СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Елгина Татьяна Александровна

 

-   Актуальность проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации;

-    Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей,

      имеющих ограничения здоровья в РФ;

-    Структура социально-педагогической помощи в России;

-   Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_elginoy_t.a._.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Т.А. Елгина

ГБДОУ №32

Актуальность проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации

        Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.

        Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности  обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений

        В настоящее время в России  наблюдается увеличение количества детей, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждающимися в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям[ 1, 4, 6 ].

        Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

        В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социальных институтов коррекционной направленности, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих структурах.

Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей, имеющих ограничения здоровья в РФ

        В Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются в соответствии с рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН):

  • Всеобщей декларацией прав человека,
  • Декларацией о правах инвалидов,
  • Декларацией о правах умственно отсталых лиц,
  • Конвенцией о правах ребенка.

Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами:

  • Конституцией Российской Федерации,
  • Законом РФ «Об образовании в РФ»,
  • Семейным кодексом Российской Федерации.

        Правительством Российской Федерации 21 марта 2007 года была введена в действие федеральная целевая программа «Дети России», частью которой стал комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей с ограниченными физическими и умственными возможностями - подпрограмма «Дети-инвалиды».

        В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. А также говорится, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

        Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование подготовила Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании. Действие Закона распространяется на:

  • детей и взрослых, возможности которых получить образование, в том числе профессиональное, ограничены в связи с физическим и (или) психическим недостатком, подтвержденным в установленном порядке;
  • родителей детей, а также взрослых - законных либо надлежащим образом уполномоченных представителей;
  • педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в специальном образовательном процессе;
  • государственные, муниципальные и негосударственные органы, должностные лица, а также юридические и физические лица, участвующие в осуществлении специального образования.

Структура социально-педагогической помощи в России:

        Государственный сектор - учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств:

  • Министерство здравоохранения и социального развития,
  • Министерство образования и науки,
  • Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.

        Муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

        Негосударственный коммерческий сектор:

 негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие коммерческую деятельность.

         Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.

 К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

  • с нарушением слуха;
  • с нарушением зрения;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта;
  • а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании» предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.

        Интегрированное обучение - это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов.

Положительные стороны интегрированного обучения [2]:

  • в условиях интегрированного обучения успешнее формируется понятие о социальных отношениях;
  • успешнее формируется учебная мотивация;
  • адекватнее формируется самооценка;
  • позволяет людям, по воле судьбы, оказавшимся родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями, не чувствовать себя ещё более несчастными и отверженными;
  • учит педагогов использовать действительно разные стратегии обучения;
  • позволяет получать равные возможности для обучения.

        Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой  единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья.

        По мнению директора российского института коррекционной педагогики, Н.Н. Малофеева, «Каждый ребёнок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать своё право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь»[5]. Он также обращает внимание на необходимость реализации разноуровневых моделей интеграции [3].        

        Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

        Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

        Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Задачи программы:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

        Опыт работы  многих специальных учреждений в этом направлении позволяет рассматривать обучение как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с глубокими и множественными нарушениями. Таких детей  можно научить:

  • познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»;
  • обслуживать себя и принимать помощь других;
  • вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;
  • ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир;
  • участвовать в созидательной деятельности.

        Результативность деятельности  напрямую будет определяться четким соблюдением следующих условий:

  • соблюдение инвариантного алгоритма реализации комплексного сопровождения, включающего медико-психолого диагностический, аналитический, проектировочный, деятельностный, контрольно-оценочный этапы;
  • индивидуализация задач, направлений, методов и технологий комплексного сопровождения  образования лиц с ОВЗ с учетом их актуальных образовательных потребностей и социальной ситуации развития;
  •  нацеленность работы специалистов  образовательного  учреждения и всего педагогического сообщества на создание условий, обеспечивающих не только академическую, но и социальную, личностную успешность всех  обучающихся, в том числе и лиц ОВЗ и их социальную интеграцию;
  •  наличие у специалистов образовательного учреждения и педагогических работников положительной устойчивой мотивации и ценностного отношения к решению задач комплексного сопровождения, стремление к профессиональному совершенствованию в данной сфере;
  • вовлечение в процесс сопровождения всех заинтересованных субъектов (семья, педагогический коллектив, общественные организации, работодатели и др.), организация их взаимодействия и активизация роли самих обучающихся с ОВЗ в достижении целей социально-профессиональной адаптации и интеграции.

        Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.  Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.

        Как показывает опыт, методы и технологии работы всех педагогов успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды образовательной и  игровой деятельности дошкольников.

        Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, медико-педагогические совещания, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

                Таким образом: Только тесный контакт в работе педагогов и их взаимодействие с родителями могут способствовать устранению различных проблем  в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Библиография

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  2. Алехина, С. В., Зарецкий В. К. (МГППУ) Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»/ Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (Москва, 14-16 ноября 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. - 266 с.
  3. Будникова, Е. С. Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения [Текст] / Е. С. Будникова  // ЧГПУ. - 2011. – Т. 2. – С. 469 – 484.
  4. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  5. Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 г. / Н.Н. Малофеев. – М.: изд. «Права человека», 2001. – с. 42.
  6. Социальная педагогика   Под ред. В.А. Никитина. -- М.: Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.
  7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб. -  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 – 352 с. -  (Коррекционная педагогика.)
  8. Миловская С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников //Эстетическое воспитание во воспомагательной школе /Под ред. Н.Т. Головиной. - М.: Просвещение, 1972.
  9. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Современный взгляд на систему формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Предлагаю свое видение на систему формирования этнической толерантности у старших дошкольников, а именно, воспитание основ толерантной культуры через интегративный подход....

Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе и кабинете логопеда, в условиях реализации ФГОС ДО.

   В соответствии с новыми требованиями  ФГОС возникла необходимость совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях.  Данная статья рассказы...

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе в группе для детей с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО

Данная презентация поможет понять и правильно организовать условия, способствующие коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста. Исключить дублирования в...

Организация системы работы с родителями инструктора по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Организация системы работы с родителями инструктора по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО...