Конспект интегрированного занятия "Спиридон-солнцеворот – к весне поворот"
план-конспект занятия (старшая группа)

Фатовская Ольга Владимировна

Конспект интегрированного занятия "Спиридон-солнцеворот –  к весне поворот"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146» г. Рязани

Спиридон-солнцеворот –

к весне поворот

Подготовила воспитатель

Фатовская О. В.

г. Рязань, 2020

Интеграция областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Цель: развитие связной речи детей через знакомство с региональным компонентом

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народным календарем; в частности, с днем Спиридона – солнцеворота.

2. Познакомить детей с понятием «равноденствие». Показать смену светового дня зимой

3. Продолжать развивать детей интерес к истории наших предков

4. Продолжать развивать у детей внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, память через развивающие игры и элементарное экспериментирование.

Оборудование: интерактивная доска, монета или колечко для игры, заштрихованные листы и ластики на каждого ребенка

Предварительная работа: беседы «Зимние обрядовые праздники», по картине К. Маковского «Святочные гуляния»; составление рассказов о зимних народных праздниках; слушание музыки П. И. Чайковского «Декабрь. Святки», разучивание закличек о зиме.

Словарная работа: солнцеворот, оберег, равноденствие

Ход занятия:

Вводная часть:

Прослушивание музыкального фрагмента из произведения П.И. Чайковского «Декабрь». (Слайд 1). Обсуждение с детьми:

-Догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (о зиме, слайд 2)

-Почему вы так решили? (потому что произведение называется «Декабрь», а это зимний месяц)

 -кто автор?

-какой характер музыки? (индивидуальный опрос детей: легкий, воздушный, лиричный, подвижный, хочется кружиться под эту музыку как снежинки, создается праздничное настроение-все готовятся к праздникам).

-темп музыки (сначала умеренный, а потом ускоряется, становится умеренно-быстрым)

По народной пословице, «декабрь год кончает, зиму начинает». Кто знает, как его называли в народе? (Декабрь – «стужайло»)

Основная часть: 

Воспитатель: В старину люди на Руси представляли зиму в виде старухи, считали, что бродит она в медвежьей шкуре по полям, стучит по крышам домов, будит хозяек пораньше избы топить, а по вечерам устраивались веселые посиделки:

Слайд 4-5

Ребенок читает стихотворение:

Зимний вечер темен долог,

Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.

Эй, девчонки – девчушки,
Веселушки – хохотушки!
Эй, мальчишки – молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поиграть,
Зимний вечер скоротать!

Мы поиграем в игру, в которую в старину.  «Золото схоронить»,

Игра посиделочная. (слайд 6-7)

Дети садятся в кружок, складывая руки на коленях ковшичком. В кругу ходят двое – выборный и водящий. Выборный незаметно от водящего кладёт в чей-нибудь ковшичек монетку, а водящий угадывает, кому тот её положил. Все потряхивают ладошками и пот песню.
Если водящий найдёт монетку, то он садится в кружок. А тот, у кого обнаружена монетка, идёт водить.

Напомните нам главное правило игры? (Ведущий обходит всех детей, никого не пропуская до конца круга и только тогда выборный угадывает)

Один ребенок повторяет слова, а потом говорим вместе по ходу игры:

Я золото хороню, хороню.

Чисто серебро хороню, хороню.

В высоком терему, терему!

Гадай, гадай девица,

В какой руке шилица

Змеиная крылица!

Играем 2 раза.

Вот в такую игру играли наши предки долгими зимними декабрьскими вечерами.

(слайд 8)

25 декабря – это особенный день, его называли днем Спиридона-солнцеворота. Давайте вместе скажем – СОЛНЦЕВОРОТ. (Спрашиваем каждого по очереди). Сегодня Солнцеворот у нас в гостях, хотите с ним познакомиться? (воспитатель демонстрирует детям куклу Солнцеворота, дети рассматривают ее, отмечают, -из какого материала она сделана, -какие особенности есть у куклы (нет глаз и рта, кукла схематичная), -что в руках у куклы (красное колесо – символ солнца).

