Кружковая работа "Родной край"
статья (средняя группа)

В статье автор Сидорова А.А. раскрывает работу кружка "Родной край" в формировании толерантного поведения детей с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_saa_na_pedchtenie.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Работа кружка «Родной край» в формировании толерантного поведения детей дошкольного возраста

Сидорова Алена Антоновна,

воспитатель МБДОУ д/с №30 «Малышок»

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребенка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. С этой целью мною выбрана тема кружка «Родной край», где дети, в первую очередь, знакомятся с культурой и традицией коренного народа саха. Второй год провожу этот кружок в старшей группе «Солнышко», где ходят дети 7 национальностей: якуты, русские, таджики, украинка, армянка, узбечка, тувинец.

Сперва разработала перспективный план кружковой работы на 1 год, а потом на второй год по ознакомлению их с культурой и традицией народа саха, используя и обогащая материалы из научно-популярных литератур, краеведческих источников, также общеобразовательных программ, как «Эркээйи», «Тосхол». В плане кружка, краеведческого направления, включила следующие темы из истории и культуры якутского народа: «Якутск — многонациональный город», «Якуты, русские, армяне, киргизы, таджики, украинцы и др.», «Мои родители — якуты, армяне, киргизы и др», «Зима начинается с Якутии» или «Якутия — полюс холода», «Чысхаан (Эһээ Дьыл), Хаарчаана, Дьыл Оҕуһа». «Музыкальная культура коренных народов Якутии», «Музыкальный инструмент – хомус», «День родной письменности», «Якутский язык. Алфавит», «Национальные игры и игрушки народов Якутии», «Элементы якутского орнамента», «Детские писатели Якутии», «Якутский героический эпос «Олонхо», «Якутский священный столб - сэргэ», «Национальные танцы народов Якутии», «Национальный праздник ысыах» и др.

При отборе тем кружка учитываю возрастные особенности детей, также при ознакомлении с культурой и традицией народа саха основная наша цель заключается в передаче мудрости и самобытности якутского народа. Ребенок через беседу, разнообразные игры осмысливая, размышляя, сравнивая познает культуру другого народа и тем самым у него формируется первоначальное представление о якутском народе как коренном народе республики, где он живет и растет.

Исходя из вышеизложенного поставлены следующие задачи по формированию толерантного поведения у детей дошкольного возраста:

- зарождение интереса детей к познанию особенностей жизни коренного народа саха;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к коренным народам саха;

 - развитие умений отражать полученные знания о якутской национальной культуре в повседневной жизни; 

- развитие творческих способностей детей;

- первичная социализация к жизни в многонациональном коллективе.

В каждом занятии кружка подбираю подходящие иллюстрации, музыкальное сопровождение, готовлю презентационный материал, подбираю разные виды игр: дидактические, подвижные, словесные. Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. К.Д.Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры – значит познать природу детства.

После каждого занятия детям задаю следующие контрольные вопросы:

- Что узнали из этого занятия?

- Что интересного сегодня узнали?

- Что больше всего запомнился вам из истории или культуры народа саха? Почему?

- Где-нибудь, когда-нибудь об этом слышали или видели?

- Какие новые слова узнали? Эти слова что означают?

- Хотелось бы вам очутиться прямо сейчас в это время, пространство, мероприятии и т.д.?

- Где-нибудь похожие моменты, истории, детали, произведения и т.д. встретили?

Ниже приведу короткий пример, как ответили дети. Тема была такая: «Национальный праздник ысыах».

Вопрос воспитателя (руководителя):

Ответы детей:

- Как называется якутский Новый год?

- Ысыах.

- Что узнали о якутском празднике?

- Это якутский Новый год. Проводится летом. Люди одевают национальный костюм. Женщины, девушки платья халадаай с украшениями, а мужчины, мальчики якутскую рубашку с ремнем.

- Какие состязания проводятся на ысыахе?

- Конные скачки, длинные косы, борьба сильнейших и т.

- Какие обряды делают во время ысыаха?

- Люди встречают солнце и тем самым получают энергию на весь год.

- Какие новые слова узнали сегодня?

- Ысыах, осуохай, кумысопитие, алгыс, алгысчыт.

- Когда, оказывается, проводится якутский новый год?

- Летом, а не зимой.

Перед тем как проводить занятие организую среду. Пространственно-предметная среда как часть образовательной деятельности выступает стимулятором для расширения кругозора, мышления, восприятия детей. Так, свою работу начала с подготовки патриотического уголка в группе. Полка сделана из дерева в виде красочного Аал Луук мас, где хранятся якутские сувениры, чороны, национальные настольные игры, книги, журналы с иллюстрациями и т.д. Детей познакомила с особенностями якутской национальной культуры – балаганом, бытом, укладом жизни народа саха, куклами в национальных костюмах. В процессе ознакомления с патриотическим уголком у детей сформировала любовь, уважение к коренному народу саха, желание узнавать о нем в дальнейшем все больше нового и интересного.

Для того, чтобы привлечь большее внимание ребенка пытаюсь провести экскурсии, беседы, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, показ презентаций. Место, где проводится занятие, зависит от темы кружка и каждый раз меняется. Вот недавно были в «Музее мамонта», где дети впервые с родителями увидели настоящие останки от мамонта, бизона и др., которые вызвали у всех только положительные эмоции и впечатления.

