План работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» на 2023 – 2024 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)

Шматова Екатерина Руслановна

Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.

         В настоящее время в системе российского образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса, уважения современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества. Организация работы по патриотическому воспитанию детей остается одним из актуальных направлений деятельности современного дошкольного образования. Нравственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023-2024_shmatova_e.r.docx45.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru

План работы по самообразованию

на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

на 2023 – 2024 учебный год

Составила воспитатель:

Шматова Е.Р.

г. Мичуринск 2023 год

Индивидуальный план самообразования

ФИО: Шматова Екатерина Руслановна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Тема самообразования: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Работа начата: 01.09.2023 год

Предполагается закончить: 24.05. 2024 год

Актуальность выбранной темы

        Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.

        В настоящее время в системе российского образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса, уважения современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества. Организация работы по патриотическому воспитанию детей остается одним из актуальных направлений деятельности современного дошкольного образования. Нравственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

        Цель: формирование представления детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

        Задачи:

Задачи для педагога:

  • повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
  • разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
  • разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
  • пополнить предметно-развивающую среду;
  • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • создать картотеку игр по данной теме;
  • провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

  • формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.  
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.  
  • развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).  
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.  
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Задачи для родителей:

  • создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

        Проблема

        Тема моего самообразования – «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО», которую я обозначила для себя.

        Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

        Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

        Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.

        Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

        Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

        Методы и приемы

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

        Формы работы с детьми:  

  • совместная деятельность воспитателя с детьми
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

         Формы работы с родителями:  

  • анкетирование родителей
  • консультации индивидуальные и групповые
  • беседы оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.  
  • проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей (с использованием ИКТ).

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

        обустройство патриотического уголка в группе;

        организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;

        организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);

        чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

         Ожидаемый результат.

Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:

  1. Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  2. Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  3. Место проживания: посёлок, район, город, область; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  4. Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  5. Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  6. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  7. Название планеты, на которой мы живем.
  8. Тесное сотрудничество с родителями.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Изучение методической литературы

В течение года

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями

2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

4.Подготовка и оформление проектов

5. Создать коллекцию мультимедийных и интерактивных разработок по лексике и грамматике для интерактивной доски.

Список литературы

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2017.
  2. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: Мозаика-Синтез, 2019.
  3. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью», М.: Изд-во Цгл, 2008.
  4. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека», Москва «Педагогика», 1990.
  5. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье».
  6. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  7. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Издательство: ГНОМ И Д, 2012.
  8. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Изучение статей и опытов работы коллег по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Повышение компетентности.

Участие в семинарах, курсах, вебинарах

В течение года

Участие в работе по реализации ФГОС ДО.

Участие с детьми в конкурсах

Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом.

Обобщение опыта работы по теме самообразования через конкурсы регионального и всероссийского уровня.

Работа с детьми

Месяц

Вид деятельности

Форма отчета

Сентябрь

Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы» с учетом ФГОС.

Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала для работы с детьми по теме в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной деятельности

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений

Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы

 Экскурсия по детскому саду.

 Беседа «Кто работает в детском саду».

 Чтение пословиц и поговорок о дружбе.

 Беседа «Что такое доброта?»

Проект детского сада «Эта русская сторонка».

Стенд «Моя Родина – Россия». Картотека игр.

Оформление уголка детского сада «Моя малая Родина».

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Октябрь

Беседа: «День отца»

Рисование «Мой папа»

Экскурсии по родному городу

Беседа по теме: «Моя малая Родина - Мичуринск - история родного  города», «Улица, на которой я живу».

Знакомство с символикой нашего города.

Рисование «Герб Мичуринска».

Выставка рисунков «Улицы нашего города»

Оформление альбома «Символы России», «Моя страна»

Ноябрь

Знакомство с праздниками «Всемирный день ребенка», «День матери».

Рисование «Моя мама»

Экскурсия в музей

Мини-проект «Моя семья»

 Беседа «Моя семья»

 Рисование «Моя семья».

Составление рассказов о семье.

Выставка работ детского творчества.

Декабрь

Индивидуальные работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.

Папка индивидуальной работы с детьми

Знакомство с традициями празднования нового года.

Знакомство с зимними забавами и развлечениями.

Рисование «Наша нарядная елка».

Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка».

Чтение и заучивание новогодних стихотворений.

Выставка детского творчества.

Январь

Праздник «Рождество»

Развлечение «Русские святки».

