Знакомство детей с национальной марийской одеждой
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия " Знакомство детей с национальной марийской одеждой"   Цель:  Познакомить детей с названиями  одежды на марийском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сернурский детский сад «Сказка»

Знакомство детей с национальной марийской одеждой.

Преподаватель ДОП образования :

Иванова Ольга Васильевна

Сернур

2019 год

Цель:  Познакомить детей с названиями  одежды на марийском языке.

             Задачи:

  1. Учить правильно произносить новые слова на марийском языке:  упш, ужга, шоко йолаш, кем, пижерге, чия.
  2. Развивать диалогическую речь на марийском языке.
  3. Воспитывать интерес к марийскому языку.

Материалы: Мультимедийное оборудование, презентация «На улице зимой», кукла в зимней одежде,  корзинка со снежками.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, видеороликов о зимней одежде.


Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

I. Оргмомент.

Салам  йоча-влак ! Посмотрите у меня красивая снежинка. Она хочет вам загадать загадку.Отгадаем?

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет белым.

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины.

Рассказывает воспитатель

3мин.

2.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

-Ребята посмотрите к нам в гости пришла кукла Начи. Она хочет с нами пойти гулять. Может она так идти?

Почему? Правильно, она раздетая, ее нужно одеть в теплую одежду. Поможем ей?

(звучит марийская мелодия, входит воспитатель с куклой ).

Ответ детей (уремыште теле, телым йушто)

5 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектированиерешенийпроблемнойситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

-В старые времена женщины и мужчины надевали рубахи(платья). У мужчин они были немного покороче. Посмотрите, Юлавий надела домотканое платье(тувыр).Почему домотканое? Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе платья, полот

Игра «Оденем куклу»

-Слово одевается на марийском языке звучит так- чия.

Давайте вспомним, когда  собираемся на прогулку, что мы в первую очередь одеваем? (вспоминаем последовательность одевания).

Это что? Тидем? Это теплые штаны. Тиде шокшо йолаш. Теплые-шокшо. Штаны-йолаш.

- Тиде мо?

Тиде шокщо йолаш.

Начий чия?

Начий чия.

Начий мом чия?

Начий шокшо йолашым чия.

Такой диалог идет со словами: шокшо кем, упш, ужга, пижерге.

-Справились с заданием, помогли Начий собраться на прогулку. Молодцы.

В слове Начий есть звук ч. Давайте вспомним песенку и дружно, четко скажем:

Чип-чоп, чип-чоп,

Начий кйыш чоп-чоп-чоп.

Начий очень благодарна вам и хочет показать вам видеосюжет, как дети зимой одеваются и развлекаются.(просмотр). А вы хотите поиграть? Модына?

-Модына.

Начий принесла вам снежки. Дети играют в снежки.

Начий. – Ой, шокшо, шокшо.

В. Ребята, Начий говорит, что ей стало жарко. Как ей помощь?

Дети. Ее надо раздеть.

Игра «Кто быстрее?»

Играющие становятся в круг. Водящий ходит за кругом. Встав за играющим и слегка стукнув его по плечу, произносит слова: «Ик, как, кум, ныл, вич, худ, шым, кандаш, индеш, лу» («раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять»). На счет «лу» водящий и игрок бегут в противоположных направлениях .

Цель: быстрее добежать до освободившегося места. Кто останется без места, тот водящий.

Дети отвечают инд., и хором на марийском языке.

Диалогическая речь с детьми.

Работа над звуком инд., и хором.

Играют в игру

15 мин

4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

В. Раздевается на марийском языке –кудашеш.

-Настя что делает?  Настя мом ышта?

-Настя раздевается? Настя кудашеш.

-Настя мом кудашеш?

-Настя пижергым кудашеш. (упшым, ужгам, шокшо кемым,

Шокшо йолашым)

 Игра «раздеваем Настю»

В ходе раздевания дети повторяют новые слова.

-Молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с зимней одеждой. Понравилось вам занятие. Если вам занятие понравилось, подарите Начий большие снежинки, а если не понравилось, то маленькие снежинки.

