"Основы защиты детства в условиях реализации ФГОС"
электронный образовательный ресурс по обж

Кучерова Анастасия Владимировна

Всероссийская педагогическая конференция

«Основы защиты детства в условиях реализации ФГОС» — 2020

Публикация материала на тему "ПОМОЩЬ ДЕТЯМ НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ "

Полная версия сборника на сайте : https://s-ba.ru/conf-release-archive

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_detyam.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Кучерова Анастасия Владимировна

                                                  Воспитатель МАДОУ

                                                           д/с комбинированного вида

                                                      № 7 «Радуга» г. Ступино

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория - дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.  Одним из направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей и детей группы риска социально опасного положения, а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети

- оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

 - дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;  

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

 - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;  

- дети — жертвы насилия;  

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

 - дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

 - дети, проживающие в малоимущих семьях;

 - дети с отклонениями в поведении;  

 -дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Наиболее распространенными причинами кризисной ситуации чаще всего являются конфликты:

- лично-семейные конфликты (развод, тяжелая болезнь, смерть близких, инвалидность ребенка, измена и т.д.);

- связанные со спецификой профессиональной деятельности (межличностные конфликты с сослуживцами; служебные и межличностные конфликты, индивидуальные адаптационные трудности);

- обусловленные состоянием здоровья (хронические соматические заболевания, физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности и т.п.), психические заболевания);

- связанные с материально-бытовыми трудностями;

- обусловленные антисоциальным поведением.

 Целью деятельности социального педагога и педагогического коллектива является снижение количества детей, оказавшихся в тяжёлой трудной ситуации. Воспитанникам находящимся в тяжёлой жизненной ситуации необходима педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Так же должна выстраиваться система комплексной помощи как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи в профельных центрах службы города.

 Социально - педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, воспитателя и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество. Трудная жизненная ситуация для ребёнка – это явление обусловлено множеством различных причин и факторов, следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного подхода. Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим окружением. Технология социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой специально организованный, целенаправленный, поэтапный процесс реализации системы воспитательно-коррекционных занятий с использованием творческой деятельности, игровых методов и приемов.  Единство психологического и социально-педагогического направлений, позволяют обеспечить наиболее благоприятные условия для развития, воспитания. Эта работа должна быть направлена на повышение качества жизни и социальную адаптацию детей.

Основным направлением работы социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации является работа с семьями воспитанников, которая состоит из трёх этапов:

1 этап - выявляются семьи, нуждающиеся в психолого-педагогическом сопровождении, направленном на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, ведется патронаж семей, проводятся индивидуальные и групповые консультации;

 2 этап - проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации ранее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели;

 3 этап - направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства. Для качественного психолого-педагогического сопровождения детей находящихся в трудной жизненной ситуации специалистами разрабатывается план индивидуального сопровождения, который составляется исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В нём прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем. Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи; - психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка); - социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

-педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку); - правовой (повышение правовой компетентности родителей);  -медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...

Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для развития перечисленных качеств? Насколько готовы педагогические работники к реализации Стандарта? Как спланировать методическую...

СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

-   Актуальность проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации;-    Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей,      име...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГОС

Есть такая профессия - воспитатель. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые проявляются в повседне...

Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО

Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....