Педагогический проект "Ухта-сердце Республики Коми"
проект (старшая группа)

Бажукова Зинаида Вячеславовна

Проект "Ухта - сердце Республики Коми" был разработан творческой группой педагогов МДОУ "Д/с № 69" для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.  Проект направлен на социально-личностное и нравственное развитие детей, знакомит с родным городом, его бытом, традициями и народными промыслами. 

Данный проект был представлен на республиканском конкурсе "Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ - 2019". Итог участники!

И принял участие в VII Фестевале педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 комбинированного вида» г. Ухты РК

Педагогический проект с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОВЗ) старшего дошкольного возраста

Тема проекта:

«Ухта – сердце Республики Коми»

Разработали:

Атаджанова М.М.

Бажукова З.В.

Герасимова Т.С.

Шуплецова Ж.Н.

Ухта, 2019


Паспорт проекта.

Проект на тему: «Ухта – сердце Республики Коми».

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Авторы проекта: воспитатели логопедических групп Атаджанова М.М., Бажукова З.В., Шуплецова Ж.Н., учитель – логопед Герасимова Т.С.

Продолжительность: среднесрочный, сроком один месяц.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, учитель логопед, родители.

Актуальность: современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его бытом, традициях и народных промыслах коми народа.

При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о родном городе, о быте, традициях и народных промыслах коми народа. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, дети в свою очередь не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Поэтому мы решили решить эту проблему через познавательные НОД, беседы, продуктивную деятельность, дидактические и подвижные игры.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, ожидаемый результат проекта.

Цель: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию нравственных ценностей.

Задачи:

Для детей: 

Коррекционно – образовательные задачи: 

-расширять представления о культуре народа коми;

-знакомить с народными промыслами;

-расширять  и уточнять знания детей о родном городе, символика, достопримечательности, полезные ископаемые;

-обобщать знания о природных богатствах (растительный мир, животный мир, полезные ископаемые);

-продолжать знакомить с творчеством коми поэтов;

-использовать фольклор при организации некоторых  видов деятельности.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать творческие и конструктивные способности детей;

- развивать познавательную активность, внимание, мышление, память у детей в разных видах деятельности;

- развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, оказывать друг другу помощь;

- активизировать словарный запас детей;

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, фонематический слух, отрабатывать интонационную выразительность речи (просодический компонент речи);

- развивать крупную и мелкую моторику, правильное речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю;

-воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.

Для педагогов:

Привлечь родителей к участию к реализации проекта. Создать план коррекционно – образовательной  и воспитательной работы, разработать конспекты непосредственно – образовательной деятельности по формированию у детей представлений о малой Родине. Пополнять предметно – развивающую среду групп познавательно – речевого уголка группы  наглядным и дидактическим материалом.

Для родителей:

Создать мультимедийную презентацию по теме проект. Организация фотовыставки  и рисунков на тему «Наш город». Организация экскурсии по городу. Создание макета «Мой город».

Методы и формы работы:

1. Чтение художественной литературы.

2. Прослушивание музыкальных произведений.

3.Непосредственно образовательная деятельность.

4. Игры (дидактические, словесно – речевые, сюжетно – ролевые и подвижные).

5. Просмотр видео фильмов и презентаций.

6. Работа с родителями.

 7. Экскурсии по городу.

  8. Логоритмика.

Обеспечение проекта: Раздаточный материал. Интернет ресурсы. Книги, тематические альбомы, журналы. Художественная литература.

Итоговое мероприятие проекта: «Гажа валяй» («Веселое гулянье»).

Форма проведения итогового мероприятия: познавательно - тематическое развлечение.

Продукты проекта: 

Для детей: Познавательно-тематическое развлечение «Гажа валяй» («Веселое гулянье»); макет города.

Для родителей: Собрание на тему: « Традиции и культура коми народа».

Ожидаемые результаты:

Для детей: Активизация словаря. Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию нравственных ценностей.

Для родителей: создание новых форм взаимодействия с детьми и их родителями; внедрение новых традиций проведения праздников в детском саду; расширение кругозора по теме проекта.

Краткое содержание проекта

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Создание проблемы:

Во время образовательной деятельности по теме «Наш город» дети не могли ответить на элементарные вопросы, название  города, адреса проживания, достопримечательностей города, в котором проживают

Подготовить информацию для родителей об организации проекта. Организовать родителей для участия в проекте.

