Проект "Мой любимый город Рязань"
проект (старшая группа)

Алфёрова Людмила Борисовна

Цель:

Воспитание интереса, любви и уважение к родному городу, его историческому прошлому, формирование чувства патриотизма, гражданственности, систематизация знаний детей о родном городе, повышение активности участия родителей в образовательном процессе для совместной работы по изучению города.

 

Задачи проекта:

 

С детьми:

 

1. Обучающая:  

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного края.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием родного города.

2. Развивающая:

  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям.
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.

3. Воспитательная:

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
  • Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.

С родителями:

  • Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
  • Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
  • Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и  

                                       родители.

 

Сроки реализации: долгосрочный.

 

 

 

Принципы построения педагогического процесса:

1. Принцип историзма.

    Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).

2. Принцип гуманизма.

    Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

    Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интеграции

    Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеями города и т.п.

Условия реализации проекта:

   Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

    Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам).

    Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

     Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

    Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т.п.

    Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

    Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Рязани должны передаваться детям.     

 

Актуальность. Теоретические основы проекта. 

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его истории, культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ведущим  замыслом  проекта, является  приобщение ребенка к истории и культуре  своего города;   пополнить  знания   детей о  городе,  в  котором  мы  живем,   воспитывать уважение  к его   традициям  и  обычаям,   развивать  потребность детей в  освоении окружающего мира путем  изучения  культурного  наследия, с участием  родителей.                         

Учитывая,  значимость  данной  проблемы  основной  целью  проекта,   является систематизация знаний о родном городе.

Практическая      значимость    проекта     предусматривает      диагностическую деятельность,     тематическое    планирование,    создание       развивающей   среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, составление анкеты для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания».

Итоговым    продуктом  проекта  является  презентация семейных мини – проектов, уголка  краеведения   в группе  «Мой  любимый   город Рязань».  Оформление   альбома   «Мой край родной»,  изготовление альбома «Геральдика города Рязань».

 

Формы и методы работы с детьми:

  • Занятия, беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Слушание аудио. Просмотр видео
  • Походы в библиотеки
  • Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки 
  • Викторины, досуги
  • Театрализованные представления
  • Встречи с интересными людьми
  • Дидактические, с/ролевые игры и т.д.
  • Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
  • Выставки творческих работ детей.

 

Формы и методы работы с родителями:

  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Дни открытых дверей
  • Конкурсы
  • Организация фото
  • Тематические праздники
  • Экскурсии в музеи города
  • Целевые прогулки к достопримечательностям города

 

Обеспечение проекта:

  • Картины, альбомы, иллюстрации, карты
  • Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
  • Исторические документы, фотографии
  • Семейные проекты (альбомы)
  • Презентации семейных проектов (слайд-шоу)
  • Методическая, краеведческая, художественная литература
  • Буклеты, наборы открыток

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

Занятие

Работа вне занятий

Художественное слово

Индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, игры

Связь с другими видами деятельности

сентябрь

«История родного края»

Чтение и заучивание стихов о Родине, городе Рязани

Рассматривание иллюстрации «Рязань – родной город», макета «Наша улица»

Аппликация «Дома на нашей улице»

октябрь

«С.А. Есенин. Первое знакомство»

Заучивание стихов С.А. Есенина

Рассматривание открыток: «Константиново», «На родине Есенина»

Рисование «Отговорила роща золотая»

Музыкально-тематическое развлечение «Есенин – поэт, наш земляк»

ноябрь

«Известные люди Рязани»

 

Презентация «Известные люди Рязани»

Рассматривание альбома «Знаменитые рязанцы» Встреча с рязанской поэтессой С. Лосевой, экскурсия в Рязанскую областную детскую библиотеку

Рисование «Космос», «Березка»

декабрь

Знакомство с русской избой

Загадки о предметах быта

Индивидуальная работа на закрепление новых слов о предметах быта, рассматривание альбома «Народные промыслы», «Старинные предметы быта», игра «Прошлое – настоящее»

Рисование конструирование «Изба»

январь

Во что одевались на Руси

Чтение рассказа «Как рубашка выросла»

Дидактическая игра: «Одень куклу»,

Рассматривание набора открыток «Русский национальный костюм»

Праздник «Колядки»

февраль

Богатыри «Земли русской»

Заучивание и чтение стихов о Рязани

Рассматривание герба Рязани, Рязанской области, работа с картой Рязанской области

Аппликация «Рязанский Кремль»

 март

Викторина «Что? Где? Когда?»

