Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
календарно-тематическое планирование

Борисова Виктория Анатольевна

Материал содержит перспективные планы работы по патриотическому воспитанию  в разных группах ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по патриотическому воспитанию

в МДОУ «Детский сад «Юбилейный» г.  Лихославль

Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:

«Вместе дружная семья»

«Детский сад»,

«Труд взрослых»,

«Родной город»,

«Родная страна».

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

специально организованные занятия,

беседы,

наблюдение,

чтение художественной литературы,

сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,

тематические праздники,

целевые прогулки, экскурсии,

взаимодействие с социумом и др.

Наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и воспитателей. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители стали равноправными участниками развивающего процесса.

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В ней начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Блок «Вместе дружная семья» призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки родителей. Они могут оформить альбомы «Моя семья», в старшем возрасте в семье составляется генеалогическое древо и т.д.

Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, а это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни дедушек и бабушек необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «трудовой подвиг», «любовь к Отечеству».

При знакомстве с родным краем задача взрослых — собрать как можно больше интересной информации о том месте, где они живут.

Во время поездок в другие города родителям предлагается обращать внимание на гербы, их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.

Без внимания не остаются тема «Защитники Отечества», беседы о героическом прошлом нашей Родины, подвигах ее героев. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, родственниках, защищавших Родину от врагов. Многие семьи имеют реликвии, о которых необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов «они защищали Родину».

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, т.е. взрослых, находящихся рядом с ним. Особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий региона, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошколь-ного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми.

В настоящее время такая работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Вторая младшая группа

«Вместе дружная семья»

В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.

Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.

В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи — папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.

«Детский сад»

Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий — это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки.

Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.

 «Труд взрослых»

Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день.

Детей младшей группы знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.

Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы.

Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

«Родной город»

Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер,

поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, подключая родителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свой домашний адрес.

В течение года воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный город. К концу года дети запоминают название родного города, свой домашний адрес.

«Родная страна»

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.

Воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, рассматривает их вместе с детьми, восхищаясь красотой различных пейзажей, сообщает детям название страны и часто его повторяет. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. В конце года дети начинают различать понятия «город» и «страна», запоминают их названия.

Перспективный план по патриотическому воспитанию

во второй младшей группе

Месяц

Неделя

Содержание работы

Сентябрь

I неделя

Беседа «Моя семья».

II неделя

Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле».

III неделя

Рисование «Портрет семьи»

IV неделя

Беседа «Мама, папа, я – семья».

Октябрь

I неделя

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала».

II неделя

Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

III неделя

Чтение художественной литературы: сказка «Гуси – лебеди»

IV неделя

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка».

Ноябрь

I неделя

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями).

II неделя

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».

III неделя

Беседа «Моя любимая игрушка».

IV неделя

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края).

 

Декабрь

I неделя

Беседа «Хорошо у нас в саду».

II неделя

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

III неделя

Беседа «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

IV неделя

Проект «Как животные родного края готовятся к зиме».

Январь

II неделя

Рисование «Украсим улицу города к новому году».

III неделя

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

IV неделя

Природоохранная акция «Покормите птиц зимой».

Февраль

I неделя

«Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края).

II неделя

Рассказ о празднике «День защитника Отечества».

III неделя

Беседа «Как стать сильным?»

IV неделя

Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей».

Март

I неделя

Беседа «Я и моя мама».

II неделя

Рисование «Моя любимая мама».

III неделя

Рассматривание предметов народно-прикладного искусства: матрешек, глиняных игрушек.

IV неделя

Беседа «Домашние животные у нас дома».

Апрель

I неделя

Конструирование «Мы построим новый дом».

II неделя

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

III неделя

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Теремок».

IV неделя

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом, огромный дом».

Май

I неделя

Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют».

II неделя

Чтение стихотворений о природе.

III неделя

Беседа «Наш город».

IV неделя

Целевая прогулка по территории детского сада.

Средняя группа

«Вместе дружная семья»

В средней группе продолжается работа по воспитанию любви к маме, начатая в младшей группе. Особое внимание необходимо обратить на то, как ребенок может позаботиться о маме и о других членах семьи.