Обсуждение проблемы. Просмотр альбомов, презентаций теме проекта. Чтение художественной литературы. Предлагают варианты решения проблемы.

Вхождение родителей в тему проекта. Ознакомление родителей с содержанием проекта. Мониторинг сформированности представлений о родном крае (анкетирование)

Деятельностный

 (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Запланировать детскую деятельность. Организация детской деятельности (речевой, продуктивной, коммуникативной, познавательной). Помощь в обсуждении каждого вида деятельности. Оформление макета города Ухта. Разработка сценария праздника. Подбор и проведение коммуникативных игр.

Художественная продуктивная деятельность: рисунки, поделки из природного материала. Совместно с родителями изготовление предметов к макету по теме проекта. Участие в коммуникативных играх.

Разработка, создание атрибутов родителями. Изготовление макета. Повышение педагогической компетентности родителей через информационные уголки и родительское собрание.

Организация экскурсии по городу.

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знаниями или опытом)

Проведение развлечения «Гажа валяй». Презентация проекта и макета «Наш город»

Активное участие в развлечение «Гажа валяй»

Участие и подготовка развлечения.

Просмотр итогового развлечения.

Содержание проекта

Речевое развитие

Развитие речи (непосредственно образовательная деятельность).

  1.  «Птицы за нашим окном». Цель: систематизирование и закрепление знания детей о зимующих птицах, обитающих в городе, их жизни, питании. (Приложение 1).
  2. «Город, в котором я живу». Цель: продолжать формировать навык составления рассказа опираясь на личный опыт. (Приложение 2).
  3. «Дикие животные наших лесов». Цель: формирование навыков словоизменения и словообразования.  (Приложение 3).
  4. «Звуки Н-М». Цель: развивать навык различения звуков [Н]-[М]. (Приложение 4).

Беседы

1. «Наш город». Цель: Уточнение представлений детей о родном городе.

2. Презентация «Гуляем по городу» Цель: Формирование представлений детей о родном городе, достопримечательностях, улицах города Ухта, о его географическом расположении.

 3. «Путешествие в историю». Цель: Формирование  желания узнавать историю жизни коми народа, через использование художественной литературы и фольклор.

4. «Быт и традиции». Цель: Формирование интереса детей к истории и культуре Республики Коми.

5. «Природные ресурсы города Ухта». Цель: Знакомство детей с природными богатствами.

Рассматривание картин и иллюстраций альбомов

1. Презентация «Устройство коми избы». Цель: знакомство с жилищем коми людей в старину, объясняя детям назначения его составных частей.

2. В гостях у бабушки Райды. Цель: развитие интереса к коми традициям: гостеприимству, воспитывать уважение к старшим, уточнить представление о церкви, иконе; познакомить с названиями коми праздников.

3. Иллюстрированные альбомы (Приложение 5): «Легенды и сказания народов Коми», «Краткая история древних племен и основных промыслов народов Коми», «Коми народные игры», «Геральдика республики Коми», «Детские писатели Коми края», «Природные ресурсы Коми», «Художники Коми края»,  «Коми фольклор», «Коми быт»,  «Сказки народов Коми».

Театрализованная деятельность

1. «Лиса и заяц» (инсценировка) (Приложение 6). Цель: разыгрывание несложного представления; развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Чтение художественной литературы

  1. Стихотворения о городе Ухта.
  2. Коми народные сказки: «Лиса и заяц», «Фома», «Пера-богатырь», «Ёма и две сестры», «Лекарь мужик», «Портной и омэли».
  3. Загадки, стихи (автор А. Журавлев) «Малица», «Мы живем в глубинке», «Кулебяки».

Познавательное развитие

Окружающий мир (непосредственно образовательная деятельность).

1. «Моя малая родина Республика Коми» (интегрированное занятие). Цель: дать представление о малой родине (республике Коми), воспитывать к ней любовь; закреплять умение детей рисовать животных Республики Коми (предоставляя выбор), учить соблюдать размерные соотношения деталей.

2. «Дикие животные наших лесов». Цель: Уточнение и расширение знаний детей о животных родного края. (Приложение 7).

3. Родной город. Цель: закрепление названия родного города, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему городу. (Приложение 8).

4. «Шондiбан» (интегрированное занятие). Цель: дать преставление о празднике «Шондiбан»; учить рассказывать, отвечать на вопросы; учить вырезать круги из квадрата путем округления углов, использовать этот прием для изображения солнца; развивать внимание, речь; воспитывать уважение к традициям.

