Викторина "Что мы знаем о родном городе?"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рахимова Алина Ралитовна

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Что мы знаем о родном городе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktoriny.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект викторины «Что мы знаем о родном городе?»

для детей старшей группы.

Цель: Способствовать углублению и обобщению представлений детей о родном городе, его достопримечательностях, памятниках. Вызвать стремление показать свои знания по теме.

Задачи:

Образовательные задачи: систематизировать знания детей о родном городе; продолжать закреплять знания детьми своего отчества.

Развивающие задачи: способствовать развитию воображения детей, зрительного восприятия, кругозора, внимания, логического мышления, навыки игрового и делового общения со сверстниками, желания участвовать в коллективной деятельности. Поощрять грамотные, связные речевые высказывания.

Воспитательные задачи: воспитывать гражданско-патриотические чувства (любовь к своему городу, желание сделать город краше), поддерживать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Прививать интерес, бережное отношение к родному городу, желание узнать о нем что-то новое.

Оборудование: проектор/экран, фишки.

Ход викторины:

Звучит башкирская народная мелодия.

- Добрый день! Дети, что это за мелодия? (Башкирская народная мелодия).

- Послушайте стихотворение Е. Ершовой “Уфа”:

Город сказочно красивый

В Приуралье, весь в лесах.

Три реки бегут красиво

В изумрудных берегах.

А озёра зеркалами

Отливают в чистоте,

И тропинки зазывают

Заглянуть в озёра те,

На полянках, в придорожье

Земляника и грибы,

Это людям пища Божья,

Чтоб его нам не забыть.

А уфимские пейзажи

До чего же хороши!

Не сказать словами даже,

Как полезны для души.

Гордо стой, красивый город,

Всем приветливо свети

Ты нам близок, ты нам дорог,

Вместе мы с тобой в пути!

- О чем это стихотворение, как вы думаете? (об Уфе)

- Это стихотворение о нашем замечательном городе.

- Что за город изображен на экране? Правильно. Уфа- столица Башкортостан, большой, красивый, зеленый город. Уфа - древний город. Сколько лет исполняется нашему городу? (463 года).  Как возник наш город? (ответы детей).

Рассказ воспитателя: «Давным - давно, башкиры жили отдельно от России, они вели кочевой образ жизни. Когда башкиры присоединились к России, стали просить царя, чтобы царь дозволил им построить на своей земле город. И тогда отправил царь в Башкортостан одного думного дворянина и воеводу чтоб он посмотрел земли Башкортостана, где можно расположить город и помог его строить. Когда он выбрал место на высоком правом берегу реки Белой. Недалеко от устья впадающей в нее реки Уфы, отряд стрельцов начали строить небольшое поселение, названное Уфой. Вот так и началось строительство г. Уфы. Сначала Уфа была маленькой деревней, постепенно стали строить кирпичные дома, заводы, театры, дворцы и Уфа выросла, стала большим городом.

- Посмотрите фотографии старой Уфы и расскажите, какой она была много лет назад? (дети рассказывают, что дома в городе были деревянные, на улицах нет трамваев, машин, люди ездили на лошадях, Уфа была маленькой, на окраинах было много пустых мест, полей).

- А чем отличается сегодняшняя Уфа от той старой? (Сейчас строятся многоэтажные кирпичные дома, много красивых дворцов, улицы широкие, много транспорта, в Уфе много театров, заводов, фабрик).

- Сегодня вы пришли на викторину, в которой сможете показать, как хорошо знаете историю и достопримечательности родного города и Республики. Я желаю вам успехов и радости от совместной игры!

1. Конкурс – разминка.

Нужно быстро отвечать на заданные вопросы. Засчитываются только те ответы, которые даются полными предложениями.

  • Как называется наша страна?
  • Кто управляет нашей страной? (В. В. Путин)
  • Как называется наша республика?
  • Как одним словом называется место, где живет много людей, где много улиц и зданий? (город)
  • Дети, а в каком городе вы все живете?  
  • Как называют жителей нашего города? (Уфимцы).
  • Какие реки протекают в нашем городе? (Уфимка, Белая, Агидель)
  • Какой номер у нашего детского сада?
  • Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
  • Опишите флаг Башкортостана.
  • Назовите главу Республики Башкортостан.
  • Кто такой Салават Юлаев?
  • Что изображено в центре герба Башкортостана?
  • Самая длинная улица города? (Проспект Октября.)
  • Чем богата наша Республика? (Мёд, нефть, леса.)
  • Какое животное главный помощник башкир?
  • Это здание похоже на шар. В нём проводят представления с дикими и домашними животными (Госцирк.)
  • Это большие, красивые здания с множеством окон. Эти здания посещают и взрослые, и дети, в них проходят различные спектакли. (Кукольный театр, Театр оперы и балета, ТЮЗ, театр “Нур”, РАДТ, БГТД им. М. Гафури, театр “Молодёжный”.)
  • Это огромная площадь, где проходят лошадиные бега, есть трибуна для зрителей (Ипподром “Акбузат”.)
  • Это здание, где занимаются спортом и проходят множество соревнований (Дворец спорта.)
  • В эти здания приходят взрослые и дети, чтобы увидеть много интересного о прошлом (Музеи: Краеведческий, Боевой славы…)

- Молодцы, дети! Закончился первый конкурс.

