Проект "Голубое ожерелье Санкт - Петербурга"
проект (подготовительная группа)

Цветкова Людмила Анатольевна

Проект "Голубое ожерелье Санкт - Петербурга" разработан с целью формирования экологических знаний о водных объектах региона, их состоянии и значимости в жизни города и горожан. В данном проекте представлены предполагаемые продукты проекта, этапы проекта, разные виды деятельности, критерии оценивания достижения образовательных результатов участников проекта, ожидаемые результаты от реализации проекта, библиография, технологическая карта одной из тем непрерывной образовательной деятельности. Участниками проекта являются воспитатели, дети и их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга»

             «Человек! Все в твоих руках!

             Чисто не там, где убирают,

             А там, где не сорят; хорошо там,

             Где берегут окружающую природу».

Источники водоснабжения Санкт-Петербурга берут свое начало в Ленинградской области. Город не испытывает недостатка в водных ресурсах, так как одно из достояний Ленинградской области - многочисленные водные объекты. Ладожское озеро наиболее крупный источник водоснабжения, одновременно служит приемником сброса вод от предприятий. Кроме того, люди бросают мусор в водоемы и около них.

Загрязнение вод Ладожского озера и рек, впадающих в него, привело к тому, что в озере отмечено появление сине-зеленых водорослей, выделяющих сильные токсины. Река Нева, вытекающая из Ладоги, относится к умеренно загрязненным, но в последние годы отмечается ухудшение качества вод в ней. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы является составной частью экологической культуры.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, потому что первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Именно в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Мы много рассказываем детям о реке Неве, ее красоте, архитектурных сооружениях на берегах Невы, водном транспорте. Но дети на знают проблему реки, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью реки: отсутствие представлений о значении воды, основных источниках загрязнения воды, последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Именно поэтому появилось идея разработать проект «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга».

Цель проекта: Формирование экологических знаний о водных объектах региона, их состоянии и значимости в жизни города и горожан.

Задачи:

Образовательные: - формировать представление детей о значении воды в жизни человека,

водных источниках, экологических проблемах, связанный с загрязнением водоемов;

- создание условий для освоения информации о водных объектах нашего города.

Просветительские: - направлять внимание родителей на экологическое воспитание детей, приобщать родителей к совместной деятельности с ребенком (экскурсии, рисунки и т.д.);

- пополнять домашнюю библиотеку разнообразной детской литературой о природе;

- пополнение домашней библиотеки участников проекта разнообразной детской литературой о природе и водных объектах.

Воспитательные: - воспитывать любовь к малой Родине, чувство взаимопомощи.

Предполагаемые продукты проекта: изготовление лэпбуков «Вода», «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга», книга «Наши путешествия по городу»: страничка «Водные путешествия».

Этапы проекта:

I этап: Подготовительный (сентябрь)

1. Изучение педагогическую и методическую литературу по теме проекта.

2.Анкетирование родителей на тему «Экологическое просвещение дошкольников»

3. Определение участников проекта.

4. Составление перспективного плана мероприятий

5. Круглый стол с родителями по теме проекта

- донести до родителей важность данной темы;

- определить содержание деятельности всех участников проекта;

- вызвать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.

6. Создание развивающей предметно – пространственной среды: подборка иллюстраций, стихов, рассказов, ребусов, мнемотаблиц, моделей экологического содержания (в течение всего проекта).

7. Подборка материала для продуктивной деятельности (в течение всего проекта).

II этап: Формирующий (октябрь – февраль)

Октябрь

1. Непрерывная образовательная деятельность: «Водовозы в Санкт - Петербурге» - воспитатели.

2. Беседа «Вода. Какая она?»: где встречается вода в повседневной жизни.

3. Игровая деятельность: малоподвижная игра «К речке быстрой мы спустились», сюжетно – ролевая игра «Водовозы», дидактическая игра «Сложи картинку» - воспитатели, дети.

4. Чтение художественной литературы: потешки «От водички, от водицы всё улыбками искрится!», И. Ревю «Рассказ про реку», стихотворение «Что такое вода» - воспитатели.
Загадки, пословицы, поговорки по теме – воспитатели.

5. Заучивание стихотворения «Воду нужно уважать».