Эта кукла не для игры, она обереговая, как вы думаете, что это значит? (ответы детей)

Оберег от слова «оберегать» или беречь. Обереговая кукла нужна для защиты, она оберегала, защищала от зла и бед. Вместе повторим и запомним это слово – оберег, обереговая кукла.

25 декабря – это день зимнего солнцестояния, а что это такое, мы с вами сейчас выясним! (слайд 9)

Показ карточек «Смена светового дня зимой.»

1.Начало зимы

2.Равноденствие

3.Конец зимы

Воспитатель: Давайте, выберем, какой карточкой можно обозначить равноденствие?

- Почему? (потому что день равен ночи, круг поделен пополам). Значит равноденствие - это когда световой день равен ночи.

-Что мы обозначим левой карточкой? Правой?

После равноденствия зима понемногу начинает отступать, в день Спиридона-Солнцеворота понемногу едва заметно – «на гусиную лапку», «на воробьиный скок» начинает прибывать световой день.

Дети выбегали в этот день на улицу и просили у Солнца вернуть лето, и мы с вами сейчас встанем в круг и тоже попросим, для этого надо говорить особенные слова – заклички (слайд 10):

Спиридон – свет-поворот,

Стоит прямо у ворот,

Колесо в руке несет.

Красно солнышко зовет,

Ко святой Руси ведет,

Разгорайся солнце, красно,

Ты на свете не погасло.

А теперь садитесь за столы

Творческая деятельность

Рисование простым карандашом и ластиком

Переворачиваем листочки.

Догадались, как мы сегодня будем рисовать? (ответы детей)

Как называется рисунок черно-белый, который делается графитным карандашом? (Графика, графический рисунок)

Сегодня мы с вами рисуем пейзаж. Что это такое? Что можно изображать на такой картине? (деревья, дома, кусты и т.д.)

А если это зимний пейзаж? (снеговика, белого зайку и т.д.)

Если мы рисуем пейзаж, необходимо отметить линию горизонта. Горизонт бывает разным – прямым, холмистым, полукруглым, вы решаете сами, какой будет на вашей картине.

Приступаем к работе.

https://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2017/05/risovanie-lastikom.jpghttps://fsd.compedu.ru/html/2019/01/11/i_5c37beb187416/phpi7BdJG_Metodicheskaya_razrabotka_Risuem_lastikom_v_igrovoj_forme_7.jpeg

 Анализ работ:

Что удалось?

Чья нравится больше всего?

Почему она нравится?

Вот такие зимние холодные картины у нас получились, ведь не даром говорят, «Солнце на лето, зима на мороз!» (слайд 11) Как вы думаете, что обозначает эта поговорка?  (зима еще долго будет длиться, два месяца, с Крещенскими морозами и февральскими вьюгами).

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, что интересного вы узнали сегодня? Что больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ!" Старшая группа

Интегрированное занятие в старшей группе. Интеграция областей: ПОЗНАНИЕ; КОММУНИКАЦИЯ...

Конспект интегрированного занятия на тему "Весна. Весенние праздники"

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности «Колокольчики» Тема: «Весна. Весенние праздники»...

Дополнительный материал к конспекту интегрированного занятия по теме "Весна".

"Звуки весны" - беседа музыкального руководителя. Дополнительный материал к конспекту интегрированного занятия по теме "Весна"....

Дополнительный материал к конспекту интегрированного занятия по теме "Весна". Подснежники.

Презентация по теме "Подснежники". Дополнительный материал к конспекту интегрированного занятия по теме "Весна"....

Дополнительный материал к конспекту интегрированного занятия по теме "Весна". Насекомые.

Презентация по теме "Насекомые" (к загадкам о насекомых). Дополнительный материал к конспекту интегрированного занятия по теме "Весна"....

Конспект интегрированного НОД "Возвращение птиц весной"

Конспект позволяет закрепить знания и представления детей о весне как о времени года через произведения классиков, русский фольклор и различные виды движений под музыку....