2. Конкурс математический.

Решив примеры, вы узнаете, в каком году был основан наш город.

5 - 4 = ? ( 1 )

3 + 2 = ? ( 5 )

8 - 3 = ? ( 5 )

6 + 1 = ? ( 7 )

- Получился 1557 год.

3. Конкурс - кроссворд “Мой родной край”.

Слушайте внимательно вопросы:

1. Коренное население нашей республики?

2. Имя национального героя, в честь которого назван один из городов республики?

3. Название горы, находящейся на территории Башкортостана?

4. Лечебный напиток, которым славится наша республика?

5. Национальный инструмент башкир?

6. Жилище древних башкир?

7. Название реки, о которой люди слагали легенды?

8. Уфа –   …    Башкортостана.

9. Название праздника, который проводится после весенних работ, с элементами игр, соревнований?

10. Ключевое слово: известное озеро Башкортостана?

Молодцы, дети, с этим заданием вы справились отлично!

Вопросы кроссворда:

1. Башкирский весенний праздник.

2. Самая большая река Башкортостана.

3. Животное, из молока которого делают кумыс.

4. Лесная ягода, очень полезная для глаз.5. Самый опасный хищник в Башкортостане

6. Лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

7. Насекомоядная птица, похожая на ласточку.

8. Какого зверя зовут «сохатым» за форму рогов, самый большой зверь Башкортостана.

9. Хвойное дерево с длинными иголками.

10. Переносное жилище башкир.

11. Башкирский народный музыкальный инструмент, сделанный из стебля растения.

12. Хищный зверь, изображенный на гербе Уфы.Воспитатель. Молодцы ребята!

5. Конкурс - “Волшебная капля”.

- Вы должны из слогов, находящихся в “волшебной капле”, составить названия рек и прочитать их (Агидель, Уфимка.)

- Молодцы, дети, и с этим заданием вы справились отлично!

6. А сейчас следующее задание. Что вы видите? (Флаг Республики Башкортостан)

- Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? Что они означают? (Синий – ясное небо, без облаков, белый – чистая душа, зеленый – вера в жизнь)

- Давайте и мы с вами сыграем в игру «Юрта» (подвижная игра)

Физкультминутка. Игра «Юрта» /муз. Гершова. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

7. Конкурс «Достопримечательности города».

- На интерактивной доске показываются по четыре картинки - виды города, необходимо найти картинку, не относящуюся к нашему городу и объяснить свой выбор.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!

8. Конкурс - «Улицы нашего города»

- Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Конкурс можно проводить в виде эстафеты: по очереди дети называют улицы города. Побеждает команда, назвавшая улицу последней.

- Молодцы, ребята, вы знаете очень много улиц нашего города!

9. Конкурс «Загадочная викторина».

- Отгадайте-ка, ребятки,

Вы о городе загадки.

Я начну стихи читать,

Вам придется продолжать

(Отвечать можно хором)

Готовы?

1. В два ряда дома стоят

10, 20, 100 подряд

Квадратными глазами

Друг на друга глядят (Улица).

2. Из металла - великан

Добрым делом он увлёкся-

Поперёк реки улёгся.

По нему, забыв о чуде,

Переходят реку люди (Мост)

3. Выгляну в окошко:

Лежит длинный Антошка

Кабы он встал -

До неба достал;

Сам он не ходит,

А других водит (Дорога).

4. В этом здании красивом

Люди вместе смотрят фильмы

В креслах все они сидят

На большой экран глядят (Кинотеатр).

5. Вспомнить прошлое людей

Нам поможет наш… (Музей).

6. В этом доме книжки в ряд

Много книжек для ребят

О природе, о планетах

Обо всем на белом свете (Библиотека).

7. Шумят повсюду поезда

И едут люди кто куда.

Со всех сторон, со всех концов,

Кто ждет прибытия поездов.

Того мы приглашаем в зал,

Что называется…(вокзал).

8. Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить,

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет,

Ведь это здание…(почта).