6. Рекомендации родителям для чтения дома: М. Гумилевская «Рассказ о водяной капельке», Е. Мар «Океан начинается с капли: рассказ о воде».

7. Подбор иллюстраций и изготовление странички «Водовозы» для лэпбука «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга» - воспитатели, родители, дети.

8. Экскурсия к памятнику «Водовоза в Санкт – Петербурге» - родители, дети.

9. Оформление странички книги «Наши путешествия по городу»: страничка «Памятник водовозу» (фотографии у памятника, составление рассказа о своих впечатлениях от путешествия) – родители, дети.

Ноябрь

1. Непрерывная образовательная деятельность: «Первый водопровод в Санкт - Петербурге» - воспитатели.

2. Беседа «Как поступает вода в наши дома».

3. Игровая деятельность: подвижная игра «Ручеек», дидактическая игра «Что не так» - воспитатели, дети.

4. Чтение художественной литературы: потешка «Знаем, знаем, да-да-да где ты прячешься, вода!», стихотворение «Я воду из – под крана налил» - воспитатели.

5. Рекомендации родителям для чтения дома: М. Пластов «Капля в море», М. Поступальская «Планета Океан: рассказы о воде».

6. Подбор иллюстраций для лэпбука «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга»: страничка «Водопровод» - воспитатели, родители, дети.

7.  Экскурсия в музей «Вселенная воды».

8. Оформление странички книги «Наши путешествия по городу»: страничка «Вселенная воды» - фотографии в помещениях музея, составление рассказа о своих впечатлениях от путешествия.

Декабрь

1. Непрерывная образовательная деятельность: «Откуда в дом приходит вода и куда она уходит»

2. Беседа «Значение воды».

3. Игровая деятельность: подвижная игра «Море волнуется раз», дидактические игры: «Собери и назови», «Узнай по описанию».

4. Заучивание стихотворения «Берегите воду»

5. Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), Т. Жиброва «Вода из – под крана».

6. Рекомендации родителям для чтения дома: Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Н. Сладков «Подводная газета», «В подводном лесу».

7. Подбор иллюстраций для лэпбука «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга»: страничка «Откуда в дом приходит вода и куда она уходит» - воспитатели, родители, дети.

Январь

1. Непрерывная образовательная деятельность: «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга (водные ресурсы родного края: пляжи, реки, озера)»

2. Беседы «На пруду», «Ручейки и озера», «Родники. Образование родников», «Какие рыбы живут в водоемах нашего края?

3. Игровая деятельность: сюжетно – ролевая игра «Путешествие на лодке», подвижная «Рыбаки и рыбки», дидактические игры «Кто где живет», «Четвертый лишний», «Чей кораблик доплывет быстрее».

4. Физминутка: «Кто среди болотных вод».

5. Рассматривание иллюстраций: В. Васнецов «Аленушка», И. Левитан «Озеро», карта водоемов Санкт – Петербурга.

6.Отгадывание ребусов по теме.

7. Чтение художественной литературы: Н. Рыжова «Жила была речка», Н. Рыжова «История одного пруда», Т. Жиброва «Ручеек».

8. Экспериментальная деятельность: «Фонтан»

9. Слушание: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. 

10. Рекомендации родителям для чтения дома: Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Е. Муур «Крошка Енот»

11. Подбор иллюстраций для лэпбука «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга»: страничка «Пляжи, реки, озера» - воспитатели, родители, дети.

Февраль

1. Непрерывная образовательная деятельность «Берегите воду». Цель: формировать представление о том, как загрязнение водоемов влияет на жизнь их обитателей, прививать бережное отношение к воде.

2. Беседы «Кто такие экологи?», «Как нужно себя вести около рек?», «Как содержать в чистоте реки?»

3. Просмотр мультфильма «Берегите воду» творческого объединения «Экран», 1982 г., беседа после просмотра мультфильма на тему: «Почему нужно беречь воду?»

4. Проблемная ситуация «Как мы можем помочь водоемам?»

5.Игровая деятельность: сюжетно – ролевая игра «Мы – экологи».

6. Заучивание стихотворения «Не загрязняйте берега рек и озер»

7. Чтение художественной литературы: Ю. Раенко «Экологическая сказка», В. Крупин «Живая вода»,

8. Рекомендации родителям для чтения дома: Н. Рыжова «Как люди речку обидели», Э. Шим «Лесной ручей».

