Конспект образовательной деятельности для детей 4 – 5 лет
план-конспект занятия (средняя группа)

Бучнева Наталья Борисовна

Формирование интереса к прикладному искусству русского народа  через построение образовательной деятельности в форме игры,  при которой дети являются активными участниками в  процессе решения проблемно - обучающих ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

 «Детский сад комбинированного вида №35 «Кораблик»

(МДОУ «Детский сад № 35»)

Конспект образовательной деятельности

для детей 4 – 5 лет

ТЕМА: «ПО СТРАНИЦАМ СКАЗКИ К.ЧУКОВСКОГО

«ФЕДОРИНО ГОРЕ»

Автор:  

воспитатель высшей

 квалификационной категории

Бучнева Наталья Борисовна

Категория: «Дошкольный возраст»

Номинация: «Методическая разработка

 занятия, урока, мастер-класса»

Петрозаводск

 2019

Бучнева Наталья Борисовна

Воспитатель МДОУ «Детский сад №35»

Образовательная деятельность для детей 4 – 5 лет

 «ПО СТРАНИЦАМ СКАЗКИ К.ЧУКОВСКОГО «ФЕДОРИНО ГОРЕ»

Цель: Формировать интерес к прикладному искусству русского народа  через построение образовательной деятельности в форме игры,  при которой дети являются активными участниками в  процессе решения проблемно - обучающих ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать  знания детей о декоративно – прикладном искусстве, а именно гжельской и хохломской росписей.
  2. Познакомить детей с некоторыми обычаями карельского народа.

Развивающие:

  1. Развивать эстетические чувства в условиях собственной практической деятельности.
  2. Способствовать развитию творческих способностей детей в орнаментальной деятельности, чувства цвета, ритма композиции при выкладывании орнамента на плоскости, самостоятельность, творческую инициативу.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к искусству родного народа.
  2. Воспитывать уважительное отношение, чувство любви и гордости к русскому народу, традициям родного края.

Предварительная работа:

  1. Беседы: «Сказочная Гжель», «История Хохломы».
  2. Рассматривание демонстрационных картин: «Хохлома», «Гжель».
  3. Чтение сказки К.Чуковского «Федорино Горе», просмотр спектакля в театре кукол Карелии по мотивам сказки К.Чуковского «Федорино горе», чтение стихов о народных промыслах.
  4. Оформление выставки семейных творческих работ по мотивам росписи «Гжель», «Хохлома» (раскраски, рисунки, поделки из соленого теста и пластилина.
  5. Оформление выставки посуды в развивающем центре группы «Художественная творчество».
  6. НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным творчеством в рамках проекта группы.
  7. Посещение выставки народных ремесел русского народа в театре «Маленькая страна».

Принципы построения образовательной деятельности:

  1. Принцип активности и сознательности - заинтересованное усвоение знаний и умений через решение практических и познавательных задач в самостоятельной деятельности детей.
  2. Принцип развивающей ориентации - развитие у детей творческой активности и самостоятельности.
  3. Принцип наглядности – систематизация знаний детей через использование иллюстративного материала при организации самостоятельной активной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей:

"Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Методы и приемы:

  1. Наглядный метод (иллюстративный материал).
  2. Словесный метод (вопросы, чтение отрывков из сказки, рассказ сказочного персонажа «Бабушки Федоры»,  словесная мотивация решения проблемной ситуации).
  3. Проблемно-поисковый метод (проблемные ситуации, коллективное обсуждение заданий).
  4. Прием эмоциональной заинтересованности (непосредственно-образовательная деятельность построена в форме поисковой игры, сюрпризный момент).
  5. Игровой прием (сюрпризный момент, игра «Автобус», физминутка «Самовар», посиделки с Бабушкой Федорой).

Оборудование и материалы:

  • следы зайца, вырезанные из бумаги;
  • игрушечный заяц с сумкой почтальона;
  • разрезные картинки тарелок гжельской и хохломской росписи для билетов на автобус;
  • картинка с изображением сита с росписью гжель и картинка с изображением корыта с росписью хохлома;
  • две пустые корзинки для найденной посуды;
  • картинки с изображением блюдца, чашки и самовара( для каждой команды по одной с соответствующей росписью);
  • два шаблона самовара, вырезанных из белой бумаги; маленькие картинки с изображением элементов орнамента Гжели, Хохломы и Дымки;
  • аудиозаписи отрывков из сказки К.Чуковского «Федорино Горе»;
  • предметы из фарфора, пластмассы, резины, дерева и бумаги в двух корзинках;
  • мнемотаблицы для описательного рассказа о народных промыслах, таких как Гжель и Хохлома;
  • по два конверта с изображением росписи Гжель, Хохлома, Дымка;
  • испеченный каравай;
  • скатерть с карельской вышивкой.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель раскладывает следы зайца на ковре, обращает внимание детей на следы, тем самым собирает детей в круг:

- Ребятки, чьи же это следы? (ответы детей), пойдемте по следам и посмотрим, кто же это к нам в гости прискакал?

