Проект "Лекарственные растения"
проект (старшая группа)

Григорьева Анна Александровна

Проект по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект "Лекарственные растения" в старшей группе

Тип проекта: исследовательский.

Длительность проекта: с 01.07. - 20.07. 2020г.

Возрастная группа: старшая

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы и родители.

Цель проекта:

формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.

Задачи:

  1. Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
  2. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
  3. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Проблема:

Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.

Актуальность:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, в лесу.

Задачи:

  1. Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  2. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  3. Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);
  4. Приобщать детей к процессу познания;
  5. Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;
  6. Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;
  7. Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях;
  8. Активизировать словарь по теме.

Прогнозируемый результат:

  1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.
  2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.
  3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
  4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.
  5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Этапы проекта:

1 этап подготовительный

2 этап основной

3 этап заключительный

1) Беседы с детьми на тему «Лекарственные растения»

2)Составление перспективного плана мероприятий проекта на месяц;

3)Подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

4)Подборка иллюстраций лекарственных растений;

5) Изготовление альбома «Лекарственные растения»

1 этап: подготовительный


Беседы с детьми по следующим вопросам:

Растения бывают полезные и не полезные.

Есть ядовитые растения.

Есть лекарственные растения.

Лекарственные растения растут везде: в поле, в лесу, на улице в городе.

Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.

Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.

Какие болезни могут лечить лекарственные растения?

Какие бывают лекарственные растения?

Как их правильно хранить и собирать?

Когда можно собирать лекарственные растения?

Что такое гербарий?

2 этап: основной:

Перспективная разработка проекта.

Дата

Мероприятие

Задачи, цели

2.07.2020

Беседа «Зелёная аптека»

Чтение художественной литературы: А. Онегов «Тропинка полевая»

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

3.07.2020

Беседа «Доктора природы»

Чтение художественной литературы: А. Плешаков «Зелёные страницы»

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

6.07.2020

Экскурсия в лес (Презентация)

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Слушание музыки:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»

1.      Конструктивная деятельность «Строим цветник из кубиков»

Цель: познакомить детей с природным окружением нашего края; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.

7.07.2020

Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

 Д/ игра «Узнай растение»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

8.07.2020

Беседа «Путешествие в мир лекарственных растений».

Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Загадки цветов»

Д/ игра «От какого растения часть?»

Цель: Научить отличать лекарственные растения по внешним признакам, запаху, строению; закрепить знания детей о значении лекарственных растений для здоровья человека.

9.07.2020

Беседа «Друг или враг».

Чтение художественной литературы: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»

Д/ игра «Что лечит это растение?» Слушание музыки:

В. Моцарт «Цветы»

Цель: Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху).

10.07.2020

Чтение художественной литературы: А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа).

Упражнение на дыхание «Я цветок» Слушание музыки:

П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

13.07.2020

Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.

Упражнение на дыхание «Одуванчик»

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: на территории детского сада ищем полезные растения

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

14.07.2020

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

наблюдаем как растет подорожник.

Слушание музыки:

Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

15.07.2020

Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.

1.      Лепка «Чудо- растение»

2.      Д/и «Что лечит это растение?»

3.      Д/И «Узнай по описанию»

4.      П/и «Меткий стрелок»

Цель: Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. В игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

16.07.2020

1.      Заучивание стихотворения «Одуванчик»

2.      Рисование «Одуванчик»

3.      Рассматривание гербария с лекарственными растениями.

4.      Д/и «Съедобное-несъедобное»

5.      Д/и «Вершки-корешки»

6.      П/и «Цветы и ветерок»

7.      Загадки по теме.

Экспериментирование –сбор мяты и заваривание чая.

Цель: Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению).

17.07.2020

1.      Уборка территории участка от мусора. Рисование «Ромашка»

Беседа о пользе ромашки.

2.      Пластилинография  «Ромашка»

3.      Экспериментирование «Сбор ромашки» засушивание.

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

П/и «Солнышко и дождик»

Д/и «К названному растению беги»

Д/и «Узнай растение по описанию»

Д/и «Собери цветок»

П/и «В лес идём мы за малиной»

Коллективная аппликация «На поляне цветов»

Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

20.07.2020

1.      Беседа «Лекарственные луговые растения»

2.      Д/и «Скажи наоборот»

3.      Д/и «Найди лишнее изображение»

4.      Д/и «Опиши-мы угадаем»

5.      Чтение худ. литературы М. Пляцковского «Мухомор»

6.      Лепка «Луговые цветы»

7.      Чтение стихотворения «Луговые травы»

8.      Д/и «Угадай, кто я?»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

3 этап: заключительный.

Презентация проекта «Лекарственные растения»

Изготовление альбома «Лекарственные растения»

Вывод:

Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей.

Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....