9. Подбор материалов для изготовление лэпбука «Вода» - воспитатели, дети, родители.

10. Составление памятки «Берегите воду!» - воспитатели.

11. Создание «Корзины идей»: «Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись?» - воспитатели, дети, родители.

12. Изготовление запрещающих знаков поведения в природе.

III этап: Практический (март - апрель)

1. Изготовление лэпбуков «Вода», «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга» - воспитатели, дети.

2. Оформление книги «Наши путешествия по городу» - воспитатели, дети.

3. Викторина «Вода, вода, кругом вода» - воспитатели, дети

IV этап: Итоговый (апрель)

1. Участие в конкурсе экологических плакатов «Берегите природу!» - родители, дети.

2. Проведение голосования конкурсных плакатов «берегите природу!» - родители.

3. Подведение итогов конкурса экологических плакатов «Берегите природу!», вручение дипломов и благодарственных писем за конкурсные работы и участие в проекте - воспитатели.

4. Вручение значка юных защитников природы.

Критерии оценивания достижения образовательных результатов проекта

Проведение анкетирования родителей на тему «Экологическое просвещение дошкольников» при реализации подготовительного этапа.

Для определения эффективности проекта разработана тест – игра для детей «Что мы знаем о воде?», в которой каждый ребенок за правильный ответ получает фишку – капельку на которой написан номер вопроса. Тест – игра проводится индивидуально с каждым ребенком, чтобы исключить подражание другим детям. После проведения тест - игры подсчитываются фишки по каждому вопросу. Это позволяет более точно определить усвоение материала детьми.

1. Это есть в воздухе, на земле и внутри земли. (вода)

2. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего? (сине – голубого).

3. Чему соответствует этот цвет? (цвет океанов, морей, рек, озёр, прудов).

4. Какие свойства воды вы знаете? (вода без цвета, без запаха, не имеет формы)

5. Можно ли пить воду океанов, морей? (нет, потому что она грязная, соленая).

6. Какая вода пригодна для питья? (чистая, пресная)

7. Как ты думаешь, запасы пресной воды ограничены или нет? (ограничены)

8. Если запасы воды ограничены, то какой можно сделать вывод?

   (воду надо беречь)

9. В чём заключается бережное отношение к воде? (не расходовать её бездумно,    

     не засорять водоёмы, следить за тем, чтобы кран был полностью закрыт,

      когда не идёт использование воды)

10. Может ли человек прожить без воды? (не может)

11. Могут ли растения и животные прожить без воды? (не могут)

12. Какие состояния воды вы знаете?  

(твёрдое - лёд, снег, жидкое - вода, газообразное - пар).

13. Какие ты знаешь запрещающие знаки поведения в природе?

Ожидаемые результаты от реализации проекта

В результате реализации проекта мы предполагаем, что у участников проекта будут сформированы:

- знания о видах водоснабжения питьевой водой населения, способах очистки воды, водных объектах Санкт – Петербурга;

- представления об экологической культуре;

- правилах поведении на природе, возле водных объектов.

Мы предполагаем, что дети смогут осмысленно:

- экономить водные ресурсы (выключать водопроводные краны);

- не бросать мусор в водоемы и не проходить мимо мусора около водоемов;

- не будут рвать растения, растущие в воде и около водоемов.

В результате совместной деятельности детей и родителей повысится уровень экологической грамотности и экологической культуры родителей.

Библиография: 

1. Башуцкий П. «Наши списанные с натуры русскими» изд. Я.А. Исакова, СПб 1841 г. факсимильное воспроизведение 1986 г.

2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016.

3. Николаева С. Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва, 2010

4. Николаева С. Н. «Эколог в детском саду» Программа повышения квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика – Синтез, 2004

5. Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода», - М.: Скрипторий -2000, 2003.

6. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах»

7. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Приложение 1

Анкета для родителей на тему «Экологическое просвещение дошкольников»

Уважаемые родители!

