План работы мини - музея "Сенга Коця" (этнографической, нравственно-патриотической направленности)
рабочая программа (подготовительная группа)

Очир-Горяева Наталья Владимировна

План работы мини-музея в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_mini_-_muzeya_senga_kotsya.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  работы мини-музея

«СЕНГА КОЦЯ»

(этнографической, нравственно-патриотической направленности)

Возраст обучающихся: 6 -7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Очир-Горяева Наталья Владимировна – музыкальный руководитель

МБДОУ  «Брусничка»

г. Губкинский, 2018 г.

 Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых  нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Задачи педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать  детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии. В «Концепции модернизации российского образования»  сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у  детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» В.С. Сухомлинский

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить его в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации, в мир культуры.

Мини-музей ДОУ – это один из важных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно приобщиться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.

Мини-музей  ДОУ позволяет всесторонне решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на  основе создания педагогически целесообразно-организованной развивающей образовательной среды.

Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных "больших" музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовой культуры, а так же просветительской и популяризаторской деятельностью.

В ДОУ мини-музей – это, прежде всего среда. Это не только организация экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников). И так же музей в ДОУ несет просветительскую и популяризаторскую  деятельность.

Музей ДОУ ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольное учреждение.Главной его функцией становиться образование и воспитание.Главное в музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.

Содержание мини-музея в детском дошкольном учреждении, как правило, позволяет познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой, фольклором и пр.

С помощью данной программы педагог даёт возможность ребёнку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие. Знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с родной культурой с самого раннего детства. Программа поможет ребёнку попасть в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Цель программы:

  • формирование разносторонне  развитой личности воспитанника;  
  • формировать чувство любви к Родине на основе изучения  традиций народов России и коренных народов Ямала;
  • ознакомление детей с историей и культурой России, природным, социальным и рукотворным миром посредством музейной педагогики;
  • формирование человека с духовно-нравственной  системой ценностей,  связанных с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений;
  • сохранение, распространение и развитие национальной культуры и воспитание бережного отношением к историческому наследию  российского народа.

Задачи программы:

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
  • систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей детей;
  • приобщать детей к восприятию людей разных  культур народов   России, других традиций, выделяя существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
  • формировать толерантность, уважение к другим культурам народов России, их понимание, принятие.
  • интегрирование предметной среды музея, в котором дошкольники осваивают  окружающий мир средствами и формами музейной педагогики;
  • моделирование духовно-нравственного, интеллектуального, творческого  развития ребенка.
  • Расширять знания детей о жизни и быте коренных жителей Ямала.

Особенности реализации программы.

 Работа с фондом музея – включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов фонда по разделам музейной экспозиции.  Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями (законными представителями), родственниками, ветеранами по сбору музейных экспонатов и предметов.Работа с краеведческим, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом, опрос и анкетирование родителей (законных представителей) и других.    Просветительская (образовательная)  деятельность музея  включает  разработку  и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.). Информационно-аналитическая деятельность музея включает – оформление стендов, витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, создание видео и мультипликационных фильмов, сайт музея. Общественно-полезная деятельность музея: это реставрация музейных экспонатов,  создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов.

Формы работы:

  • Беседы;
  • Экскурсии;
  • Музыкально-литературные композиции;
  • «Встречи с интересными людьми» - поэтами, писателями, художниками  и артистами, а так же с ветеранами ВОВ, ветеранами нефтяной и газовой промышленности;
  • Организация выставок рисунков, поделок;
  • Организация и проведение конкурсов для родителей воспитанников
  • Праздничные мероприятия;
  • Выставки творческих работ детей и родителей;
  • Сбор информации  и создание летописи ДОУ;
  • Тематические беседы и занятия;
  • Конкурсы стихов.

Планируемые результаты освоения программы

С педагогами:

  • повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике;
  • инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного    процесса;
  • интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности   детей.
  • овладение педагогами практических навыков в организации познавательно- исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов.
  • методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию и организации музея, по развитию познавательной активности детей.