В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья – это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие пытаются помогать старшим.

Детям даются первоначальные знания о родственных отношениях в семье — каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа — тоже дочь и сын бабушки и дедушки.

В средней группе воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Необходимо вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои обязанности— накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате и т.д.

Большая работа в этом плане проводится с родителями во время индивидуальных бесед и консультаций. Без помощи родителей решить поставленную задачу невозможно.

«Детский сад»

Дети проводят в детском саду больше времени, чем в семье, поэтому, работая по данной теме, необходимо показать детям прежде всего, что детский сад похож на семью: как и в семье, в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые.

Воспитатель знакомит детей с трудом сотрудников детского сада: поваром, работниками прачечной, напоминает, что с каждой группой работают воспитатели, помощники воспитателей, объясняет, что делает медсестра.

Дети посещают помещения других групп. Воспитатель привлекает детей к заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки и др. Много целевых прогулок можно организовать по участку детского сада. Воспитатель учит детей ориентироваться на территории детского сада, обращает внимание на все новое, что появляется на участке: посадили новые кусты, заасфальтировали дорожки и т.д. Подводит детей к пониманию того, что все вокруг сделано руками людей, причем люди старались сделать свою работу хорошо, чтобы детям в детском саду было интересно. Поэтому ко всему нужно относиться бережно.

«Труд взрослых»

Дети средней группы продолжают знакомиться с трудом взрослых, прежде всего сотрудников детского сада. Воспитатель должен подчеркнуть, что сотрудники детского сада заботятся о детях. Он напоминает, что в младшей группе дети узнали о работе воспитателя, помощника

воспитателя, медсестры. Детей знакомят с трудом повара, работников прачечной.

Кроме этого, необходимо познакомить детей с теми видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты которой им знакомы и понятны, например почтальон, продавец.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Поэтому в средней группе проводятся целевые прогулки, целевые посещения и экскурсии.

Рассказывая о труде людей, воспитатель стремится вызвать в детях желание помогать взрослым в повседневной жизни: хорошо вытирать ноги при входе в помещение, тогда помощнику воспитателя будет легче мыть полы; чисто мыто руки, тогда работникам прачечной будет легче отстирать полотенца и т.д.

Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры, в которых закрепляются знания о труде взрослых.

Необходимо обратить внимание детей на то, что от того, как человек будет выполнять свою работу, зависит качество предметов, которые нас окружают. Поэтому любую работу нужно выполнять хорошо.

Чтобы сделать какой-либо предмет, человек затрачивает много времени и сил, следовательно, ко всему, что нас окружает, надо относиться бережно.

«Родной город»

В средней группе детям еще трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, проводя целевые прогулки, воспитатель прежде всего знакомит детей с близлежащими улицами. Он обращает внимание на то, что улиц много, каждая имеет свое название, у каждого дома есть номер. Постепенно дети подводятся к необходимости знать свой домашний адрес. Проводя наблюдения, воспитатель постоянно говорит о названии города, и дети его запоминают.

Во время таких прогулок рекомендуется обращать внимание детей на все положительное, что происходит вокруг — построили новый магазин, посадили деревья и т.д. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города это работа дворников, мусороуборочных машин, уборка снега, посадка зеленых насаждений и т.д. Постепенно дети начинают понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым — не сорить, посадить семена цветов на участке в детском саду и во дворе дома.

В средней группе уже можно провести несколько бесед по знакомству с достопримечательностями родного города. Начать следует с самой главной достопримечательности. Основная задача этих бесед — показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Иллюстраций, которые воспитатель показывает в ходе таких бесед, помещаются в патриотическом уголке, и воспитатель систематически к ним возвращается.

«Наша Родина»

Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной — вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.

Прежде всего воспитатель знакомит детей с природой России. Он показывает детям иллюстрации с изображениями лесов, полей, рек, морей, гор, подчеркивая, что Росси — страна красивая и большая. Он беседует с детьми о том, где они пропели лето, и обращает их внимание на то, что все дети были в разных городах, селах и видели, какая красивая наша страна.