Формирование элементарных математических представлений

(непосредственно образовательная деятельность)

1. Геометрические фигуры. Коми орнамент. Цель: учить детей выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора. Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре.

2. Величина рукавички. Цель: учить соизмерять предметы по признакам, совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, по форме путем наложения или приложения их друг к другу.

3. «Нефть». Цель: продолжать детей знакомить с полезными ископаемыми города. Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости (нефти). 

4. «Улицы нашего города» Цель: знакомство с планом, схемой, маршрутом, картой родного города. Ориентирование на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради). (Приложение 9).

Художественно-эстетическое развитие

Лепка (непосредственно образовательная деятельность)

1. Пера-богатырь. Цели: продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа, с помощью ниток и пластилина. Закреплять знания детей о частях лица. Воспитывать любовь детей к народному творчеству. (Приложение 10).

2. «Герб Ухты» плоскостная лепка. Цель: закрепление умений применять приёмы «пластилинографии» для создания герба родного города. (Приложение 11).

Аппликация (непосредственно образовательная деятельность)

1. «Малица». Цель: учить детей вырезать по контуру, аккуратно наклеивать изображения состоящих из нескольких частей; развивать интерес к коми национальной одежде, воспитывать навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

2. «Город будущего». Цель: развитие творческих способностей и фантазии детей при самостоятельном выполнении работы. (Приложение 12).

Ручной труд (непосредственно образовательная деятельность)

 «Олени на пастбище» (из природного материала). Цель: развитие мелкой моторики у детей посредством лепки. (Приложение 13).

Рисование (непосредственно образовательная деятельность)

1. «Украсим сарафан орнаментом». Цель: учить выделять элементы коми орнамента; видеть и называть цвета, используемые в орнаменте; формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам коми национальных узоров; воспитывать интерес к рисованию.

2. «Нефтяная вышка».  Цель: учить детей передавать все части предмета с помощью графитного карандаша. Продолжать формировать у детей знания о нефти, как о главном полезном ископаемом города, в котором мы живем.

3. «Улица, на которой я живу». Цель: Учить детей передавать в рисунке образ городской улицы. (Приложение 14).

Музыка

  1. Слушание песен: «Шондiбанöй-олöмöй» коми народная музыка; «Акань» музыка Г.Качанова. Цель: Учить высказываться о характере музыки. Продолжать развивать музыкальную отзывчивость на музыку различного характера. Прививать любовь к коми народной музыке.
  2. Пение: «Елочка» коми народная музыка. Цель: Учить детей подпевать эмоционально, выразительно. Приучать к групповому и подгрупповому пению. Воспитывать любовь к пению.
  3. Логоритмика. Цель: коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Оздоровление, физическое, духовное воспитание.
  4. Музыкально-ритмичные движения: хоровод круговой «Паськыд Гажа улича» коми народная мелодия. Цель: учить танцевать в темпе и характере танца. Развивать ловкость и внимание. Воспитывать в детях активное участие в хороводных плясках.

Физическое развитие 

Беседы

1. «Чистота залог здоровья». Цель: посредством рассказов о коми банях способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению культурно-гигиенических навыков; продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

2. «Движение – жизнь!». Цель: формирование представления о пользе подвижных игр для физического развития на примере коми народных подвижных игр.

3. «Прогулки по парме». Цель: расширение представлений о пользе прогулок в сосновом бору.

4. «Чистый город». Цель: обобщение знаний детей о том, что чистый город (чистый воздух, вода, почва) - залог здоровья горожан.

Физкультурный досуг

  1. «Оленеводы». Цель: продолжать работу по укреплению здоровья детей, формировать умение и навыки правильного выполнения движений деятельности детей; воспитывать красоту, грациозность и выразительность движений.
  2.  «На лесной полянке в Детском парке». Цель: продолжать работу по укреплению здоровья детей, формировать умение и навыки правильного выполнения движений деятельности детей; воспитывать красоту, грациозность и выразительность движений. (Приложение 15).
  3. «Мой город». Цели: Развитие познавательных способностей дошкольников на фоне высокого уровня двигательной активности. Закрепление у детей первоначальных представлений о малой Родине. Воспитание чувств гордости за свой город, его жителей.
  4. «Приключения с животными республики Коми». Цели: Закрепление знаний детей о животных республики Коми (обогащать и активизировать словарь в названии этих животных, особенности их места жительства, сходство и различие животных). Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной активности.