Чтение былин

Рассматривание фотоальбома «Природа родного края»

Рисование «Евпатий Коловрат»

апрель

Беседы о космосе

Стихи о космонавтах

Народные игры

Рисование на тему: «Моя родина»

май

«Этот день Победы»

Чтение стихов и рассказов о ВОВ

Встреча с фронтовиками

Рисование «Салют победы»

 

 

 

                     Предполагаемые результаты:

Дети:

  • Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре родного края.
  • Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).
  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

Воспитатели:

  • Разработка конспектов занятий.
  • Практический материал по всем видам детской деятельности. 

Родители:

  • Повышение педагогической компетентности и интереса к работе ДОУ.
  • Активное участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях.
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
  • Создание семейных проектов:

«История создания города Рязань»;

«Люди, прославившие город Рязань»;

«Улицы родного города»;

«Любимые уголки города Рязань»;

«Есенин – поэт, наш земляк»;

 «Достопримечательности Рязанского края».

Предметно-развивающая среда:

  • Уголок патриотического воспитания «Мой любимый город Рязань».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ryazan_novyy.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№ 119» г.Рязани

ПРОЕКТ

«Мой любимый город Рязань»

                                                                                     

Воспитатель:

Алфёрова Л. Б.

                                                             

Рязань 2020

Цель: 

Воспитание интереса, любви и уважение к родному городу, его историческому прошлому, формирование чувства патриотизма, гражданственности, систематизация знаний детей о родном городе, повышение активности участия родителей в образовательном процессе для совместной работы по изучению города.

Задачи проекта:

С детьми:

1. Обучающая:  

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного края.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием родного города.

2. Развивающая:

  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям.
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.

3. Воспитательная:

  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
  • Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.

С родителями:

  • Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
  • Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
  • Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и  

                                       родители.

Сроки реализации: долгосрочный.

Принципы построения педагогического процесса: 

1. Принцип историзма.

    Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).

2. Принцип гуманизма.

    Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

    Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интеграции

    Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеями города и т.п.

Условия реализации проекта:

   Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

    Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам).

    Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

     Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего. 

    Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т.п.

    Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

    Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Рязани должны передаваться детям.      

Актуальность. Теоретические основы проекта.  

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его истории, культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ведущим  замыслом  проекта, является  приобщение ребенка к истории и культуре  своего города;   пополнить  знания   детей о  городе,  в  котором  мы  живем,   воспитывать уважение  к его   традициям  и  обычаям,   развивать  потребность детей в  освоении окружающего мира путем  изучения  культурного  наследия, с участием  родителей.                        

Учитывая,  значимость  данной  проблемы  основной  целью  проекта,   является систематизация знаний о родном городе.

Практическая      значимость    проекта     предусматривает      диагностическую деятельность,     тематическое    планирование,    создание       развивающей   среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, составление анкеты для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания».

Итоговым    продуктом  проекта  является  презентация семейных мини – проектов, уголка  краеведения   в группе  «Мой  любимый   город Рязань».  Оформление   альбома   «Мой край родной»,  изготовление альбома «Геральдика города Рязань».

Формы и методы работы с детьми:

  • Занятия, беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Слушание аудио. Просмотр видео
  • Походы в библиотеки
  • Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки  
  • Викторины, досуги
  • Театрализованные представления
  • Встречи с интересными людьми
  • Дидактические, с/ролевые игры и т.д.
  • Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
  • Выставки творческих работ детей.