Желательно показать детям и красоту, созданную руками русских мастеров, — это храмы, архитектурные памятники разных городов России и т.д. Воспитатель подчеркивает, что все это создано руками талантливых русских мастеров.

Необходимо обратить внимание детей на то, что и природу, и то, что создано руками людей, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет другие тоже могли этим любоваться.

В средней группе знакомят детей с русским национальным костюмом. Для этого в группу приносят кукол (мальчика и девочку), одетых в эти костюмы. Воспитатель рассматривает с детьми костюмы, обращая внимание на некоторые новые названия — косоворотка, кокошник и т.д. В дальнейшем, рассматривая иллюстрации к русским народным сказкам, воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты герои сказок. Особенно хороши иллюстрации к русским народным сказкам художника Е.Рачева.

Приобщая детей к русской культуре, воспитатель рассказывает им русские народные сказки, предлагает послушать в грамзаписи русские народные песни, заучивает русские народные потешки, знакомит с предметами народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, матрешками, хохломскими изделиями. Таким образом, к концу года у детей складывается представление о России как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Перспективный план по патриотическому воспитанию

в средней группе

Месяц

Неделя

Содержание работы

Сентябрь

I неделя

«Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье).

II неделя

«Моя семья» (любимые занятия родителей и других членов семьи).

III неделя

Беседа о младших членах семьи. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и беседа по её содержанию.

IV неделя

Беседа «Помощники» (об обязанностях, которые дети

Октябрь

I неделя

Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».

II неделя

Экскурсия по детскому саду (знакомство с помещениями детского сада и его сотрудниками).

III неделя

Посещение группы раннего возраста (воспитание заботливого отношения к малышам).

IV неделя

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада

Ноябрь

I неделя

Проект «Письмо в сказочную страну» (знакомство с профессией почтальона).

II неделя

Рисование «Мой детский сад».

III неделя

Рассматривание иллюстраций о природе России. Чтение стихотворения о березе.

IV неделя

Как звери готовятся к зиме

Декабрь

I неделя

«Мы следопыты» (природа родного края).

II неделя

Беседа «Мой родной город».

III неделя

IV неделя

Целевая прогулка по близлежащей улице (закрепить название улицы, на которой находится детский сад).

I неделя

«Мы следопыты» (природа родного края).

Январь

II неделя

Рисование «Украсим улицы города».

III неделя

Природоохранная акция «Покормим птиц зимой».

IV неделя

Беседа о достопримечательностях родного города.

Февраль

I неделя

Создание с детьми фотоальбома «Мой родной город».

II неделя

«На земле, в небесах и на море» (беседа об армии, о родах войск).

III неделя

«Папы, дедушки – солдаты» (беседа о государственном празднике «День защитника Отечества»).

IV неделя

Спартакиада «К защите Родины готов!»

Март

I неделя

Фольклорный праздник «Проводы русской зимы».

II неделя

Беседа «Моя мама лучше всех».

III неделя

Чтение Н. Артюховой «Трудный вечер» (воспитание заботливого отношения к маме).

IV неделя

Рассматривание дымковских игрушек и рассказ воспитателя о них.

Апрель

I неделя

Рассматривание изделий хохломской росписи, рассказ воспитателя о данном виде прикладного искусства.

II неделя

Акция «Природа просит защиты» (бережное отношение к природе родного края).

IV неделя

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

I неделя

Рассматривание изделий хохломской росписи, рассказ воспитателя о данном виде прикладного искусства.

Май

I неделя

Рассказ воспитателя «День Победы».

II неделя

Рисование «Салют победы».

III неделя

Знакомство детей с флагом России.

IV неделя

Знакомство детей с флагом Тверской области.

Старшая и подготовительная к школе группы

«Вместе дружная семья»

Со старшими дошкольниками продолжается работа, начатая в средней группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи.

В старшем дошкольном возрасте следует уделить внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны помогать им: помыть посуду, постирать какие-то свои мелкие вещи, подмести пол, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание следует уделить заботе о престарелых членах семьи — бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.

