Главные вкладки

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Календарно-обрядовые праздники в ДОУ"
    проект

     Урбанова Инна Германовна

    ПРОЕКТ

    «КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ

    В ДЕТСКОМ САДУ»

     

    ВВЕДЕНИЕ:

    Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа.

    В работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре я для себя определила следующие направления:

    1. Работа с детьми по ознакомлению с народными календарными праздниками.
    2. Работа с родителями по вовлечению их в процесс реализации образовательного проекта.

     

    1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

     

             Основная цель данного проекта направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа,  формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно  с ним соприкоснуться.

    Проект характеризуется особой полнотой и разнообразием направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых.

    Образовательная цель проекта - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.

    Проект  не ограничен во времени, количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.

    Решение задач поставленных в проекте, поможет нам в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка. 

    Гипотеза:    

    Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.

    ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ

     

    Проблема патриотического воспитания сегодня волнует всех- педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне новое психологическое качество – ценностную ориентацию.

    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

    Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

    Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В  наше время обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни какой другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодежи, как в деревне, так и в городе.

    Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов культуры и наследия.

    Моя задача, как педагога – помочь ребенку научиться свободно, ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности.

     

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Цель:

             Воспитание творчески развитой личности через обогащение духовного мира ребенка, активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре, к истории и традициям своего народа.

    Задачи:

    1. Формировать у детей интерес к культуре русского народа.
    2. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал.
    3. Познакомить детей с устным народным творчеством, народными инструментами.
    4. Способствовать духовно-нравственному развитию ребенка, познавательной активности, любознательности.
    5. Развивать устную речь ребенка, умение образно описать предмет, дать яркую характеристику.
    6. Воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений.
    7. Привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

     

     

     

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     

    1. Организационно-подготовительный
    • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
    • Определение цели и задач проекта;
    • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
    • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
    • Составление тематического планирования мероприятий.
    1. Основной
    • Деятельность с детьми  в соответствии с тематическим планированием.
    • Работа в режиме инновационной деятельности.
    1. Заключительный
    • Обобщение результатов работы;
    • Анализ деятельности;
    • Презентация итогов работы.

     

     

     ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     

             В работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:

    • Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
    • Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.
    • Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
    • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.

     

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     

    Социальное развитие характеризуется общением ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение и разнообразные виды деятельности – главные условия усвоения детьми нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, обрядовых действий, гражданственности, любви к своей семье и родине, основа формирования детского сознания.

    Занятия познавательного цикла формируют интерес детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких. Знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным костюмом, русской кухней, ремеслом и народными художественными промыслами.

    Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство). Дети знакомятся со сказками, с народными приметами, пословицами и поговорками; разучивают песни, танцы, хороводные игры. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности на основе знакомства детей с произведениями народно-прикладного искусства.

     

    ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА

     

    • Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).
    • Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.
    • Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

    Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду» включает в себя разные виды деятельности. Вместе с детьми мы разучиваем русские народные подвижные игры, песни, потешки, заклички, сказки, знакомимся с историей русского национального костюма, изготавливаем атрибуты и костюмы к праздникам.

     

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     

    Огромное влияние на формирование у детей основ патриотического воспитания оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий в музеи, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми, оказывают помощь в изготовлении костюмов, альбомов, в организации мини-музея «Горница», являются непосредственными участниками на наших ярмарках и праздниках.

    Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми.

     

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

    ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ.

     

     

    Мероприятия

    Форма

    проведения

    Подготовка к мероприятию

     

    Материал

     

     

    Осенины

     

     

    Праздник

     

    Беседа о осенних праздниках, о народных  приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр.

     

    Костюмы, музыкальные инструменты.

     

     

    Рождество

    Христово

     

     

    Рождественские посиделки

     

    Рассказ о святочных праздниках, об обычаях  рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями колядками и.

     

    Иллюстрации с изображением ряженных

     

     

     

    «Пришла Коляда – отворяй ворота!»

     

     

     

     

    Развлечение

     

     

     

    Разучивание рождественских колядок, разучивание сценок колядования, разучивание русских народных игр «Прялица», «Бабка ежка».

    Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты.

     

     

    Масленица

     

     

    Праздник

    Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав.

     

     

     

    Вербное воскресение

    Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница».

    Посещение русской избы. Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе.

    Веточки вербы, народные костюмы.

     

     

     

    Пасха

     

     

     

     

    Праздник

    Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц.

    Костюмы, музыкальные инструменты,

    макет горки,

    пасхальные яйца

     

    Зелёные святки

    (Троица)

     

    Праздник о богине «Весне»

     

    Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен.

     

     

    Демонстрационный материал

     

     

     

    Иван Купала

     

     

    Праздник

    на улице

     

    Чтение стихов и прозы, разучивание хороводов обрядовых песен и игр.

    Плетение веночков

     

    Сценарии игр и обрядовых песен, материал для изготовления веночков

     

    КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.

     

    1. Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
    2. Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
    3. Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
    4. Быстрое запоминание текста.
    5. Обширный словарный запас.
    6. Большая сосредоточенность внимания.

     

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     

    • Обогащение духовного мира ребенка, у детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
    • Изменение ценностного отношения к истории и традициям своего народа.
    • Расширение знаний о традициях русского народа по устному народному творчеству и умение применять их в самостоятельной деятельности.
    • Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
    • Знание детей о календарно-обрядовых праздниках и желание активно участвовать в них.
    • Повышение заинтересованности родителей к возрождению народной культуры своего народа.
    • Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Календарно - обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы.

    Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в детском саду был организован музей “Горница”, куда с удовольствием ходят наши дети и родители. Здесь дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, старинный самовар, прялку, ткацкий станок, сундук для хранения одежды, утюг на углях и другие экспонаты, открывающие нам особенности русского быта и творчества.

    Дети стали проявлять активный интерес к культуре и быту своих предков, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально - практический отклик на окружающую действительность.

    По результатам диагностического обследования и анализа уровня знаний детей по изучению наследия русской культуры видно, что работа по реализации проекта приносит свои плоды. Для детей характерна выраженная положительная направленность по отношению к окружающему. Мотивом к этому выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

    В ходе работы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры, я стараюсь развивать личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Опыт моей работы одобрен и используется педагогами детского сада.

    В своей группе кроме вышеперечисленной работы я знакомлю детей с Государственным гимном, флагом, гербом РФ, а так же своей малой родины, развиваю уважение к государственной символике. Всегда в беседах, разговорах подчеркиваю красоту природы нашего края.

    Мои воспитанники постоянные участники конкурсов и фестивалей. За участие в городском фестивале народного творчества «Собирайся народ в наш весёлый хоровод!» детский коллектив награжден дипломом за 3-е место в номинации «Народный танец».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина"

    Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....

    проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"

    Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...

    проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"

    Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию.

    Проект состоит из 4 блоков, каждый из которых можно реализовать в отдельности....

    Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

    Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

    Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

    Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

    Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...