9. Люди в белом, не скучают,

Не сидят без дела,

Курс леченье назначают,

Эти люди в белом.

Если кто-то заболел все идут лечиться,

В районную, республиканскую,

Детскую…(больницу).

10. Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад,

Что же это? ... (детский сад).

11. Если холодильник пуст,

Кушать, если нечего,

Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет и гречки.

Ты сюда входи скорей,

И бери корзину,

Покупай, что по вкуснее,

В нашем…(магазине).

В нем кукольный спектакль играют,

В фойе есть для детей буфет.

Но только в зале есть не надо

Ни шоколада, ни конфет (Кукольный театр.)

Соревнованья там проводят,

В футбол играют и хоккей.

Там занимаются спортсмены,

И ты спеши туда скорей (Стадион.)

В этом доме нет дошкольников,

Но зато в нем много школьников.

Учатся считать, писать

И задачи все решать. (Школа.)

Много деревьев и много цветов.

И отдохнуть здесь каждый готов.

Мчится по кругу с детьми карусель,

В центре фонтан, здесь встречают друзей.

В тихих аллеях

— прохлада и тень.

Можно гулять и кататься весь день (Парк отдыха).

Можно здесь купить таблетки

И микстуру заказать.

Витамины выбрать можно,

По рецепту мази взять (Аптека.)

- Здорово, ребята!

10. Конкурс «Чей предмет».

- Надо назвать предмет и ту профессию, кому необходим предмет.

Письмо-почтальон

Весы – продавец

Школьная доска – учитель

Фонендоскоп – врач

Локомотив – машинист

Калькулятор - бухгалтер

Книга – библиотекарь

Жезл – полицейский

Штурвал – пилот

Расческа - парикмахер

11. Давайте проведем игру кто больше назовет городов  нашей республики (Агидель, Баймак, Белебей, Белорецк, Бирск, Благовещенск, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбай, Кумертау, Межгорье, Мелеуз, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, Туймазы, Уфа, Янаул).

- Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Курай, думбыра, кубыз, мандолина, сыбызгы, ятаган)

- Что вы знаете о башкирских национальных напитках и блюдах? Назовите их (кумыс, айран, очпочмак, зур балеш, баурсак, вак балеш, чак-чак…)

- Есть ли в Уфе театр для самых маленьких зрителей? (Башкирский государственный театр кукол ведёт своё происхождение от созданного в 1932 году Объединенного кукольного театра).

- Где в Уфе можно увидеть «звёздное небо»? (Полюбоваться звездным небом можно в Уфимском планетарии. Он создан в 1964 году).

- Если в Уфе своя хоккейная команда? (Первоначально команда создана 1959 году под названием «Мотор» при приборостроительном заводе. С 1960 года команда выступила под названием «Салават Юлаев»).

- Где в Уфе проходят конные скачки? (Конные скачки в Уфе можно увидеть на ипподроме «Акбузат». Он был открыт в 1982 году).

- Итак, ребята, закончилась наша викторина. Вы показали отличный результат, вы отлично знаете свой край и свой родной город! В конце я бы хотела прочитать вам еще одно стихотворение:

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Мы в любую непогоду охранять хотим природу.

Чтоб деревья и цветы город украшали,

Чтобы этой красоты люди не ломали.

- За удачную игру вы сейчас угоститесь сладким чак-чаком (отзывы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Что я знаю о родном крае".

Викторина для детей старшей-подготовительной группы....

Статья по экологическому воспитанию дошкольников «Люби и знай природу родного края»

Статья по экологическому воспитанию дошкольников «Люби и знай природу родного края»Автор: Ланцева Валентина, воспитатель МДОУ « Детский сад комбинированного вида №199» Ленинского района г. Саратова...

Сценарий викторины для детей и родителей «Что мы знаем о родном городе?»

Cоздать условия для формирования интереса к истории родного города, развития чувства гордости и любви к своей малой родине у детей и родителей через познавательно-игровую деятельность....

Проект "Люби и знай свой родной край"

Проект направлен на формирование нравственно-патриотических чувств, сопричастности к семье. поселку. стране, природе,культуре на основе историко-национальных и природных особенностей  родного кра...

Викторина «Что мы знаем о родном городе?»

Викторина предлагается для детей старших групп .Закрепляются знания детей о родном городе....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Что мы знаем о родном городе» в старшей группе.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Что мы знаем о родном городе» в старшей группе....

"Люби и знай свой родной край"

Конспект занятия: «Люби и знай родной край».Разработала: воспитатель Ховалыг Чойгана Эдуардовна.Задача: Расширить представления детей о своем селе; Воспитывать патриотические чувства, любо...