Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у казака"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Бубнова Елена Александровна
Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у казака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-igrovaya_situatsiya_v_gostyah_u_kazaka.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у казака»

Задачи: 

  1. Обобщать имеющиеся у детей знания о традициях и быте Кубанского казачества, познакомить с некоторыми кубанскими казачьими играми.
  2. Формировать умение входить в образ героя, понимать его интересы и нравственные ценности.
  3. Совершенствовать умение самостоятельно создавать игровую обстановку для задуманного сюжета, включать в игру личные впечатления о жизни.
  4. Способствовать развитию инициативности, возможности выражать задуманную сюжетную линию посредством последовательных действий.
  5. Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма, уважения к старшему поколению.

Предварительная работа: Беседы о жизни и быте казачьей семьи, рассматривание иллюстраций. Экскурсии в краеведческий музей, мини-музей предметов казачьего быта в ДОУ, рассматриванием макетов «Казачье подворье», «Хата». Обогащение словаря детей новыми понятиями: хата, макитра, рушник, самовар, колодец, чугун, прялка.

Материалы: Макет казачьей хаты с подворьем, рушник, самовар, подкова, 2 клубка шерсти, два коврика - голубой и зеленый, деревянный конструктор, цветы для украшения, фигурки животных, набор детской посуды, корзинка с овощами, удочки, фигурки рыб, кони-палки, ведерки, аудиозапись кубанских песен, аудио проигрыватель.

Ход:

В группу заранее принесены предметы кубанского быта (макет казачьей хаты, рушник, самовар). Воспитатель с детьми рассматривают макет казачьей хаты и ведут беседу о жизни казаков.

Воспитатель: Как вы думаете, в такой хате жила казачья семья?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие семьи вообще бывают?

Дети: Разные, большие и маленькие.

Воспитатель: Правильно, у каждого человека семья особенная, со своим укладом жизни. К примеру, в старину наши предки казаки создавали большие дружные семьи. А как вы думаете, из кого состояла большая казачья семья?

Дети: Папа, мама, дети, бабушки, дедушки.

Воспитатель: Все верно, в старину казаки жили большими семьями, по несколько поколений в одной хате. Ребята, а вы хотите поиграть в семью?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю не простую семью, а казачью. Ребята, вы хотите больше узнать о жизни казаков, чем они занимались?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда предлагаю вам отправиться в прошлое казачьей семьи. У каждого члена семьи были свои обязанности. Кто знает, чем занимались члены семьи дома?

Дети перечисляют членов семьи (старый казак, его жена казачка, молодой казак, его жена, дети-казачата) и их обязанности.

Воспитатель: Отлично, и для начала, что мы сделаем?

Дети: Договоримся о правилах игры, распределим роли.

Воспитатель: Правильно. Кто был главой казачьей семьи?

Дети: Самый старый казак, его все уважали.

Воспитатель: Вы правы, и это очень важная роль! Кто на себя готов ее взять?

Выбор детей.

Воспитатель: Глава семьи выбран, кто будет в роли его жены, старой казачки?

Выбор детей.

Воспитатель: Кто будет играть роль молодого казака и его жены?

Выбор детей.

Воспитатель: Казачьи семьи всегда были богаты на детей, поэтому роли казачат могут играть несколько человек.

Выбор детей.

Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что казаки всегда селились рядом друг с другом. Для чего они это делали?

Дети: Чтобы всегда помочь друг другу, не оставить соседей в беде.

Воспитатель: Правильно, казаки были очень дружными и гостеприимными. И поэтому двум нашим ребятам предлагаю роли соседей казачьей семьи. Все согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда мы начинаем! Где будет жить наша большая казачья семья?

Дети: В хате.

Воспитатель: Хорошо, а кто будет строить хату?

Дети (казак): Хату будет строить вся дружная семья, от мала до велика, и соседи тоже нам помогут.

Воспитатель: Какие материалы для этого понадобятся?

Дети: Камыш, солома, а стены обмажем глиной.

 Проводится игра «Строим дом». Все дети строят дом – «хату» из деревянного конструктора, огораживают ее забором - плетнем.

Воспитатель: Какие казаки и казачки умельцы, добротную хату выстроили! Может быть, кто-то хочет предложить, как украсить нашу хату?

Дети (казачки): Украсим хату цветами (украшают хату петриковскими узорами).

Воспитатель: Ребята, а для чего казаки украшали свои хаты?

Дети: Для красоты. Чтобы уберечь семью от бед.

Воспитатель: Правильно!  Кто напомнит, какие домашние животные жили во дворе у казаков?

Дети: Лошади, коровы, свиньи, гуси, утки, куры (дети выставляют фигурки животных на подворье).

Воспитатель: Вот и хата с подворьем готова! Казаки, новый день настает, утро раннее, скоро вам на работу отправляться. А казачки уже по хозяйству хлопочут.

Воспитатель включается в процесс игры по мере необходимости в качестве игрового партнера (соседка) в соответствии с сюжетной линией:

- Я до зари встала, каши в чугуне наварила, тесто в макитре замесила, хлеба в печи напекла (месит тесто в миске, печет хлеб). Казачки, может, кто-то из вас хочет приготовить наваристый борщ?

Проводится игра «Свари кубанский борщ». Казачки из корзинки с овощами отбирают только необходимые для борща овощи и готовят из них кубанский борщ.

Старая казачка: Я корову подоила, молочка парного принесла.