Ознакомление с обычаями и традициями эвенкийского народа

Беседа «Где я живу, зачем нужно знать свой адрес».

Продуктивная изобразительная деятельность.

Выставка детского рисунка «Дом, в котором я живу».

Февраль

Подготовка праздника «День защитника Отечества».

Спортивный праздник, посвящѐнный Дню защитника Отечества.

Изготовление подарков для пап.

Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».  

С/р игра «Мы солдаты»

Знакомство с военными профессиями.

Чтение художественной литературы.

Конкурс чтецов «Наша армия сильна».

Выставка детского творчества.

Оформление картотеки «Стихи о Родине»

Оформление картотеки нравственно-патриотических игр.

Составление консультаций для родителей

Проведение родительского собрания

Март

Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Праздник «8 Марта».

Знакомство с народной культурой и традициями русского народа.  

Мини-проект «Профессии моих родителей»

Беседа «Все работы хороши».

Д/И «Кому что нужно».

Чтение художественной литературы.

Выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства.  

Оформление фотоальбома «Профессии моих родителей».

Апрель

Краткосрочный проект «Космос»

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Знакомство с достопримечательностями нашего города.  

Рассматривание фотографий.

Беседа «Улица, на которой находится мой детский сад».  

Рисование «Мой детский сад».

Май

Знакомство с праздником «День победы».

Утренник, посвященный Дню Победы.

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

Экскурсия в парк «Гвардейский» (совместно с родителями)  

Изготовление открыток ко дню Победы.

Конкурс чтецов «Победный май».

Выставка детского художественного-творчества «День победы»

В течение года

Самостоятельная игровая деятельность.

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях

Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности. Развитие творческой самостоятельности

Самореализация

В течение года

Публикация на официальном сайте

Статьи по теме самообразования, мастер - класс.

В течение года

Участие в конкурсах всероссийского и международного уровня

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Распространение опыта на собственном сайте

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Знакомство с особенностями образовательной работы на учебный год.

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребѐнком?»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи»

Родительское собрание (групповое).

Фотовыставка «Моѐ любимое село»

Октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.

Консультация для родителей «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»

Анкетирование «Актуальность патриотического воспитания в семье».

Оформление фотоальбома «Моя семья».

Ноябрь

Привлечение родителей к проектной деятельности по теме «Моя семья».

Оформление папки - передвижки для родителей «Азбука патриотизма».

Альбом» Моѐ любимое село»

Оформление альбома «Моѐ любимое село».

Декабрь

Привлечь к совместной творческой деятельности.

Консультация для родителей «Маленький гражданин России».

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника».

Творческий конкурс «Рождественский серпантин».

Январь

Привлечение к участию в конкурсе чтецов.

Февраль

Дать советы по формированию патриотических чувств в семье.

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

 Март

Тематическое мероприятие «Маму сильно я люблю ей стихи читать хочу».

Привлечение родителей к проектной деятельности по теме «Профессии моих родителей».

Оформление фотоальбома «Профессии моих родителей».

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое  воспитание. Моя малая Родина».

Акция «Посади дерево».

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Привлечь родителей к совместной творческой деятельности.

Оформление папки-передвижки для родителей «Это радость со слезами на глазах».

Подведение итога работы

Выставка рисунков «Мы – наследники Победы».

Взаимодействие с коллегами

Октябрь – ноябрь

Оформление листовок «Актуальные вопросы патриотического воспитания в ДОУ.

Декабрь

Совместная деятельность над педагогической практикой «Литературная гостиная Деда Мороза».

Февраль

Разработка и реализация совместного инфраструктурного проекта «Наша армия сильна!»

Апрель

Консультация «Разговоры о важном с дошкольниками»

Май -

подготовка и организация митинга для детей старшего дошкольного возраста у стелы в парке «Гвардейский»

Выход темы:

  • Оформление папки-передвижки на темы: «Азбука патриотизма», «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина», «Это радость со слезами на глазах».
  • Консультации для родителей: «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи». «Маленький гражданин России»
  • Изготовление картотеки нравственно-патриотических игр.
  • Подведение итогов самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников"

Использование ИКТ при ведении и оформлении документации группы....

План работы по самообразованию на тему: «Приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям». на 2018 – 2019 учебный год.

План работы по самообразованию на тему:«Приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям». на 2018 – 2019 учебный год....

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг

План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг...

План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ И СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГКН ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР на 2023 – 2024 учебный год.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ И СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГКН ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРна 2023 – 2024 учебный год....

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».  Цель...