Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
методическая разработка

Дошкольное воспитание, как часть общественного воспитания за последние годы претерпевает немало изменений. Иногда, зацикливаясь на региональном компоненте, увлекаясь традициями ближнего окружения, мы забываем, что все регионы являются частью огромной России, и сводим изучение русской культуры к народным промыслам. Гораздо труднее положить в основу работы детского сада русскую традицию в её все культурном плане, учитывая так же и региональный компонент, и социальный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты

<Использование музейной педагогики для развития  духовно-нравственного и

патриотического воспитания дошкольников

Воспитатель Ⅰ-категории

Зенкова Любовь Федоровна.

г. Воркута

  1. Введение

Дошкольное воспитание, как часть общественного воспитания за последние годы претерпевает немало изменений. Иногда, зацикливаясь на региональном компоненте, увлекаясь традициями ближнего окружения, мы забываем, что все регионы являются частью огромной России, и сводим изучение русской культуры к народным промыслам. Гораздо труднее положить в основу работы детского сада русскую традицию в её все культурном плане, учитывая так же и региональный компонент, и социальный опыт.

Социальный опыт ребёнка впервые приобретается в семье, у определённых родителей. Содержание и характер этого опыта зависят от духовно - нравственного богатства родителей, их моральных и жизненных ценностей. Социальная адаптация ребёнка к окружающему миру помогает ему выразить себя в этом мире, найти своё место в этом мире, украшать и обогащать его.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования творческой личности уникален. Именно в этом возрасте наиболее эффективно развиваются потенциальные возможные личности, в более позднем периоде эти возможности отчасти утрачиваются. Потому упущенное в дошкольном детстве не всегда удаётся наверстать в школе. А ведь именно от творческого потенциала в большей степени зависят и школьные и дальнейшие жизненные успехи человека.

Патриотизм - это любовь к родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает, как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории и культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей „малой Родине”, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, они поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания. Патриотизм всегда конкретен, направлен на разные объекты.

Поэтому «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (пр. №2 (12)-п.4 от 21 мая 2003 года) - это документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России, как великой державы.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе социально значимых патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа государственной военной службы;

- обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально - экономических, культурных, экологических, правовых и других проблем

- воспитание граждан в духе уважения Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, реализации законных прав человека и его гражданских обязанностей;

- привитие гражданам глубокого уважения к символам Российской Федерации и историческим святыням отечества;

- формирование расовой национальной религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами.

  1. Проблема развития темы духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

В последние годы дошкольное образование обогащается парциальными программами, направленными на углубленное изучение русской культуры. В многих детских садах организуются мини-музеи, как одна из форм реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания.        

В нашем МБДОУ такой мини-музей существует уже около 4-х лет. Он был создан как краеведческий и этнографический. В музеи проходят выставки народных промыслов народов Севера (ненцев и Коми). Тесное сотрудничество с СОШ №13, с детской библиотекой, с Центром Национальных культур, с краеведческим музеем и выставочным залом. Наш музей за это время пополнился  настоящими поделками народных промыслов: вязаные носки, плетеные пояса, нарты, вырезанные ножом, поделки из бересты и др. Оформление нескольких альбомов о Воркуте, о нашем детском саде, о Республике Коми и ее столице г. Сыктывкаре, символика республики (флаг, герб), карта полезных ископаемых, и др. помогли детям узнать многое о ближайшем окружении и республике Коми.

Считывая регулярную работу в музее, можно по диагностической карте отметить повышение познавательных способностей детей. Однако реализация духовно-нравственного воспитания дошкольников продолжает оставаться актуальной, (см. приложение).

Комплексные программы „Детство” (под ред. Батаевой Т.И., Михайловой З.И.), обновленная „Программа воспитания и обучения в детском саду” (под ред. М.А. Васильевой) содержат в себе элементы духовно-нравственного и патриотического воспитания, однако более углубленно реализуют этот раздел парциальные программы.