С детьми:

  • повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности;
  • появление интереса к музейной культуре;
  • развитие личностных качеств дошкольников;
  • повышение качества воспитания и образования дошкольников.

С родителями:

  • повышение музейной культуры у родителей;
  • повышение статуса семейного воспитания.
  • активное участие родителей в создании и оформлении  музея, в совместной с ребѐнком познавательной деятельности.
  • совместные творческие работы с детьми (рисунки, аппликации, альбомы, макеты, фотоколлажи…).

Формы подведения итогов:

  • Видео и фотоматериалы.
  • Выставки, экспозиции
  • Проведение итоговой игры - викторины «Ямал- удивительный край»
  • Размещение информации на сайт МБДОУ «Брусничка»
  • Отзывы родителей, педагогов ДОУ

Перспективный план работы мини-музея «Сенгакоця»

Сентябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Тема

«История нашего города Губкинский»

«Самый молодой город России»

«Наша Родина – Ямал»

«Наша Родина – Россия»

Музейная познавательная НОД

Беседа о городе. О его достопримечательностях, о жителях.  Обобщить знания о прошлом и настоящем родного края, городе, о людях труда. Воспитывать реалистические представления об

окружающей действительности.

Продолжаем ознакомление с историей возникновения и развития города, расширение кругозора в области многонациональности и геральдических символов города.

Беседа о Ямале: города, реки, растительный и животный мир.

Беседа о нашей Родине -России, её народах, областях. Пословицы и поговорки о Родине.  Формирование чувства причастности к истории Родины.

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Экскурсия к памятнику М.И. Губкина.

Выставка

Экспозиции

Выставка рисунков «С днём рождения, любимый город»

Выставка рисунков по ПДД «Будь внимательным»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини- музей в детском саду.

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Создание совета мини- музея ДОУ.

Октябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Тема

«Наш музей – машина времени»

«Какие бывают музеи»

«Осень на Ямале»

Музейная познавательная НОД

Беседа о том, какие бывают музеи. Музейные профессии.Правила поведения в музее. Уметь высказать свои впечатления о посещении музея.

Понятие «экскурсия», «экскурсовод»

Уметь проводить экскурсию, заинтересовать слушателей.

Познакомить детей  со знаменитыми музеями России и мира.

Создание «Красной Книги Ямала» (животные).

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Экскурсия в музей «Освоения Севера» (по плану ДОУ)

Выставка

Экспозиции

Выставка рисунков «Царица Осень»

Выставка творческих работ из природного материала «Краски осени»

Взаимодействие с родителями

Включение детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея ДОУ.

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Разработка и подбор материала ко дню рождения ДОУ «Наш первый юбилей»

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Тема

«Коренные жители Ямала»

«Наша маленькая история»

«Наш первый юбилей»

Музейная познавательная НОД

Формировать представление детей о жизни коренных жителей Ямала. Воспитывать дружественное отношение к другим народам.

Познакомить детей с коренным народом –ненцы.

Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Экскурсия «Наш детский сад»

Выставка

Экспозиции

Экспозиция кукол в национальной одежде: «Национальные костюмы России»

Фотовыставка к юбилею ДОУ «Наша маленькая история»

Взаимодействие с родителями

Пополнение фонда музея предметами

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Консультация для педагогов ДОУ «Музеи и музейная педагогика».

Декабрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Тема

«Одежда коренных народов Крайнего Севера»

«Традиционное переносное жилище - чум»

Музейная познавательная НОД

Познакомить детей с национальной одеждой ненцев, хантов и манси.  С некоторыми видами орнамента, которыми украшают свою одежду, обувь, предметы быта.

Развивать художественное восприятие посредством сказки «Первая ягушка», «Малица» М. Приходько. Воспитывать положительное отношение к культуре коренных народов Ямала.

Формировать представление о жилых постройках коренных народностей нашего края. Показать

последовательность установки чума, особенность его конструкции, порядок расположения семьи в

чуме.