Подвижные игры 

«Мышь и угол»; «В медведя»; «Воробей»; «Шор»; «Гуляние по парам»; «Золотые ворота». Цель: развитие быстроты реакции, ориентировки в пространстве, умения действовать по сигналу. Общее укрепление мышц и конечностей. Упражнять в легком беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал; улучшение координации слухового анализатора, формировать правильную осанку, воспитывать дружеское взаимоотношение.

Социально-коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Заготовка грибов и ягод», «детский сад», "Оленеводы», «На рыбалке». Цели: учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. Дидактические игры: «Ловля рыбы», «Собери узор», «Собери картинку», «Найди пару», Коми домино», «Найди маме дочку». Цели: учить детей дидактическим играм на закрепление представлений о свойствах предметов; совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей, совершенствовать тактильные, слуховые ощущения детей. Развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать усидчивость.

3. Хороводные игры: «Паськыд Гажа улича». Цели: продолжать учить детей умению двигаться по кругу в хороводах. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Совершенствовать танцевальные движения: кружение по одному, в парах. Воспитывать любовь к музыке.

4. Пальчиковые игры: «Кошка и мышка», «Пальчики в лесу», «Барашки», «Котята». Цели: учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

5. Дыхательная гимнастика. «Медвежонок», «Волк», «Олень», «В лесу» и т.д. Цель: формирования глубокого выдоха через нос, развитие диафрагмального дыхания, формирование правильного вдоха и выдоха.

6. Динамические паузы. «Зайцы бегали в лесу», «В парме мы гуляли», «Я еду на машине» Цель: повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха во время НОД.

7. Экскурсия «Знакомство с городом». Цель: Дополнить представление детей о нашем городе. (Приложение 16).

8. Итоговое развлечение «Гажа валяй» Цели: продолжать приобщать детей к праздничной культуре коми народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Привлекать детей к творческой деятельности. (Приложение 17).

Безопасность

Сюжетно ролевая игра «На охоте». Цель: учить соблюдать правила безопасности поведения в лесу, на улице, на охоте. Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу, совершенствовать умение объединяться в игре. Воспитывать интерес к играм у детей.

Формы взаимодействия с семьей

  1. Собрание на тему: «Традиции и культура коми народа». (Приложение 18). Цель: донести до родителей об организации работы в МДОУ по приобщению детей к культуре и традициям народа коми. Повышение интереса к данному вопросу. Воспитание толерантного отношения к другим народам.
  2. Создание макета «Наш город». Цель: содействие становления интереса у детей по теме проекта. (Приложение 19).


Список используемой литературы.

  1. https://nbrkomi.ru 
  2. Бондаренко Ольга Евтихеевна. Рассказы по истории Коми края [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста] / О. Е. Бондаренко. - Сыктывкар : Анбур, 2010. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., портр.; 21 см.; ISBN 978-5-91669-044-6
    Детская литература FB 3 10-37/283
  3. Габова, Елена Васильевна (1952-). Дети древней земли [Текст] : повесть : [для детей младшего школьного возраста] / Елена Габова, Наталья Макарова ; рис. М. Ф. Беллон. - Сыктывкар: Кола, 2011. - 157 с. : цв. ил.; 27 см.; ISBN 978-5-7934-0409-9 Над вып. дан. 1-й авт.: Елена Габова (Елена Васильевна Столповская) Детская литература    FB 10 12-7/4      FB 10 12-7/3
  4. Голицына Н.С., конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 224 с.
  5. Грибова Л.С. декоративно - прикладное искусство народов коми. – М.: Наука, 1960.
  6. С. Теплюк: Занятия на прогулках с детьми старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк.учреждений. Владос, 2005 г. Пособие для педагогов дошк. учреждений, С. 157,
  7. Вавилова Л.Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем в 3-х частях.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сыктывкар-столица республики Коми "

Приобщение детей к коми национальной культуре. Материал знакомит детей с главным городом Республики Коми – Сыктывкаром. Формирует представление о Сыктывкаре как столице нашей Республики....

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».

Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....

Проект «Родная моя республика», посвященного 95-летию Республики Коми

Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле...

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный 100-летию Республики Коми. Развлечение «Коми промысловый календарь» для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Развлечение «Коми промысловый календарь»Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию Коми народа.Программное содержание:- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с ору...

Проект к 100-летию Республики Коми "Люби и знай, наш коми край"

Цель проекта: приобщение старших дошкольников  к культуре и традициям своей малой Родины – Коми земле....