В методической литературе по дошкольному образованию и воспитанию появилось много информации об авторских программах по патриотическому воспитанию „Наследие” М.Ю. Новицкой, „Приобщение детей к истокам требованиям музейного дела. Поэтому они и называются мини-музеями. Это отражает и возраст детей, и размеры представленной экспозиции, и определяет ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании не только сотрудников детского сада, но и детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, изготавливают их сами вместе с родителями или воспитателями. Ребята из подготовительных групп проводят экскурсии для малышей, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях можно (правда не все), их можно взять в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель - а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя и детей, а так же родителей.

Содержание, оформление и назначение мини-музея не может быть статичным: из-за небольшого пространства экспозиции должны носить временный характер.

Если первоначально он задумывался как краеведческий и этнографический, то далее можно менять направление или углублять темы. Например: начав изучение ближайшего окружения, мы изготовили с детьми макет Шахтерского района с указанием улиц, провели экскурсии по улицам Шахтерского района и рассказали, откуда взялось название улиц. В результате этого дети лучше ориентировались на местности, знали названия улиц и помнили историю своего района. И хотя наш район постепенно ветшает и сокращается, дети, которые живут в нем здесь и сейчас, будут помнить историю его создания, знать самые интересные места и помнить из глубины детства свой район, окруженный синими горами.

Далее мы расширили свои знания о Республике Коми - о народах, населяющих республику, о коренных народах Севера, появились новые экспозиции, новые альбомы и выставки. С увеличением материала в музее, расширялся и перспективный план работы в музее. Мною была составлена небольшая программа по изучению регионального компонента „Страна под названием Север”. Реализация программы проходила успешно, и показатели социального развития, экологического и познавательного раздела были высокими. (см. приложение).

Был составлен перспективный план работы, для старшей и подготовительной группы в кружке музейной педагогики.

Одной из активных форм работы по патриотическому воспитанию является музейная педагогика.

  1. Задачи нравственно-патриотического воспитания и музейная педагогика.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к семье, к истории и к культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом раннем возрасте - это и есть самый естественный способ патриотического воспитания. А патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. В основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Россия - родина многих. Но чтобы считать себя патриотом, необходимо ощутить духовную жизнь народа, творчески утвердить себя в ней.

„Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...” (Д.С. Лихачев).

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель раздела патриотического воспитания, состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски и музыки - до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств и любви к Родине.

Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Музейная педагогика - это сохранение созидательного опыта многочисленных поколений, накопленных людьми в разных видах и формах деятельности, упорядоченных в: традиционном народном календаре, семейной обрядности, исторических событиях.

Для чего нужны мини-музеи? Во-первых: в городе Воркуте кроме краеведческого музея, выставочного зала и нескольких памятников архитектуры мало других предметов достопримечательности. Во-вторых: не многие родители считают, что дошкольникам нужно посещать такие места, а некоторым и вовсе не приходит в голову сводить детей на экскурсии в музей или картинную галерею. Поэтому к созданию музея необходимо привлечь внимание родителей. Как же это сделать? Вряд ли прямая агитация поможет этому. А создание мини-музея и небольшой „картинной галереи” дошкольников вполне может привлечь внимание родителей.

Конечно в условиях детского сада невозможно иметь по настоящему ценные экспонаты, невозможно создать экспозиции, соответствующие стандартам музея.

В качестве базового материала используется русская культура. Выбор обусловлен высокой значимостью ее для историко-культурного развития всех народов России. Таков объективный процесс становления и развития нашего общего Отечества с древности до наших дней.

Проблемы музейной педагогики можно кратко сформулировать следующим образом:

  • человек и его место в природе;
  • человек и его место и взаимоотношения в семье;
  • человек и его вклад в историю и культуру Отечества.