Кроме беседы на занятиях кружка рисуем, лепим, делаем аппликацию. Например, рисовали акварелью чороон, кытыйа, сэргэ, флаг РС (Я), лепили мамонта, лошадку, собаку, медведя, вырезали снежинки, изготовили открытку в Новом году и т.д.  И, каждый раз нам помогают куклы Сардаана и Сандаара, которые рассказывают, объясняют суть темы кружка. На таких занятиях дети глубже знакомятся с обычаями и культурой якутов, укрепляют навыки рисования, лепки и аппликации.

В занятиях кружка большой интерес вызывают у детей якутские настольные игры «хаамыска», «хабылык», «оҕустар харсыһыылара», музыкальный инструмент хомус, чороон, дидактическая игра «Путешествие в страну Олоҥхо». Дети с большим интересом слушают и смотрят презентацию о сюжете и героях Олонхо, затем играют в мною разработанную дидактическую игру «Путешествие в страну Олоҥхо». По мнению многих исследователей народной педагогики, героический эпос олонхо должен стать для детей знакомым народным достоянием родного края, который дал бы возможность почувствовать сопричастность к народным традициям, увидеть своим «внутренним зрением» духовную картину мира народа саха.

Для развития кругозора у ребенка, закрепления пройденных тем также разработала игровое лото «Якутия - родной мой край». Отрадно, что эту настольную игру в республиканском смотре-конкурсе наглядно-дидактических пособий по развитию лексико-грамматического строя речи детей, который проходил в январе 2018 г., отметили Дипломом 3 степени. Такие дидактические игры, в первую очередь, развивают мышление, память и внимательность. Играя в эти настольные игры, у ребенка с дошкольного возраста обогащается кругозор, расширяется словарный запас, появляется навык играть по правилам.

Так при ознакомлении детей с историей и культурой коренного народа саха веду дневник наблюдения, где отмечаю реакции детей, эмоции после занятия, ответы на вопросы, беседы, что больше всего их заинтересовало и что запомнили. Наблюдение за детьми показывает, что каждый ребенок с большим любопытством интересуется с историей и культурой коренного народа саха, им не так чуждо другая культура, как нам кажется, наоборот, ребенок запоминает те вещи, которые больше заинтересовали и волновали его. Например, половина детей в кружке каждый раз хотят играть на хомусе после ознакомления с этим инструментом. Мальчики стали играть в Ньургун Боотура, что они добрые и сильные, дерутся со злым богатырем и приносят мир на земле. Отсюда следует сделать вывод, что у ребят с каждым занятием формируется толерантное поведение к коренному народу саха. В конце года проводится итоговое занятие в виде отчета «Мы знаем и любим свой родной край».

Таким образом, если занятия кружка систематически и грамотно проводятся, то ребенок постепенно приобщается к уникальной национальной культуре народа саха, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Литература:

  1. Базовая программа «Тосхол» под редакцией Л.П.Лепчикова, М.Н.Харитонова, 2009.
  2. Васильев П.К., Охлопков М.К. Сахалыы оонньуулар: Пособие для воспитателей детских садов и учителей. Якутск: Кн.изд-во, 1985. – 72 с.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. — М. 1996. - 216 с.
  4. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. // Защити меня! – 2004. – С. 6-11.
  5. Ефремова Д.Г., Аржакова В.К. Ознакомление дошкольников с Якутией / Д.Г.Ефремова, Д.Г.Аржакова. – Якутск, 1998.
  6. От родного порога в мир общечеловеческих ценностей (программа “Эркээйи” в республике). – Якутск, 2002.
  7. Смирнова Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Возрастные особенности формирования толерантности. М.: ЦСО, 2003. - С 64-130 с.
  8. Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст] / Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.
  9. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1974. - Т. 1. - 164 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Наш край".

Программа разработана с целью ознакомление детей с родным краем, его природой, коренными народами Севера....

Кружковая работа "Люблю тебя мой край родной!"

программа для средней группы по казачеству....

Кружковая работа по теме "Край курая" для детей старшего дошкольного возраста.

Кружковая воспитательная работа для детей дошкольного возраста по изучению культуры , литературы родного края - Республики Башкортостан. Работа включает беседы по изучению родного края, традиций башки...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО ИЗУЧЕНИЮ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С БАШКОРТОСТАНОМ, С РОДНЫМ КРАЕМ

Содержание работы по направлению ознакомление с роднымкраем детей старшего дошкольного возрастаЦель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, пр...

кружковая деятельность "Юный эколог родного края"

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...

Рабочая программа кружковой работы "Мой край"

Программа разработана для детей подготовительной группы детского сада. В течение года мы изучали природу, растительный  и животный мир тундры, традиции, обычаи и быт ненцев. просматривали докумен...

План по кружковой работе в старшей группе «Всезнайки» на тему: «Ямал - мой край родной »

План по кружковой работе в  старшей группе  «Всезнайки» на тему: «Ямал - мой край родной »(возраст: 5-6 лет)Аннотация к  плану «Ямал - мой край родной &raq...