«ЧУВАШИЯ — МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!» Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии.

Задачи: Образовательная:   Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим,  с традициями чувашского народа. Активизация и пополнение словаря, умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

Воспитательная: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре. Любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Развивающая: Развивать социальные навыки; умение работать в группе, учитывать мнения партнёра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashiya.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧУВАШИЯ — МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»

Конспект организованно образовательной деятельности

по познавательному развитию  (старшая группа)

Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии.

Задачи: Образовательная:   Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим,  с традициями чувашского народа. Активизация и пополнение словаря, умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

Воспитательная: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре. Любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Развивающая: Развивать социальные навыки; умение работать в группе, учитывать мнения партнёра.

Предварительная работа: чтение стихотворений о Чувашии, знакомство с достопримечательностями Чувашии.

Материал и оборудования: проектор, презентация «Чувашия мой край родной», макет чувашской избы, музыка.

Ход занятия

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.  Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. (Дети выполняют соответствующие движения и задания.)

Воспитатель: Ребята, послушайте, стихотворение, о чем оно?

 Земля чувашская, земля родная, / Не видно тебе ни конца, ни края!

Зелёные леса, бескрайние поля – / Всё это – моя чувашская земля.

Воспитатель: Правильно, про Чувашию, про нашу родину. Много народов проживают в России. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой чувашского народа.  Ребята, почему наша республика называется Чувашская?

Дети: Чувашской называется  потому, что население республики – чуваши.

Воспитатель: Как можно сказать про Чувашию, какая она?

Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная.

Воспитатель: Вот как раз в этом году Чувашской автономии исполняется 100 лет. А мы с вами чуваши, поэтому мы должны знать нашу историю и обычаи, как раньше жили наши предки , как одевались, чем занимались.

Перед нами чувашский дом. (макет дома). Рассматривание макета - Раньше чуваши жили в таких избах-пӱртре. Избу рубили из липы, сосны или ели. Пол настилали  доски. Крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.  Раньше чувашские избы имели только одно окно. Окна затягивали бычьим пузырём. А когда появились стёкла, окна стали делать больше. Зажигали лучину. Избы отапливались печкой. По-чувашски она называется кǎмака. (показ слайда). В избе вдоль печки были скамейки-нары, которые использовались как кровати. Здесь же ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы. Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.(Слайд- чувашская семья дома)

Воспитатель: Игра «Найди старинные предметы быта и утвари» и расставьте  на макете.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите на следующий слайд, что вы можете сказать об одежде наших предков.(Слайд)

Дети: Белые платья и рубашки,   украшенные вышивкой. Раньше носили лапти, которые плелись из узких полосок лыка. И в холод и в жару взрослые и дети ходили в лаптях.  

Воспитатель: Да. Богатое наследие оставили нам предки.(слайд).  Ярким представителем декоративно-прикладного искусства является народный костюм, в котором отражаются разнообразная вышивка и элементы ткачества. Работа эта требовала много времени и сил. Девушки наши в старину были очень нарядные. Этот наряд они мастерили своими руками. Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. Их с малых лет воспитывали, как будущих хозяек. Девочки шили, вязали, вышивали. И вся работа сопровождалась песнями. Чувашский народ любит украшать узорами платья, платки, полотенца, рубашки. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.

На голову девушки одевалась тухья или хушпу. Их украшали серебряными монетами, бисером (Слайд).

Национальный костюм для мальчиков состоял из рубашки-кĕпе, пояса,  штанов.

Воспитатель: Поиграем игру  «Бросание пояса»,

 Воспитатель: Вот эти красивые наряды они одевали только по праздникам, а их  было очень много. Самый главный праздник-сурхури (новый год) Большое место в празднике сурхури занимали увеселения, песни, танцы, игры и новогодние гадания),(показ слайдов)

 çǎварни- масленица. (Во время çǎварни в деревнях молодёжь устраивала катание на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Взрослые и старики устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерчĕ) и колобками (йǎва). Все одаривали друг друга подарками, орехами, семечками. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня.)

мăнкун-пасха, (В этот день по представлениям чувашей солнце восходит пританцовывая, то ест особенно торжественно и радостно. К великому дню на центральной площади или на солнечном пригорке взрослые устраивали для детей качели. Весь день около них играла детвора.)

Праздник акатуй. В старину этот праздник начинался перед выходом на весенние полевые работы.

Ещё традиционным обрядом чуваш считалось ниме. В жизни селянина много таких моментов, когда требуются коллективные усилия для выполнения хозяйственных работ.

Также в старину зимой устраивали посиделки - улах, где занимались рукоделием. А  в летнее время водили хороводы-вǎййа тухнǎ, где пели, танцевали, играли.

Воспитатель: Предлагаю поиграть хороводную  игру «Золотые ворота» (Ылтăн хапхалла)

Одни становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота. Игроки берутся за руки и цепочкой проходят через ворота. При этом исполняют песню: Золотые ворота / Пропускают не всегда. / Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается, / А на третий раз /Не пропустят нас!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Наше    занятие закончим со стихотворением  «Нам хорошо».

В Чувашии мы живем, (руки в стороны). Есть у каждого свой дом, (руки домиком) Есть работа, (кулачек об кулачек). Есть друзья, (хлопаем в ладоши)

Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя).

Воспитатель:  Что нового мы с вами узнали на занятии? (Ответы детей: Чуваши трудолюбивый народ с интересной историей.  У чуваш есть свои праздники, свой национальный костюм. )

Ребята мы живём с вами в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет "Волшебный песок".

Программное содержание:- повышать уровень развития ребёнка;-развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и в...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет "Капелька".

Программное содержание:-Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.-Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.-Воспитывать бережное отношение к...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Подвиг земляков в Великой Отечественной войне»

Воспитание патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми подвигами наших земляков героев Великой Отечественной войны....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет «Путешествие в страну «Здоровье»

Цель: Воспитание у детей интереса к своему здоровью, желание его поддерживать разными видами деятельности. Формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни.Задачи:1. Развивать внима...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста 2-3 года на тему: «Профессии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Улыбка»    Конспекторганизованной образовательной деятельности по  познавательному развит...