Дети совместно с воспитателем идут по кругу, находят зайчика, воспитатель читает строки:

«Заяц прыгал и скакал, прыг-скок, прыг-скок и собрал нас всех в кружок»

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прискакал зайка – почтальон, что же он для нас принёс, давайте посмотрим.

Воспитатель достает из сумки зайца письмо от Бабушки Федоры из сказки К.Чуковского: (Приложение 1)

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, пишет вам бабушка Федора…

На опушке возле леса

Я живу совсем одна.

Раньше в доме был порядок,

И уют, и чистота опушке возле леса,

Я живу совсем,

И посуду я любила,

Её чисто – чисто мыла.

Годы шли, я постарела,

Лень меня вдруг одолела.

И стараться я устала,

Убирать дом перестала..

И решила вся посуда

Тут же от меня сбежать.

Я прощенья попросила,

И Она меня простила,

Только вот одна беда,

Воротилась, да не вся.

Видно где-то заблудилась

Помогите мне посуду отыскать.

Чтобы снова самовар начал чаем угощать,

Да на вышитой салфеточке стоять, приговаривать:

«Сладким чаем угощаю и ребят всех приглашаю».

Воспитатель: «Ребятки, что же делать? Может мы поможем бабушке Федоре отыскать посуду? А вместе с письмом зайчик принес нам конверты с подсказками, где посуду отыскать (в конвертах задания для самостоятельной деятельности детей в ходе образовательной деятельности). На чем нам с вами отправиться в путь? (ответы детей) А на автобусе вы ездили? Я предлагаю вам отправится на автобусе, согласны? У меня даже билетики на автобус есть, да не простые, а сказочные». (Воспитатель раздает детям разрезные картинки по мотивам росписи гжель и хохлома, тем самым дети делятся на две команды по 6 человек). (Приложение 2) «Ребята, пройдите к столам и попробуйте собрать картинку из своих билетиков, будьте внимательны, картинка получится только из билетиков, похожих друг на друга, найдите свою команду».

Дети собирают картинки и присаживаются вокруг столов группами по 6 человек.

Воспитатель: «Молодцы ребятки! Все готовы к путешествию? (Да!) Подумайте, какую посуду вы будете искать, кто готов ответить, хлопните в ладоши (дети догадываются, что посуда будет с росписью гжель и хохлома). Кто первый хлопнул в ладоши, тот дает ответ. Вторая команда тоже хлопает в ладоши, если согласны с ответом, если с ответом не согласны – топают.

Воспитатель: «Отправляемся в путь»!        

Проводится  игра с движениями «Автобус» по словам Е.Железновой: (Приложение 3)

Вот мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим.

И из окошечка глядим, всё глядим.

Глядим назад,глядим вперед,

Вот так вот, вот так вот.

И мы не просто так сидим

Бип – бип – бип ( 2 раза)

Мы громко – громко все гудим

Бип – бип – бип.

Пускай автобус нас трясет.

Вот так вот, вот так вот.

Мы едем , едем все вперед,

Вот так вот.

Воспитатель: «Ребята, вот мы и прибыли в сказку «Федорино Горе» (звучит аудиозапись - отрывок из сказки:

Скачет сито по полям, а корыто по лугам,

За лопатою метла вдоль по улице пошла.

Топоры то, топоры,

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза, растопырила глаза:

«Что такое, почему,  ничего я не пойму!...»

Воспитатель: «Вот корыто, сито вот (достает картинки с изображением сита (роспись гжель) для одной команды, корыто (роспись хохлома) для другой команды (Приложение 4), Разложи их так, как в сказке, сам, без чьей либо подсказки, где чей домик подскажи, быстренько его найди (детям предложены три конверта с изображением элементов росписи на каждом: гжель, хохлома, дымка, детям предлагается узнать элемент узора в своей картинке (сито, у других корыто) в соответствующем конверте и положить картинку в конверт).

Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Покажите, как вы справились с заданием! (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).

Зайчик: «Вы большие молодцы, справились с заданием, вот вам и первый предмет посуды, положите его в корзинку (зайчик дает детям расписные блюдца, соответствующие их росписи). (Приложение 5)

Звучит аудиозапись отрывка из сказки:

А за ними блюдца, блюдца

Дзынь – ля – ля, дзынь ля – ля!

Вдоль по улице несутся

Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля!

На стаканы – дзынь! -  натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются!

Воспитатель: «И стаканы дзынь – разбиваются? И быть может они и ломаются? Если бьются стаканы Федоры, ломаются, да о землю они разбиваются, из чего они? Из фарфора? Из дерева или бумаги? А может из пластмассы или резины? Выберите, пожалуйста, тот материал, из которого изготовлена ваша посуда (воспитатель ставит на стол корзинку с предметами из фарфора, дерева, резины, пластмассы, бумаги). Почему вы так решили? Егор, а ты как думаешь? Правильно, молодцы»

Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Покажите, как вы справились с заданием  (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).