Молодая казачка: А я на стол накрываю! (Казачки несут самовар, раскладывают чашки и блюдца на столе).

Казачки: Просим всех за стол, угощайтесь! Соседи тоже проходите, садитесь!

Воспитатель: Хлеб да каша…

Дети: пища наша!

(Все садятся за накрытый стол, угощаются).

Молодой казак: Спасибо, казачки, за вкусную еду! Ну, а нам пора в поле! (несколько казаков садятся на коней и скачут в поле – участок группы, оборудованный зеленым ковриком).

Проводится игра «Подсолнухи». Игрок-земледелец стоит в стороне и запоминает, где находятся игроки-подсолнухи. По команде «Солнце!» земледелец отворачивается, а два «подсолнуха» меняются местами. Земледелец поворачивается и должен сказать, кто из игроков поменялся местами.

Воспитатель: Казаки, вот вам два ведра,

              А ну-ка, напои коня!

Проводится игра-эстафета «Напои коня». По сигналу конники едут наперегонки к ведрам с водой, поят своего коня. Победит тот, кто первым вернется назад (играет песня «Гопачок»).

Старый казак: Мы пойдем на рыбалку - рыбы на ужин наловим (несколько казаков берут удочки, уходят на рыбалку – участок группы, оборудованный голубым ковриком).

Проводится игра «Рыбаки и рыбки». Несколько «рыбаков» держатся за руки (держат невод). Остальные дети – «рыбки» медленно двигаются- «плавают от одного берега до другого». «Рыбаки», не размыкая рук, ловят «рыбок». Пойманные «рыбки» примыкают к рыбакам - «невод» становится все длиннее.

Воспитатель: Казачата, кто поможет домашних птиц покормить? (казачата уходят кормить уток, гусей, кур).

Воспитатель: А где же мы воду возьмем, чтобы напоить их?

Дети (казачка): Я пойду к колодцу за водой (берет ведра, идет за водой, возвращается). И хату приберу (берет веник, подметает).

Дети (казачка): А я пока малыша покормлю и спать уложу (кормит малыша и качает в люльке).

Воспитатель: Казачки, я много пряжи на прялке напряла, помогите смотать ее в клубочки? Кто из вас быстрее нитки в клубочки смотает, та и лучшая рукодельница!

Проводится игра-эстафета «Кто скорее намотает клубочек» (девочки мотают нитки на клубок, звучит песня «Прялица»).

Воспитатель: Все быстро справились с работой, вы настоящие казачки! Солнышко уже в зените, а казачьей семье целый день присесть некогда: казаки в поле работают и рыбу на реке ловят, казачки в хате прибираются, воду носят, еду в печи готовят, казачата взрослым помогают (все дети играют, выполняя свои ролевые обязанности). Но вот и вечер настает, казаки с работы возвращаются! (к хате подходят казаки).

Молодой казак: Весь день мы в поле работали, утомились!

Старый казак: А мы много рыбы наловили, устали! (показывает богатый улов).

Воспитатель: Все мы хорошо потрудились, можно и отдохнуть! Кто-нибудь из вас знает старинное казачье поверье про подкову?

Казачата: «Кто подкову найдет, к тому счастье придет»

Проводится игра «Передай подкову». Все казаки стоят по кругу и под музыку передают друг другу подкову. Музыка останавливается, и у кого последнего останется подкова, тот танцует или поет частушку (играет кубанская плясовая).

Воспитатель: Вот и солнышко село, день к концу клонится. Казачья семья ко сну готовится. Ребята, кто из вас хочет вернуться из казачьей семьи в нашу группу, может подойти ко мне.

Дети, подошедшие к воспитателю, обсуждают игру, остальные продолжают играть по собственному замыслу.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра в казачью семью?

Дети: Да!

Воспитатель: А в обычной семье чем занимаются наши родные?

Дети: Папа и мама ходят на работу, бабушка помогает по хозяйству, сидит с внуками, дедушка ходит на рыбалку.

Воспитатель: Можно сказать, что семья наших предков казаков и современная семья похожи? Чем?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а были какие-нибудь трудности, которые вы испытывали в игре? Всё ли нам удалось делать дружно? Если нет, то почему? А вы знаете правила крепкой и дружной семьи? Кто может их назвать?

Ответы детей:

-Нужно уважать своих родителей и помогать им.

-Почаще навещать бабушку и дедушку, если они живут отдельно.

-Говорить добрые слова своим родным, дарить им подарки.

Воспитатель: Верно, и если вы будете соблюдать эти правила, то вырастите настоящими казаками, достойными своих предков. Все вы очень старались, именно поэтому у нас получилась интересная и познавательная игра! Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии? Может быть, что-то вызвало затруднения? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Африку" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью  вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают закрепить усвоенные ранее знания, расширить представления  дошкольников ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

Сюжетно – игровое физкультурное занятие для детей младшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

  Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей младшего дошкольного возраста.                       ...

Образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"

"О той красоте, что повсюду вокруг, чьё имя навеки наш Санкт-Петербург"...

Конспект организованной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Дедушки Мороза». образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель:Обобщить представления детей о главном герое новогодних праздников - Дедушке Морозе, познакомить детей с его вотчиной в Великом Устюге.Задачи:Обогащать лексический словарь детей;  актив...

Сюжетно - игровое физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие по родному краю»

цель данного мероприятия закрепление дошкольниками подвижных игр народов Севера....