке Пур живет малочисленный народ – лесные ненцы, «пян хасава», т.е лесные люди. Сами они себя называют «неща» - то есть  люди. А теперь давайте представим, что мы с вами приехали в стойбище к местным ненцам. Здесь живут охотники, рыбаки, оленеводы.

Педагог: А вы знаете, как называется их жилище? Их жилище называется чум. В долгие зимние вечера , когда метели, воет пурга, все жители стойбище собираются вместе в одном большом чуме. Слушают сказки и поют песни. Мне кажется, особенно они любят песни своего ненецкого композитора С.Н.Няруя.

Слайд №2

 C:\Users\Александр\Pictures\musikalniy_shaman.jpg

Он живет и трудится в Салехарде. А хотите послушать песню этого композитора «Тэтэль – Вэтэль».

Дети слушают песню «Тэтэль – Вэтэль» С.Н.Наруя.

Педагог: Ребята вам понравилась эта песня. А как вы думаете, о чем она рассказывает?

Ответы детей.

Педагог: Ненцы очень любят своих детей. И рождение нового человека всегда радость.

Слайд №3

Композитор передал всю ту радость, которую приносит малыш в момент своего рождения. А переводится «Тэтэль-Вэтэль» - «Милый – Малый». Предлагаю вам, в качестве распевки, спеть припев этой песни.

Распевка  «Тэтэль – Вэтэль»

Педагог: Когда малыш рождается первое, что он видит – это белизна снега, синева неба и, конечно же, солнце. Давайте послушаем и разучим песню «Солнце» композитора С.Н.Няруя.

Исполнение песни «Солнце»

Педагог: Самое любимое и почитаемое животное у ненцев – Олень!

Слайд №4

Как вы думаете, почему поэт сравнивает солнце с оленем? Удалось ли композитору передать в музыке характер оленя?

Ответы детей.

Разучивание 1,2 куплета песни «Солнце» С.Н. Няруя.

Педагог: У ненцев не было танцев. Это малоизвестный факт. Вместо танцев были просто ритуальные движения.

Слайд№5

Несмотря на это у них есть свои танцевальные ансамбли.

Слайд№6

C:\Users\Александр\Pictures\SL275960.JPG

Педагог: это хореографический ансамбль «Хаяр» в переводе «солнце». Давайте встанем в круг и разучим некоторые движения ненецких танцев. В движениях люди передают повадки птиц и животных.

Разучивание движений и элементов танца.

Упражнение “Летят чайки” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя (выполнение детьми).

Упражнение “Поклонение солнцу” - наклониться, корпус и руки согнуты, выпрямиться - руки в разные стороны, голова смотрит вверх. (Выполнение детьми).

Упражнение “Шаман играет на бубне” - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны (выполнение детьми)

Педагог: Враг оленя – это волк. Когда весной в стойбище рождается маленький олененок его жизнь в опасности. Мама олениха - важенка – стойко охраняет своих малышей. Давайте поиграем в игру.

«Важенка и волк».

На площадке нарисовано несколько кругов (обручи). В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит на другом конце зала.

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка, с нею - оленята,

Объясняет каждому все, что непонятно...

Топают по лужам оленята малые,

Терпеливо слушая наставления мамины, -

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются: едят траву, пьют воду.  На слова "Волк идет!" оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Педагог: Ребята наше занятие окончено. Что вам понравилось на нашем занятии? Что узнали нового?

Педагог: Спасибо. До свиданья.

Литература:

  • Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
  • Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
  • Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
  • Сборник песен «Праздник тундры 2» Семен Няруй.
  • Фестиваль педагогических идей «1 сентября» цикл занятий по музыкальному воспитанию "Северные напевы" в детском саду Данилко Е.М.
  •  http://uralistica.com/profiles/blogs/pohozhie-nepohozhie-hanty-nency
  • Прядко А.А. проект «Наш Северный край»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Ямал – мой край родной!»

Проект по этнокультурному  воспитанию дошкольников....

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Конспект НОД "Ямал - мой край родной"

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Конспект НОД для подготовительной к школе группы "Ямал - мой край"

Этот конспект непосредсвенно - образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет.Конспект носит обучающий характер. Может быть использован как в НОД, так и в подгрупповой и индивидуаль...

Сценарий праздника "Ямал - мой край родной!"

Сегодня наш вечер посвящен родному краю, Ямало- Ненецкому округу. Сегодня о Ямале знает весь мир. На бескрайних просторах округа сегодня кипит работа. На нашем Ямале добывают нефть, газ. Рыбаки ловят ...

Квест - игра «Ямал – мой край родной»

Планируемый результат:повышение интереса детей к растительному и животному миру севера;сформированность знаний о быте народов севера  (жилища, одежда, труд);повышение речевой и познавательн...