Впервые детей знакомят с родословным древом. Воспитатель проводит эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал, воспитатель показывает детям, что история их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут.

В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики — мужчинам, девочки — женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место в группе девочке, в транспорте женщинам и девочкам, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких и девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др.

«Детский сад»

Старших дошкольников продолжают знакомить с детским садом. Особое внимание уделяется обучению детей умению ориентироваться в помещениях детского сада. Воспитатель дает детям поручения сходить в методический кабинет, на кухню, предлагая на словах объяснить, как туда дойти.

Следует обратить внимание на знакомство старших дошкольников с сотрудниками детского сада. В этом возрасте желательно познакомить с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщика, кастелянши. Ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники. Следует постоянно возвращаться к разговору о труде сотрудников детского сада, предлагая детям сходить на кухню, в прачечную и поблагодарить сотрудников за их заботу о детях.

«Труд взрослых»

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. В старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд — это проявление заботы людей друг о друге. Особенно ярко это видно на примере труда хлеборобов, поэтому в пособии предлагаются различные виды работ по знакомству детей с трудом в деревне: занятия, чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения.

Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая ее значимость и необходимость.

Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

«Родной город»

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется и усложняется работа по знакомству с родным городом. Проводится много целевых прогулок по близлежащим улицам. Это необходимо не только для того, чтобы закрепить знания детей о названиях улиц, но и чтобы научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь многие дети осенью пойдут в школу и такие знания им пригодятся.

Детей знакомят с округом, в котором они живут. Каждый округ (район) имеет свое название. Воспитатель знакомит детей с этим названием, объясняет его происхождение, рассказывает о главных улицах, предприятиях, достопримечательностях округа.

Усложняется работа по знакомству детей с историей родного города. Знакомя детей с достопримечательностями города, желательно связать эту работу с историей России, чтобы дети понимали — история родного города неразрывно связана с историей их страны.

«Родная страна»

Основная задача в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с родной страной — вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к ее истории. В этой работе можно выделить следующие направления:

—дать элементарные сведения об истории страны и ее символике; о борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории;

— показать, что Россия — страна большая, богатая. Познакомить с картой страны, показать, как читать карту, что карта может рассказать о природе

страны и ее богатствах;

— рассказать детям, что Россия — страна многонациональная, воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

— познакомить детей с различными традициями русского народа, с его культурой;

— рассказать детям о людях, прославивших Родину и свой родной город.

В старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям, что в мире много стран, в каждой стране свои традиции, своя культура. Познакомить детей с картой, глобусом, научить их находить границы своей страны, других стран, находить главные города разных государств. Подвести детей к пониманию того, что мы все жители одной планеты — Земля, и от людей зависит, какая жизнь будет на этой планете.

Перспективный план по патриотическому воспитанию

в старшей группе

Месяц

Неделя

Содержание работы

Сентябрь

I неделя

Беседа с детьми о летнем отдыхе (страна большая, наш город её часть).

II неделя

Беседы о профессиях родителей.

III неделя

«Дружная семья» (рассматривание фотоальбомов «Семейные традиции»).

IV неделя

Целевая прогулка вокруг детского сада (закрепление названий ближайших улиц).

Октябрь

I неделя

Создание макета «Дорога от детского сада до школы».

II неделя

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу Лихославлю» (закрепление знаний о родном городе).

III неделя

Изготовление фотоальбома «Достопримечательности родного города».

IV неделя

Проект «Изготовление герба города».

Ноябрь

I неделя

«Наш край – Тверская область» (беседа, рассматривание карты Тверской области).

II неделя

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир Тверской области).

III неделя

Рассматривание альбома «Звери родного края».

IV неделя

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете», посвященных дню матери.

Декабрь

I неделя

«Золотая Хохлома» (рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Рассказ воспитателя о хохломских изделиях).

II неделя

«Сине-голубая Гжель» (рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Рассказ воспитателя об истории гжельского промысла).

III неделя

Фольклорный праздник «Русская матрешка».

IV неделя

Природоохранная акция «Не рубите ёлочку».

Январь

III неделя

Рассматривание и развешивание кормушек для птиц, изготовленных совместно с родителями.