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Экскурсия «Наш музей – хранитель культуры и истории родного края»

Выставка

Экспозиции

Конкурс - выставка творческих работ «Игрушка для ёлочки»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей «Коллекционирование в семье»

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Консультация для педагогов ДОУ «Специфика детских музеев».

Январь

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Тема

«Сыра ер*яля» - середина зимы.

«Зима в тайге»

«Природные богатства нашего края»

Музейная познавательная НОД

Знакомство с исчислением времени и календарем ненцев. Названия месяцев, бытовавшие у ненцев до недавнего прошлого, связаны с наиболее важными событиями в их хозяйственной жизни или явлениями природы.Календарный год у ненцев разбивался на два: один охватывал зимний период, другой — летний. Это не исключало таких понятий, и соответствующих им терминов, как зима (сыра: это же слово обозначает снег), весна (нара — ранняя, до ледохода; януй, венуй — поздняя), лето (та`), осень (нэрё).

Создание «Красной книги Ямала» (растения).

Расширять и обогащать знания детей о родном крае. Дать элементарные представления о полезных ископаемых - нефти и газе. Рассказать

детям о свойствах нефти и газа.

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Встреча с представителем коренных народов Сергеевой Раисой.

Выставка

Экспозиции

Выставка рисунков «Рождественский вернисаж»

Экспозиция «Такие разные матрешки»

Взаимодействие с родителями

Предоставить возможность родителям посещать мини-музей ДОУ

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Консультация для педагогов «Мини-музеи в детском саду»

Февраль

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Тема

«Промыслы Ямала»

«Мужские ремесла. Охота и рыбалка»

«Олень в жизни коренных народов Ямала»

Музейная познавательная НОД

Беседа о традиционных промыслах коренных народов Ямала. Чтение сказки «Гордый карась» М. Приходько

Рассказ о традиционной хозяйственной деятельности коренных народов – оленеводстве. Отражение отношения к оленю в экспонатах мини-музея. Чтение сказки «Каслание» М. Приходько.

Экскурсии, встречи с интересными людьми

«Музей приходит в гости»

Выставка

Экспозиции

Выставка «Открытка – хранительница прошлого»

Выставка фотоколлажей ко Дню Защитника Отечества «Наша армия родная»

Взаимодействие с родителями

Пополнение мини-музея экспонатами, символикой и атрибутами.

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Организация выставки детской книги к 250-летию со дня рождения  И.А.Крылова

Март

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Тема

«Хозяйка чума»

«Вечера долгие – руки умелые»

«Весна в тайге»

Музейная познавательная НОД

Воспитывать интерес к жизни и традициям коренных народов Севера. Чтение сказки «Куклы, идолы и хозяйка чума» М.Приходько

Беседа о женских ремеслах. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Создание «Красной книги Ямала» (птицы).

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Виртуальная экскурсия в музей им. Шимановского

Выставка

Экспозиции

Выставка рисунков «Как на масленой неделе…».

Экспозиция «Разноцветные россыпи России» (гжель, хохлома, жёстов, дымка)

Взаимодействие с родителями

Консультация «Значение музейной педагогики в дошкольном возрасте»

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Посещение праздника «День оленевода» с целью пополнения фонда музея.

Апрель

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Тема

«День Ворона –Харнаяля»

«Моя страна, мой город, моя семья»

Музейная познавательная НОД

День ворона издревле празднуют коренные народы Севера, они считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Ворон одним из первых прилетает на Север, и для коренных народов эта птица – символ возрождения природы и жизни.

Ко дню основания города продолжаем ознакомление с историей возникновения и развития города, расширение кругозора в области многонациональности и геральдических символов страны, города, Ямала.

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Экскурсия в МБОУ СОШ №7

Выставка

Экспозиции

Выставка творческих работ «Этот таинственный космос»

Выставка рисунков «Герб семьи»

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность с ребенком по созданию герба семьи.