У каждого народа России есть свой традиционный календарь, своя семейная обрядность, свой исторический эпос и материальная культура. Поэтому, составляя план изучения материала, необходимо провести национально-региональную корректировку в его содержание. Необходимо последовательно сопоставить между собой календарные, семейные, эпические традиции народов Крайнего Севера и русского народа, сравнивать друг с другом произведения местных народных промыслов и ремесел, местные особенности в традиционном костюме, жилище, утвари в орудиях труда и быта. В результате ярко выявятся и различность и общность культур разных народов. Важнейшим педагогическим принципом музейной педагогики в дошкольном учреждении является:

  • сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создания единого коллектива „дети - родители - сотрудники ДОУ”;
  • формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;
  • опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Внедрение музейной педагогики в познавательный процесс дошкольного образования включает в себя целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому,
  • воспитание уважения к труду,
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам,
  • формирование элементарных знаний о правах человека,
  • расширение представлений о городах России,
  • знакомство детей с символикой России и республики Коми,
  • развитие чувства гордости и ответственности за достижения страны,
  • формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех сферах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Система и последовательность работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

семья --> детский сад —> родная улица —> район —> родной город > республика —> страна, ее столица —> права и обязанности символика         Конституция.

IV.        Средства, методы и способы реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Отбор материала должен соответствовать возрасту детей. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы, и той, на которой расположен детский сад. Дети постарше определяют местоположение ближайших объектов: школы, почты, магазина, аптеки, поликлиники и т.п. У старших дошкольников диапазон объектов расширяется: это район и город в целом, достопримечательности города, исторические названия улиц и площадей, история своей улицы. Для этого необходимы экскурсии по городу, посещение выставочного зала, краеведческого музея. Можно пригласить библиотечного работника с беседой об истории города, района, о том какие улицы были застроены самыми первыми, какое название носили раньше и почему эти названия были изменены.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с народными промыслами края, различают промыслы по видам деятельности (деревянная скульптура, резьба по кости и дереву, роспись посуды, игрушки, рукоделие и др.).

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых. Конкретные примеры из истории семьи: участие в ВОВ бабушек и дедушек, служба отцов в Армии, прививают детям такие понятия, как „долг перед Родиной”, „Любовь к Отечеству”. Важно понимание того, что мы победили потому, что любим свою Родину. А героям Отечества ставят памятники, их именами называют улицы, площади, города. Если у старших членов семьи есть награды, важно чтобы дети знали, за что они получены. Познать через семейные отношения зависимость человека от государства и наоборот. Детям также важно знать историю своей семьи.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой государства и республики Коми. Объяснить, что означает герб и флаг государства, республики, города. Познакомить с гимном России, и не забывать при этом рассказать о гербе нашего города и флаге. Эти знания будут являться переходным этапом к знакомству с городами России через геральдические знаки (гербы).

Для поэтапного изучения этого раздела необходимо составление перспективного плана и включение его в планирование каждой группы с учетом возрастных особенностей. Музей в данном случае будет представлять детям дидактический материал. Ежемесячные смены экспозиций и выставок помогут обогатить материал музея и помогут активизировать познавательную деятельность детей. Особенно ценно участие детей в создании экспонатов для музея (картин, панно, макетов, поделок) и родителей. Кроме того дети старшего возраста могут самостоятельно оформить выставку (например, к Дню Города) и провести экскурсию для младших дошкольников.

  1. Формы организации педагогической деятельности.

Формы работы в музее могут быть совершенно разными в зависимости от возраста детей. С младшими дошкольниками можно поиграть в магазин сувениров, оформить в музее экспозицию народных промыслов и показать детям богатство и красоту народного творчества. При этом, дети учатся определять из какого материала сделана поделка, как она называется (хохлома, гжель, дымка, городец). Можно поиграть в „путешествие в историю”. Для этого в музее имеется макет избы, изготовленный воспитателем с детьми, куклы в национальных костюмах, альбомы „Русский костюм” и „Женские головные уборы”. При таких занятиях речь детей обогащается старыми словами - архаизмами (изба, стреха, клеть, кичка и др.). Становятся понятны многие значения слов из русских народных сказок. Темы выставок и занятий могут быть различными в зависимости от планов работы музея. Планирование в свою очередь зависит от народного календаря, обрядовых праздников, времен года.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, поэтому экспозиции музея и имеют такое большое познавательное значение.

В нашем детском саду старшие дошкольники занимаются в краеведческом кружке „Мы и мир”. Занятия проходят один раз в две недели, однако в перерывах между занятиями дети готовят вместе с воспитателем материал к следующему. Знакомятся с соответствующей литературой, включаются в театрализованные действия, используют знания на занятиях познавательной деятельности.