IV неделя

Природоохранная акция «Берегите птиц».

III неделя

Рассматривание и развешивание кормушек для птиц, изготовленных совместно с родителями.

Февраль

I неделя

«Защитники земли Русской» (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

II неделя

Беседа «Наша армия» (воинские профессии).

III неделя

Акция «Подарки для защитников Отечества».

IV неделя

Праздник « День защитника Отечества».

Март

I неделя

Фольклорный праздник «Проводы русской зимы».

II неделя

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 марта.

III неделя

«Наша Родина – Россия» (рассматривание карты России).

IV неделя

Беседа «Москва – главный город нашей страны».

Апрель

I неделя

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

II неделя

Беседа «Путешествие в космос».

III неделя

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны».

I неделя

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Май

I неделя

Тематический праздник «День Победы».

II неделя

«Наш край» (рассматривание карты Тверской области).

III неделя

Рассказ воспитателя о символике родного края.

IV неделя

Беседа «Люди каких национальностей населяют нашу область».

Перспективный план по патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе

Месяц

Неделя

Содержание работы

Сентябрь

I неделя

Беседа с детьми о летнем отдыхе (страна большая, наш город её часть).

II неделя

Рассматривание семейных фотоальбомов. Знакомство с родословным древом.

III неделя

Рассматривание рисунков гербов семьи, которые дети выполнили совместно с родителями.

IV неделя

Посещение детей групп раннего возраста при одевании на прогулку. Игры с ними во время прогулки

Октябрь

I неделя

Оформление альбома «История детского сада».

II неделя

Рисование с детьми плана детского сада.

III неделя

Экскурсия по близлежащим улицам. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.

IV неделя

«Я и мой город» (беседа о достопримечательностях родного города).

Ноябрь

I неделя

«Встреча с прекрасным» (посещение выставочного зала «Радуга», знакомство с художниками родного города).

II неделя

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с поэтами и писателями родного города.

III неделя

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

IV неделя

Музыкальный досуг, посвященный Дню матери.

Декабрь

I неделя

Беседа «Наш край – Тверская губерния».

II неделя

Проект «Символика Тверской области и родного города»

III неделя

Рассматривание альбома «Завидовский научно-опытный заповедник».

IV неделя

Изготовление плакатов «Сохраним красавицу елку».

Январь

I неделя

Природоохранная акция «Помогите птицам зимой».

II неделя

Беседа «Наша родина – Россия».

III неделя

Беседа «Москва – столица России».

Февраль

I неделя

Беседа о памятниках защитникам Отечества.

II неделя

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

III неделя

Беседа «Верные друзья пограничников – собаки».

IV неделя

Чтение З. Александрова «Дозор».

Март

I неделя

Фольклорный праздник «Проводы русской зимы».

II неделя

Праздник «Наши мамы».

III неделя

«Сине-голубая Гжель» (Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Продолжать знакомство с историей гжельского промысла.)

IV неделя

«Золотая Хохлома» (Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Продолжать знакомство с хохломской росписью.)

Апрель

I неделя

Рассказ о национальных традициях русского народа – хлебосольстве.

II неделя

Беседа «Путешествие в космос».

III неделя

Чтение А. Неходы «Летчики».

IV неделя

Акция «Никто не забыт» (изготовление подарков для ветеранов ВОВ).

Май

I неделя

Беседа «Они сражались за Родину».

II неделя

Беседа о ветеранах ВОВ.

III неделя

Рассказ педагога о Героях Советского Союза.

IV неделя

Беседа об участниках Чеченской и Афганской войны. Или организация встречи с интересным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система работы по патриотическому воспитанию + занятия

В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России...

Система работы по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с родным городом.

современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю....

Презентация опыта работы тема:"Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной"

Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной...

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Методические рекомендации для педагогов "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"...

Доклад к педсовету из личного опыта "Система работы по патриотическому воспитанию".

Особое место в моей работе отводится патриотическому воспитанию детей. Ведь формирование  отношения к стране, в которой мы живём, её природе, людям, государству в целом должно начинаться с раннег...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...