(ответы детей, диалогическая речь)

Прощание с куклой

5 мин

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сернурский детский сад «Сказка»

Знакомство с национальной марийской одеждой.

Педагог ДОП образования :

Иванова Ольга Васильевна

Сернур

2019 год

Цель:  Познакомить детей с марийской национальной одеждой.

             Задачи:

  1. Учить детей правильно называть новые марийские слова:тувыр, тур, шовыч, ончылшовыч.
  2. Развивать  диалогическую речь, расширять словарный запас на марийском языке.
  3. Закрепить умение хорошо насыщать кисть краской(гуашь) держать её наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально-узких линий и точек.
  4. Воспитывать интерес к марийскому искусству, к марийской речи.

Материалы: Мультимедийное оборудование, аудиозапись,кукла в марийском национальном костюме, иллюстрации с изображением национальной одежды народа мари, плетение корзинки, гуашь,кисти,полоски бумаги.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением марийских узоров.

Беседа о культуре и быте народов.


Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

I. Оргмомент.

Мой край марийский ,земля родная

Красивых песен и озер.

Край марийский тебя люблю я,

И тут живу я с давних пор.

Республика моя – родная сторона,

Мой край марийский – самый лучший,

 Просторные поля, зеленые луга,

И берега Кокшаги нету лучше!

Рассказывает воспитатель

3мин.

2.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

-Ребята посмотрите у нас сегодня гостья. Это кукла. Зовут её Танюша.

Кукла:  Салам мейже!(Здравствуйте).

-Посмотрите, какое у неё интересный наряд. Она говорит, что собралась к подружке на день рождение , а подарка нет. Поможем ей? Я предлагаю вам для подарка разрисовать платье марийскими узорами. Согласны?

 Но вначале  предлагаю вам рассмотреть платье у Танюшы.

-Тиде тувыр. Тувыр мотор?

-тувыр мотор.

-Это вышивка на платье. Она вышивается по подолу, на груди, на рукавах. Почему? (дети обсуждают).

-Это оберегает доступ к человеку все плохое.

-Вышивка на марийском языке – тур. (инд., и хоровой ответ).

Тиде туран тувыр?

-Тиде туран тувыр. В такой форме идет диалог с новыми словами ( шовыч, ончылшовыч, ушто). Что изображено на  узорах (ромбики ,крестики, звездочки)

В слове туран есть звук у, в русском языке его нет. Давайте научимся правильно произносить этот звук. Сначало произнесем звук и, теперь постепенно вытягиваем и округляем губу. (инд., и хором). Молоцы.

(звучит марийская мелодия, входит воспитатель с куклой в национальной одежде).

(Воспитатель рассказывает и показывает одежду).

Дети повторяют новые слова инд., и хором. Идет диалогическая речь.

5 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектированиерешенийпроблемнойситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

-В старые времена женщины и мужчины надевали рубахи(платья). У мужчин они были немного покороче. Посмотрите, Юлавий надела домотканое платье(тувыр).Почему домотканое? Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе плать

- Скажите, что такое орнамент? (Элементы узора, расположенные в определённом порядке).

-Орнамент  -это элементы узора, расположенные в определённом порядке.

Давайте мы поможем Танюше сделать подарок для ее подружки. Дети раскрашивают силуэт платья марийским арнаментом.

Играют в игру

15 мин

4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Ребята, какие предметы одежды вы запомнили?

Идет закрепление новых слов.

-Кукла Танюша очень рада, что вы ей помогли. Она говорит «тау лиже Чеверын».

-Понравилось вам занятие? Чем понравилось, что нового узнали?

(ответы детей)

Прощание с куклой

(Дети выбирают лучшие работы).

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской национальной одеждой»

Ознакомление с прошлым русского народа...

«Знакомство с национальной марийской одеждой»

Конспект НОДна тему: «Знакомство с национальной марийской одеждой»...

Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».

Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального района...

«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»

В материале дается краткое описание марийских народных сказок, легенд....

«Знакомством детей с национальными традициями народов Севера»

С изучение традиций, быта коренных народов Ямала, с знакомством детей с национальными традициями народов Севера...