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Организация выставки творческих работ кружка по тестопластике«Фантазия» и бумагоконструированию «Радуга»

Май

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

5-я неделя

Тема

«Праздник рождения оленят»

«Семейный альбом»

«Рассвет северной земли» - обряд «Прилёт птиц»

Музейная познавательная НОД

Май - самый ответственный месяц. Май год кормит, потому что от того, сколько оленят удастся сохранить от тундровых хищников и майской непогоды, зависит и благополучие оленеводов в последующие месяцы года. Олень для ненца - это символ жизни, а рождение СУ"ЛЯКО (олененок) означает, что жизнь продолжается! Опытные оленеводы заранее выбирают место для выпаса важенок (оленьих, будущих мам). Там должно быть много проталин, чтобы оленята не рождались на снег, и много ягеля, чтобы стадо не разбредалось в поисках корма.

Дать понятие «семейный альбом», формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Расширять познание о роли взрослых и детей в семье, воспитывать чувство гордости за членов своей семьи и желание заботиться о близких.

Дать понятие «семейный фотоальбом», формировать у детей представление о

семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о

друге;

Знакомство с традиционным праздником  народа селькупы. Обряд является главным годовым праздником, символизирующим переход от одного времени года  к другому. Он давал возможность встретиться всем семи родам селькупов на одном священном месте для проведения совместных обрядовых действий.

Экскурсии, встречи с интересными людьми

Экскурсия в Центральную Детскую Библиотеку

Выставка

Экспозиции

Выставка рисунков «Этот День Победы».

Экспозиция «Мы помним о войне»

Взаимодействие с родителями

Консультация «Всё начинается с детства»

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Подведение итогов работы музея.

Учебный план.

    Месяц

Тема занятий

Количество занятий

Сентябрь

«История нашего города Губкинский»

4

«Самый молодой город России»

«Наша Родина – Ямал»

«Наша Родина – Россия»

Октябрь

«Наш музей – машина времени»

4

«Какие бывают музеи»

«Осень на Ямале»

Ноябрь

«Коренные жители Ямала»

4

«Наша маленькая история»

«Наш первый юбилей»

Декабрь

«Одежда коренных народов Крайнего Севера»

4

«Традиционное переносное жилище - чум»

Январь

«Сыра ер*яля» - середина зимы.

3

«Зима в тайге»

«Природные богатства нашего края»

Февраль

«Промыслы Ямала»

4

«Мужские ремесла. Охота и рыбалка»

«Олень в жизни коренных народов Ямала»

Март

«Хозяйка чума»

4

«Вечера долгие – руки умелые»

«Весна в тайге»

Апрель

«День Ворона –Харнаяля»

4

«Моя страна, мой город, моя семья»

Май

«Праздник рождения оленят»

5

«Семейный альбом»

«Рассвет северной земли» - обряд «Прилёт птиц»

         36

Приложение.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! У нас с Вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином своей страны.

1.    Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи?  Подчеркните. Ответов может быть несколько.

•    Семья

•    Нравственность

•    Родина

•    Здоровье

•    Образование

•    Дружба

•    Творчество

•    Карьера

•    Другое (допишите).

2. Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети участвовали в создании экспонатов музея?

  • Да
  • Нет (почему?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Коллекции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Посещаете ли  Вы музеи, выставки?

  • да
  • нет
  • иногда

5. Знакомите ли Вы своего ребёнка с памятными  местами нашего города?

  • Да (какие)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Нет 1. Вырастет, сам узнает.   2. У меня нет времени.  3. Буду знакомить в школьном возрасте (нужное подчеркнуть).
  • Частично

6. Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?

  • Да
  • Нет (почему?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ходите ли Вы на парад 9 мая вместе с ребёнком?

  • Да
  • Нет

9. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Считаете ли Вы правильным, знакомить детей с коренными народами Крайнего Севера?

  • Да
  • Нет (почему?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за Ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовать  работу  музея в детском саду.

Литература:

  • Журнал «Ямальскиймеридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
  • Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  • Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
  • Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  • Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  • Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  • Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
  • Прядко А.А. проект «Наш Северный край»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в  современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...

План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...

План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...