Модель системы обучения, воспитания и социализации детей с СДВГ в условиях инклюзивного пространства ДОУ.
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Наталья Александровна

Разработка модели реализации проекта региональной инновационной площадки «Инклюзивное образование детей с СДВГ в условиях преемственности дошкольного, начального и дополнительного образования» в рамках ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_sistemy_.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Модель системы обучения, воспитания и социализации детей с СДВГ

в условиях инклюзивного пространства ДОУ.

Необходимость в создании системы

Потребности детей с СДВГ в безопасной, комфортной, развивающей, образовательной среде

Запрос родителей детей с СДВГ на психолого – педагогическую помощь в обучении и развитии детей

Государственный заказ:

- Федеральный закон

«Об образовании».

- ФГОС ДО;

- ФГОС НОО;

- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

Запрос педагогов на повышение уровня компетентности в работе с детьми с СДВГ

Теоретико – методологические основы

Культурно – исторический и системно – деятельностный подходы, основанные на взглядах Л.С. Выготского Л.В. Занкова, А.Р. Эльконина, В.В. Давыдова.

Методологической основой проекта является технология, разработанная Л.А. Ясюковой по обучению и развитию детей с СДВГ.

 Принципы организации инклюзивного пространства

1. Принцип социализирующей направленности образовательного процесса (социализация рассматривается как важнейший результат образования);

2. Принцип индивидуализации и персонификации образовательного пространства (организация инклюзивного образовательного пространства с учетом особенностей и потребностей каждого обучающегося);

3. Принцип интегративности сопровождения субъектов инклюзивного образовательного пространства (результат согласованной совместной деятельности группы сопровождения ребенка: педагоги, педагоги-психологи, родители, учителя-дефектологи и др.);

4. Принцип ценностного и толерантного отношения к субъектам образовательного процесса, их деятельности в условиях инклюзивного образовательного пространства. 

Основная идея

Компенсация синдрома (СДВГ) в обход основного дефекта – основополагающий фактор формирования компенсаторных механизмов у детей с СДВГ в инклюзивном пространстве. Формирование компенсаторных механизмов через развитие понятийного мышления и речи.

Цель проекта

Создание условий для  обучения, воспитания и социализации детей с СДВГ в условиях инклюзивного пространства ДОУ.

Задачи

  1. Разработать систему выявления детей с СДВГ на ступени дошкольного образования.
  2. Организовать психолого–педагогическое сопровождение семьи и детей с СДВГ в условиях ДОУ.

Деятельность, через которую реализуются цели и задачи

Различные виды совместной деятельности взрослых и детей, направленные на компенсацию синдрома в обход основного дефекта. В обучении – это  развитие понятийного мышления и речи, в воспитании – формирование механизмов организованного поведения, в социализации – развитие навыка конструктивного  сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Субьекты

Полисубъектность:

- формальная (множественность субъектов: дети с СДВГ, дети с типичным развитием, родители обеих групп детей, педагоги, специалисты, администрация.

- содержательная – богатство образовательного пространства, как поля развития социализации, как обычных, так и «особых» детей

Среда

Среда максимально соответствует удовлетворению потребностей всех субъектов деятельности.

Социальные партнеры

Социальные партнеры:

- учреждения здравоохранения;

- ЦПМПК;

-  школы;

- учреждения доп. Образования;

Условия формирования системы

  • Нормативно – правовое обеспечение образования детей с СДВГ;
  • Кадровое обеспечение: наличие узких специалистов (педагог – психолог, учитель – логопед), повышение квалификации  педагогических кадров;
  • Информационно – методическое обеспечение образования детей с СДВГ;
  • Программное обеспечение;
  • Трансформация развивающей предметно – пространственной среды;
  • Коррекционно – развивающие занятия;
  • Сопровождение родителей  детей с СДВГ;
  • Мониторинг качества образования детей с СДВГ.

Этапы разработки системы                 

1. Подготовительный     2. Разработка       3. Внедрение    4. Анализ результатов

Технология формирования компенсаторных механизмов у детей с СДВГ в инклюзивном пространстве

  • Система раннего выявления детей с СДВГ на уровне ДОУ
  1. Выявление детей с СДВГ в результате наблюдения воспитателя за ходом развития, особенностями адаптации, поведением.
  2. Работа с родителями по оказанию помощи в осознании необходимости консультации со специалистами ДОУ (психолог, логопед).
  3. Психолого – педагогическая диагностика с целью выявления СДВГ специалистами ДОУ.
  4. Прохождение ПМПК.
  • Организация сопровождения ребенка с СДВГ через деятельность консилиума
  1. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
  2. Разработка Программы индивидуального сопровождения.
  3. Реализация Программы.
  4. Повышение психолого – педагогической грамотности родителей по вопросам развития и воспитания детей с СДВГ.
  5. Психолого – педагогический мониторинг (первичный, промежуточный, итоговый).

Возможности и угрозы

Значимые внешние возможности:

  • заинтересованность родительского сообщества и административного ресурса,
  • подготовка социального сообщества к принятию идей образовательной инклюзии,
  • привлечение средств массовой информации в качестве транслятора их позитивности.

           Значимые угрозы:

  • неготовность педагогического сообщества к качественной реализации практик образовательной инклюзии,
  • несформированность нормативно-правовой базы, регламентирующей все аспекты инклюзивного образования,
  • неприятие социальным сообществом и участниками образовательного процесса изменений образовательной политики в части внедрения практик инклюзивного образования, несформированная инклюзивная культура соответствующих учреждений. 

Результат

Ребенок с уровнем психического развития приближенного к норме, социально адаптированный, с сформированными предметными и метапредметными учебными действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида....

ВУДЕН-ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.  В статье раскрывается понятие «вуден-тренинг», представлены его основные дидактические положения, даются рекомендации по его использованию в качестве средства социализации...

Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования

Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования...

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...

содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»

содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...