Формы и методы работы с родителями:

  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Дни открытых дверей
  • Конкурсы
  • Организация фото
  • Тематические праздники
  • Экскурсии в музеи города
  • Целевые прогулки к достопримечательностям города

Обеспечение проекта:

  • Картины, альбомы, иллюстрации, карты
  • Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
  • Исторические документы, фотографии
  • Семейные проекты (альбомы)
  • Презентации семейных проектов (слайд-шоу)
  • Методическая, краеведческая, художественная литература
  • Буклеты, наборы открыток

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Занятие

Работа вне занятий

Художественное слово

Индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, игры

Связь с другими видами деятельности

сентябрь

«История родного края»

Чтение и заучивание стихов о Родине, городе Рязани

Рассматривание иллюстрации «Рязань – родной город», макета «Наша улица»

Аппликация «Дома на нашей улице»

октябрь

«С.А. Есенин. Первое знакомство»

Заучивание стихов С.А. Есенина

Рассматривание открыток: «Константиново», «На родине Есенина»

Рисование «Отговорила роща золотая»

Музыкально-тематическое развлечение «Есенин – поэт, наш земляк»

ноябрь

«Известные люди Рязани»

Презентация «Известные люди Рязани»

Рассматривание альбома «Знаменитые рязанцы» Встреча с рязанской поэтессой С. Лосевой, экскурсия в Рязанскую областную детскую библиотеку

Рисование «Космос», «Березка»

декабрь

Знакомство с русской избой

Загадки о предметах быта

Индивидуальная работа на закрепление новых слов о предметах быта, рассматривание альбома «Народные промыслы», «Старинные предметы быта», игра «Прошлое – настоящее»

Рисование конструирование «Изба»

январь

Во что одевались на Руси

Чтение рассказа «Как рубашка выросла»

Дидактическая игра: «Одень куклу»,

Рассматривание набора открыток «Русский национальный костюм»

Праздник «Колядки»

февраль

Богатыри «Земли русской»

Заучивание и чтение стихов о Рязани

Рассматривание герба Рязани, Рязанской области, работа с картой Рязанской области

Аппликация «Рязанский Кремль»

 март

Викторина «Что? Где? Когда?»

Чтение былин

Рассматривание фотоальбома «Природа родного края»

Рисование «Евпатий Коловрат»

апрель

Беседы о космосе

Стихи о космонавтах

Народные игры

Рисование на тему: «Моя родина»

май

«Этот день Победы»

Чтение стихов и рассказов о ВОВ

Встреча с фронтовиками

Рисование «Салют победы»

                     Предполагаемые результаты:

Дети:

  • Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре родного края.
  • Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).
  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

Воспитатели:

  • Разработка конспектов занятий.
  • Практический материал по всем видам детской деятельности.  

Родители:

  • Повышение педагогической компетентности и интереса к работе ДОУ.
  • Активное участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях.
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
  • Создание семейных проектов:

«История создания города Рязань»;

«Люди, прославившие город Рязань»;

«Улицы родного города»;

«Любимые уголки города Рязань»;

«Есенин – поэт, наш земляк»;

 «Достопримечательности Рязанского края».

Предметно-развивающая среда:

  • Уголок патриотического воспитания «Мой любимый город Рязань».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Общие сведения о славном городе Рязани

В материале собраны сведения о городе Рязани: Его местоположении, территории, населении, оприродных ресурсах, историческая справка создания и развития нашего города....

Проект "Мой любимый город Рязань"

Любовь и  уважение к родному городу, формирование чувства патриотизма, гражданственности, систематизация знаний о родном городе....

Презентация проекта "Мой любимый город Рязань"

В проект входит множество занятий, посещение двух библиотек.Патриотическое воспитание с региональным компонентом....

Конспект интегрированного занятия "Виртуальная экскурсия по городу Рязани"

Конспект занятия с детьми по уточнению представлений детей о родном городе....

Конспект занятия в подготовительной группе для обучающихся с ТНР "Мой город Рязань"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи подготовительная группа с ТНР"Мой город Рязань"...