Зайчик: «Вы снова справились, и я отдаю вам вот эти красивые расписные чашечки (дети кладут картинки с изображением чашек в корзинку). (Приложение 5)

Звучит аудиозапись из сказки:

Самоварище сидит и товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:

«Бу – бу – бу!, Бу – бу – бу!».

Воспитатель: «Самовар вернуть поможет роспись дивная, быть может?! Ну, ребятки удалые, все  картинки расписные. Подберите-ка наряд новый самовару, и тогда он снова порадует Федору (воспитатель раздает детям шаблоны самовара, вырезанного из белой бумаги (приложение 6) и картинки с элементами росписи гжели и хохломы (приложение 7) для каждой команды свой орнамент, в элементах орнамента присутствует дымковский узор, который дети исключают, выполняя задание).

Воспитатель: «Ребятки, а почему эту роспись вы исключили? Маша, а ты как думаешь? Катя, а ты?»

Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши». Покажите, как вы справились с заданием другой команде (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).

После выполнения задания зайчик вручает детям картинку с изображением самовара (гжель и хохлома) (приложение 5).

Воспитатель: «Самовар смогли вернуть, не пора ли отдохнуть?»

Физминутка «Самовар»: (приложение 8)        

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (дети поднимают плечи)        

Больше греться не хочу (поворот из стороны в сторону)

Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (дети прыгают на месте)

Крышка громко зазвенела, пейте чай, вода вскипела! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: «Ребятки, мы нашли всю посуду Федоры, но наш зайчик – почтальон не знает, что же это за посуда такая расписная красивая, расскажите, пожалуйста, зайчику про посуду, которую вы искали, а помогут вам в этом волшебные картинки (воспитатель раздает группам мнемотаблицы для составления краткого рассказа о росписи) (приложение 9).

Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Расскажите, как вы справились с заданием другой команде» (команды рассказывают друг другу о посуде, если те согласны, хлопают, если нет, топают).

В группу заходит сказочный персонаж Бабушка Федора в карельском костюме, дети отдают ей посуду. Федора благодарит детей за помощь и приглашает к столу, на котором стоит на карельской скатерти самовар, а рядом с ним испеченный каравай.

Федора: «Ребята, а расскажите мне, пожалуйста, от куда вы ко мне в сказку попали? Где вы живете, в какой Республике? (ответы детей, если дети путаются, воспитатель помогает). А вы знаете, что карелы очень бережно относились к хлебу, даже ребенок знал, что нельзя было класть каравай на стол «Вниз головой». Когда хозяин начинал резать хлеб, дети стремились получить горбушку (съевший ее быстро рос). Второй кусок старались не брать – он ленивый. За третий ломоть шла борьба – получивший его становился шустрым и быстрым. Я хочу подарить вам такой каравай, когда в группе сядете, чай с караваем пить, вспомните добрые карельские традиции, о которых я вам рассказала».

Федора: «Ребята, расскажите про свое путешествие! Что было самым интересным? Что больше всего запомнилось? Маша, а тебе? Ваня, а тебе? Вы большие молодцы и помощники! А как вы можете еще помогать взрослым? (Федора подводит ответы детей к тому,  что можно помогать убирать со стола после приема пищи, Федора просит ребят не забыть убирать за собой посуду после чаепития в группе). Ребятки, делу время, а потехе час, пора и вам возвращаться в детский сад. А на прощание я подарю вам скатерть, которую вышили карельские девицы,  а вы в своем детском саду познакомитесь с карельской вышивкой. До свидания! ( Федора уходит)

Воспитатель: Приготовились к поездке? (Да!)

Проводится Физминутка: (приложение 10)

Мы в автобус дружно сели (приседают)

И в окошко посмотрели (тыльную сторону правой руки прислоняют ко лбу)

Наш шофер педаль нажал (имитирую нажатие педали ногой)

И автобус побежал! (бег на  месте)

Все! Приехали!Ура!

Выходите, вам пора! (ходьба на месте)

Воспитатель приглашает детей на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект образовательной деятельности детей младшей группы. Тема: «Как лесные звери зимуют».

Богат и многообразен мир природы. И начинать экологическое воспитание нужно с момента прихода ребёнка в детский сад. Образовательные мероприятия, это только маленькая часть развивающей среды наш...

Конспект образовательной деятельности детей II группы раннего возраста по итогам 2014-2015 учебного года Тема: «Божья коровка в гостях у детей»

Конспект образовательной деятельности детей II группы раннего возраста по итогам 2014-2015 учебного года...

КОНСПЕКТ Образовательной деятельности детей Тема: «Медовая сказка» Образовательная деятельность «Познание» Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»«Детский сад общеразвивающего вида №23»с приоритетным осуществлением ...