Формы работы с детьми начинаются с учебной деятельности. Например, один раз в месяц проводится занятие, посвященное традиционной культуре, тема определяется ритмом народного календаря.

Это занятие проблемно связывается с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом. Музыкальный работник спланирует работу с народными песнями, инструментами. В разделе „Ознакомление с природой” можно знакомить детей с народным земледельческим календарем, элементами экологии и природоведения. А завершить тему можно комплексным занятием, развлечением, обрядовым праздником. Только в этом случае результат будет положительным.

В игровой деятельности продолжается работа по закреплению ведущей темы месяца. Планируются дидактические игры соответствующего содержания, дети обучаются подвижным народным играм, можно планировать драматизацию не только по сказке, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами, колыбельные.

Формы работы с родителями:

  1. День открытых дверей с выставкой детских работ в музее. Помогает родителям активнее принять участие в жизни дошкольников.
  2. Организация совместных выставок и экспозиций (один раз в квартал).
  3. Совместное проведение праздника.
  4. „Художественная мастерская” (можно организовать кружок народноприкладного творчества, где родитель - мастер, а дети - подмастерья).
  5. День русской кухни (или день Коми кухни) с дегустацией совместно с детьми приготовленных блюд, и рекламой рецептов.

Формы работы с педагогами:

  1. Составление плана работы по внедрению музейной педагогики совместно с музыкальным руководителем.
  2. Консультации, семинары, участие в МО, педсовет.
  3. Создание зон развивающей среды и уголков ряжения по группам.
  4. Изготовление дидактического материала, предметов познавательной деятельности, народных календарей, поделок народных игрушек, выставок старых вещей.
  5. Накопление практического опыта в конспектах.
  6. Обобщение опыта в педкабинете.
  1. Оценка результатов деятельности по теме.

В настоящий момент мини-музей, как функциональное помещение у нас работает. Работает также кружок музейной педагогики. Повысился познавательный интерес детей к созданию музейных экспонатов, к привлечению родителей к работе, к бережному отношению к окружающему.

Новые дети, побывав в музее, испытывают огромный интерес и начинают задавать массу вопросов познавательного характера, желание творить маленькие чудеса своими руками, считать себя гражданами великой России, одновременно оставаясь жителями Крайнего Севера, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Над развитием музея работает небольшая группа энтузиастов, хотя пользуются материалом все педагоги. Поэтому хочется активизировать не только познавательную деятельность детей, но и педагогов.

В годовых задачах ДОУ и в программе развития заложена реализация программы развития духовно-нравственного и патриотического воспитания. Однако недостаточно наработан дидактический материал по всем возрастным группам, не хватает изделий народного творчества, не всегда можно использовать музыкального работника, реализующего свои задачи.

Создание единого педагогического пространства: участие педагогов - детей - родителей, поможет реализовать эту задачу на самом высоком уровне.

Этот опыт работы особенно пригодится тем садам, в которых сокращается количество детей и освобождается много помещений. Кроме того мини-музеи можно и нужно организовывать в группах, устраивая однодневные выставки (или „экспресс-выставки”) по разным блокам программы. Наглядно образное восприятие детей поможет с помощью таких музеев более успешно реализовывать образовательную программу.

Работа над созданием мини-музеев объединит единомышленников- энтузиастов: педагогов и родителей, создаст базу для совместной деятельности.