В нашей группе начинает работать эколого – познавательный проект «Голубое ожерелье Санкт – Петербурга». В рамках реализации данного проекта воспитатели группы проводят анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

                                         • Да                     • Нет                 • Не знаю

2. Как вы понимаете значение слова «экология», что она изучает, чем занимается? __________________________________________________________

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

                                          • Да                      • Нет                 • Не знаю

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

• Беседы с ребенком о природе

• Подкормка птиц

• Наблюдение за природными объектами

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания

• Другие виды деятельности___________________________________________

5. Как вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?

                              • Высокий                  • Средний                     • Низкий

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

                                                      • Да                 • Нет

7. Какую информацию Вы хотели бы получить по экологическому воспитанию детей ___________________________________________________.

Благодарим Вас за участие!

Приложение 2

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с миром природы».

Группа дошкольного возраста с 6-7 лет

Тема НОД: «Водовозы в Санкт - Петербурге»

Цель: формировать познавательную активность, используя проблемное обучение.

Задачи: формировать представление о профессии «водовоз», памятнике водовозу в Санкт – Петербурге.

Расширять словарный запас существительными: «водонос», «водовоз», «коромысло», «бассейня», формировать представление о происхождении выражения «На обиженных воду возят».

Воспитывать уважение к профессии «водовоз», бережное отношение к воде.

Дидактические средства и оборудование: презентация «Водовозы санкт – Петербурга», мультимедийный проектор, магнитофон, аудиозапись музыки в стиле драм енд бейз, 4 конверта, 4 комплекта разрезных картинок, иллюстрация памятнику водовозу.

Организация деятельности, (3 минуты).

Задачи: Создать позитивное настроение; формировать интерес к содержанию НОД.

Методы, формы, приемы, виды деятельности: Создание дружелюбной атмосферы, постановление проблемы.

Деятельность педагога

Деятельность детей

- Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться…
Без нее нам НЕ ПРОЖИТЬ!

- Мы каждый день пользуемся водой, а она все течёт и течёт, и не кончается.  Так ли это было всегда?

- Откуда в наш дом приходит вода?

слушают стихотворение

высказывают свои предположения

Актуализация, (3 минуты).

Задачи: Актуализация имеющихся знаний, представлений, создание ситуации, в которой, возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Методы, формы, приемы, виды деятельности: размышление над вопросом.

Деятельность педагога

Деятельность детей

- Как вы понимаете слово «водопровод».

- Водопровод - система непрерывного водоснабжения людям, предназначенная для питья и технических целей по подземным трубам или каналам.

- Я предлагаю вам сегодня посмотреть, как поступала вода тогда, когда еще не было водопровода. Хотите?

 - Тогда слушайте.

высказывают свои предположения

ответы детей

Формирование новых представлений, (12 минут)

Задачи: формировать представление о профессии «водовоз».

Методы, формы, приемы, виды деятельности: показ презентации.

Деятельность педагога

Деятельность детей

До появления водопровода в Санкт-Петербурге воду для жителей доставляли и продавали водоносы. Сначала водоносы разносили воду ведрами, немногие из них пользовались коромыслами.

- Как вы понимаете значение слова «коромысло»?

- Коромысло - деревянная плоская дуга с выемками или крючками на концах для ношения ведер или иных тяжестей на плечах.

- Накопив немного денег, водонос мог приобрести бочонок на колесах и стать водовозом. Конные водовозы перевозили большие бочки. Но, чтобы стать водовозом необходимо было выполнить ряд определенных требований. Прежде всего допускались мужчины не моложе 17 лет. Затем надо предоставить свой паспорт в Городскую Управу, которая, записав место его жительства, выдает металлическую табличку за определенным номером, который прибивается на дуге с задней ее стороны.  Лошади допускаются только здоровые и вполне годные для извозного промысла. Бочки для воды должны быть размером определенного размера, покрашенные масляной краской, причем верхние отверстия в бочках должны быть закрываемы настолько плотно приходящимися деревянными покрышками, чтобы вода не расплескивалась. Водовозы набирали воду ведрами или шлангами в бочки и развозили ее по городу.

- Узнать, какую воду продаёт водовоз, можно было по цвету бочки. Цвет бочек означал место, откуда эту воду набирали и ее чистоту. 

БЕЛЫЕ бочки - вода из Невы, самая дорогая, потому что считалась наиболее чистой.  Эта вода предназначалась для питья. ЖЕЛТЫЕ бочки - вода из речки Мойка и речки Фонтанка. ЗЕЛЕНЫЕ бочки - это вода из городских каналов, наименее чистая и потому самая дешевая. Вода из желтых и зеленых бочек предназначалась для стирки и технических нужд.

- Но, водовозы иногда нарушали установленные правила, и, случалось, что при наполнении белых «невских» бочек водой из реки мойки или каналов. Когда весть об этом дошла до Петра I, он рассердился и велел издать закон о наказании нечестных. А наказание было такое: лошадь из повозки выпрягали, а водовоза наоборот впрягали, и он целый день возил воду по своему району бесплатно.

- В Санкт – Петербурге жители заботились о своем здоровье, и поэтому во многих домах на кухне стояли «водоочистильни».

- Какое устройство в наше время напоминает «водоочистильня»?

- Воду водовозы набирали в каналах или у водоразборных будках, которые назывались «бассейня».

Басейня" была не только местом водоразбора, но и местом сбора и распространения всех городских новостей.

Подъехав, пока в доме все еще спят, водовоз поднимает страшный стук, будит прислугу, гремит ведрами и торопится объехать всех клиентов, пока не проснулась городская жизнь.

- Как вы думаете, работа водовозом была легкая? Почему?

- Главная мука для водовозов — это многоэтажные дома: им приходится по неудобной черной лестнице бесконечное число раз таскать наверх полные ведра.

слайд «Водонос»

высказывают свои предположения

слайд «Коромысло»

слайд «Конный водовоз»

слайд «Значок водовоза»

слайд «Лошадь с бочкой»

слайды «Белая бочка»,

 «Желтая бочка», «Зеленая бочка»

слайд «Водовоз в упряжке»

слайд «Водоочистильня

высказывают свои предположения

слайд «Бассейня»

слайд «Водовоз у дома»

высказывают свои предположения

Динамическая пауза, (2 минуты).

Задачи: Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Методы, формы, приемы, виды деятельности: физкультурная минутка.

Деятельность педагога

Деятельность детей

- Водовозам было тяжело, они очень сильно уставали, и у них не было возможности отдохнуть. А мы с вами можем отдохнуть, и я предлагаю вам сейчас сделать физминутку под музыку.

- К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс.
Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой.

шаги на месте

наклоны вперед, руки на поясе

хлопки в ладоши

встряхнуть кистями рук

круги двумя руками вперед

круги руками вперед поочередно

прыжки на месте

шаги на месте

Практическая работа, (5 минут)

Задачи: Развивать познавательную активность; навыки общения, способность правильно понимать задания.

Методы, формы, приемы, виды деятельности: работа по подгруппам.

Деятельность педагога

Деятельность детей

- В нашем городе много разнообразных памятников. Как вы думаете, может быть памятник водовозу?

- На столах находятся конверты, в которых спрятались части картинок. Вам нужно пройти на свои места и собрать из частей картинку.

- У вас получились такие же картинки, как у меня в руках?

- Кто изображен на ваших картинках?

- Да, это памятник водовозу, который напоминает о тяжелой профессии водовоза. Памятник изготовлен из бронзы в натуральную величину. Водовоз с видимым трудом везет за собой по булыжной мостовой повозку, на которой стоит деревянная бочка с водой, а сопровождает его верный друг – собачка, бегущая чуть впереди, которая тоже была на службе и извещала жителей домов своим лаем о том, что привезли воду.

высказывают свои предположения

складывают картинку «Памятник водовозу»

ответы детей

рассматривают иллюстрацию

Рефлексия, (3 минуты)

Задачи: Подведения итогов образовательной деятельности, обобщение полученного опыта.

Методы, формы, приемы, виды деятельности: метод трех вопросов.

Деятельность педагога

Деятельность детей

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Что вы узнали нового?

- О чем бы еще хотели узнать?

- Предлагаю вам рассказать своим родителям и знакомым о профессии «водовоз».

высказывание о полученной информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Диагностические материалы к программе дополнительного образования "Пригороды-жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга" для детей 6-7 лет

Диагностика разработана для выявления у детей уровня знаний и представлений о пригородах Санкт-Петербурга....