Список

используемой литературы

  1. Алексахин Н. „О кистевой росписи Гжели” ДВ №10, 2005, с. 119
  2. Белая JI. „Экологические макеты” ДВ №7, 2001, с. 125
  3. Берсеньева JI. „Секреты русского сувенира” ДВ №3, 2003, с. 26
  4. Винченко В. „Ребенок в пространстве музея” ДВ №5, 2003, с. 38
  5. Ефаев А. „Откуда есть пошла русская земля” ДВ №6, 2003, с. 32
  6. Зурабова К. „Воспитывать уважение к культуре” ДВ №4, 2005, с. 82
  7. Зурабова К. „Как воспитать защитника Отечества” ДВ №2, 2003, с. 39
  8. Зимина И. „Народная сказка в системе воспитания дошкольников”
  9. ДВ №1, 2005, с. 18, ДВ №5, 2005, с. 28, ДВ №8, 2005, с. 26
  10. Казакова Т. „Сказочные образы в изобразительном творчестве” ДВ №2, 2005, с. 87
  11. Ю.Карачунекая Т.Н. „Музейная педагогика и изобразительная деятельность в детском саду” Москва, 2005
  12. Киреева        В. „Бережно хранить историю” ДВ №5, 2003, с. 60
  13. Кириллина        М. „Патриотическое воспитание” №1, 2005, с. 5, №5, 2005, с. 20, №8, 2005, с. 11
  14. „Концепция        патриотического воспитания граждан Российской Федерации”. „Управление ДОУ” №1, 2005, с. 37
  15. Князева        O.JL, Маханеева М.Д. „Приобщение детей к истокам русской народной культуры” „Акцидент”, С-Петербург, 1997
  16. Князева        O.JI. „Как жили люди на Руси”(рабочая тетрадь) „Детство-Пресс” С-Петербург, 1998
  17. Крынцылова        И. „Как мы в старину играли” ДВ №4, 2005, с. 46
  18. Кутузова        И. „Исторические вехи и современные реалии” ДВ №5, 2003
  19. Дашкина        Н. „Дети в музее” ДВ №2, 2005, с. 72
  20. Мельник        О. „Мой добрый домовой” ДВ №9, 2004, с. 80
  21. Меньщикова        Е. „Бояре! А мы к вам пришли!” ДВ №12, 2003, с. 60
  22. Найденова        Е. „Этнографический музей в дошкольном учреждении” ДВ №3, 2001, с. 92
  23. Новицкая        М.Ю. Программа „Наследие” М., Линка-Пресс, 2003
  24. Писарева        А.Е., Уткина В.В. Программа „Лад”, „Управление ДОУ” №1, 2005, с. 51
  25. Стратенко        Л. „Как пробудить интерес к истории Отечества?” ДВ №2,
  26. 2005, с. 127
  27. Ривина        Е.К. „Герб и флаг России”, Москва, 2002
  28. Рыжова        Н. „Мини-музеи в детском саду”, „Дошкольное образование”, июнь, 2003
  29. „Русские        праздники” ДВ №12, 2005,с. 93, №4, 2005, с. 91

Приложение № 1

Диагностика социально-нравственного и духовного-патриотического воспитания.

( подготовительные группы).

Учебный год

(конец года)

Уровни развития

Ребенок и взрослые (социальная адаптация)

Ребенок и сверстники (социальная адаптация)

Самопознание (ребенок и окружающий мир)

Представление о Родине

Представление о ближайшем окружении

Общие сведения

%

2012-2013 г.

(12 детей)

высокий

средний

низкий

3

7

2

3

8

1

5

6

1

1

6

5

6

5

1

18

32

10

30

52

18

2013-2014 г.

(10 детей)

высокий

средний

низкий

2

6

2

2

7

1

4

6

-

2

6

2

6

4

-

16

29

5

31

60

9

2014-2015 г.

(9 детей)

высокий

средний

низкий

2

5

2

2

5

2

4

5

-

2

6

1

4

5

-

14

26

5

35

57

8

Приложение № 2

ПРОБЛЕМЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

        

Приложение № 3

АЛГОРИТМ

внедрения музейной педагогики в образовательный процесс

МБДОУ № 34 «Соловушка»

        СВЯЗИ С ДРУГИМИ

        ОРГАНИЗАЦИЯМИ

        

Приложение № 4

АЛГОРИТМ ПОЭТАПНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Приложение № 5

I ЭТАП. Изучение ближайшего социального окружения.

«Я – ВОРКУТИНЕЦ»

Приложение № 6

II ЭТАП. МОЯ РЕСПУБЛИКА КОМИ

Приложение № 7

III ЭТАП. «Я – РОССИЯНИН»

Приложение № 8

IV Этап. «Я – житель планеты Земля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....

ПРОГРАММА кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе опыта «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

 Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольног...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.

laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...